Питание

ваз, уаз, азлк . Забытые слова: прозвища отечественных автомобилей

Как вы уже знаете, помимо мажора и минора существовали и другие лады (см. «Средневековые лады»). Некоторые из этих ладов использовались и используются по сей день в творчестве различных народов. Основные используемые лады народной музыки мы рассмотрим в данной статье.

Семиступенные лады в народной музыке встречаются довольно часто. Последовательности интервалов между ступенями в этих ладах различны, что отличает их от натуральных мажора и минора, а также друг от друга. Несмотря на это, основой этих ладов является либо мажорный лад, либо минорный, поэтому лады народной музыки можно рассматривать как разновидности мажорного или минорного лада.

К семиступенным ладам народной музыки относятся две разновидности мажорного и две разновидности минорного ладов. Из-за совпадения звукорядов этих ладов со звукорядами средневековых ладов, им дали названия этих средневековых ладов:

Помимо семиступенных ладов, в народной музыке встречаются и пятиступенные лады. Их называют пентатоникой, и вы уже с ней знакомы. Если подзабыли, рекомендуем вернуться к статье

Зачем вообще машинам давались прозвища? Самый простой ответ - случаи, когда у модели нет собственного «имени», вместо него лишь цифры индекса. Согласитесь, выговаривать каждый раз ВАЗ-21013 или ГАЗ-31105 не совсем удобно. Однако далеко не всегда причина только в сложнопроизносимом названии машины. Некоторые «клички» к автомобилям приклеивались за какие-либо характерные черты или особенности.

И начнем мы с АвтоВАЗа, продукции которого доставалось едва ли не больше всех. Само предприятие в народе величают ТАЗ, ведь по строгой логике советских обозначений он должен был стать Тольяттинским автомобильным заводом. Но неблагозвучие этой аббревиатуры поняли сразу, и завод стал Волжским. Но народ не обманешь, и в соответствии с уровнем качества машины родом из Тольятти все-таки стали «тазами».

«Жигули» называли и «Кирпичами» за характерную форму, «Ведроидами» (все за то же качество изготовления) и даже «Жутью». Не все знают, что были они и «Консервной банкой» (или просто «Консервой»). Именно так прозвали только что вышедший ВАЗ-2101 за тонкий по сравнению с «Волгами» и «Москвичами» металл. А всем известное название «Копейка» появилось далеко не сразу, только в конце XX века.

Прозвища для машин Волжского автомобильного чаще всего образовывались от цифр индекса. Некоторым везло, и их народные имена не были обидными. Пятую модель водители ласково звали «Пятачком» и «Петриком», седьмую - «Семеном» и «Семафором». А вот ВАЗ-2106 народный креатив охватил по полной программе: «Шаха», «Шайтан», «Шакал», «Шахтёр»… Приятного в таких эпитетах мало.

Сразу же после выхода на рынок хэтчбеки 2108 и 2109 за свой характерный передок получили прозвище «Зубило». Оно же досталось «Самарам» с уже переоформленной внешностью, в том числе - «Самарам-2». Ну а в целом переднеприводники ВАЗа прозвали «Погремушками»: уж больно шумным оказался пластик на фоне «Жигулей»! Зато седан ВАЗ-21099 иногда удостаивался «солидного» прозвища «Чемодан».

Не обошли вниманием наши сограждане и 2110. Образованные от цифрового обозначения «Чирик» и «Червонец» употребляли куда реже метких эпитетов на тему дизайна седана: «Обмылок», «Матрёшка» и «Беременная антилопа»… Их частично унаследовал и универсал 2111, который прозвали «Куском мыла» и «Беременной коровой».

Но больше всего жители нашей страны любили городскую кроху «Оку», ВАЗ-1111. Досталось ей больше всех: «Окунь», «Окурок», «Бешеная табуретка», «Скворечник», «Сумка на колесах», «Креветка», «Капсула смерти», «Выкидыш КАМАЗа», «Брелок от БЕЛАЗа». И, кстати, ставшее крылатым выражение «20 минут позора, и я на даче» изначально относилось именно к этому советскому хэтчбеку.

