Двигатель

Информационный проект творчество поэта. Исследовательский проект "поэты самарской области"

Школьный исследовательский проект на тему "Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина", выполнен учащимися МБУ СОШ №63 9 "Б" класса Куприяновой Анастасией и Федотовой Анастасией по руководством учителя русского языка и литературы Титовцевой Л.Г.

Поэзия А.С.Пушкина удивительно Верна русской действительности, Изображает ли он русскую природу Или русские характеры. В.Г. Белинский

Поэзия была «на Руси… и до Пушкина …». Но он обновил русский стих, т.е. «первоначальную, непосредственную форму поэтической мысли»… «Все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны; тягуч и густ, как смола; ярок, как молния; прозрачен и чист, как кристалл; душист и благовонен, как весна; крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».

А.С.Пушкина величают «солнцем русской поэзии». Но в наш прагматический век всё чаще лирика уступает место материальному, книга заменяется телевизором, собеседник компьютером. Попробуем исследовать вопрос, насколько актуальна поэзия Пушкина сейчас, какова роль стихов великого русского поэта для молодёжи?

Проблема:

Волнуют ли стихи поэта сердца моих современников?

Цель проекта: расширить представление о роли поэта и назначении поэзии в жизни человека.

  1. Изучить взгляд А.С.Пушкина на роль поэта и назначение поэзии.
  2. Исследовать соотношение высокого и низкого стилей в стихах: «Пророк», «Памятник», «Поэт», «Эхо».
  3. Проанализировать вышеуказанные стихи и сделать вывод, как посредством чтения поэтических текстов гения можно превосходным образом воспитать в себе человека
  4. Познакомиться с высказываниями великих людей и моих современников о творчестве А.С. Пушкина.
  5. Провели анкетирование с целью выявления значимости поэзии А.С.Пушкина в жизни учащихся нашей школы.

Проект информационно-исследовательский, долгосрочный

Слово о поэте

А. С. Пушкин (1799-1837) Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был, ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин, Жуковский, Дмитриев. Общение с бабушкой, с Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей. Он начал учиться там, в 1811 году. О роли лицея в становлении личности Пушкина сказано очень много… В Лицее Пушкин начал писать стихи, 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу».

В те дни, когда в садах лицея Я безмятежно расцветал… Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне.

После окончания лицея Пушкин не возвратился в Москву, 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он вращался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» - первое крупное произведение. За эпиграммы, вольные стихи, быстро-распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. За четыре года он переезжал в разные города: Екатеринослав, Кишинев, Одессу, Во время этой ссылки им были написаны романтические поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

1824 году Пушкин был отправлен в Северную ссылку в имение родителей Михайловское, где после отъезда семьи жил с няней. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Там, в Михайловском, навещали его друзья, туда Пущин привез Пушкину «Горе от ума», находясь там, Пушкин вел переписку. Там застало его известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие его друзья, и об их казни.

4 сентября 1826 года Николай I неожиданно вызвал Пушкина в Москву. Но свобода, предоставленная царем, была недолгой. Уже в 1828 году вышло постановление государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург. В эти годы он много работал в архивах, писал произведения на исторические темы. Это «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева». В журнале «Современник» Пушкин был редактором, общался с Белинским, Гоголем, с художниками.Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден, был общаться в придворных кругах. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.

Взгляд А.С.Пушкина на высокое предназначение поэзии

Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца. «Памятник»

Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием нормальной творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт. Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе.

В первом напечатанном стихотворении «К другу стихотворцу» мы находим такие размышления поэта:

Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки; Лачужка под землей, высоки чердаки – Вот пышны их дворцы... Их жизнь - ряд горестей, Гремяща слава - сон!

Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали. "Мой жребий пал; я лиру избираю», - пишет Пушкин. Уже в этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по отношению "к сильным мира сего", не способным ни ценить, ни тем более понимать поэзию и самого поэта. Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта- борца, прямо противоположный привычным представлениям XYII1 века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он - "эхо русского народа".

Об этом он и говорит в стихотворении "К. Плюсковой":

Я не рожден царей забавить,

Стыдливой лирою моей...

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

Был эхо русского народа.

"Скромная, благородная лира", стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.

Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это общество презрительно и гневно: "толпа", "чернь". Пушкин защищает мысль о свободе поэта от невежественных гонителей поэта. В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: "Пророк", "Памятник", "Поэт". ""Эxo", в которых автор развивает свои взгляды на задачи поэта: поэт свободен в своем творчестве, он идет своими путями, определенными его высоким призванием: творчество поэта - "благородный подвиг", поэт независим от служения светской толпе. Сквозь все творчество проходит идея о трагической участи поэта в жизни.

Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти "своим путем". Требует от поэзии истины и выражения чувств, он - поэт действительности. Александр Сергеевич силен во всех жанрах поэзии: оде, дружеском послании, элегии, сатире, эпиграмме - везде смел, его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена Пушкина почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в литературе, считалось, что, неумение писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или говорить по-французски.

В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир.

Позднее, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: Поэзия - та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - груды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. Поэт-декабрист Рылеев писал Пушкину: "На тебя устремлены глаза

России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт гражданин". Пушкин выполнил это завещание. Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества - это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Его размышления на эту тему нашли глубокое отражение в его лирике.

Идеальный образ поэта, воплощенный Пушкиным в стихотворении «Пророк» -1826 год

Это была тяжелая для Пушкина пора духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов. Название и содержание стихотворения позволяют предположить обращение Пушкина к библейской книге пророка Исайи. Пушкин дает в "Пророке" свое толкование библейского сюжета. Его лирический герой не чувствует себя оскверненным беззаконием общества, но он не равнодушен к происходящему вокруг, хотя и бессилен что-либо изменить. Именно к такому человеку является посланник Бога:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,-

И шестикрылый серафим На перепутье мне явился.

