Салон

Почему из глушителя идет черный дым? Черный дым из выхлопной трубы – причины, последствия Темный дым из выхлопной трубы при запуске.

Одним из наиболее распространенных признаков неисправностей автомобиля является свойственный определенным поломкам и проблемам дым. Диагностика этой проблемы настолько широка, что в учёт принимаются цвет, количество, периодичность появления и другие факторы, которые могут сигнализировать о появлении проблем. Но не всем известно, чем отличается постоянный белым дым и периодично-появляющийся дым такого же цвета. Или же, на что влияет черный дым из выхлопной трубы. Выхлопной дым синеватого цвета также имеет свои уникальные причины появления. Все эти проявления требуют детального разбора и анализа. Вашему вниманию представляем первую часть, посвященную появлению черного дыма.

Прежде чем разбираться в отдельных «патологических» состояниях выхлопного дыма, следует разобраться, а что вообще такое выхлоп, для чего он нужен, и как он выглядит в норме. Как следует из наименования, испарения, поступающие из машины через глушитель, являются продуктом переработки, появляющиеся во время кинетического движения двигателя и его прилегающих. Говоря простым языком, это соединение пара из воды, азота и углекислого газа, появляющееся во время работы двигателя.

В норме, при исправных системах моторного отсека, а также приемлемом качестве расходующих материалов, этот дым практически бесцветен, имеет свойственный выхлопам запах, и определенный уровень плотности. Но как уже было сказано чуть ранее, иногда мы являемся свидетелями появления несвойственного дыма другого цвета (чаще всего белый, синий и черный дым из выхлопной трубы), часто одновременно с ухудшением ресурса автомобиля (или без оного). В чем же причина этих диагностических проявлений, мы попытаемся разобраться более подробно, проанализировав каждый из этих видов дымов.

Черный дым из выхлопной трубы и причины его появления

Это, наверное, наиболее «популярный» вопрос, всех водителей, в автомобиле которых установлены дизельные, карбюраторные или инжекторные двигатели. С подобным проявлением встречались многократно обладатели старых, подержанных марок отечественного производства. Но что же является причиной такого нехарактерного едкого испарения, и почему идет черный дым из выхлопной трубы?

Для начала следует успокоить и облегчить панику – появление черного дыма, как правило не свидетельствует о серьезных поломках в моторном отсеке. Однако, рассчитывать на то, что эта проблема не способна нанести ущерб позже – заведомо проигрышная стратегия. По сути дела, это и не проблема вовсе, а всего лишь один из симптомов, удобность которого в том, что он может быть замечен без длительного копания в составляющих двигателя.

О чем же сигнализирует появления черного дыма из выхлопной трубы? В зависимости от типа двигателя и состояния автомобиля причин может быть несколько, однако среди них всех основной и наиболее вероятной принято считать перенасыщение используемой топливно-воздушной смеси. На практике это выглядит следующим образом: по причине перенасыщенной смеси, та не может эффективно перегореть в цилиндрах двигателя, благодаря чему недостаточно переработанный выхлоп попадая в катализатор (а позже и в открытый воздух) вместе с излишками топлива окрашивает дым в черный цвет.

На появления такого дыма не влияет вид топлива, будь то бензин или солярка, так как причина проблемы свидетельствует о поломках в системе подачи топлива. Кроме того, иногда появляется черный дым из выхлопной трубы при запуске, а позже дым соответствует нормальному виду и густоте. Это связано с тем, что топливо не поджигается в камере, и по причине своей сырости в не переработанном виде поступает в глушитель (как правило, такой двигатель на старте сильно «троит»).

Способы устранения, а также виды поломок

Возникает резонный вопрос «Как устранить черный дым из выхлопной трубы?». Для каждого типа двигателя, ответ будет отличаться. Неисправность, как это обычно бывает, запрятана в причине возникновения. У карбюраторного типа зажигания причиной черного дыма является перелив в поплавковой камере, а значит для ремонта необходимо будет разобранный карбюратор прочистить, поменять жиклеры, и установить показатель измеряемого бензина внутри камеры сгорания.

По причине отсутствия поплавка в системе с инжектором , причины и устранение их будут в корне отличаться. Здесь за подачу ответственна электроника, а точнее «инжекторы». Именно они имеют свойство забиваться и нарушать подачу топлива. Прочистить их можно вручную или используя чистящие добавки в бензин. Иногда в черном дыме из выхлопной трубы «виновата» неисправная работа топливного насоса (происходит подача увеличенного давления). К сожалению, единственный вариант устранения этого вида поломки заключается в его полноценной замене.

В чем же причина поломки у дизельных двигателей , ведь именно они являются наибольшими виновниками и лидерами по выбросам черного дыма в воздух. Для начала, следует сказать, что продукты перегорания солярки априори будут выдавать более темный цвет, чем бензиновые аналоги. Но чтобы устранить эту токсичную угрозу и уменьшит количество свинца в дыме, в дизельные автомобили устанавливают «сажевый фильтр». По причине его неисправности, дым может становится темнее, гуще, и содержать опасное для окружения количество токсинов. Замена сажевого фильтра как правило возвращает эти показания в норму.

Последствия неисправностей

Как и в любом другом деле, пускание проблемы на самотёк способно принести уйму проблем в будущем. Очень часто, вовремя замеченный дым становится первым и последним предупреждением перед серьезной поломкой. Например, у бензиновых автомобилей такая неисправность ведёт к полной замене катализатора. Мы не так давно писали, о в нашем материале. Однако, в любом случае замена подобного приспособления обойдется не дешево.

Еще более чревато игнорирования подобной проблемы у дизельных автомобилей. Так как давление в камере, использующей подобный вид топлива, еще больше чем у бензиновых, перенасыщение объема может вызвать разрыв блока подачи, ремонт которого обойдется в солидную сумму.

О чем расскажет цвет дым из выхлопной трубы: черный, синий (сизый) или белый, каждый цвет имеет свое значение.

Всем известно – когда дымит двигатель, это «не есть гут». Многие считают, что без вскрытия и дефектовки причину дыма из выхлопной трубы не определить. Да, с такой точностью, которую показывает данная процедура, это невозможно. Но есть ряд признаков, которые помогают определить неисправность еще до разборки – это позволяет спрогнозировать временные и денежные затраты на ремонт.

Черный дым: бензиновый двигатель

Черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя – это следствие горения слишком большого количества топлива, то есть, сильно переобогащенной смеси. В таком случае есть несколько вариантов неисправностей, которые стоит проверить:

  • Отрегулировать карбюратор. Если же в этой области не хватает знаний и практики, то не стоит пытаться сделать это собственноручно – это очень тонкий процесс, который требует крайней аккуратности и полнейшего понятия дела.
  • Проверить герметичность форсунок. Если они не полностью закрываются, то в цилиндры поступает неконтролируемое количество топлива, которое сгорает, от этого образуется сажа, поэтому дым черный.
  • Проверить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Если он неисправен, то показывает неверное количество проходящего воздуха, соответственно, в цилиндры подается непропорциональное количество бензина, поэтому идет черный дым из выхлопной трубы.