Когда в конце 1990-х годов минивен на шасси «Нивы» получил название «Надежда», его быстро окрестили «Безнадёгой». Было за что: выглядел автомобиль жутковато, под стать внешности было и качество изготовления. Другие его народные имена - «Одежда» и «Константиновна» (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

На этом фоне выделяется разве что «Нива». К ней российские автомобилисты прониклись искренним уважением, ведь даже после десятилетий и смены официального названия, она была и остается только «Нивой».

Если автомобилям, сошедшим с конвейера Ульяновского автомобильного завода , и доставалось меньше народного креатива, то только по причине меньшего числа моделей. История предприятия началась со сборки ГАЗ-69, так что неудивительно, что на первую самостоятельную модель предприятия - УАЗ-469 - перекочевало прозвище «Козел», или ласковое «Козлик». Это не желание оскорбить, а всего лишь констатация факта: обе машины не отличались плавностью хода и отчаянно «козлили». Так же зовут и их прямого потомка, который теперь официально зовется по-иностранному - UAZ Hunter. А уж как досталось милицейской версии машины! «Бобик», «Коробок», «Мусоровоз». Некоторые также называли машину на украинский манер: «ЦеМентовоз».

Не менее легендарная модель завода - УАЗ-452. За округлые формы машину сразу же прозвали «Буханкой» и «Булкой», а версия для «Скорой помощи» называлась «Таблетка» или «Санитарка». Грузовичок с бортовой платформой метко окрестили «Головастиком». И сейчас эти «клички» используются едва ли не в официальной прессе, что куда удобнее длинных и запутанных цифровых индексов. А главное, сразу понятно, о чем идет речь.

Флагманский внедорожник Patriot получил прозвища «Патрикей» и «Патрик».

Ранние модели АЗЛК, 400 и 401, получили прозвище «Хоттабыч», 412-й звали «Барсиком», все «Москвичи» в целом - «Маскарадами», а вот над хэтчбеком АЗЛК-2141, появившимся в 1980-х, острословы поиздевались на славу. Чаще всего он был «Космичом» или «Азлыком», что созвучно официальному имени. Экспортная версия «Алеко» быстро трансформировалась в «Калеку», модификация с двигателем Renault стала «Реногором» (по аналогии с официальным «Святогором»), а удлиненное исполнение «Князь Владимир» моментально прозвали «Длинным» и «Вовкой-морковкой».

В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.

Название этих ладов взяты из теории древних греков. Объединяет эти лады чередование больших и малых секунд. Во всех ладах, о которых пойдет речь ниже, пять больших секунд и две малые секунды. Если от каждой ступени До мажора сыграть звукоряды (на фортепиано это будут все белые клавиши), то получится полный «набор» ладов народной музыки.

Лады народной музыки можно разделить на две большие группы по ладовому наклонению.
Первая группа: лады мажорного наклонения, имеющие высокую III ступень. К ним принадлежат:
— ионийский (от «До» — совпадает с натуральным мажором);
— лидийский (от «Фа» — в отличие от натурального Фа мажора, высокая IV ступень);
— миксолидийский (от «Соль» — в отличие от Соль мажора, низкая VII ступень).
Вторая группа: лады минорного наклонения, имеющие III низкую ступень. К ним относятся:
— эолийский (от «Ля» — совпадает с натуральным минором);
— дорийский (от «Ре» — в отличие от ре минора, высокая VI ступень);
— фригийский (от «Ми» — в отличие от ми минора, низкая II ступень);
— локрийский (от «Си» — в отличие от си минора, низкие II и V ступени).

Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.