Для поэта нет тайн ни на земле, ни под водой. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. Действия серафима становятся все более жестокими, но дар, полученный героем, превращает его в пророка:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли

Глаголом жги сердца людей. «Пророк»-1826 г.

Стихотворение насыщено церковнославянизмами. «Пророк»- истолкователь воли бога, «Серафим»-в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; «зеницы» (глаза), «вещие» (пророческие), «десница» (правая рука), «виждь» (смотри). Текст насыщен архаической лексикой. Славянизмы, придающие речи торжественный, приподнятый тон, органически связаны с библейской темой.

Первое четверостишие – это экспозиция и одновременно завязка. Оно читается спокойно и торжественно. Силой голоса подчеркнем такие слова и словосочетания, как «духовной жаждою томим», «влачился», «шестикрылый серафим», «на перепутье»; в них заключен основной смысл первых строк.

Пророк, каким поэт рисует в начале стихотворения,- это человек с высокими запросами, томимый «духовной жаждою», стремящийся к творческой деятельности. А.С.Пушкин придает исключительное значение мировоззрению поэта-пророка. Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые», влиять на их нравственность.

В центральной части стихотворения показан мучительный процесс превращения человека, «томимого духовной жаждой», в пророка. Чередование перекрестных, парных и опоясывающих рифм, прием единоначатия (повторяющийся союз «и») – все это придает поэтической речи торжественный и напряженный тон. В заключительном четверостишии каждое слово полно глубокого значения. «Вещие зеницы» ему даны для того, чтобы видеть многообразный, красочный мир; чуткий слух, чтобы слышать пульс жизни…

Мысль о гражданственности творчества с особой силой высказана в строках: «Глаголом жги сердца людей».

Наконец настает момент наивысшего духовного подъема. Он пророчески предсказывает, что его поэзия поможет прозреть людям, станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, И ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

Тема одиночества поэта среди толпы поднималась Пушкиным во многих стихотворениях о положении поэта в обществе. Так, в стихотворении "Поэту" он писал:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

А в стихотворении "Разговор книгопродавца с поэтом" мы встречам те же выражения, когда Пушкин размышляет о славе:

Что слава? шепот ли чтеца? Гоненье ль низкого невежды? Иль восхищение глупца?

Пушкин подчеркивал независимость своих суждений, свое право поэта идти туда, "куда влечет его свободный ум". Великий русский поэт утверждает, что право на всенародную любовь он заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал "чувства добрые". А.С.Пушкин дает точную оценку смысла своего творчества, подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута духом свободы.

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда А.С.Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. «Пока не требует поэта к священной жертве Апполон…» Да, истинный поэт должен всегда быть честным, да, он приносит себя в жертву. Но эта жертва оказывается священной только для героя, а не для толпы. Она воспринимает ее как должное: «свой дар … во благо нам употребляй». Так, возникает вторая тема: противопоставление поэта и людского мира. «Молчит его святая лира» и поэт - обычный человек «быть может, всех ничтожней он». «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся, душа поэта встрепенётся, как пробудившийся орёл», и тогда поэт преображается и бежит от людей «и звуков и смятенья полн». Бежит..., но от кого? Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает чувства лирического героя. Первая часть- жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается:

Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожней он.

Но вот приходит Муза. И уже ничто в мире не сможет сломить великую силу поэта. Понять чувства автора в стихотворении помогают эпитеты, яркие и точные, несущие огромную эмоциональную нагрузку, например: «суетный свет», «гордая голова»; метафоры: «душа поэта встрепенется», «молчит его святая лира». Чтобы подчеркнуть назначение поэта и поэзии используются слова высокого стиля: «душа вкушает хладный сон», « божественный глагол», «священной жертве», «святая лира», «широкошумные дубравы» и другие.

В первой части стихотворения рифмовка – перекрестная; в первом и третьем четверостишиях второй части- кольцевая, а во втором –перекрестная. Этот прием помогает автору раскрыть взаимоотношения поэта и общества. Развитие темы «Поэт и народ». Об этом Пушкин скажет в стихотворении «Поэт и толпа» К какой он цели нас ведёт? О чём бренчит? чему нас учит? Зачем сердца волнует, мучит..? Какая польза...?

Ответ поэта «бессмысленному народу» беспощаден: «Печной горшок тебе дороже: ты пищу в нём себе варишь.». Ключевые слова - синонимы (народ непосвящённый, толпа, бессмысленный народ, чернь) подсказывают нам, что Пушкин ополчился в этом стихотворении не против народа, а против «светской черни», не замечающей как народных бедствий, так и страданий самого поэта: В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас. Следовательно, и «бежит» он от них.

Оценка поэтического творчества в стихотворении «Памятник»

За год до смерти Пушкин написал стихотворение «Памятник» (1836), в котором он как бы подводит итог своего творчества. По теме оно близко одам Державина и Горация. Но Пушкин не копирует поэтов. Уже в начале стихотворения подчёркивает близость своего творчества не к «светской черни», а к народу: «нерукотворный памятник» выше «Александрийского столпа», что писал о народе и для народа. Далее поэт говорит о своём историческом бессмертии: «…и назовёт меня всяк сущий в ней язык». Четвертая строфа содержит идею стихотворения - оценку поэтического творчества. Автор утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил:

во-первых, высокой человечностью «чувства добрые я лирой пробуждал»;

во- вторых, борьбой за свободу «и в мой жестокий век восславил я свободу»;

в-третьих, защитой униженных «и милость к падшим призывал».

