Тормоза

Почему рассказ о народной песне воспринимается. Жанры русских народных песен

Для того, чтобы полюбить, сжиться и сродниться с русской народной песней, достаточно её несколько раз услышать и спеть. Песня эта – выражение народных чувств. Русские народные песни знакомы нам с детства. Выучить наизусть такую песню не составляет труда – кажется, что ты её давно откуда-то знаешь.

Русские народные песни – кладовая народного творчества. Они давно обратили на себя внимание. Народная песня – это музыкально-поэтическая композиция, в которой неизвестно что ценнее: музыка или поэзия. Попытаться проникнуть в биографию замысла русской народной песни сложно. Автор её неизвестен, как она родилась, менялась, дополнялась – никто не знает. Что почерпнуто авторами песни из жизни, а что создано лишь их воображением – ни один не возьмётся ответить на этот вопрос. У каждой русской песни свой путь к известности. Но подлинной основой народной песни служит сама жизнь.

Вот как говорил один из исполнителей русской народной песни:

— Запою я хорошую русскую песню, сидючи за столом, да с ржаным хлебом и квасом; а не будет ни хлеба, ни кваса, запою и на тощее сердце, водицей прихлёбывая, запою на радость нашему вечеру, во славу этому красному денечку, запою на утеху завтрашнему дню, на встречу новому утру.

Главная ценность русской народной песни заключается в том, что она до сих пор живёт и здравствует, в то время как песни других народов представляют интерес постольку, поскольку они – объект археологического исследования.

Песни разных местностей разнятся между собой и то являются вариантами уже записанных ранее песен, поющихся чуть ли не повсеместно, то представляются чисто местными, незнакомыми в других областях, часто слагаясь под впечатлением каких-либо местных событий.

Притом же русские народные песни – это не памятники только старины: живой народ ведёт живую жизнь и слагает свои песни почти непрерывно, а потому понятно постоянное внимание к песням, понятна необходимость в появлении новых сборников.

Часто персонажами русских народных песен бывали птицы:

Ждала, ждала канарейка соловья,
Ждала, ждала молоденька соловья –

А что долго молоденький не летит?
А что долго соловушек не летит,
А что долго удаленький не летит?..

Песнями об Иване Грозном начинается ряд русских народных песен, которые могут быть названы историческими, то есть теми, которые напрямую связаны с реальной историей. Исторические песни – из той же серии, что и историческая повесть, роман, драма, баллада. О каких серьёзных событиях говорится в исторических песнях? О Семилетней войне, о турецких и шведских воинах Екатерины, о войне с Наполеоном 1812 года…

О многом поётся в русских народных песнях. Поётся с душой, с любовью.

Пусть живёт и царствует русская песня в наших сердцах!

Сочинение

С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются - люди продолжают их петь.

Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими.

В старинных исторических песнях рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же нашли свое отражение характер русского народа» его доброта, щедрость, душевность.

Наверное, нет такого места, которое так или иначе не было бы

запечатлено в устном народном творчестве. Так, в исторических песнях упоминаются и Волга-матушка, и Ростов-батюшка, и Новгород, и речка Кержинка, и «славный город Кострома»; рассказывают эти песни о народных героях: о добром молодце Емельяне-козаке (Пугачеве), Степане Разине, о Ермаке и их героической гибели.

Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение шире. В них не только объективное повествование о происходящем, прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими войсками, их драматическая участь. Так, например, обращаясь к своим «братцам» - удалым добрым молодцам, Разин говорит:

Ах, как бы нам добиться до тихих мест,

Что до той ли до проточинки Червоныя,

Как до славного до острова Кавалерского.

Ах, там ли нам, братцы, дуван делить,

Нам атласу и бархату по размеру всем,

Золотой парчи по достоинствам,

Жемчугу по молодечествам,

А золотой казны сколько надобно.

Основная идея таких песен - выражение стремление к свободе. Они отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства начиная с XVII века и до реформы 1861 года.