Для осознания этих ладов сделаем несколько построений:
Лидийский лад: Дорийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа# соль от «Ми» — ми фа# соль ля си до# ре ми
от «Фа» — фа соль ля си до ре ми фа от «Ре» — ре ми фа соль ля си до ре
Миксолидийский лад: Фригийский лад:
от «Соль» — соль ля си до# ре ми фа соль от «Ми» — ми фа соль ля си до ре ми
от «Фа» — фа соль ля сиЬ до ре миЬ фа от «Ре» — ре миЬ фа соль ля сиЬ до ре

Для запоминания этих ладов пользуйтесь подсказками:
В ладах народной музыки изменяются неустойчивые ступени- II IV VI VII.
В ладах мажорного наклонения изменяются ступени IV и VII. Это звуки, которые образуют тритон.
В ладах минорного наклонения изменяются ступени II и VI. Это звуки, которые образуют тритон.

Еще одна подсказка:
Заполните две параллельные тональности без фа# — Соль мажор и ми минор. Эта пара — миксолидийский и фригийский лады.
Запомните две параллельные тональности без сиЬ — Фа мажор и ре минор. Эта пара — лидийский и дорийский лады.

У всех автомобилей есть свои серийные номера, практически у всех без исключения. Но не у всех есть официальные имена. Правда, часто бывает так, что имена эти не приживаются и в бой вступают народные прозвища. Касается это не только зарубежных авто, но и отечественных.

Появление прозвища у той или иной модели авто – дело обычное, чаще всего это происходит как раз из-за отсутствия имени как такового. Но не редки случаи и обратные.

И было бы заблуждением полагать, что прозвища дают только советским моделям, хотя с неймингом у автокомпаний СССР зачастую возникали проблемы – машины выпускались исключительно с номером серии и индекса.

Так, к примеру, в Германии БМВ Изетту (BMW Isetta) нарекли «гроб-мобилем». А вообще народных имен у этой малышки было очень много. Её же советский аналог – мотоколяска СМЗ СЗА навсегда запомнилась как «Моргуновка» (из «Приключений Шурика»), а ее последовательница СМЗ СЗД – «Инвалидка».

И судя по этим авто, можно действительно сделать вывод, что прозвища получают модели весьма характерные или даже забавные. И в СССР таких машин хватало:

АЗЛК И ИЖ

Автомобили марки «Москвич» выпускались на двух заводах – АЗЛК (ранее – МЗМА) и ИЖМАШ. Множество прозвищ даётся автомобилям по созвучию с названием марки или модели, и «Москвич» - яркий тому пример: так называемые «пазние» (т.е. «поздние», последних годов выпуска) «Москвичи» называли «маскарад», «мэкан» и даже «мустанг» - хотя тут надо оговориться, что сам современный термин «пазний» больше употребим применительно к «Ижам».

Прежние, самые первые Москвичи, -400 и -401, носили народное имя «Хоттабыч», а запущенный много лет спустя седан Москвич-412 иногда звался «Барсик». Но особо фантазия автомобилистов разыгралась как раз на излёте эпохи «Москвичей» - хэтчбек АЗЛК-2141 и его всевозможные ипостаси были просто кладезем для самодеятельного нейминга.

Базовая модель, собственно АЗЛК 2141 Святогор, удостоилась титулов «Космич» (по созвучию с «москвич») и «Азылк». Экспортный вариант с официальным названием Алеко - «Калека» и «Бандерлог». Кроме двигателя ВАЗ-2106 на Святогор ставили 2-литровый мотор Renault, и такая модификации именовалась «Реногор». А удлинённую версию АЗЛК 2141 Князь Владимир звали «Длинный» и «Вовка-морковка». Вот поди ж ты, вроде и официальное имя у модели есть, а всё равно прилипают к ней прозвища… Всё потому, что они куда точнее.

