Колеса

Кто создал мотоцикл. Краткая история российского мотоциклостроения

Датой создания мотоцикла считается 1885 год, когда немецкий инженер Готлиб Даймлер и его помощник Вильгельм Майбах решили изобрести машину, предназначенную «для верховой езды». Она была сделана полностью из дерева: имела деревянную раму и передачу.

Такая машина была оснащена одноцилиндровым бензиновым двигателем, который имел объем 264 кубических сантиметра и развивал мощность 0,5 лошадиных сил, что по тем временам являлось хорошим показателем, поскольку обеспечивало максимально возможную скорость 12 километров в час.

Но, поскольку на такой небольшой скорости машине было трудно удерживать равновесие, дополнительно сзади были прикручены маленькие колесики для устойчивости во время езды. То есть это больше было похоже на детский трёхколесный велосипед, какие мы можем встретить сейчас в продаже.

Такое транспортное средство получило название «Reitwagen».

В 1912-1914 годах предпринимались попытки усовершенствовать автотранспорт, и на нем окончательно установили коробку передач автомобильного типа. Также совершенствовались отдельные агрегаты, узлы и системы мотоцикла.

Дальнейшее развитие мотоциклов

Позже появились мотоциклы, отличающиеся источниками движущей их силы:

  • газовые;
  • паровые;
  • электрические.

В 1894 году «Ле Пти Журналъ» решил провести соревнования Париж-Руан, в которых могли принять участие любые экипажи, имеющие механический привод на колесах. Максимальная скорость мотоцикла достигла рекордных на тот момент 20 километров в час. Так был признан первый мотоцикл всемирной общественностью, и о нем заговорили повсеместно.

Но окончательное разделение автотранспортных средств на двухколейные (автомобили) и одноколейные (мотоциклы) произошло лишь в начале 20 века.


Велосипед с паровым двигателем конструкции Перро (1869 год).

Мотоцикл Роупера и Мишо

Желающих оснастить велосипед паровым двигателем хватало, конечно, и после Роупера и Мишо, но обыкновенно при этом за основу брали трехколесные машины, и в результате получалось нечто, имеющее отношение скорее к истории автомобиля, чем мотоцикла. Из двухколесных же созданий нужно отметить мотоцикл американца Люциуса Коупленда, построенный им в 1884 году (по некоторым данным — в 1881).

Взяв велосипед-паук «Стар», Коупленд установил над задним колесом цилиндрический котел, над котлом располагался перевернутый цилиндр. Бак для топлива вмещал литр бензина — по уверению изобретателя, этого количества топлива должно било хватить на час работы. Двигатель развивал мощность 0,25 л. с. при 1000 об/мин, при этом весь узел «цилиндр — котел» весил всего 9 кг — великолепный показатель для той поры. От двигателя крутящий момент передавался ремнем на заднее колесо. Коупленд был не только изобретателем, но и неутомимым пропагандистом нового способа передвижения. Он выпускал брошюры и сам исколесил все Соединенные Штаты, демонстрируя в действии свой чудо-аппарат. Впоследствии он построил еще несколько двух— и трехколесных машин с двигателями подобного типа.

Как правило, они рождались в мастерских будущих автопроизводителей, которые пробовали силы на более простой технике.

То же самое произошло и с Готлибом Даймлером, который в 1885 году впервые представил общественности некое подобие будущего мотоцикла. Тогда это был очень оригинальный велосипед с мотором. Рама так же, как и колеса, была изготовлена из дерева. Причем колес было не два, а четыре, и все вместо резиновых покрышек были свеху обиты железом. Под сиденьем и между ногами "мотоциклиста" располагался двигатель внутреннего сгорания конструкции Даймлера, имевший мощность 0,5 л.с. В качестве топлива мог быть использован бензин или керосин. Чтобы запустить силовой агрегат, изначально нужно было бензиновым нагревателем раскалить медную калильную трубку, которая в дальнейшем воспламеняла горючую смесь. Двигатель запускали заводной рукояткой, и если все было хорошо, то эта операция занимала приблизительно одну минуту.