В пятой строфе, обращаясь к музе, поэт призывает её, «…обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию. Стихотворение написано в жанре оды: подбор слов (воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий) и интонация отличаются возвышенным стилем. Содержание обращено к высоким нравственным идеалам. «Памятник» - это торжественная речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на бессмертие. По мнению А.С.Пушкина, поэзия - удел избранных, но, встав на этот путь, поэт должен быть честен перед собой, перед народом, не бояться «светской черни». Всё это предполагает огромное мужество человека!

Печальные, горькие слова! Трагическое признание гения, обреченною на непонимание современников! И все-таки время расставило всё на свои места. Поэзия Пушкина заняла достойное место в русской классической литературе.

Сбылись пророческие слова Пушкина:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, в жанре греко-римской оды, насыщено возвышенной лексикой: «главою непокорной», «и тленья убежит», «и славен буду», «доколь», «восславил свободу», «приемли равнодушно», «не оспаривай глупца».

В этом стихотворении поэт подчеркивает народность своего творчества. Обращается к своей музе: следовать своему призванию. Говорит о своем бессмертии, предсказывает известность своей поэзии.

Стихотворение "Эхо":

Стихотворение состоит из двенадцати строк. Размер – двустопный ямб. Рифма – смешанная. Используются такие средства выразительности как:

Анафора (Ревет ЛИ, Трубит ЛИ, Поет ЛИ, - здесь ЛИ).

Метафора (Глухой лес, пустой воздух).

Инверсия (Тебе ж нет отзыва… Таков… И ты поэт!)

Используется возвышенная лексика: «дева», «отклик», «внемлешь», «глас», «отзыв». Большая роль отводится ритмической и звуковой стороне стихотворения.

Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом -

На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов - И шлешь ответ; Тебе ж нет отзыва... Таков и ты, поэт!

Поэт говорит нам, что он – эхо мира, которое несется из края в край, чтобы страстно откликнуться на все, не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. Утверждает, что поэт свободен в своем творчестве; идет своим путем, определенным его высоким призванием. Творчество поэта – благородный подвиг.

Исследование лексики

Нами было, проведено исследование с точки зрения лексики четырех стихотворений, посвященных поэзии А.С.Пушкина, которое доказывает то, что поэт, говоря о музе, чаще всего использует высокий стиль.К словам высокого стиля относятся старославянизмы, эпитеты, риторические вопросы и восклицания, слова с неполногласием, усеченные формы прилагательных, изменение порядка слов. Роль этих художественных средств отражает гражданский пафос содержания, Монументальность и стройность композиции, идейно-художественное единство стихотворения, направленное на раскрытие поэтического «я».

Стихи Слова высокого стиля Общеупотребительные слова Слова низкого стиля «Поэт» 16 12 0 «Пророк» 11 14 1 «Эхо» 17 14 0 «Памятник» 21 11 0 Всего 65 слов 51 слово 1 слово Проценты 56% 43% 1%

Великие о Пушкине.

Николай Васильевич Гоголь: «При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа.... В нем русская природа. русская душа, русский язык отразились в такой же чистоте, в такой очищенной чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. 1834 год

Виссарион Григорьевич Одоевский: «Пушкин был призван быть первым поэтом- художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только прекрасный язык чувства... Натура Пушкина была внутренняя, созерцательная, художественная. В сфере своего поэтического миросозерцания он, так же, как и в природе, видел только мотивы для своих поэтических вдохновений, материалы для своих творческих концепций...» 1844 год

Кондратий Фёдорович Рылеев, поэт- декабрист, писал Пушкин: «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт -гражданин».

А.А.Ахматова. Пушкин.

Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой называть?...

Заключение

Чтобы понять и принять поэтическое творчество Пушкина по теме «О назначении поэта и поэзии», необходимо обратить внимание на следующее: Пушкин видит в поэзии новый дар «завещанный от Бога», второе обстоятельство связано с пониманием независимости поэзии, ее смысла и назначения. Всем жизненным и творческим опытом Пушкин завоевал право написать «Памятник», где в полный голос сказано: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…»

Изучив материал, связанный с темой «Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина» мы сделали следующие выводы:

Во-первых, поэт призывает людей быть честными и порядочными, не идти на сделку с совестью.

Во-вторых, его стихи учат нас мужеству и терпению, умению помогать ближнему, ибо поэзия для Пушкина - это и тернистый путь, и дар, «завещанный от Бога».

Мы провели исследование стихотворений А.С. Пушкина: «Поэт», «Пророк», «Памятник», «Эхо» на уровне лексики и выявили, что преобладает высокая лексика (56%), которая помогает автору раскрыть гражданский пафос идею содержания стихов, пробуждает добрые гуманные чувства, воспитывает бережное отношение к русскому слову. А это так важно в настоящее время, когда русская речь искажается, засоряется ненормативной лексикой.

Провели анкетирование, которое помогло нам представить картину, какие произведения А.С. Пушкина читают наши учащиеся, какую практическую значимость придают стихам в своей жизни.

Материал по данной теме может быть использован на уроках литературы, уроках развития речи, это поможет учащимся школы глубже изучить поэтику А.С.Пушкина. Работая над проектом, мы повторили практический навык работы с поэтическим текстом: комплексный анализ, средства выразительности языка, средства связи.

Закрепили коммуникативные навыки:

  • установление причинно-следственной связи в исследовании,
  • разъяснение и аргументирование высказываний,
  • выражение полученной информации по исследованию в виде графика.

Литература:

1.М.П.Алексеев. Пушкин А.С. Избранные сочинения: Москва, 1978

2.И.В.Воденисова. Лучшие школьные материалы: Нижний

Новгород, 2002

3.В.Я.Коровина. Учебник - христоматия. - Москва, 2003

4.Ю.В.Лебедев. Русская литература 19 века: Москва, 2002

5.http:\\soch. goldref. ru\pushkin\08\htm

6. ru.wikipedia.org

7. www.litera.ru

Приложение

Викторина «Любителям поэзии Пушкина»

Кому принадлежат эти строки?