Ижевская история «Москвича» немного проще, но тоже заслуживает внимания. В Ижевске собирали коммерческие версии 408-х и 412-х, и именно здесь сформировался «пул» народных имён данного направления: ИЖ–2715 – звали общеупотребительными ныне прозвищами «Каблук» и «Пирожок», но также и менее распространёнными «Чебурашка», «Маргарин» и, опять-таки, «Маскарад», а также совсем уж загадочным – «Коробочка на пятёрке». Самостоятельная, не опирающаяся на продукцию АЗЛК модель ИЖ Орбита, выпущенная в 1990 году, была прозвана в народе на новый лад - «Орбит». Кстати, имя Орбита не прижилось потому, что официальное название Orbit зарегистрировала на себя итальянская ItalDesign, и хэтбчек из Удмуртии в конце концов стал Одой.

ГАЗ

Иногда можно слышать, что Волги и Газели часто называют просто «Оленями» - ввиду того, что это животное украшает эмблему ГАЗа – но прозвища у газовских машин стали появляться задолго до появления этого самого оленя. Первое и самое известное прозвище – у грузовика ГАЗ-АА, «Полуторка», потому что грузоподъёмность его составляла полторы тонны. Потом, гораздо позже были джип ГАЗ-69, который из-за армейской экстремально жёсткой подвески стал «Козликом», и грузовик-вездеход ГАЗ-66, прозванный «Шишигой», что по сути означает то же, что и «кикимора», однако в данном случае имело место простое созвучие с «шестьдесят шесть».

История легковых автомобилей ГАЗа также изобиловала прозвищами. Так, вроде бы крайне уместное официальное название ГАЗ-20 Победа со временем дополнило народное «Черепашка». Первую Волгу, ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу – «Танк во фраке».

ГАЗ-24, легендарная вторая Волга, вошла в историю как «Баржа» и «Шаланда», потому что на ходу была мягкой, как бы плыла по трассе, но кренилась в поворотах. Ну а более поздняя её инкарнация, ВАЗ-3110 получила ещё менее лестное прозвище «Тяни-толкай».

ВАЗ, LADA

Продукции Волжского автомобильного завода от народных криэйторов досталось, пожалуй, больше всех – тут, конечно, и ТАЗ (Тольяттинский автомобильный), и «Ведроид» с «Ведровером», и «Кирпич», и даже «Жуть» в отношении Жигулей. Это всё более-менее общие названия для «вазов», а вот если разбираться детально… Началось всё с ВАЗ-2101, которую в Москве сразу же прозвали «Консервная банка» - за более тонкий по сравнению с Москвичами и Волгами металл кузова. На родине же, в Тольятти, где ВАЗ-2101 производилась и модернизировалась, её звали «Единичка» или «Однёрка».

А вот известное ныне прозвище «Копейка» появилось только в самом конце XX века, как и её производные: «Копьё» и «Копендос». Известно также, что дальнобойщики зовут эту машину «Капеллан» - тут тоже угадывается созвучие с «Копейкой», но вообще-то это… священник в армии.

Понятно, что для вазовских машин характерны прозвища, образованные от числительных (по порядковому номеру модели), но помимо простых «двойка», «трёшка» («тройка») и прочих, есть и более занятные вариации по той же «числительной» теме. ВАЗ-2106, например, кроме «Шестёрки» имеет прозвища «Шаха», «Шахтёр», «Шакал», «Шамок» и «Шайтан». ВАЗ-2105 – «Пятачок» и «Петрик». А ВАЗ-2107 – «Семён» и «Семафор».

По той же схеме, с родословной из числительных, образованы прозвища ВАЗ-2114 («Четырка») и ВАЗ-2115 («Пятнашка» и «Полторашка»), но вообще основное прозвище семейств Самара и Самара-2 - это всё же «Зубило»: за характерную форму кузова так прозвали ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 сразу же после их выхода на рынок. Ещё ко всем первым вазовским переднеприводникам прилипло не слишком лицеприятное прозвище «Погремушка», а вот седан ВАЗ-21099 обзавёлся своими собственными – «Чемодан» и «Дуплет».