Для начала движения мотоциклист регулировал силу натяжения двух плоских кожаных ремней, передававших мощность мотора заднему колесу. Остановка достигалась через ослабление ремней и прижимание деревянной колодки к шкиву заднего колеса. Весило это чудо около 70 килограммов и двигалось в среднем со скоростью 12 км/ч, чем вызывало большое удивление у окружающих. Очень часто люди не могли понять, для чего нужны два дополнительных колеса. Объяснение было максимально простое - просто Даймлер не умел ездить на велосипеде, следовательно, не мог и на мотоцикле. Два боковых колесика спасали от частых падений.

Несмотря на всю примитивность первого изобретения в мире мотоциклов, основные принципы его создания были заложены. Г.Даймлер сделал свой мотоцикл главным образом для того, чтобы проверить на практике и узнать характеристики двигателя внутреннего сгорания.

Первым отчаянным пилотом этого неукротимого двухколесного зверя с двигателем внутреннего сгорания стал Вильгельм Майбах.

Массовое производство в мотоциклетной истории началось только в 1894 году, когда два мастера, Гильдебранд и Вольфмюллер, создали мотоцикл собственной конструкции. Чуть позже его начали продавать в большинстве европейских стран.

К великому сожалению, успех был недолгим. Из-за очень оригинальной, но все же неудачной конструкции торговля стала полностью убыточной. По этой причине в 1989 году пришлось свернуть производство.

Одновременно с Гильдебрандом и Вольфмюллером, начавшими разработку новой, более совершенной модели, в Париже вовсю продавали легкий мотоцикл конструкции французов братьев Вернеров. По сути, это был велосипед с небольшим моторчиком, установленным над рулем и перед передним колесом. По причине того, что изобретатели мотоциклов пока не очень продвинулись, приведение в движение этой версии, как и ее предшественниц, осуществлялось при помощи ремня.

Похожие конструкции выпускались даже в 50-х годах!

В 1898 году, вскоре после Вернеров, создали свой мотоцикл чехи Клемент и Лаурин. Это была уже более совершенная машина, чем мотовелосипед. Мотор находился в центре рамы и был снабжен зажиганием от магнето.

Перенос силы на заднее колесо обеспечивался толстым плоским ремнем. Чехи вместе со своей моделью стали последними том в периоде времени, когда все инженеры разрабатывали мотоциклы примерно одинаковой конструкции, сами о том не подозревая. Чуть позже, примерно в 30-х годах, наметилось некоторое разделение, в котором одни преуспели больше, чем другие. Естественно, здесь наложила свой отпечаток первая мировая война.

Мотоциклы вовсю начали появляться не только в Европе, но и в Америке. Наравне с автомобилями они занимали заметное место в жизни городов и деревень. Разница была лишь в том, что на мотоциклах ездили люди менее обеспеченные, чем на автомобилях.

Например, в Германии одним из наиболее распространенных и доступных был простенький "DKW - 140", впервые выпущенный в 1922 году производителем "Расмуссен АГ".

Мотоцикл начали выпускать после одноименных велосипедов, и он заработал огромную популярность благодаря пробегу вокруг Германии. В ходе последнего проявились такие особенности, как простота и хорошие ходовые качества. В пути он расходовал примерно два литра топлива на 100 километров пробега и двигался с максимальной скоростью 65 км/ч. Непросто представить, что весил он всего лишь 46 килограммов и заводился от нажатия на ножной рычаг. Сиденье было рассчитано на одного человека, но сзади на багажник можно было положить немножко груза.

Компания БМВ, занимавшаяся производством авиадвигателей, выпустила первый мотоцикл в 1923 году. Модель несла обозначение "R42", и уже тогда в нее заложили фирменные черты мотоциклов БМВ, позже проявившиеся в других вариантах двухколесной техники.

На них в последующие годы было достигнуто много спортивных успехов, главным образом в классе мотоциклов с прицепной коляской. Более того, в 1929 году на "БМВ" установили мировой рекорд скорости, несколько раз улучшенный до 279,5 км/ч к 1937 году. Баварский первенец "R42", в частности, был оснащен двухцилиндровым нижнеклапанным мотором в 12 л.с. (скорость вращения 4000 об/мин и максимальная скорость движения 95 км/ч, которая, как видно выше, была намного улучшена).