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем. (А.С.Пушкин. «Я вас любил»).

Ревет ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поет ли дева за холмом -

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Кому посвящает поэт эти строки?

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Тобой, одной тобой...

Кто сказал об А.С.Пушкине:

«На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт - гражданин».

Из какого стихотворения эти строки?

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,-

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Назовите стихи, посвященные теме поэта и поэзии?

Социологический опрос

Вопросы анкеты:

  1. Какие стихотворения в лирике А.С.Пушкина вам нравятся?
  2. В чем вы видите предназначение поэта и поэзии?
  3. Что вы знаете о жизни Пушкина?
  4. Какие произведения Пушкина вам запомнились?
  5. Знаете ли вы, кому он посвящал свои стихи?

Ответы начальной школы (3 класс)

1. «У лукоморья дуб зеленый…»

3. Его воспитала няня…

Ответы средней школы (5 класс)

1. «Буря мглою небо кроет...»

3. То, что он писал стихи.

5. своей жене.

Ответы средней школы (6 класс)

1. «Узник»

2. Для души

3. Был убит на дуэли

4. «Барышня – крестьянка»

Ответы средней школы (7 класс)

1. «Пришла весна…»

2. Для себя

3. Рос в лицее

4. «Узник»

5. Всему миру

Ответы старшей школы (10 класс)

1. «Пророк», «Я вас любил», «Талисман», «Поэт», «Мадонна», «Я помню чудное мгновенье»

2. Предназначение поэта – служение народу. Стихотворения Пушкина о назначении поэта и поэзии подталкивают нас к размышлениям, самоанализу. Они являются образцом русского литературного языка, учат нас красиво и грамотно выражаться.

3. Родился в 1799 году. Воспитывала его няня, Арина Родионова. Закончил Царскосельский лицей, именно там, начал писать стихи. Много раз бывал в ссылках за отстаивание своих взглядов. Был убит на дуэли с Дантесом в 1837 году.

4. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Дубровский», «Пиковая дама».

5. Он посвящал свои стихи народу, женщинам, няне.

Его стихи человечны, жизнерадостны, пробуждают в людях добрые, гуманные чувства, чего не хватает современной молодежи. Призывают к действию работать над самим собой, помогать обездоленным, нуждающимся в помощи. Таким образом, прослеживается цель данной работы: расширить представления учащихся о роли поэта и поэзии.

Цель реализовывали через следующие задачи:

  1. Исследовать взгляд А.С.Пушкина на поэзию.
  2. Исследовать соотношение высокого и низкого стилей в стихах.
  3. Проанализироть стихи и сделать па вывод, как посредством чтения поэтических текста можно воспитать в себе гражданстаенность, личность
  4. Провести анкетирование.
  5. Изучить высказывания Великих о Пушкине и учащихся нашей школы

Чтобы разобраться в значении поэзии Пушкина, нужно обратить внимание на следующее: Пушкин видит в поэзии новый дар «завещанный от Бога»,второе обстоятельство связано с пониманием независимости поэзии, ее смысла и назначения. Всем жизненным и творческим опытом Пушкин завоевал право написать «Памятник», где полным голосом сказано: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» Изучив материал, связанный с темой «Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина» мы сделали следующие выводы:

Во- первых, поэт призывает людей быть честными и порядочными, не идти на сделку с совестью.

Во-вторых, его стихи учат нас мужеству и терпению, умению помогать ближнему, ибо поэзия для Пушкина - это и тернистый путь, и дар, «завещанный от Бога» Мы провели исследование стихотворений А.С. Пушкина, таких как «Поэт», «Пророк» , «Памятник», «Эхо» на уровне лексики и выявили, что преобладает высокая лексика (56%), которая помогает автору раскрыть гражданский пафос идею содержания стихов, пробуждает добрые гуманные чувства, воспитывет бережное отношение к русскому слову. А это так важно в настоящее время, когда русская речь искажается, засоряется ненормативной лексикой.

Провели анкетирование, которое помогло нам представить картину, какие произведения А. С Пушкина читают наши учащиеся, какую практическую значимость придают стихам поэта в своей жизни.

Практическая значимость проекта состоит в том, что наработанный материал можно использовать на уроках