Черный дым: дизельный двигатель

Здесь причины практически не отличаются, есть только несколько более тонких моментов. Если из выхлопной идет черный дым на дизеле, то надо проверить несколько возможных причин:

  • Слишком высокое давление в рампе. У дизельного двигателя с Common Rail имеется топливный насос высокого давления (ТНВД), который нужно калибровать. Так вот, если его настройка неверна, то будет наблюдаться такая картина.
  • В целом, все остальным причины, почему идет черный дым на дизеле, не отличаются от бензинового двигателя.

Сизый дым: бензиновый мотор

В такой ситуации надо быть готовым к ремонту. Если двигатель дымит синим дымом, это верный признак масла в цилиндрах. Как оно туда попадает – уже другой вопрос, как правило, это следствие износа деталей.

Двигатель дымит синим дымом потому что масло сгорает вместе с бензином. Поэтому, стоит подумать, откуда оно там. Есть всего два пути: снизу и сверху.

  • Износ маслосъемных колпачков приводит к тому, что идет синий дым из выхлопной трубы. Как правило, двигатель дымит синим дымом после замены масла, особенно, если замена производилась невовремя. Дело в том, что старое, грязное масло обладает большей вязкостью, а мусор и грязь, которая в нем имеется, играет роль сальника. Таким образом, пока залито старое масло, двигатель работает боле ли менее нормально. Новое масло все это промывает, после чего маслосъемный колпачок становится заливной горловиной.
  • Износ маслосъемных колец так же приводит к тому, что двигатель дымит синим. Их роль – собирать масло со стенок цилиндров во время рабочего хода и впуска, то есть, когда поршень стремится к нижней мертвой точке. Говоря простым языком, идет вниз. Если кольца износились, то масло остается на стенках цилиндров, после чего собирается компрессионными кольцами во время такта сжатия и выпуска, то есть, когда поршень идет вверх. Для того, чтобы диагностировать данную неисправность, надо проверить компрессию.

Если же дымит двигатель синим дымом, то надо обратить внимание на уровень масла и постоянно за ним следить, потому что «жор масла» будет проявляться любом случае. После того, как проявилась данная неисправность, желательно поубавить свои аппетиты и не крутить двигатель выше 3000 оборотов.

Проверять цвет дыма надо на горячую, идеально во время старта с места в горку. Так же стоит обратить внимание на выхлопной патрубок – он должен быть сухим. Масло по природе своей в цилиндрах не сгорает, а вылетает в выхлопной тракт с газами. Соответственно, его остатки будут видны на патрубке.

У дизельного мотора причины ровно те же, поэтому рассматривать его отдельно нет смысла.

Белый дым из выхлопной: причины, способы устранения

Бывает еще так, что двигатель дымит белым дымом. В этом случае надо сначала обратить внимание на погодные условия – это может быть просто пар, потому как выхлопные газы имеют достаточно высокую температуру. Если же конденсата на патрубке не наблюдается, то стоит обратить внимание на цвет свечей зажигания. По всей вероятности, они будут имеет такой же белый налет, как и цвет дыма. В таком случае дело в бедной смеси. Итак, белый дым из выхлопной трубы может идти по нескольким причинам:

  • Неисправность топливного насоса, как следствие, недостаточное давление в топливной рампе и недостаток топлива в горючей смеси.
  • Забитые форсунки. Через них проходит меньше топлива, чем того ожидает электронный блок управления двигателем.
  • Забит топливный фильтр. Опять таки, недостаток топлива.

Чем опасен дым из выхлопной: черный, сизый или белый

Само собой, к наибольшим последствиям может привести синий дым из глушителя. С одной стороны это мелочь. С другой же, в двигателе происходят сложные, четко спланированные процессы. Отклонение от алгоритма приводит к неисправности.

Так, например, масло, попадая в выхлопной коллектор, оседает на седлах клапанов. Они имеют очень высокую температуру, поэтому оно моментально пригорает, образуя достаточно толстый коксовый слой. Из-за этого клапан неполностью закрывается, снижая тем самым компрессию двигателя. К поломке, конечно, это вряд ли приведет, а вот хлопот неплохо прибавит. Поиски причины того, что двигатель не тянет и не развивает обороты, можно искать вечно. Так вот, вскоре это приведет к тому, что клапан будет постоянно открытым, а это хлопки в глушитель, повышенный расход топлива, затрудненный пуск в холодное время.


Кроме того, это может привести к тому, что кольца в засядут в канавках и потребуется раскоксовка.
Обязательно стоит уточнить, это далеко не все причины того, что двигатель дымит, их может быть гораздо больше.

Видео: почему из выхлопной идет черный дым

В принципе, многие автовладельцы не обращают особого внимания на дым из выхлопной трубы, если его количество уменьшается после полного прогрева машины, а в процессе движения дым и вовсе исчезает. Однако если дымление не прекращается и при езде – это явный признак более или менее серьезных неисправностей в моторе авто.

Эти неполадки как бы стараются обратить на себя внимание водителя, обостряясь при запуске двигателя и проявляясь в виде дыма различных оттенков – белого, черного или синевато-сизого. Следует внимательно отнестись к этим тревожным сигналам и вовремя выявить неисправность до того, как потребуется сложный и затратный ремонт.

О природе выхлопного дыма

Цвет и консистенцию дыма из выхлопной трубы можно образно сравнить со свежестью человеческого дыхания – здоровый организм (и биологический, и механический) выдыхает соответственно более чистые пары, чем заболевший. В исправном автомобиле при сгорании топлива образуются соединения воды и углекислого газа – как и в парах от дыхания здорового человека. Однако нужно учесть, что сгорание бензина происходит не на чистом кислороде, а при помощи обычного воздуха, по большей части состоящего из азота.

Именно поэтому в дыме из выхлопных труб автомобилей образуются вредные азотные оксиды (NOx), негативно влияющие на состояние атмосферы и даже приводящие к выпадению так называемых кислотных дождей. Да и топливо окисляется и сгорает не полностью, даже в двигателях новейших марок, а из-за этого происходит дополнительный выброс углеродных соединений – СО и СН. Помимо всего этого, при попадании в камеру сгорания масла или охлаждающей жидкости, возникают и уходят в воздух другие, не менее вредные, химические «коктейли».

Разумеется, выхлопная система современных моторов по возможности оснащается различными нейтрализаторами и фильтрами. Однако этого недостаточно – вспомните плотные облака смога на фотографиях крупнейших мегаполисов. Кроме того, любые фильтрующие системы изнашиваются со временем, тем самым повышая токсичность дыма, выходящего из выхлопной трубы автомобиля. Хотя, как говорилось выше, цвет и токсичность дыма зависят не только от негодности механизмов саморегуляции, но и от многих других неисправностей.

Чаще всего более или менее густой дым из выхлопной трубы сигнализирует автовладельцу о неисправности систем топливоподачи и охлаждения двигателя, а также о неполадках механизма распределения или поршневой группы. В каждом из этих случаев имеются свои нюансы: либо топливо сгорает неполноценно, либо в цилиндры поступает , а иногда и масло. Собственно говоря, именно излишки топлива или же наличие посторонних веществ в цилиндрах и придают выхлопным газам различные оттенки.