Бесспорно, самым оригинальным мотоциклом того времени был "Чехия", продававшийся чешским заказчиком под названием "Чехия" (Cechie), а немецким - как "Бомерланд" (Böhmerland). Это объяснялось тем, что завод был на границе с Германией.

Сам мотоцикл привлекал внимание необычной длиной, которая позволяла кататься трем ездокам, усевшимся друг за другом. Колесные диски запросто могли сойти за автомобильные. Спереди устанавливалась здоровенная фара, а сзади - два из четырех топливных баков.

Мощность одноцилиндрового мотора этого "монстра" равнялась 16 л.с., коробка передач была трехступенчатая с ручным переключением передач (при помощи длинного рычага). При массе 180 килограммов выглядела эта махина настоящим железным "конем" в сравнении с полумотоциклами-полувелосипедами.

1928 год в мотоциклетной истории был ознаменован сразу двумя интересными моделями, выпущенными в англоязычных странах. Первая - "Индиана Принц", собиравшаяся на заводе в Спрингфилде и отражавшая состояние американской промышленности данного направления, которое, стоит отметить, развивалось почти такими же темпами, как и в Европе.

Залогом успеха на мототреках главным образом были двухцилиндровый мотор с механизмом верхнеклапанного газораспределения с нижнерасположенным распределительным валом и с поршнями, вращающимися в противоположные стороны. При объеме 494 куб.см мощность агрегата составляла 35 л.с. при 6500 об/мин. Максимальная скорость равнялась 153 км/ч. В комбинации с прицепной коляской этот показатель, безусловно, уменьшался.

Мотоциклы марки "Харлей-Дэвидсон" пользуются в настоящее время особой популярностью среди обеспеченных поклонников рок-музыки.

Среди них только настоящие энтузиасты знают, что первые экземпляры их поклонения появились в начале века в небольшом сарае, где Вильям Харлей и Артур Дэвидсон начали изготавливать мотоциклы.

В 1907 году их продукцией уже начала пользоваться американская полиция, которая сумела оценить большую колесную базу, оптимально размещенные широкое седло и широкий руль.

В 1930 году "Харлей-Дэвидсон" представил результат использования многих наработок, проверенных временем. Это был не очень легкий мотоцикл "Харлей-Дэвидсон 750" классической внешности с двухцилиндровым нижнеклапанным мотором и трехступенчатой КПП с ручным переключением передач. Мотоцикл уже тогда отличался комбинированной окраской топливного бака, а на руле были прикреплены две головные фары.

Перечисленные представители мотоциклетной техники, впрочем, как и некоторые другие двухколесные образцы, отражают первый период истории развития мотоцикла (приблизительно с 1880 по 1930 гг.), когда все производители сформировали основные принципы конструкции средства передвижения данного класса. Позже началась более ожесточенная конкуренция марок, в которой каждый в отдельности совершенствовал выпускаемые модели.

А теперь немного фото из истории мотоцикла.

FN (Fabrique Nationale de Herstal), известный производитель мототехники и пожарной техники выпускал мотоциклы с1901 по 1967. Модель 1913.

Garelli, 1913 год (слева) и Evans Power Cycle (справа), 1919 год.

Indian Scout, 1928 год.

Мотоцикл Sokol 1000 мзготовленный в Польше использовавшийся как частными владельцами, так и в польской армии в 1930 годах.

Bike Keeps Family in Stitches (Oct, 1939)

Мотоцикл Indian с четирехцилиндровым двигателем (слева) и.мотоцикл Dream Motorcycle One США 1950 г.

Мотоцикл NSU Sportmax (Германия) завоевавший Гран При. 1950г.

Мотоцикл Франсуа Кнорека (François Knorreck), французского техника по медицинскому оборудованию.

У многих людей в разных странах есть в альбомах фотографии где они в детстве или взрослыми фотографировались на фоне "железного" коня.

И в заключении, немного об "Уралах".

«Урал» был копией, точная копией немецкого BMW-R71. Но имел более славную судьбу и длительную успешную историю. На базе этой, довольно удачной модели был создан «Урал» М-75 первый спортивный мотоцикл советского производства.