Но рекордсмен по количеству прозвищ среди вазовских моделей – это, конечно же, ВАЗ-1111 Ока: «Окурок», «Окунь», «Бешенная табуретка», «Капсула Смерти» (помните «гроб-мобиль» Izetta?), «Креветка», «Коробочка», «Скворечник», «Выкидыш», «Сумка на колёсах», «Кабина от КАМАЗа», «Брелок от БЕЛАЗа», а также легендарное «20 минут позора – и на даче». Вот она, народная любовь!

Почти столь же сильно любили в народе и ВАЗ-2110: помимо нейтральных «Чирик», «Червонец» и «Матрёшка» имели хождение «Беременная антилопа» и «Обмылок». Эти прозвища с некоторыми модификациями унаследовал и универсал ВАЗ-2111 – его звали «Беременной коровой», «Куском мыла» и «Скользким кирпичом». На этом фоне прозвище ВАЗ-2112 – «Огурец» - выглядит почти как официальное название модели.

В случае с минивэном ВАЗ-2120 вазовцы как раз-таки решили пресечь порочную практику нарекать автомобили исключительно цифрами и дали модели имя собственное – «Надежда». В те годы АВТОВАЗ мучительно выживал в первобытном капитализме, так что название было в тему. Но не тут-то было, в народе оно трансформировалось в «Одежду», «Безнадёгу» и «Константиновну» - и тут уже в масть оказывались двойные фары, как бы напоминающие очки Н.К. Крупской.

В общем, с возвращением практики официального нейминга моделей Волжского автозавода, нейминг неофициальный никуда не делся. Например, Калину кличут, «Крыжовником», «Хомяком», «Кониной» и простите, «Фекалиной», а название хэтбчека Lada Xray в Сети моментально трансформировалось в куда более фонетически русское «Хрей». На этом фоне интересно выглядит Нива - она остаётся именно «Нивой», и ничем больше, даже спустя много лет после того, как перестала официально так называться.

Если в прошлом все модели Opel получали названия в честь воинских званий, то имена современных моделей заканчиваются на "-а": Astra, Corsa, Meriva, Zafira.

Кроме того, названием для машины может послужить любое существительное или прилагательное. Причем, это реально существующее слово должно быть "идейно-близким" автомобилю, а не просто красивым. Например, имя фордовской модели Fiesta (испанское - "веселье, радость") намекает на ту радость, которую водитель может испытать при вождении машины. Названия моделей марки Smart - Fortwo и Forfour - имеют практический характер. Они указывают, на скольких человек рассчитана модель - "Для двоих" и "Для четверых".

Придумывая имя для "Импрезы", компания Subaru сыграла на созвучии слова Impreza с английским impressed ("впечатленный"). Этим словом, по замыслу разработчиков, можно охарактеризовать водителя, который впервые сел за руль автомобиля Subaru. А Opel Agila (под этим названием продавалась городская малолитражка) – это немного перефразированное английское слово "agile" - "шустрый, проворный".

"Ленинец" vs. "Катюша"

В СССР, во время разработки первого автомобиля Волжского автозавода ВАЗ 2101, о существующих теперь технологиях "нейминга" вряд ли догадывались. Тогда решающим фактором для выбора названий был сугубо идеологический. Несмотря на это, "копейке" удалось избежать политизированного имени. Мало того - придумать ее название поручили народу.

В августе 1968 года в прессе был объявлен конкурс на "народное название" нового советского автомобиля. В результате, на адрес Волжского автозавода пришло около 30 тысяч писем с предложениями, из которых было выбрано около сотни "удачных". Среди них были "Ленинец", "Волжанка", "Катюша", "Аврора", "ВИЛ" (сокращенное от имени Владимира Ильича Ленина). Однако победителем стало слово "Жигули".