В XVIII - первой половине XIX вв. возникло большое количество так называемых солдатских песен, оригинальных по своему содержанию. В них отразились важнейшие военные события тех лет. Это песни о Семилетней войне (1756-1761), о походах Суворова (1799) и Отечественной войне 1812 года, о тяготах длительных военных переходов. В исторических песнях этого времени правдиво отражена повседневная жизнь солдат «на далекой чужбине», тяжелые учения, тоска по родине и родной семье. Солдатские песни той поры пополнили народный песенный репертуар произведениями новой тематики, новых образов, мыслей, чувств.

В исторических песнях получила отражение и русско-турецкая война 1877-1878 годов. Эта война в песнях рассматривается как война за национальную независимость славян.

Немало песен создано о Первой мировой войне. В них говорилось о выносливости, мужестве и патриотизме русских солдат. А основным жанром песен того времени был жанр песни-рассказа участника или очевидца тех или иных событий. Все эти песни печального содержания, с налетом трагичности.

Главное в народных песнях - выражение отношения народа к различным жизненным явлениям. А в исторических песнях отражено отношение простого народа к важнейшим событиям истории, начиная с давних времен и кончая нашими днями.

Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой, а иначе - фолк-музыкой или музыкальным фольклором.

Народная музыка является частью фольклора и традиционно передается «из уст в уста», то есть не имеет письменной формы. При этом следует учитывать тот факт, что фольклорная музыка свойственна не только устным, но и письменным общественно-историческим формациям. Поэтому целесообразно рассматривать народную музыку как значимую часть музыкального искусства в целом, противопоставляемую музыке академической и популярной.

Формирование народной музыки

Считается, что народная музыка оформилась в дописьменный период. Иначе говоря, пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, вся существовавшая музыкальная традиция передавалась устным способом, а значит, имела главную черту народной музыки.

В этот период и сформировались основные характерные черты фольклорной музыки. Исследование их ввиду отсутствия письменных источников весьма затруднено. Можно идти путем поиска аналогий в смежных сферах человеческой деятельности либо анализировать немногие имеющиеся письменные или материальные источники (в частности летописи, найденные древние музыкальные произведения…). Еще один способ - анализ современной народной музыки, которая во многом наследовала принципы своих древних форм.

Религиозные истоки народной музыки

Вопрос взаимосвязи музыки народной и духовной остро стоит по сей день. С одной стороны, религиозные песни, приобретая популярность в народе, постепенно переходили в категорию народной музыкальной традиции. В частности, так случилось с религиозными рождественскими песнями в Польше, Франции, Англии и Германии, которые со временем стали считаться народными (коляды, кароли, ноэли…). С другой стороны, часто народная музыка развивалась в противовес религиозным канонам.

Этапы эволюции народной музыки

Историки музыки выделяют три этапа развития музыкального фольклора.

Первый этап касается истории общества, который принято ограничивать моментом первых упоминаний о племени, с одной стороны, и периодом официального принятия единой государственной религии в выросшем из этого племени обществе - с другой.

Второй этап развития народной музыки - когда окончательно оформились отдельные народности и появился фольклор в своей классической форме. В Европе народный фольклор данного периода был представлен устными произведениями так называемой крестьянской музыки.

Эпоха третья касается современности, точнее новой и новейшей истории. Ее основная черта - разнообразие. В большинстве стран это в первую очередь переход к капиталистическому строю и развитие городской культуры. Для народной музыки современного периода характерна смена традиций, зарождение новых форм.

Однако ввиду различия общественно-исторических особенностей, народная музыка в разных странах на современном этапе развивается по-разному. В частности, в восточных странах не наблюдается как такового разделения народной музыки на крестьянскую и городскую традицию, как в Европе.

Если рассматривать европейскую народную музыку, то в ней четко прослеживаются все три выше изложенных этапа развития. Так, древнейшие формы фольклора эпического и обрядового перешли в период лирических жанров в Средневековье, а на современном этапе обзавелись письменной формой и танцевальным сопровождением.