Экспортные поставки Уралов начались еще в 1953 году. Сначала мотоциклы поставлялись в страны социалистического лагеря, а также в ряд развивающихся стран, где они использовались в основном в армии и полиции. С 70-х годов мотоциклы Урал поставляются и в европейские.

На фотографии — владелец советского Урала из городка Wichita в центре США

Владельцы и клубы любителей "Уралов" существуют не только на пространстве бывшего СССР а, к примеру, в Америке и Канаде. А мото-салоны, которые учитывают это, имеют хорошую маржу. Кстати, мотоцикл "Урал" отметился на выставке IMS Cycle World Show в Long Beach 2007 (Калифорния). На стенде, посвященным советским мотоциклам красовались, "Уралы", тюнингованные американской компанией Ural Chicago, которая продает различные "доведенные" варианты "Уралов".

Ural GearUp (Военный Урал) США.

Ural Retro (Ретро Урал) США.

Мотоцикл Урал на выставке в выставочном центре Long Beach — Калифорния, США.

Основным рынком для Ирбитского Мотоциклетного Завода на сегодняшний день являются страны Северной Америки, Южной Африки, Новая Зеландия, Австралия и страны Персидского залива

Современный "Урал" поставляемый в США "Пустыня".

Первый в мире мотоцикл, а точнее, велосипед с мотором, создал в 1885 году Готлиб Даймлер. Немецкий изобретатель не умел ездить на двухколёсном велосипеде, и поэтому у его мотоцикла было еще два боковых колеса, чтобы поддерживать равновесие. Он был способен разгоняться до 12 км/ч, что было немалой скоростью для того времени. Рама из дерева и четыре деревянных колеса, обитых железом - этот «драндулет» выглядел совсем не так, как привычный нам современный мотоцикл. Но именно он послужил основой для дальнейшего развития мототехники. Расцвет производства мотоциклов в СССР наступил несколько позже, чем в других странах Европы, а именно в 1950-х годах.

Первый советский мотоцикл - мотоцикл «Союз», который был выпущен заводом «Авиахим», а спроектирован инженером П. Н. Львовым, известным своим участием в создании скульптуры "Рабочий и колхозница". В 1924 году 22 августа, вместе с другими советскими и зарубежными мотоциклами, «Союз» проехал от Москвы до Харькова и вернулся обратно в столицу, преодолев 1476 километров. Это было удачное испытание, в котором «Союз» доказал свою способность соперничать с иностранными марками. Первый мотоцикл имел одноцилиндровый четырехтактный двигатель, многодисковое сцепление сухого типа и всего три передачи. Вес мотоцикла составлял 112 килограммов, а максимальная скорость - 70 километров в час. На 100 километров пути он расходовал 3 литра топлива. Недостатком было то, что при довольно большом объеме - 500 кубических сантиметров, двигатель обладал недостаточно высокой мощностью. К сожалению, «Союз» так и не допустили к серийному выпуску, потому что «Авиахим», нацеленный на строительство авиатехники, не был ориентирован на мотоциклы.

В отличие от мотоцикла, мопед обладает не таким мощным двигателем и предназначен для небольших скоростей - до 50 километров в час, а объем двигателя мопеда не превосходит 50 кубов. В 1958 году на Рижском мотозаводе «Красная Звезда» вышел первый в СССР мопед - Рига-18. Модель получилась не лучшего качества, и, после практики на чешском заводе JAWA, в 1961 году начался серийный выпуск уже улучшенных моделей - Рига-1. Эта модель была достаточно легкой, всего 45 килограммов, и достигала скорости 40 километров в час. Мопед имел одноцилиндровых двухтактный двигатель, запуск которого осуществлялся с помощью педалей, двухступенчатую коробку передач и двухдисковое масляное сцепление. Мопеды постоянно модернизировали, выпуская все новые модели. На вождение мопеда получать права не требовалось, поэтому этот вид транспорта был особенно популярен среди подростков. И вообще мопед считался модным средством передвижения в советское время, например, «Приключения Электроника», один из главных героев - Сыроежкин - ездит именно на мопеде Рига. После распада СССР в Латвии начался кризис, и в 1998 году производство мопедов было остановлено, а «Красную звезду» распродали по частям.