В целом цвет дыма из выхлопной трубы практически одинаков – различия имеются только в нюансах, поскольку иногда неполадки определенной системы, вызывающие дым, напрямую связаны с неисправностью других систем, которые не могут «заявить о себе» с помощью дымления. Например, нередка такая ситуация: плохо работает система охлаждения, из-за чего . Из-за перегрева пригорают поршневые кольца, что влечет за собой попадание масла в цилиндры и, как результат – появление дыма. Заметьте, что изначальная причина кроется вовсе не в поршневых кольцах, а в системе охлаждения.

Именно поэтому, начиная искать причину, вызвавшую дым из выхлопной трубы, следует крайне тщательно – анализируя и сопоставляя все имеющиеся факторы. Наиболее распространенные сочетания таких факторов и возможные оттенки дыма мы сейчас рассмотрим подробней.

Происхождение белого дыма

Нередко, особенно в холодную погоду, на режиме можно заметить белый дым из выхлопной трубы. Появление белого облака (по сути являющегося не дымом, а паром) часто связано с полным остыванием двигателя за ночь. Водяной пар – это естественный спутник процесса сгорания топлива. Когда выпускная система остывает в течение ночи, вода конденсируется, а по мере того как система начинает прогреваться – конденсация воды уменьшается и теплое испарение становится видимым в холодном воздухе. Таким образом, густота белого дыма напрямую зависит от температуры окружающей среды: чем холоднее на улице – тем более видимым становится белое облако. Кроме того, степень насыщенности пара связана также и с влажностью воздуха – при повышенной влажности пар сильнее густеет.

Каким же показателем «здоровья» автомобиля является наличие такого дыма из выхлопной трубы – плохим или хорошим? Это зависит от нескольких точек рассмотрения. Выхлоп с достаточным количеством водяного пара указывает на эффективную работу мотора. Однако что касается непосредственно выхлопной системы, то интенсивное образование белого пара нельзя назвать хорошим признаком ее работы. Если такой пар появляется даже в теплую погоду – нужно проверить цилиндры на предмет попадания в них охлаждающей жидкости. При этом особое внимание следует уделить проверке герметичности прокладки головки блока.

В состав охлаждающей жидкости входит вода – и при попадании в цилиндры она не успевает испариться в процессе сгорания топлива, что и приводит к образованию белого дыма-пара. Кстати, иногда он может приобретать маслянистый сизоватый оттенок – это также зависит от состава охлаждающей жидкости. Вообще отличить дым от пара легко: пар рассеивается практически сразу, а после дыма в воздухе на некоторое время остается легкий туман. Также следует знать, что попадание жидкости в цилиндры приводит к интенсивному загрязнению свечей зажигания, от чего они начинают искрить, и в итоге цилиндр не может работать полноценно.

Также интенсивное выделение белого дыма из выхлопной трубы может свидетельствовать о том, что ранее двигатель не прогревался до необходимой температуры – например, из-за того, что автомобиль передвигался только на короткие расстояния. В этом случае некоторое количество воды обязательно остается в глушителе и выхлопных трубах, а это «не есть хорошо», поскольку может повлечь за собой возникновение очагов коррозии.

Сизый дым (возможно, с синеватым оттенком)

Следующим в нашей классификации дымов рассмотрим сизый дым из выхлопной трубы. В большинстве случаев появление сизого и синего выхлопного дыма имеет «масляную» природу. Обычно такая ситуация связана со сгоранием масла в цилиндрах – чаще всего это касается автомобилей старых марок, поскольку их двигатели уже находятся на достаточно высокой степени износа. Стенки цилиндра в таких моторах истончаются, и поэтому поршневые кольца уже не в состоянии обеспечивать надлежащее уплотнение. В результате масло удаляется плохо, его расход растет, а компрессия понижается – именно поэтому «уставшая» машина начинает дымить сизым или синим выхлопом.

В некоторых ситуациях, когда износ мотора еще не критичен, цилиндры могут оставаться в достаточно неплохом состоянии, а причина сизого дыма, идущего из выхлопной трубы, заключается только в закоксованных кольцах. Особенно часто кольца коксуются и, соответственно, теряют подвижность, когда автомобиль долгое время работает на (это же касается и масла). Так или иначе, но при появлении сизо-синего дыма, автовладельцу волей-неволей следует задуматься о серьезном ремонте с полным перебиранием двигателя.

Однако бывают и менее фатальные причины – например, маслосъемные колпачки, которыми уплотняются стержни клапанов. Поскольку они изготовлены из резины, то также со временем могут потерять первозданную эластичность, что влечет за собой просачивание масла. В этих случаях масло через зазоры попадает в коллектор впуска, а оттуда – в камеру сгорания, что и является условием для появления сизого выхлопа. Разумеется, если дело в колпачках, то устранение неполадки обойдется автовладельцу значительно дешевле, нежели полный разбор и профилактика мотора.

Достаточно часто возникает проблема, когда масло расходуется из-за некорректной работы системы вентиляции, в данном случае – вентиляции картера двигателя. При этом масло попадает в картер из-за того, что давление в цилиндре повышается настолько, что уплотнение поршней уже не справляется с отработанными газами, образующимися при сгорании топлива. Именно «благодаря» и сгоранию нежелательных газов и появляется нехарактерный дым из выхлопной трубы. Двигатель пытается самостоятельно откачать газы, сообщаясь при этом с системой впуска. Из-за этого газы повторно сгорают, а затем уходят через выхлопную трубу. Главный вред при этом наносит масляный «туман», который тянется за газами внутрь мотора и взаимодействует с его деталями, что и приводит к появлению сизо-синего дыма из выхлопной трубы.

С этими нежелательными процессами призвана справляться именно система вентиляции: в исправном состоянии она должна отделять масло и регулировать скорость потока (поскольку двигатель работает по принципу насоса и способен создавать слишком высокое разряжение во впускной системе). Итак, если вентиляция испорчена – расход масла, соответственно, увеличивается. Однако если говорить о стоимости устранения этой проблемы – то она достаточно невелика, особенно если владелец четко осознает, с чем имеет дело, и не позволит себя обмануть работникам станции техобслуживания.

Черный дым – причина в топливе

Как видно из названия этого подраздела, черный дым из выхлопной трубы чаще всего обязан своим появлением проблемам с горючим. Черный цвет выхлопа обусловлен цветом сажи, которая образуется в результате, например, неполного сгорания топлива. Сажа появляется, когда идет процесс разложения на элементы той части топлива, которой для полного сгорания не хватило воздуха.

Современные автомобили оснащены компьютерными системами, которые контролируют все процессы, происходящие при движении – в том числе и процесс сгорания топлива. Под таким «чутким руководством» значительно снижается риск ошибки в образовании горючей смеси – хотя по большому счету это касается только бензиновых моторов, в то время как дизель, даже самый современный, все равно будет слегка коптить.

Это связано с тем, что состав смеси отличается от бензиновых собратьев – ее концентрация в данном случае неоднородна и содержит в себе вкрапления высокой топливной плотности. Для придания ей однородности, современная автоиндустрия использует механизмы повышенного давления впрыска – однако даже эта мера пока не способна полностью искоренить проблему, и поэтому окрашенный сажей дым из выхлопной трубы машины с дизельным мотором можно увидеть гораздо чаще, чем у бензиновых автомобилей.