Вопрос по литературе 8 класс. СРОЧНО!!!
Почему рассказ о народной песне становится произведением, прославляющим добро и поэзию?

    это народное, выстраданое. без фальши.. .
    песня "Разрешите мне\ Из слабых сил\ Спеть в ответ\ На то, что вы сказали".\ Спел я песню, \ Спел и загрустил. \\ Поглядел -\ И все полны печали. Ду Фу. Перевод А. И. Гитовича 757 г.
    ПЕСНЯ "Хочу, чтоб песня моя звучала, \ Другим пленяла сердца. \ И пусть не будет у ней начала, \ и пусть не будет конца! " Сергей Боханцев 1979 БАРДЫ РУ Хочу, чтоб песня моя звучала
    ПЕСНЯ (Валету.) \Это я не про себя и про тебя, - \Так, - чтобы не плакать от дождя, \Да на троне не сидеть без дела. \Эту песню бабушка мне пела, - \Там, где все поют. - В моей земле… \Я не смею петь при короле. Марина Цветаева 1918 ЧЕРВОННЫЙ ВАЛЕТ\Пьеса
    песня...чтоб о нас сложили в народе песню, \ лучше быть не шишкой на ровном месте, \ а тем самым местом, на котором долго\ из еловой шишки прорастает елка... \ ...елку включает дядя, местами подбитый ватой, \ изображая праздник с улыбкою виноватой, \ праздник похож на море, да потонуть труднее\ в силу того, что утро вечера мудренее.. . Евгений Бунимович Из сборника «Естественный отбор» 2000 МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
    песня...из песни выкинешь слова \ в какой-нибудь словарь. И больше не растет трава, \ и не звонит звонарь. Лишь спотыкается январь, \ овраги серебря. \ И \ небесах тоскует тварь, \ любившая тебя. Александр Кабанов
    ПЕСНЯ …Что в сердце у меня найдется песнь моя. \ФАЗАНЬЯ КУРОЧКА (обнимая его крыльями). \О, ты ее найдешь! \ШАНТЕКЛЕР. Да, говори, мне сладко\Внимать твоим словам. Ты силу мне даешь. \В меня ты веришь, да? Скажи мне! \ФАЗАНЬЯ КУРОЧКА. Ты хорош! Эдмон Ростан. Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник 1910 ШАНТЕКЛЕР
    ПЕСНЯ А где тот я, где песня моя? \ Она о том, что где-то дом. \ Там у огня сидит родня, \ Сидит родня и ждет меня. Леонид Сергеев БАРДЫ РУ Родня
    песня А после песня завелась... \ Ах, затянулась, завилась\ Пpозpачною тpавой... \ Да налетели гуси сеpые, \ Намутили воду свежую, \ Тpаву выщипали, \ А песню выпустили\ От кpыльца – тpопинкой\ Кpивой. Вячеслав Киктенко
    Песня А я спою про во саду ли\ когда приду домой с холма\ я долго ждал письма\ и пули\ а тут тесьма да бахрома\ да платье детское на стуле\ и даже с месяцем надули\ опять зима. Демьян Кудрявцев Из книги «ПРАКТИКА РУССКОГО СТИХА» 2002 ПАЛИНДРОМ 2002
    песня Благую песню столько раз\ Душа, блуждая, заводила, \ На светы поздние срываясь\ В неослежённые снега, \ Язвили золотом глаза\ Где свечи солнечные елей\ И с небом слюбленному АААНЬГЕЛ\ Учил сгорающий закат.. . Александр Радашкевич РОМАНСЫ И АРИИ СЕРГЕЮ ЛЕМЕШЕВУ
    ПЕСНЯ В край родной, где тишина лесная, \ В свой холодный, зимний неуют... \ Я упрям, я все-таки узнаю, \ Я услышу, как они поют. Николай Михеев «Сибирские огни» 2008, №5 ДРОЗДЫ
    песня В ней кроткая ласка участья, \ Обеты любви без конца... \ Улыбка довольства и счастья\ У Дарьи не сходит с лица. Николай Некрасов. Мороз, Красный нос 1863

    песня Весёлая.. \\\ Что ты так распелся, звонкий соловей, \ И кого ты дразнишь песенкой своей? \ На дворе ненастье, горе да война – \ До твоих ли песен в наши времена? Юлий Ким, Иерусалимский журнал № 6, 2002 ТРИ ПЕСНИ
    песня Весь мир соловьиного песней прошит: \ То слышится где-то свирель, \ То ч

Гуренкова Алена. Ученица 6 класса.