"Жигулями" в Самарской области называются горы на правом берегу Волги, неподалеку от которых располагается Тольятти - родина современного "АвтоВАЗа". Большинство исследователей считают, что топоним "Жигули" произошло от тюркского "джиугли" - "запряженный, гужевой". Свое название горы получили из-за бурлаков, которые проживали в данной местности. Но вряд ли руководство Советского союза вдавалась в подробности происхождения слова "жигули", когда делало свой выбор, - видимо, оно им попросту показалось достаточно благозвучным.

С этим, правда, вряд ли бы согласились жители большинства европейских стран, где слово "Жигули" было созвучно с несколько оскорбительным словом "жиголо". Поэтому для экспорта автомобилей в Европу "ВАЗу" понадобилось срочно придумывать более "приличное" имя. Так появилась Lada.

Историю появления этого названия современные работники "АвтоВАЗа"... не помнят. Один из возможных вариантов: название "Лада" появилась от созвучного слово "ладья" - это изображение использовалось на шильдиках автомобилей Волжского автозавода с 1970 года. В любом случае, имя Lada оказалось настолько удачным, что в дальнейшем так стали называть не только экспортные модели, но и все остальные автомобили Волжского автозавода.

Помимо официального имени "Жигули", модель ВАЗ-2101 имела и народное имя - "Копейка".

Следующим после "Жигулей" (последним представителем этого семейства была "семерка" ВАЗ-2107) стала линейка моделей "Спутник". Первый автомобиль, выпущенный в 1984 году под таким названием, - это "восьмерка", ВАЗ-2108. Название машины должно было напомнить и жителям Советского союза, и зарубежных стран, что СССР - главная космическая держава. Однако выяснилось, что слово "спутник" было не очень известным за границей. К тому же, оно оказалось сложно произносимым для иностранцев.

В итоге, для экспорта имя изменили на еще одно "благозвучное" географическое название - "Самара". Кто-то говорит, что это слово было выбрано в честь одноименной реки, протекающей в регионе, а кто-то вспоминает о том, что так до 1935 года назывался и называется теперь город Куйбышев - административный центр области, в которой расположен "АвтоВАЗ".

Еще одно топографическое название получила малолитражка ВАЗ 1111 - "Ока". Название придумали не на самом Волжском автозаводе, а на его дочернем предприятии - Серпуховском автозаводе (СеАЗ), где выпускался этот автомобиль. Таким образом, СеАЗ попытался провести параллель: "АвтоВАЗ" - это Волга, а СеАЗ - его приток, Ока. О такой ассоциации, правда, уже забыли, однако "речное" название остается на слуху даже после окончания производства малолитражного автомобиля.

Разрабатывая имя для первого внедорожника, руководство завода столкнулось с проблемой: автомобиль, который предназначался, в первую очередь, для работников сельского хозяйства, живущих в труднопроходимых районах, хотели назвать "Нивой". Однако такое имя уже было у комбайна, выпускавшегося в Ростове-на-Дону на Россельмаше. Тем не менее, руководство ростовского завода не стало возражать против использование "АвтоВАЗом" имени "Нива". Кстати, и автомобиль (правда, бренд Niva теперь принадлежит концерну GM), и комбайн выпускаются до сих пор.

По науке

В настоящее время "АвтоВАЗ" выбирает имена для новых моделей точно так же, как и другие современные производители - "по науке". Как нам рассказали в пресс-службе "АвтоВАЗа", именно так на свет появились названия Kalina и Priora. Оба они были выбраны из списка 10-15 других названий по результатам проведения тестов на потребителях. Однако окончательное решение принималось руководством завода.

Происхождение имени Kalina уже успело обрасти легендами, одну из них придумали сами работники завода. Согласно ей, свое имя автомобиль получил благодаря красному цвету, в котором был представлен прототип модели. Хотя, на самом деле, он был сиреневым.