На последних марках используются противосажевые фильтры, что в некоторой мере решает вопрос (однако эти фильтры необходимо периодически чистить, а рано или поздно – менять на новые).

Помимо неполного сгорания, причиной черного дыма из выхлопной трубы могут стать и другие факторы – например, недостаточное качество бензина. Следует помнить, что использование некачественного бензина может повлечь за собой слишком быстрый процесс сгорания – такое сгорание еще называют детонационным. Еще одним фактором, влияющим на интенсивное образование сажи, может стать неисправность той самой пресловутой электронной системы, следящей за эффективностью сгорания топлива. Например, отказ датчика кислорода приводит к тому, что электронный блок оказывается не в состоянии осуществлять контроль полноты сгорания – и тогда он начинает работать наобум, не поддерживая при этом полноценный «диалог» с кислородным датчиком.

Видео — белый дым (пар) двигателя

Видео — появление синего дыма из выхлопной трубы

Видео — холодный запуск Nissan Skyline и появление чёрного дыма из него

Заключение!

Итак, дым из выхлопной трубы, независимо от своего цвета, не должен оставлять автовладельца равнодушным – ведь, таким образом, машина сигнализирует о неполадках. Желаем всем нашим читателям исправных автомобилей и бездымных поездок!

  • Новости
  • Практикум

Запрет на ручные радары ГИБДД: в некоторых регионах он снят

Напомним, что запрет ручных радаров для фиксации нарушений ПДД (модели «Сокол-Виза», «Беркут-Виза», «Визир», «Визир-2М», «Бинар» и др.) появился после письма главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников ГИБДД. Запрет начал действовать 10 июля 2016 года во многих регионах страны. Впрочем, в Татарстане инспекторы ДПС, ...

Новый седан Kia назовут Стингером

Пять лет назад на Франкфуртском автосалоне Kia представила концептуальный седан Kia GT. Правда, сами корейцы называли его четырехдверным спорткупе и намекали, что этот автомобиль сможет стать более доступной альтернативой Mercedes-Benz CLS и Audi A7. И вот, пять лет спустя, концепт-кар Kia GT трансформировался в Kia Stinger. Судя по фото...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Пробег Магадан-Лиссабон: есть мировой рекорд

Они проехали через всю Евразию из Магадана до Лиссабона за 6 дней 9 часов 38 минут и 12 секунд. Этот пробег был организован не только ради минут и секунд. Он нес культурную, благотворительную и даже, можно сказать, научную миссию. Во-первых, 10 евроцентов с каждого пройденного километра было перечислено в пользу организации...

В новом календаре Pirelli снимется профессор МГУ

В съемках культового календаря приняли участие голливудские звёзды Кейт Уинслет, Ума Турман, Пенелопа Круз, Хелен Мирен, Леа Сейду, Робин Райт, а специально приглашенным гостем стала профессор МГУ Анастасия Игнатова, сообщает Mashable. Съемки календаря проходят в Берлине, Лондоне, Лос-Анджелесе и французском городке Ле Туке. Как...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Культовый внедорожник Toyota канет в Лету

Полное прекращение выпуска автомобиля, который до сих пор выпускался для рынков Австралии и стран Ближнего Востока, запланировано на август 2016 года, сообщает издание Motoring. Впервые серийный Toyota FJ Cruiser был показал в 2005 году на Международном автосалоне в Нью-Йорке. С момента начала продаж и до сегодняшнего момента автомобиль оснащался четырехлитровым бензиновым...

Либерализация ОСАГО: решение отложено

Как пояснил зампред Центробанка Владимир Чистюхин, двигаться в данном направлении нельзя, поскольку вначале требуется решение других важных проблем страховой отрасли, сообщает ТАСС. Кратко напомним: подготовка «дорожной карты» по либерализации тарифов ОСАГО началась в ноябре 2015 года. Предполагалось, что первым этапом на этом пути должно стать...

Фото дня: гигантская утка против водителей

Путь автомобилистам на одной из местных автотрасс преграждала… огромная резиновая утка! Фотографии утки моментально разошлись по соцсетям, где у них нашлось немало поклонников. Как сообщает The Daily Mail, гигантская резиновая утка принадлежала одному из местных автомобильных дилеров. Судя по всему, на дорогу надувную фигуру снес...

Видео дня: электромобиль набирает 100 км/ч за 1,5 секунды

Электрический болид под названием Grimsel смог разогнаться с места до 100 км/ч за 1,513 секунды. Достижение было зафиксировано на взлетно-посадочной полосе авиационной базы в Дюбендорфе. Болид Grimsel представляет собой экспериментальный автомобиль, разработанный студентами Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Университета прикладных наук Люцерна. Автомобиль создан для участия...

Если вы неожиданно обнаружили, что дым из выхлопной трубы вашего автомобиля поменял цвет и стал заметно гуще, чем должен быть, это повод серьезно задуматься. Явление такого рода – признак возникших проблем с машиной. Они могут быть крайне разнообразными:

  • Неисправности топливной системы или системы охлаждения;
  • Поломки в системе зажигания;
  • Неправильная работа газораспределительного механизма (ГРМ);
  • Какие-либо неприятности с цилиндро-поршневой группой (ЦПГ).

Непосредственные же причины появления дыма – попадание в цилиндр посторонних жидкостей (тосола и моторного масла), либо избыточное поступление, и, как следствие, неполное или даже ненормальное сгорание топлива.
В некоторых случаях дым – вторичный признак неполадок в какой-либо системе автомобиля. В частности, неисправности в системе охлаждения часто влекут за собой перегрев мотора, из-за которого выходят из строя поршневые кольца. Моторное масло начинает попадать в цилиндр, и появляется дым.

Поскольку причин возможных неисправностей много, начинать локализацию проблемы лучше с определения цвета дыма. В этой статье мы расскажем, какие неполадки может означать дым из выхлопной трубы в зависимости от своей окраски. Причины белого дыма из выхлопной трубы:

Появление белого дыма в некоторых случаях – совершенно нормальное явление, если говорить о первых минутах работы непрогретого мотора в холодное время года. Причина этого – конденсат в выхлопной системе. Но по мере прогрева двигателя конденсат и белый дым (который на самом деле пар) пропадают.

ЗИМОЙ: Следует заметить, что чем ниже температура, тем сильнее растет вероятность появления белого дыма. Более низкая температура прямо пропорционально влияет на густоту пара: уже при -10°С белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе не исчезает, а если градусник падает до -20°С, то появляется характерный сизый оттенок. Свою лепту вносит и влажность воздуха. Если она большая, то и пар будет густым.

ЛЕТОМ: Однако когда вы видите белый дым, а на улице тепло и двигатель прогрет, это сулит плохие новости. Самая вероятная причина белого дыма из выхлопной трубы:

— попадание тосола в цилиндр, что гарантированно происходит, если прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) утратила свою герметичность. Поскольку охлаждающая жидкость (ОЖ) имеет в своем составе воду, она испаряется под воздействием высокой температуры в цилиндре, но не вся, что и приводит к появлению белого пара. Правда, белым он может быть не всегда: в некоторых случаях присадки, содержащиеся в тосоле, придают ему другой оттенок, в том числе и сизый, что уже затрудняет определение причины дымления.