Сочинение "Русская народная песня - отражение русской души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Русская народная песня - отражение русской души

Нигде нет такой литературы, как у нас,
у русских. А народные песни?...
Такие песни могли родиться только в
народе великой души...
М. Горький

Слово, люди, добро, род, родня, Родина...Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово...и песня
"Песня - душа народа", прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда - в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями "Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И.А.Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын".
Народная песня - самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.

Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.

Русская народная песня - основной вид музыкального творчества русского народа - с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором ("одному не спеть, артелью - легче").Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения. Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода,пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю.
Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей, с песней работалось дружней, организованней, веселей. Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой работы(«Эх,ухнем», «Вы ребята,бери дружно», «Дубинушка».)

Полдневный зной его палил.
И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

Хрипя, «Дубинушку» стонал…
Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу.
Старинные обряды сопровождались тоже песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Среди обрядовых различаются песни календарные и семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Особой пышностью выделялась свадьба. Самыми почётными гостями на свадьбе были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу». В старину на свадьбах наряду с весёлыми песнями звучали и грустные, похожие на плачи.
Ведь часто девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашенным «плакальщикам». («Виноград в саду цветёт», «Ты река ль, моя реченька».)
В старину у девушек был обычай гадать о своей судьбе. Гадали два раза в году – зимой и летом. Зимой гадали по вечерам. Летом собирались на лугу или в лесу, водили под песни хороводы, плели венки и бросали их в воду. Одна из песен этого обряда – «Как на речке, на лужочке».
Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. («Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Уж вы, мои ветры», « Не одна во поле дороженька пролегла» и т.д.)
Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют об интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторические песни разнообразны: протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.
С конца XVIII века русская народная песня записывается и издаётся; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования.
Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению.

Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и характера, свойственным русскому народу. Ребёнок должен слышать русскую песню в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. «Русская песня, - писал И.А.Ильин, глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, она даёт детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».

Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу:.. Почему слышится и раздается в ушах твоя тоскливая, несущая во всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?...»

У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни в деревне». Но наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идёт о состязании двух певцов. Это состязание – своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя: рядчик и Яков – Турок. Рядчик первым исполнил весёлую плясовую песню с удалью, и все решили, что победил он. Но настала очередь Якову – Турку исполнять свою песню.И.Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», « Он глубоко вздохнул и запел…» «Не одна во поле дороженька пролегла» - пел он, и всем сладко становилось и жутко.» Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась…

И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.

Русская народная песня всегда была и, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Липа вековая над рекой стоит», «Калинка».

Бытие русского народа, это – река и лес, спеть и поле; происходит слияние человека с природой. И в русской песне утверждается «широта русского характера: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по «Волге», и т.д. Образ Родины запечатлён в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.
Это – русская сторонка,

Это – Родина моя!

В русской народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.

В русских народных песнях нашли отражение и обобщённые, и конкретные образы дорогих почитаемых священных для русского человека природных явлений – один из многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет их. Широко известны песни, в которых поётся о природных явлениях – Волги, Доне, священном Байкале. Эти песни знает вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озёра, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей – героев песни – слита воедино.

Передовые люди России, стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.

Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для создания художественной достоверности вводились в литературные произведения- иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме А. Пушкина «Русалка» и в опере А. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Детская игра «Гори-гори ясно» приводится П. Чайковским в I действии оперы «Пиковая дама», народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.

Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.

Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.

Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.

Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.