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Монашевская средняя общеобразовательная школа»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.
Проект:
«Писатели и поэты моего края»
Работу выполнила:
Павлова Злата
Ученица 4 класса, 10 лет.
Руководитель:
Актанова Ольга Геннадьевна
Учитель начальных классов
Менделеевский район РТ, село Монашево2016 год
I. Введение
Моя малая Родина – это село Монашево. Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Здесь я родилась, росла и делала свои первые шаги. Каждый уголок её прекрасен и щедр. Недаром многие писатели и поэты воспевают наш край в своих стихах и рассказах.
Щедра наша земля природой, разнообразен его растительный и животный мир. И всё же главное его богатство – это люди: доброжелательные, гостеприимные, умные и знаменитые, которыми мы гордимся. А некоторые из них, о которых я хочу сегодня рассказать воспевали эту красоту в своих стихах и рассказах.
Желание познакомиться и познакомить моих сверстников с талантливыми мастерами художественного слова и определило актуальность данной работы.
Исходя из этого, цель моей работы заключается в формировании чувства любви к «малой Родине» через знакомство с творчеством знаменитых поэтов писателей.
Задачи выражаются в воспитании интереса к изучению своего родного края, желании учиться, знать поэтов и писателей, стремлении к чтению, любви к книге.
Краткая аннотация проекта
В каждой строчке стихотворений Монашевских поэтов звучит огромная, искренняя любовь к родному краю, восхищение его красотой. Проект направлен на изучение их творчества. Мне предстояло узнать и обобщить сведения о жизни и творчестве поэтов. Я посетила школьную и сельскую библиотеки нашего села, изучила сборники стихотворений и информацию из интернета. Выделила, какие стихотворения написаны для детей. Узнала, что много его стихотворений внесены в школьную программу по удмуртской литературе.
Этапы работы над проектом:- выбор темы проекта- определение целей и формирование задач проекта- беседы с учителями школы- беседы с библиотекарем школы- работа с ресурсами интернета
- работа по сбору информации - оформление материалов исследования
II. Основная часть:
Славится наша деревня именитыми поэтами и писателями. Это люди, прославившие свою родную землю далеко за её пределами.
Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Они живут и жили радостями и тревогами своего времени, своей страны.
В их произведениях звучат любовь к родным местам, людям.
4533908064500
Белоногов Александр Егорович (1932)
Родился в дер. Вандэмо (Монашево) Менделеевского района республики Татарстан в крестьянской семье. Его детство выпало на трудные годы войны. Окончил Сарапульскую сельскохозяйственную школу (1954) и Можгинское медицинское училище (1962). Учился в Удмуртском педагогическом институте и на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького. Стихотворения Александра Белоногова стали публиковаться в районной и республиканской печати с 1950 г. В 1958 г. вышел первый сборник стихотворений «Нырысетй вераськон» («Первый разговор»), в 1981 г. - первый сборник в переводах на русский язык «Таволга». Александр Белоногов - автор третьего в удмуртской литературе венка сонетов «Вужмонтэм кузьым» («Нестареющий подарок»), своеобразной лирической поэмы о чувстве долга человека перед Родиной и людьми, взрастившими его.
В последние годы Александр Егорович много работает над жанром лирической песни, сам же сочиняет музыку. В 2011 году он стал лауреатом республиканской премии им. Кузебая Герда. В конце мая А. Белоногов вышел из своего дома по направлению к садоогороду и обратно не вернулся; его тело не найдено.
4381513144500
Белоногов Николай Егорович (1938)
Николай Егорович Белоногов родился 18 декабря 1938 г. в деревне Вандэмо (Монашево) Елабужского района Татарской АССР. Среднюю школу окончил экстерном в 1966 г. Поступил во Всесоюзный юридический заочный институт, но-по болезни не окончил его.
Трудовая биография началась с шестнадцати лет. Работал в связи, на дорожном строительстве. В девятнадцать лет - сотрудник газеты «Советской Удмуртия», затем некоторое время с перерывами работал в районных газетах, заведовал отделом культуры Алнашского райисполкома. В 1971 г. вновь вернулся в редакцию газеты «Советской Удмуртия» и по настоящее время работает ее собственным корреспондентом.
Первые литературные произведения опубликованы в 1958 г. Позднее печатался в газетах «Советской Удмуртия», «Дась лу! », журнале «Молот». Его очерки и рассказы звучали по республиканскому радио.
Первая книга «Эн чигы сяськаез» («Не губи цветок») вышла в 1982 г. Ряд произведений включен в коллективные сборники. В 1989 г. вышел второй сборник прозы.
Герои произведений Н. Белоногова - это люди современной деревни, труженики промышленных предприятий, других сфер производства. Большинство его героев - борцы за торжество справедливости, за приумножение нравственных ценностей, болеют душой за сохранение честного имени.
-6096015113000Петров Михаил Петрович
(1905 - 1955)
Петров Михаил Петрович - выдающийся удмуртский писатель родился 21 ноября 1905 г. в деревне Монашево ныне Елабужского района Татарстана в семье крестьянина. С 12 лет остался без родителей. Окончил начальную сельскую школу. В 1923 г. окончил областную совпартшколу и был направлен в военную школу в г. Ульяновск, после окончания которой началась его служба в органах госбезопасности - с 1926 по 1932 гг. служил в войсковых частях г. Тирасполя и Ижевска. С 1933 г. работал в редакциях газеты «Удмурт коммуна» и журнала «Молот», был одним из организаторов Союза писателей Удмуртии.
В литературу М. Петров пришел в конце 20-х гг. На страницах газеты «Гудыри» в 1928 г. были напечатаны его первые рассказы, несколько стихотворений о Красной Армии и ряд частушек.
В 1934 г. выходит в свет первый сборник М.П. Петрова «Ошмес син» («Родник»), создает драму «Зибет зурка» («Иго содрогается»). В годы войны создал серию очерков и рассказов о фронтовых подвигах, вошедших в сборник «Улон понна» («Во имя жизни», 1948).В середине 30-х гг. принимает деятельное участие в фольклорных экспедициях и выпускает три сборника народных песен.
В удмуртской поэзии видное место занимают поэмы М. Петрова: «Былое» (1935), «Слово родному народу» (1938), «Наташа» (1946), «Италмас» (1946), «Песня не умрёт» (1950)
Центральное место в творчестве М. Петрова занимает известный роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан», 1954)
Выдающийся писатель удмуртского народа Михаил Петрович Петров внес большой вклад в национальную литературу. Советское правительство высоко оценило его труд, наградив первого из удмуртских писателей орденом Трудового Красного Знамени.
Его давно уже нет в живых, но память о нём жива. В нашей школе часто проводят встречи, конференции, посвященные творчеству классика удмуртской литературы. На этих встречах особая роль отводится Ольге Михайловне Билоус – внучке Михаила Петрова, которая всегда старается присутствовать на них и рассказывает о нём много интересного. Вот и на этой встрече 2015 года она поведала нам интересную историю: оказывается у него есть сын, которого он усыновил во время войны. Мы теперь обязательно постараемся с ним наладить связь. На таких конференциях я стараюсь принимать активное участие. В 20 14 году участвовала в конкурсе стихов с его замечательным стихотворением «Италмас», а также в конкурсе сочинений. В обоих конкурсах заняла 1 место. Мне очень хочется знать о своих земляках всё больше и больше и этим я зажгла своих товарищей. Мы стали собирать о них информацию и оформлять альбомы. Это только начало нашей работы, которую мы собираемся продолжить.
III. Заключение
Я очень горда, что родилась именно на этой земле, где родились такие выдающиеся люди. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья».
Ожидаемые результаты: Эта работа поможет нам в дальнейшей учёбе, так как в старших классах мы более подробно будем знакомиться с творчеством этих писателей, а так же очень хорошим материалом может прослужить при проведении классных часов и конференций.
Список литературы:
1.Петер Домокош «История удмуртской литературы» Издательство Ижевск «Удмуртия», 1993 г.
2.Ресурсы Интернет