Мотороллер и скутер - это названия одного и того же транспортного средства - закапотированного легкого мотоцикла с вертикальной посадкой водителя. Двигатель «младшего брата» мотоцикла расположен сзади под сидением. Самым первым мотороллером СССР является «Вятка ВП-150», вышедшая в 1957 году на Вятско-Полянском машиностроительном заводе. Советская модель - копия культового итальянского скутера «Vespa GS150», что в переводе означает «оса». Действительно, итальянская модель, созданная в 1946 году фирмой Piaggio, - грациозная, утонченная и . В 1953 году «Оса» полностью завладела сердцами молодежи, благодаря фильму «Римские каникулы», в котором знаменитая актриса Одри Хэпберн появляется на скутере «Vespa». «Вятка ВП-150», весом 118 килограммов, способна разгоняться до 70 километров в час. Советский мотороллер имеет одноцилиндровых двухтактный двигатель объемом 148 кубов. Однако советская модель имеет свои отличия от итальянской. Итальянский скутер имеет четыре передачи, в то время как у советского мотороллера их три. Замок зажигания у «Вятки» является отдельным прибором, расположенным на руле, а у «Осы» он помещен в корпус фары. Также есть отличия в форме спидометра, надписи и в других внешних деталях. В частности, на крыле переднего колеса советской модели красуется флажок с красной звездой. «Вятка ВП-150» был самым стильным мотороллером в СССР, но в 1966 году его сняли с производства.

Мы живем в современном мире и наблюдаем за созданием новых мотоциклов, мопедов и скутеров. С каждым годом они становятся качественнее, удобнее, мощнее. Но существуют и поклонники так называемых ретро-моделей, которые считают их более привлекательным. И таких любителей немало. Существуют целые клубы, в которых люди обмениваются опытом, занимаются куплей-продажей и реставрацией, продлевая жизнь стареньким отечественным моделям.


Восстановленный мотоцикл "Красный Октябрь" 1938г. Все на ходу, всё родное, даже резина.


Краткая история Российского мотоциклостроения взята из Энциклопедии Мотоциклистов.

История создания мотоцикла

История создания первого самодвижущегося экипажа, прародителя современных автомобилей и мотоциклов, теряется в тумане веков.
Но доподлинно известно, что попытки построить такие средства передвижения предпринимались изобретателями едва ли не во всех развитых странах. Просто не всем изобретениям везло: лишь немногие из них удостоились чести быть официально описанными, зарисованными или зарегистрированными.
Так, первое упоминание о телеге, приводимой в движение от механизма, относится к 1447 году А известные нам чертежи экипажа, в котором лакей нажимал на педали вроде велосипедных, описаны в книге, датированной 1793 годом.
Что же касается конкретно мотоцикла, то ему повезло. Во всем мире принято считать датой его рождения 29 августа 1885 года. Именно в этот день немецкий изобретатель инженер Готлиб Даймлер 1 (Godfreid Daimler) выехал за ворота своей мастерской на специально сконструированном двухколесном экипаже с установленным на нем бензиновым двигателем.

Собственно, Даймлер тогда не помышлял о создании мотоцикла - он лишь хотел испытать двигатель. Но так случилось, что использованная им компоновочная схема оказалась очень удачной и дожила до наших дней почти без изменений.

В нашем коротком историческом обзоре мы не сможем рассказать о том, как и когда в разных странах появлялись мотоциклетные заводы и какие мотоциклы там выпускались. Да это и не входит в наши планы.