Проверяем опытным путем: пар или сизый дым?

Понять, что это именно водяной пар, можно по 2-м признакам.

  • Во-первых, пар быстро рассеивается , тогда как сизый дым , появляющийся при попадании в цилиндр моторного масла, на какое-то время остается в воздухе .
  • Во-вторых, можно устроить проверку. Она заключается в том, чтобы прогреть мотор и на короткий промежуток времени приложить к выхлопной трубе лист бумаги. Затем нужно внимательно его рассмотреть: если это пар, на листе ничего не будет видно, и он останется таким, каким был до проверки. Дым же оставляет масляные следы, и бумага в этом месте становится жирной на ощупь.


1)
Может случиться так, что тосол попадает в цилиндр не по вине, пришедшей в негодность прокладки, а из-за трещины в блоке двигателя или ГБЦ. При таком развитии событий выхлопные газы нередко просачиваются в охлаждающую жидкость, образуя газовую пробку. Обнаружить ее довольно легко. Откройте расширительный бачок. Вас должны насторожить характерный запах, присущий выхлопным газам, масляная пленка на тосоле и низкий уровень ОЖ. Далее запустите мотор (он должен быть холодным) и пощупайте верхний патрубок радиатора – вы должны ощутить сильный рост давления в нем. Далее посмотрите на расширительный бачок. Уровень жидкости резко пошел вверх, а она пузырится? Значит, газы все-таки попадают в тосол.

2) Поскольку ОЖ при остановке мотора уходит в поддон картера, она начинает портить моторное масло. При смешивании этих жидкостей получается эмульсия, которая обладает свойством пенообразования. После запуска двигателя она начинает циркулировать по смазочной системе, и при этом образовавшаяся пена странного цвета (от голубоватого до светло-коричневого). Пена остается на крышке ГБЦ и пробке горловины, куда заливается масло. Проверить ее наличие можно путем вытаскивания масляного щупа и открытия пробки горловины. Но иногда, если течь ОЖ незначительна, пена появляется, но масло почти не портится.

3) Однако, когда тосол льется рекой, это грозит очень серьезными проблемами. Мало того, что уровень ОЖ стремительно падает и она превращает масло в пенную эмульсию, так еще и может случится гидроудар, поскольку большое количество тосола неспособно испариться, и поэтому, накапливаясь, может воспрепятствовать движению поршня. Последствия крайне трагичны – почти наверняка мотор покажет «руку дружбы» (т.е. сломанный шатун пробьет дыру в блоке двигателя).

4) Иногда можно попробовать локализовать проблему более точно. Дело в том, что ОЖ обладает интересным свойством: она замечательно очищает все, на что попадает. Поэтому вы будете весьма удивлены, когда выкрутите свечи зажигания и обнаружите, что они кристально чистые, как, будто только из магазина. Узнать об утечке тосола можно, вооружившись резиновым шлангом с переходником или тестером утечек и подав воздух под давлением в цилиндр через место установки свечи. Если уровень ОЖ в расширительном бачке повышается, значит, есть утечка. Следует заметить, что при проверке коленвал должен быть повернут так, чтобы все клапана цилиндра с выкрученной свечой были закрыты, а машина стояла на передаче и на ручнике.

5) Более глубокая диагностика требует снятия ГБЦ и ее детальный осмотр. Особенное внимание стоит уделить прокладке, головкам, камерам сгорания, тарелкам клапанов и днищам поршней.

  • Начать лучше с прокладки, поскольку именно ее неудовлетворительное состояние чаще всего является причиной попадания тосола в цилиндр. Также не мешает с помощью специальных инструментов оценить геометрию плоскости ГБЦ. Если ее повело из-за перегрева, головку блока придется заменять. Еще следует проверить, есть ли трещины, для чего ГБЦ необходимо проверить на герметичность под давлением. В лучшем случае все будет в норме, а в худшем – обнаружится трещина, которая зачастую появляется недалеко от седла клапана впуска.
  • Закончив с головкой, загляните в цилиндр. Чтобы осмотр был полноценным, поршень нужно переместить в нижнюю мертвую точку. Ваша задача – поискать трещины в гильзе. Такое случается крайне редко, но тем не менее. Это не составит большого труда: края трещины всегда «отполированы» поршневыми кольцами.

Есть и довольно экзотический способ попадания тосола в цилиндр – через впускной коллектор. Случается это из-за прохудившейся прокладки коллектора, при условии, что она одновременно является прокладкой каналов, с помощью которых он обогревается ОЖ. Характерные признаки: давление в системе охлаждение не растет, а сама жидкость не воняет выхлопными газами, но при этом ее уровень уменьшается и появляется пена из-за превращения моторного масла в эмульсию.

Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя, свидетельствующий о попадания тосола в цилиндр , может выступать и в качестве косвенного свидетельства перегрева мотора из-за неполадок в системе охлаждения. По этой причине диагностика требуется и ей, ведь если ОЖ пошла в цилиндр, это могло произойти потому, что «повело» головку, а конечным виновником всех бед мог стать, например, изношенный водяной насос.

Черный дым из выхлопной трубы: причины

Если дым, идущий из выхлопной трубы, насыщенного черного оттенка и в нем даже можно разглядеть маленькие частички сажи, значит, топливо-воздушная смесь переобагощена.

Иначе говоря, топливо не сгорает в цилиндре до конца, и дожигание происходит уже в глушителе. Вышеописанное явление случается при неправильной работе системы питания или зажигания, а также системы электронного впрыска, если автомобиль ею оборудован.

Как правило, черный дым не появляется в одиночку: он сопровождается высоким расходом горючего, затрудненным запуском мотора и его неустойчивой работой, а иногда даже происходит падение мощности двигателя.

  • Черный дым из выхлопной трубы: карбюратор

Если говорить о силовых установках с карбюраторами, то виновник всех бед, скорее всего, – это неисправный игольчатый клапан, из-за которого получается перелив топлива, или засорившиеся жиклеры, через которые перестал поступать воздух.

Кроме того, причиной возникших неполадок может стать неверно выставленное зажигание.

  • Черный дым из выхлопной трубы: инжектор

Инжекторные моторы могут начать дымить потому, что вышел из строя какой-нибудь датчик (например, расхода воздуха) или форсунки стали негерметичными, что может вызвать гидроудар (из-за большого объема топлива, которое будет буквально литься в цилиндр), чьи последствия описаны выше.

  • Черный дым из выхлопной трубы: дизель

Выхлоп дизельных агрегатов иссиня-черного цвета сам по себе, однако дымление возникает не только из-за негерметичных форсунок, но и вследствие их неправильной регулировки (т.е. если угол опережения впрыска неверно отрегулирован). Также корнем всех зол может быть неисправность топливного насоса высокого давления.

Эксплуатировать автомобиль в таком состоянии можно, но крайне не рекомендуется. Из-за слишком большого объема поступающего в цилиндр горючего оно проникает в поддон картера и портит масло, увеличивая его объем и придавая характерный запах, что негативно влияет на смазочные свойства, принося вред всему мотору в целом и особенно – ЦПГ, которая начинает сильно изнашиваться.