Со стороны видится, что поэтическое движение распадается на несколько течений: в одном патриархи и устоявшиеся авторитеты, в другом - молодая поросль, в третьем - рок-поэты, которых многие коллеги и за поэтов-то не считают. «Живые поэты» - это, выходит, попытка вырвать отдельные истории из разных контекстов и создать из них один общий?

Сказать, что «Живые поэты» ставят перед собой какую-то культурологическую задачу, нельзя. Нас не интересует поэтическое сообщество, существующая расстановка сил и внутренняя иерархия. Если в общежитии русской литературы под меня когда-нибудь и будет выделено место, то пусть это будет комнатушка на втором этаже, с окнами без решеток, чтобы была возможность в любой момент сбежать от коменданта.

Эта позиция - выскочки, варвара, эмигранта - вшита в мою биографию. Почти десять лет я прожил, как битник, в дороге, меняя работы, людей и города. Единственными константами среди всех этих переменных была литература и люди, с которыми мы ее делали. В предисловии к грядущей книге я назвал их «добровольными аутсайдерами», они сознательно или в силу стечения обстоятельств заняли позицию вне существующего литературного сообщества.

В первую очередь наша книга, да и весь проект - это история не про объединение необъединимого, а про отдельных талантливых людей: тех, кто никогда не издавался в больших издательствах, а иногда даже не публиковал свои стихи в интернете. Чаще всего речь идет об острых и резких, взъерошенных, неудобных и, будем справедливыми, непрофессиональных стихах. Но та поддержка, которую проект получил от признанных литераторов, известных музыкантов, журналистов и культуртрегеров, показывает, что жизнь, искренность и силу в этих стихах вижу не я один.

В какой-то момент я попытался визуализировать схему существующего поэтического сообщества. Получается примерно то, о чем вы сказали: некий многоугольник, в одной вершине которого - тусовка авторов из литературных журналов, в другой - сетевая поэзия, в третей - рокеры и так далее. Но как сказал мой друг, поэт Иван Фефелов, «культурные пространства давно сплелись в один клубок измерений», и этому невозможно, да и не нужно противостоять. «Живые поэты» не первые, но, наверное, самые яркие из тех, кто это смешение радостно манифестирует.

В эпоху соцсетей, когда у каждого появилась возможность высказаться, с одной стороны, нашли свое место многие талантливые люди; с другой - всплыло столько графомании, что при словах «молодой поэт» часто бессознательно скептически усмехнешься. Это обязательный побочный эффект демократизации творчества?

Отвечая на иные вопросы, бывает, автоматически тянешься к готовому решению, которое нашел раньше. Так и здесь - ответ на этот я всегда начинал с отточенной формулировки: «В условиях отсутствия цензуры и критики…» - и дальше, после вводных условий, обычно шли размышления о тотальной графомании, порождаемой свободным доступом к информационным каналам.

Однако за последние несколько лет условия изменились.

Цензура - примитивный древний бог, который не только не умер за девяностые и нулевые, но поумнел и окреп

Андрей Орловский

Создатель проекта «Живые поэты»

За примерами не нужно далеко ходить: я не могу читать лекции в некоторых библиотеках Ростова-на-Дону («Мы посмотрели социальные сети - вы что, критически относитесь к действующей власти?»), судить поэтические фестивали («Очень хотели позвать в жюри, но у вас, оказывается, украинское гражданство…»). Доходит до абсурда: нас, редакцию «Живых поэтов», просят: «А можете прислать точно такую же презентацию, но без Андрея Макаревича?»

У свободного распространения информации есть много минусов, но на каждый из них приходится гораздо более весомый плюс. Да, интернет способствует графомании - но при этом вырывает ключ к дверям культуры из рук кучки эстетов, возомнивших, что они и только они воплощают собой литературу здесь и сейчас. Да, благодаря социальным сетям появляются отвратительные в своей безвкусности явления, такие как, например, - но при этом в них находят свою аудиторию действительно талантливые люди. Да, плохие стихи, да, информационный шум, да, противоречивые и радикальные позиции - однако, как говорится в приписываемом Вольтеру выражении, «я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать».

Хочу еще добавить кое-что о молодых поэтах. Набоков в книге «Истинная жизнь Себастьяна Найта» писал о начинающих авторах: «Тот, для кого это определение справедливо, навек остается начинающим, другие же, вроде меня, расцветают сразу». За три года редакторы проекта «Живые поэты» прочли десятки тысяч ужасных стихов, но мы по-прежнему сталкиваемся с теми, кто «расцветает сразу», поэтому к каждой новой заявке стараемся относиться без снобизма и скепсиса. Игра стоит свеч.