Мотоциклостроение в России

Мы живем в России. И потому коротко проследим основные вехи зарождения и становления отечественной мотоциклетной промышленности и лишь бегло перечислим заводы и модели мотоциклов, сходившие с их конвейеров. Надеемся, что даже такой краткий экскурс даст достаточно убедительные свидетельства того, что наша страна на каких-то этапах своего развития занимала ведушие позиции и в создании мотоциклов.
Все началось в 1913-1914 годах - тогда были предприняты попытки организовать сборку легких мотоциклов из деталей швейцарского производства на заводе «Дукс» в Москве. Но помешала Первая мировая война.
В 1924 году группа московских инженеров под руководством П.Н. Львова спроектировала первый русский мотоцикл «Союз». Он имел одноцилиндровый четырехтактный двигатель рабочим объемом 500 см 3 и оснащался пружинной подвеской заднего колеса, что по тем временам было весьма прогрессивно. Мотоцикл был построен в следуюшем году в единственном экземпляре и даже участвовал в испытательных пробегах. Но дальше этого дело не пошло: изменился профиль завода... В 1928 году в Ижевске было создано конструкторское бюро по мотоциклостроению, которое возглавил талантливый инженер Петр Можаров. Под его руководством были спроектированы, изготовлены и испытаны пять(!) моделей мотоциклов.

Модели ИЖ-1 и ИЖ-2 имели четырехтактный двухцилиндровый V-образный двигатель рабочим объемом 1200 см3 и мошностью 24 л. с. и штампованную раму, которая в задней части образовывала расширение, использовавшееся в качестве глушителя (такое решение некоторые иностранные фирмы стали применять только в наше время!). Привод на колесо осуществлялся карданным валом. Огромные колеса размера 4-27" были взаимозаменяемыми - большая редкость в тогдашней мотоциклетной практике. Мотоцикл ИЖ-2 имел принудительное охлаждение.
Потом группа П.В. Можарова была переведена в Ленинград. И здесь она спроектировала новый мотоцикл с двухтактным двигателем объемом 300 см3. 25 таких мотоциклов было построено в 1930 году на заводе «Промет». Они хорошо показали себя в испытательных пробегах. И после модернизации и устранения мелких недоработок были переданы в серийное производство на завод «Красный Октябрь». Именно эта модель под названием Л-300 стала первой, открывшей эпоху российского мотоциклостроения.
В 1931 году Петр Владимирович Можаров переехал в Москву и возглавил группу конструкторов в НАТИ (Научном Автотракторном Институте). Группа должна была спроектировать мотоцикл для Красной Армии. Базовая модель получила название НАТИ-750. А параллельно с ней был разработан еще целый ряд моделей самого разного назначения.
В 1932 году при Наркомате тяжелой промышленности создается специальная комиссия по мотоциклостроению. По ее решению на базе опытных мастерских Ижстальзавода, где были собраны первые ИЖ-1 и ИЖ-2, теперь организуется Ижевский мотоциклетный завод. И уже в 1933 году здесь начинают выпускать мотоцикл ИЖ-7, доработанный и улучшенный Можаровым вариант Л-300. Этот мотоцикл оказался настолько удачным, что некоторые экземпляры дожили до наших дней. В эти же годы Етавмашпром решает перепрофилировать на производство мотоциклов знаменитый Подольский механический завод, делавший швейные машинки. Наладить этот процесс поручают все тому же Петру Владимировичу Можарову Он создает документацию, и по ней в Ижевске в 1933 году строят четыре мотоцикла НАТИ-А750, а с марта 1935 года эти мотоциклы под индексом ПМЗ-А750 начинает выпускать Подольский завод.
В том же 1935 году вступил в строй мотоциклетный завод в Таганроге. Его мотоциклы ТИЗ-АМ600 с трубчатой дуплексной рамой и четырехступенчатой коробкой передач сразу же зарекомендовали себя как очень выносливые и надежные.
В 1937 году в Ижевске проектируются мотоциклы ИЖ-8, ИЖ-9 и ИЖ-12. Первый из них уже с января 1938 года выпускается серийно, второй встает на конвейер годом позже. А непосредственно перед началом Великой Отечественной войны в массовое производство поступил ИЖ-12 с четырехтактным одноцилиндровым мотором объемом 348 см3 и мощностью 13,5 л. с.
Чтобы удовлетворить потребности армии, сразу в нескольких городах: Москве, Горьком, Ленинграде и Харькове - начали выпускать мотоциклы М-72 с оппозитным четырехтактным двигателем.
На этом и закончился предвоенный этап развития отечественного мотоциклостроения.
Война перетасовала не только людские судьбы, но и судьбы заводов.
Эвакуированное из Москвы в Ирбит производство тяжелых мотоциклов так в Москву и не вернулось. Теперь Ирбитский мотоциклетный завод известен далеко за пределами России. С его конвейера сошло более трех миллионов . Сегодня наряду с традиционными мотоциклами с коляской (ИМЗ-8.103-10, ИМЗ-8.103-40, ИМЗ-8.107) завод выпускает и мотоциклы-одиночки ИМЗ-8.123 «Классик», 36 л. с; ИМЗ-8.1237 «Волк», 40 л. с; ИМЗ-8.1243 «Вояж», 40 л. с. А также другие модели, в том числе, естественно, армейский вариант ИМЗ-8107 «Gear-UP», 32 л. с.
Производство мотоциклов в Таганроге больше не возрождалось. Как не имело оно продолжения в Тюмени и Горьком, где в годы войны выпускались М-72.
Но сразу же после войны, буквально в том же 1945 году, в Ижевске была вновь организована конструкторская группа по мотоциклостроению. Вскоре сюда перевезли из Германии чертежи и техническую документацию мотоцикла ДКВ «НЦ-350» и почти ничего не меняя, приступили к выпуску копии под названием ИЖ-350.