Сизый дым из выхлопной трубы: причины

Если из глушителя идет синий дым – это означает, что в цилиндре сжигается не только топливо-воздушная смесь, но и моторное масло, которое проникло туда каким-либо образом. Строго говоря, цвет дыма может быть совсем не синим, а, к примеру, сизо-голубым, да и густота не всегда большая: если масла в цилиндре мало, то и дым будет жидким. По этой причине его можно запросто спутать с белым дымом. Как их отличать друг от друга – читайте выше. И все же, почему из выхлопной трубы идет синий дым?

Естественно, сизый дым на прогретом двигателе появляется не один, а в компании с повышенным расходом масла . Как правило, его потребление увеличивается в среднем на 0,5 л. на 100 км. пробега, а в тяжелых случаях даже на 1 л. Что характерно, даже при таком гигантском расходе вы можете не увидеть дымление, если ваша машина оснащена нейтрализатором, поскольку он очищает выхлопные газы и таким образом затрудняет обнаружение проблемы.

Путей попадания в цилиндр у масла всего 2. Либо оно просачивается снизу сквозь поршневые кольца, либо наоборот, сверху, через зазоры, которые образовались между стержнями клапанов и направляющими втулками.

1) Наиболее вероятная причина появления масла в цилиндре – это износ некоторых деталей ЦПГ , в первую очередь, поршневых колец. Выходившие свой ресурс кольца неспособны эффективно снимать излишки моторного масла со стенок цилиндра, что и приводит к появлению синего дыма. Если смазочные материалы оказались некачественными, то даже новые поршневые кольца могут быстро пригореть и залечь в своих канавках, что приводит к полной потере их функциональности.

2) Иногда виновником дымления синего цвета оказывается сам цилиндр. Это происходит тогда, когда он сильно изношен и становится овальной формы посередке, и кольца уже не могут плотно прилегать к стенкам , что и вызывает попадание излишков масла в топливо-воздушную смесь. По этой причине при дефектовке цилиндр измеряют в нескольких разных точках, чтобы проконтролировать его состояние в полном объеме.

3) Причиной возникновения проблем может быть и поврежденная поверхность цилиндра , особенно если в масло каким-либо образом попали абразивные частички, царапающие внутренние стенки.

4) Когда машину долго не заводили, в цилиндре и на кольцах может появиться ржавчина, что в конечном счете порождает синий дым. К счастью, такое встречается крайне редко, но если это ваш случай, без ремонта поршневой или даже ее замены не обойтись.

5) Кстати о ремонте. Нарушение его технологии в виде слишком грубой обработки поверхности цилиндра, несоблюдения его размеров или установки дефектных поршней и/или колец тоже вызывает появление синего дыма.

6) Зачастую износ ЦПГ приводит к уменьшению компрессии с одновременных увеличением давления картерных газов. Проверить это можно специальными приборами, например, компрессометром. Но если масла в цилиндр поступает много, оно может уплотнить зазоры, из-за которых теряется компрессия, и в результате при измерениях вы обнаружите, что показатели в норме. Такое явление способно затруднить локализацию неисправности, вследствие которой появился синий дым.

7) В некоторых случаях «масляное» дымление возникает ненадолго и только во время прогревания мотора, после чего или сильно уменьшается, или вовсе пропадает. Такое происходит, если износ ЦПГ невелик: детали нагреваются и расширяются, приобретая оптимальную форму. А вот если поршневая уже выработала свой ресурс, картина меняется на противоположную: нагретое масло становится менее вязким и почти беспрепятственно проникает в цилиндр сквозь большие зазоры.

8) Очень часто одна неисправность тянет за собой другую. Например, при появлении детонации в цилиндре сильно страдают поршневые кольца, деформируясь или даже ломаясь. Перегрев двигателя приводит к изменению формы поршней, и они перестают нормально прилегать к стенкам цилиндров.

9) Гидроудар, ставший причиной изгибания шатуна, приводит к такому же эффекту, ровно как столкновение поршня с клапаном вследствие обрыва ремня ГРМ . Все это способно привести к тому, что у вас будет идти синий дым из выхлопной трубы.

10) Как уже было сказано, масло в цилиндр может проникать не только снизу, но сверху, что происходит, когда изношены стержни клапанов , направляющие втулки и маслосъемные колпачки. Распознать ситуацию, когда масло протекает через них, можно, понаблюдав за синим дымом. Если его выделение усиливается при прогретом моторе, то причина появления кроется в каких-то деталях ГРМ. Еще одним характерным признаком является усиление дымления на холостом ходу и при торможении с помощью двигателя. Происходит это потому, что в этих режимах работы мотора во впускном коллекторе образовывается сильное разряжение, и масло под его действием быстрее течет в цилиндр по стержню клапана. Когда же водитель нажимает на газ, дым из трубы на короткое время становится более густым.

11) Порой усиление расхода масла и дымление появляются тогда, когда двигатель «троит» (т.е. какой-нибудь цилиндр не участвует в работе мотора). Происходит такое, например, при поломке системы зажигания или если клапан этого цилиндра прогорел. При прогаре дым окрашивается в голубовато-белый цвет. Диагностика чрезвычайно проста: компрессии в этом цилиндре не будет, а свеча зажигания окажется в обильном черном нагаре.

  • Стоить заметить, что вышеописанные неисправности редко возникают в нескольких цилиндрах. Нет, все обычно начинается с одного, и отыскать его непросто, но можно. В первую очередь, следует выкрутить свечи зажигания и оценить величину нагара на них. Где его больше, там с большой степенью вероятности кроется проблема.

Также необходимо измерить и сравнить компрессию в цилиндрах. Если вы слышите посторонние шумы в виде стуков, возникающих и меняющихся при изменении числа оборотов мотора, его нагрузки и нагрева, постарайтесь их локализовать.

12) Частным случаем для силовых агрегатов с турбиной является появление синего дыма из-за неисправностей подшипников и уплотнения ротора, обусловленное износом этих деталей. Если проблема в уплотнителе подшипника, то масло подтекает из-под него, образуя лужицу во входном патрубке. А вот когда причина кроется в уплотнителе самой турбины, диагностика сильно осложняется, ведь масло сгорает в глушителе, не оставляя почти никаких следов.

13) Есть и весьма экзотическая неисправность, вызывающая дымление. Присуща она машинам с автоматической КПП , оснащенной вакуумным датчиком нагрузки. Изредка бывает, что мембрана регулятора разрушается. От ее полости к впускному коллектору идет шланг, и если мембрана дырявая , то мотор затягивает через него масло из коробки, которое оказывается в цилиндрах, рядом с которыми сделан отбор вакуума. Нередко в таком случае масло буквально заливает свечи зажигания.

Для диагностики надо вывернуть их, если они покрыты маслом или нагаром красноватого оттенка (а масло для автоматических КПП, как правило, именно такого цвета) и свечи странно, не похоже ни на что, пахнут, то стоит отправиться в сервис, не дожидаясь проблем с коробкой передач.