Внушительная часть участников проекта - музыканты; и некоторые из их стихов - тексты песен. Прежде к так называемой рок-поэзии принято было относиться свысока: все же текст, предназначенный для исполнения под музыку, строится иначе. Сейчас, когда , а , ситуация меняется?

Сейчас я скажу предложение, которое однозначно объясняет, кто я, чем занимается проект «Живые поэты», и после которого, предполагаю, кто-то закроет это интервью, поморщившись: «Фу, какой кошмар!» В свое время шеститомник Анны Ахматовой произвел на меня меньшее впечатление, чем аудиозапись с «Оскольского квартирника» Вени Дʼркина: Литвинов (настоящая фамилия Дʼркина. - Прим. ред. ) для меня гораздо более важный поэт, чем Горенко (девичья фамилия Ахматовой. - Прим. ред. ).

Кто имеет большее право считаться поэтом - Джим Моррисон или Аллен Гинзберг, Жак Брель или Жак Превер? Вопрос идиотский: у каждого свой чувственный флюгер, а значит, и свой вариант правильного ответа. Кажется, мы уже говорили об этом: ни меня, ни команду «ЖЫ» не касается вопрос «общепринятого отношения» к чему-либо. Мы не «новая поэтическая формация» и тем более не «продолжатели литературных традиций», у нас нет поводов для высокомерного отношения к рок-музыке или словосочетанию «молодой поэт». Мы всегда за субъективность, за индивидуальное ощущение красоты, каким бы оно ни было.

Недавно мы затеяли с одним литературным деятелем вечный разговор о том, зачем это все. Я говорил, что поэзия - праздник жизни, он парировал пустотой и безнадегой. Результатом разговора стал трюизм: я понял, что высокомерие - это внебрачный ребенок неопытности и страха.

Я знаю поэтов, которые пишут тусклые беспомощные стихи, и знаю рок-музыкантов, от чьих песен все внутри дрожит. Один из моих любимых поэтов, Ямамото Цунэтомо, вообще самурай, который не написал ни одного стихотворения за всю свою жизнь. Участник питерской хип-хоп-группы «Он юн» Максим Тесли, отвечая на вопрос, чем отличается написание стихов от написания песен, сказал: «Песни, стихи, секс, драка - все это работа с энергией». Можно добавить к этому много уточнений, но в целом я с ним согласен.

Издатель «Эксмо», Москва, 2018

Исследовательский проект на тему "Поэты родного края"

    Иванова Р.А, учитель начальных классов

    Михайлова Л.А учитель начальных классов

    Чибугаева Елена Петровна учитель начальных классов

Разделы: Внеклассная работа

    Введение

    Этапы жизни и творчества Ямщикова Г.П.

    Особенности произведений поэта

    Результаты социологического опроса

    Заключение.

    Список использованной литературы.

Мальчишка, обездоленный войной,
Я вырос горемычным сиротой,
Я с детства голод с холодом познал
И, сколько стоит лихо, испытал.

Г.П.Ямщиков

Введение

Жизнь любого населенного пункта похожа на жизнь отдельного человека: годы молодости и зрелости, расцвета и забвения, какие-то важные и незначительные события – все это и есть биография. Есть она и у нашего села, которая складывается из жизненного опыта людей, немало сделавших для его процветания, среди них и художники слова, поэты. Для них, поэтов, стихи – голос души, они передают ее состояние. Сила творчества возвышает их над нами, помогает разобраться в себе и окружающих людях.

Никто не может сказать о поэте лучше, чем его стихи. Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям.

На уроках литературного чтения мы изучаем и подробно знакомимся с творчеством многих поэтов и писателей. Но несправедливо обделяем вниманием поэтов-земляков. Возникла потребность познакомиться и с их творчеством.

Актуальность и выбор темы определяется, прежде всего, новизной, не изученность данной темы, а также неугасающим интересом современных исследователей к творчеству малоизвестных авторов.

Гипотеза

Пропаганда творчества поэтов-земляков способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника.

Цели исследования : изучить жизнь и творчество поэта Ямщикова Г.П., вызвать интерес учащихся нашей школы к творческому наследию поэта-земляка, привить любовь к родному краю.

Задачи:

    Изучить материал о творческом и жизненном пути поэта Ямщикова Г.П., познакомиться с его творчеством.

    Выявить основные темы произведений, их идейное содержание.

    Приобщить учащихся к культуре нашей малой родины.

Объект исследования: литературное наследие поэтов села Тихоново.

Предмет исследования : творчество поэта Г.П.Ямщикова.

Методы исследования : поисковый, анализ, анкетирование, беседа и интервью, обобщение.

Этапы работы над проектом:

    Организационный

    Определение темы

    Разработка плана работы

    Практический

    Работа с источниками

    Анализ литературных произведений

    Проведение социологического опроса

    Подведение итогов, оформление результатов.

Практическая значимость : материалы проекта могут быть использованы на уроках литературного чтения, а также классных часах.

Глава 1.

      Этапы жизни и творчества поэта Ямщикова Г.П.

2015 год, как известно, объявлен в России «годом литературы» ». В связи с этим нам хотелось познакомиться с творческой личностью не только, жившей и творившей свои произведения в одно с нами время, нашим современником, но и поэтом, нашим земляком.

Ямщиков Г.П родился в селе Сихтерма Алькеевского района Татарской АССР. Закончил ремесленное училище, служил в армии работал электриком на заводе, в метрологии и автоматизации бумажной промышленности на Байкале и Братске. Стихи начал писать в 40 лет. В село Тихоново приехал в 2001 году. Построил дом, посадил сад, вырастил сына.

Ямщиков Г.П. в этот период не только пишет, но и принимает активное участие в общественной жизни села, становится депутатом Сельского совета, участвует во всех культурных мероприятиях. Его с радостью приглашали в школу, библиотеку, на встречи с жителями.

Жизнь в селе Тихоново отразилась в сборнике его стихов «Добростишки». Своими произведениями Геннадий Петрович Ямщиков стремился не только сказать о том, что его волнует, но и доставить удовольствие, принести радость своим близким, родным и друзьям.

Сборник «Добростишки» был выпушен в 2008 году. Как человек в высшей степени чуткий, он не мог в момент «перестройки», оставаться в стороне, поэт много размышляет о судьбе своей Родины, стихи этого периода проникнуты болью за родную страну.

      Особенности произведений поэта

Основная тема стихотворений Ямщикова – горячая любовь к родной земле. Большая часть произведений посвящена природе, боли за Родину, наполнена гордостью за нее. Человеку необходима связь с его малой Родиной, считает автор. Чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего, человек обязан знать, чем интересна и богата его земля:

И в память Тихона святого

Селение наше окрестили.

Храм расписал от стен до окон

Елабужский Иван Осокин,

А службу вел,первейшим из попов

Александр Петрович Казаринов

Он пишет о том, что его тревожит, о том, о чем болит душа. Его стихотворения пронизаны теплотой. В каждой строчке он обращается к своим землякам, родному краю, воспевает его красоту: «Дорогое село, не воспетое в песнях, Я смотрю на тебя и любуюсь тобой».

Стихи поэта наполнены любовью к своей стране, душевной пылкостью, малой родине, ее природе. С помощью слова Ямщиков воссоздает волшебные краски природы в окрестностях нашего родного села. Природа – часть его души. Край, ставший родным для поэта, притягивает своей неброской красотой, которую он видит в каждом деревце, в каждой травинке. Затрагивает автор и актуальную сейчас тему экологии:

Ель срубил ты бесполезно?

Здесь всего один ответ:

От браконьерства пользы нет!

Не рубите меня, молодую, не рубите.

Не губите меня, люди, не губите.

В своих стихах поэт старается раскрыть «вечные» темы, желая показать, как прекрасен мир, несмотря на трагедии, потери, невзгоды.

Не обошел поэт стороной и тему войны. Тема войны и мира является одной из основных тем русской словесности с самого начала её существования. Ямщиков Г.П. пишет о не вернувшихся с поля боя, о детях, оставшихся сиротами: «Всё испытали обездоленные дети, Ведь невернувшихся с войны отцов- две трети».

Припомним про сестёр и матерей,

Они в цехах, полях и на лесоповале,

Не хуже танков, самолётов, кораблей,

В тылу победу над врагом ковали.

Произведения Ямщикова Г.П. отличает легкость, удивительная мелодичность и в то же время лаконичность. Его лирика неброская, ненавязчивая, поэт пишет так, как чувствует. Большинство произведений автора небольшие по объему, но тем не менее они наполнены глубоким идейным содержанием. Даже в нескольких строчках поэт способен о многом сказать, многому научить своего читателя. Использование огромного количества языковых выразительных средств, различных синтаксических конструкций – все работает на донесение смысла произведений.

Стихотворения Ямщикова оказывают огромное влияние не только на мысли читателя, но и на его эмоциональное состояние, поэт способен заставить читателя сопереживать, радоваться.

Надо в жизни приветствовать радость,

От себя гнать беду и печаль,

Чтобы стала счастливою старость,

Чтобы прошлого было не жаль.

Когда читаешь эти стихи, возникает желание совершить что-то хорошее по отношению к окружающему миру, людям, живущим рядом с нами. Знакомство с произведениями Ямщикова, несомненно, позволит приблизить наше поколение к литературному богатству родного края. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что “вело” поэта в течение жизни.

Итак, в ходе анализа произведений нами выделены три основные темы творчества поэта:

    Тема Родины

    Природа, экология,

    Тема Великой отечественной войны.

Глава 2

Результаты социологического опроса

Среди учащихся 1-4 классов школы села Тихоново был проведен социологический опрос. Вопросы анкеты касались поэтов, живших на территории села.

Анкетирование учащихся (1-4 классы).

1. Каких поэтов нашего села вы знаете?

2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи: “Мольба ”, “Тихоновский вальс ”, “Ветеранам Великой Отечественной войны ”, “Вперед, Россия ”, «Песня о Менделеевске».

3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэта Геннадия Петровича Ямщикова?

После обработки полученной информации был проведен анализ данных по проблеме.

Результаты анкетирования учащихся 1-4 классов .

Из 26 опрошенных детей на вопрос:

– каких поэтов нашего района и города вы знаете? Ответ – ни одного не знаю –22чел.

– слышали ли вы эти стихи? Ответ – не слышали – 22 чел.

– хотели бы вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов? Ответ – да – 26 чел.

Вывод: большинству учащихся не знакомы имена и произведения поэтов нашего края, что подтверждает актуальность нашего исследовательского проекта. Таким образом, возникает необходимость в дальнейшей разработке данной темы.

Заключение.

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать выводы: цель, поставленная нами, достигнута, мы расширили свой кругозор и познакомились с творчеством нашего земляка, стали больше любить и ценить нашу малую Родину.

Результатом работы над проектом явилось создание презентации о поэте-земляке, которую можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.

Перспективы дальнейшей работы.

    Продолжить изучение творческого наследия поэтов нашей малой Родины.

    Организовать литературную встречу с участием поэтов села.

    Выпуск поэтической тетради со стихотворениями авторов нашего села и иллюстрациями учащихся школы.

Список использованной литературы:

    Газета “Окно в Тихоново ” 2009 г.

    Сборник «Добростишки» 2008г.

    Сборник «Добростишки» 2009г.