В заключение хотелось бы сказать, что если вы обнаружили дымление у своей машины, постарайтесь не ездить на ней, а сразу начать искать причину неисправности своими руками или отправившись в сервис. Игнорирование проблемы приведет вас к большим финансовым и временным затратам, а в самом плохом случае – к замене всего двигателя со всеми вытекающими последствиями.

Существенно отличаются от бензиновых. Но проблемы с ними практически такие же, как и с бензиновыми агрегатами. Начитавшись автомобильных форумов, можно увидеть множество всяких тем, где обсуждают те или иные проблемы. Но особенно часто можно увидеть темы, где автолюбители жалуются на то, что на дизелях периодически идет черный дым из выхлопной. Давайте разберемся, в чем проблема, почему происходит это явление. Также посмотрим, каким же образом можно эту проблему решить.

Ставим диагноз по цветам выхлопа

Дизельные моторы, как, впрочем, и бензиновые, могут иметь выхлопы различных цветов. Чаще это белый, сизый, серый и черный дым.

Начнем с белого. Зачастую белым зовут дым синеватого оттенка. Это случается, когда разрушается турбина, а смазка попадает прямиком во впускной тракт. Вот в такой ситуации из трубы валит дым сизого цвета. Но неопытный автолюбитель вполне примет его за белый дым. А если его еще и понюхать, тогда сразу ясно и понятно, в чем причина его появления.

Многие на кухне хотя бы один раз, но сжигали растительное или сливочное масло на сковороде. Запах при этом примерно такой же. Еще такой дым могут путать с паром, который чаще наблюдается в зимние месяцы из выхлопной не только дизельных автомобилей. Всему виной вода, которая появляется в результате сгорания.

Уже позже, после прогрева мотора, пар не будет заметен, хотя Это можно легко проверить. Нужно лишь подставить ладони к выхлопной. Ладонь будет слегка влажной. Этот пар доставляет существенные неудобства при настройке двигателя, а особенно зимой. Для качественной настройки приходится долго греть агрегат. А в мороз настройка вообще может не удастся.

Белый дым - сигнал серьезной проблемы

Если дым из вашего дизеля - это не пар, тогда это точно ОЖ, которая попадает в камеры сгорания. Обычно цилиндр, который был залит охлаждающими смесями, не имеет возможностей работать вхолостую. Поэтому мотор может троить.

Как охлаждающая жидкость проникает в цилиндры?

ОЖ попадает в цилиндры из-за неудовлетворительного состояния прокладок впускного коллектора. Также причиной может быть прогоревшая прокладка ГБЦ, а у дизелей чаще всего это может быть треснувшая головка блока. В трещине ГБЦ бачок, зачастую полный жидкости, также полностью уходит в трубу.

Ремонт

Если вы обнаружили трещину ГБЦ, тогда здесь можно лишь порекомендовать заменить головку. Однако цены... Поэтому многие автолюбители не брезгуют контрактными деталями. Это б/у запчасти из Европы.

Треснувшие ГБЦ можно ремонтировать, но не будем рекомендовать эту технологию, потому что в ходе такого ремонта сверлится отверстие, которое попадет на трещину, а затем в отверстие запрессуется медный прут. Здесь не будет прорыва газов, однако один из охлаждающих клапанов будет заблокирован наполовину. Такая головка будет иметь значительно сниженный ресурс.

Синие дымы

Тех, у кого валит дым из дизель заставлял поволноваться при виде синего дыма.

Синий, а на некоторых моторах он может быть сизым, на рабочем моторе зачастую вызван поздним впрыском. Про эту проблему было сказано уже не единожды, множество автолюбителей успело обсудить эту тему вдоль и поперек.

Специалисты утверждают, что синий дым - это не страшно. В большинстве случаев проблема позднего впрыска связана с естественным процессом износа ТНВД, естественно, если насос никто не трогал.

Причины синего дыма

Топливный насос в наших условиях работает следующим образом. Набор деталей в этом узле постоянно вращается, работает, трется. А смазка обеспечивается перекачиваемым дизелем. Пока дизель в меру жирный, насос в таком режиме может работать очень долго. Но когда наступают холода, в топливные баки дизелей наливают зимнюю солярку. Все в ней отлично, однако смазывающие фракции напрочь отсутствуют. Ну, или почти отсутствуют. Всю ее жирность вместе с различными парафинами удалили еще на нефтеперерабатывающем заводе.

Так, когда приходит зима, большинство ТНВД на дизелях работают без смазки и подвержены сильному износу. Из-за этого вполне естественного, но уже слишком быстрого и усиленного износа опережение впрыска уменьшается. Дизельное топливо перестает нагреваться, а цилиндр перестает работать в штатном режиме. Двигатель дергается, трясется. Топливо, которое не успевает сгореть, в результате превращается в синий дым. На некоторых моторах идет черный дым из выхлопной. Если двигатель прогреть, тогда дымить он перестанет, или по крайней мере снизится количество выхлопа. В этом случае топливо успевает прогреться и воспламениться.

Если у силового агрегата низкие характеристики компрессии, тогда температура в камерах сгорания меньше, чем нужно. И горючее не будет воспламеняться. Если агрегат оснащен парой цилиндров с хорошей компрессией, тот цилиндр, где компрессия меньшая, не будет работать.

Такая картинка часто случается на стоянках. Автомобили пытаются завестись, а площадка вся заполняется синим дымом. Но иногда выпускает дизель черный дым из выхлопной трубы. После прогрева дымы исчезнут. Ведь температура в моторе растет, а повышения температуры даже в изношенных цилиндрах будет хватать для воспламенения.

Случай из жизни

Механики на эту тему рассказывают одну историю. На агрегате заменили прокладку ГБЦ. После того как мотор собрали, обнаружили сильную тряску на холостых оборотах. После пары километров эти вибрации прекратились, а после пары минут работы снова на холостых тряска снова появилась.

Механики проанализировали данную ситуацию и выяснили, что новая прокладка немного толще. До тех пор, пока дизель не разогревался до рабочей температуры, ровно он не работал.

Итак, основная причина синих дымов - это поздний впрыск топлива и низкие характеристики компрессии. Многие современные моторы имеют устройство, которое осуществляет впрыск немного раньше. Машины работают жестче, однако топливо в цилиндрах нагревается и сгорает без дымов, то есть совсем. Дальше агрегат нагревается, ОЖ нагревает исполнительные механизмы, а те возвращают поршень опережения впрыска на его законное место. Мотор работает мягче и приятней.

Как убрать синий дым

Если мотор трясет и выпускает дизель черный дым из выхлопной трубы, ну, или синий, тогда можно смело подвернуть ТНВД. Но сначала нужно посмотреть, хватает ли горючего. Если насосу не будет хватать топлива, тогда снижается давление, а это позволяет пружине сдвинуть таймер на поздний впрыск. Это приведет к тряске.

Черный дым

Такой дым можно наблюдать, если топливо сгорает не до конца. Так бывает, если горючего подается слишком много или же подается неправильная горючая смесь. Если в мотор подается слишком мало воздуха, будет такой же эффект, как если бы подали топлива с избытком.

Почему идет черный дым из выхлопной трубы дизеля?

Больший объем подаваемого топлива обычно является сигналом либо неправильной регулировки ТНВД, либо износа форсунок, либо износа регулятора оборотов в насосе.

Любой топливный насос оснащен специальным регулировочным винтом. При помощи его осуществляется настройка объема подаваемого горючего. Этим винтом можно лишь грубо регулировать объем. Если этот винт закрутить, тогда объемы увеличиваются. А там, где рост объемов, там же и рост холостых оборотов. Но обороты можно значительно уменьшить. Тогда можно увеличить мощность. Но гнать дизель черный дым из выхлопной трубы продолжит и дальше. Если регулировочный винт на ТНВД вкрутить еще больше, чем положено, агрегат практически перестанет снижать обороты.

Износ форсунок

Здесь можно предположить, что игла недостаточно плотно заходит в свое посадочное место. А уровень давления, которым должно поднять эту иглу, снижается. Это ведет к тому, что в камеры сгорания поступает лишнее горючее. Оно лишнее хотя бы потому, что его подача осуществляется не в распыленном виде, а каплями. Чтобы нагреться и воспламениться, этим каплям нужно много времени. Отсюда и черный дым из выхлопной трубы, и увеличенный расход (дизель) горючего.

Самое грустное

Одна из самых печальных поломок, которые подстерегают владельцев дизелей, - неизбежный износ топливного насоса. Как уже говорилось, внутри насоса потроха работают без смазки. Если летом дизель еще что-то смазывает, то зимой - нет. А отечественное горючее вообще низкого качества. Вот и изнашиваются внутренности насоса.

Когда очень резко нажимают на педаль газа, к примеру для того, чтобы быстро тронуться, рычаг ТНВД переводится на увеличение объемов подачи горючего. Этот рычаг будет опираться на опору. А положение этой самой опоры уже отрегулировано регулятором. Поэтому слишком резко увеличить объем не выйдет. Так, нажимая на педаль, водитель лишь желает дать больший объем горючего. И совсем не факт, что это приведет к увеличению оборотов. Это зависит напрямую от того, насколько изношен регулятор оборотов. Если он в нормальном состоянии, то машина тронется с серым дымом. Если износ большой, тогда плюнет дизель черный дым из выхлопной трубы большим клубом.

О недостатке воздуха

Также темные газы из трубы иногда могут быть вызваны недостатком воздуха. Но в этом случае выхлоп будет не черный, а, скорее, серый либо темно-серого цвета. Еще при этом наблюдается понижение мощности.

К этому может привести забитый фильтр подачи воздуха. Это отнюдь не редкий случай, и такое периодически случается с каждым. Уже не 10 и не 100 раз проверено на горьком опыте, что хватит лишь 15 минут в пробке перед КамАЗом, у которого идет черный дым из выхлопной трубы. Дизель горит, а новый фильтр того, кто стоит сзади, теперь можно выбросить на свалку. Но это бывает, если у КамАЗа неправильно отрегулирована хотя у кого она отрегулированная.

Также недостаток воздуха можно наблюдать из-за неверной работы EGR и дроссельной заслонки, неверных зазоров в клапанах ГРМ. Также в числе причин могут быть неверно выставленные метки газораспределения, неисправности турбины.

Когда автомобиль оснащен турбиной, и вы наблюдаете черный дым из выхлопной трубы дизель-турбо, то стоит проверять наддув. Скорее всего, дело именно в нем. Также стоит поискать трещины на патрубках топливной или воздушной системы.

Один из автовладельцев заливал в машину очистку для топливной системы. Поездив немного, на высоких оборотах при езде в гору машина пыхнула черным дымом. Но немного попыхтев, дым пропал и с тех пор больше не появлялся. При этом все вышеописанные причины он проверил. Он считает, что помогла присадка. Больше машина не дымила. Так что, возможно, причиной дыма в этом случае может быть просто сажа из топливной системы, особенно если дизель укомплектован нейтрализатором. Иногда фильтр нужно время от времени очищать.

Еще одна причина черного дыма из выхлопной трубы дизеля

У одного из владельцев дизельного автомобиля мотор вдруг начал коптить. При вскрытии ничего внятного обнаружить не удалось. Но после чтения всевозможных форумов, общения с другими дизелевладельцами выяснилось, что проблема в зажигании.

После повторного вскрытия на блоке зажигания обнаружился регулировочный клапан. Ему посоветовали ударить по регулировочному болту. После этого машина перестала дымить. Оказалось, что это угла зажигания.

При включении зажигания исправный датчик трещит. Что делать, если появился черный дым из выхлопной трубы (дизель)? При каком зажигании он бы ни появлялся, следует снять датчик. Если мотор перестал коптить, а машина работает ровно, тогда этот элемент пора менять.

Черный дым и холодный запуск

Изучение форумов показало, что многие жалуются на дым при дизельного мотора. Кое-кто говорит, что это ТНВД, но более опытные автолюбители заявляют, что это не так.

Считается, что такое явление вполне нормально. Обычно оно кратковременное. Это можно объяснить тем, что при холодном запуске в цилиндры подается переобогащенная смесь. Отсюда и черный дым из выхлопной трубы. Дизель «на холодную» часто такое делает. Поэтому не стоит паниковать по этому поводу.

Ситуация с «Киа Соренто»

Приведем конкретный пример. У одного из владельцев этого авто при нажатии на педаль акселератора густой, черный дым. В движении машина очень неохотно набирает обороты.

Было проведено сканирование на возможные ошибки в электронной системе, однако ошибок нет. Анализ параметров работы также не дал нужного результата. Дефекта на первый взгляд попросту нет. Баланс форсунок находится в нормальном состоянии, каких-либо серьезных отклонений не замечено, турбина выдает нормальный уровень давления, но при этом черный дым из выхлопной трубы дизель "Киа Соренто" все еще выдавал. При измерении показаний подумали на ЕГР. Это клапан, который регулирует отработанные газы.

Осмотрев его, обнаружили серьезные отложения сажи за дроссельной заслонкой. После снятия патрубка отработанных газов также обнаружились сажа и масло во впускном тракте. В итоге все было снято и очищено. Но при более подробном осмотре непосредственно клапана было обнаружено повреждение его седла. В итоге клапан заменили.

В итоге дыма нет, а машина едет заметно лучше.

Система Coommon Rail

Здесь также заметны проблемы такого же плана. Многие жалуются на черный дым из выхлопной трубы - дизель "Комон Рейл" при холодном запуске успешно обеспечивает такой результат. Автолюбители говорят, что это может быть связано с некачественным топливом либо с проблемными форсунками. Так, топливо не распыляется, а льется. Поэтому и черная копоть. А когда мотор прогреется, инжектора качают топливо в нормальном режиме.

В качестве заключения

Мы выяснили частые и популярные причины дымов. Также при запуске "на холодную" немного черного дыма для дизеля - это норма. Большинство проблем можно с легкостью исправить своими силами. Однако проблема в том, что под черный дым подходят все симптомы, и непонятно, что лечить. Поэтому если у вас идет черный дым из выхлопной трубы, дизель троит и дергается, лучше не испытывать судьбу. В таком случае следует отдать автомобиль на диагностику опытным специалистам.

Итак, мы выяснили, почему валит черный дым из выхлопной трубы. Дизель - вещь сложная, поэтому за такими автомобилями нужен постоянный уход.