Отличная реставрация Иж 350 1947г. от Евгения Захарова из Красноярского байк-клуба "Кентавр"

После серьезной модернизации этот мотоцикл стал называться ИЖ-49. А потом... А потом Ижевск стал главным мотоциклетным городом страны. К концу 70-х годов его конвейеры могли выдавать до 350 000 мотоциклов в год. Модели ИЖ-56, ИЖ-«Планета», ИЖ-«Юпитер», ИЖ-«Планета-Спорт» хорошо известны и любимы в народе.

Сегодня, после перестроечной разрухи, завод вновь медленно встает с колен. Базовой моделью остается ИЖ-7 «Планета 5» - имеется несколько его вариантов, различающихся комплектацией. В ответ на требования молодежного рынка создана модель ИЖ-6 «Юнкер» - мотоцикл нового для нас типа «чоппер» (chopper). В КБ завода имеются интересные разработки легких 50-кубовых мотоциклов.
Одно из старейших предприятий отечественного Мотопрома - Ковровский завод им. В.А. Дегтярева (Владимирская обл.). Этому оружейному предприятию после окончания войны было предписано освоить выпуск мотоциклов. За прототип избрали мотоцикл ДКВ РТ-125 - очень прогрессивную по тем временам модель. Уже в 1946 году на вывезенном из Германии оборудовании начался серийный выпуск мотоциклов, получивших обозначение К-125. Позже, в 1957 году, объем двигателя был увеличен до 175 см3. Одновременно и на Московском мотоциклетном заводе было организовано производство модели Ml А «Москва». Внешне московская и ковровская машины отличались разве что эмблемами на бензобаках. На самом же деле у них было разное электрооборудование.
В народе М1А сразу же любовно окрестили «макакой». Это прозвище потом распространили на все мотоциклы с двигателями 125 см3. Беда советской мотоциклетной промышленности состояла в том, что все заводы были нацелены на выпуск мотоциклов строго определенной кубатуры, но огромными партиями. В результате конструкторская мысль была скована, технологии оставалась неизменными на протяжении десятилетий и тормозили развитие. Продвижение новых моделей требовало неимоверных усилий. Ни о какой конкуренции между заводами не могло быть и речи.
В результате наша мотоциклетная промышленность, получившая в послевоенные годы мощный толчок к развитию и к 1960-1965 годам поднявшаяся до очень приличного международного уровня, исчерпала себя. Начался период застоя и все большего отставания. А годы перестройки сделали это отставание почти необратимым.
По мере оздоровления рынка стали, конечно, оживать и мото-заводы. На том же Ковровском заводе в 1995 году был создан легкий мотоцикл в стиле «эндуро» (enduro) - «Пилот». Двумя годами раньше базовая модель "Восход-ЗМ" была заменена мотоциклом «Сова» с двигателем двух размерностей: 175 и 200 см3.

Первым в России ЗИД начал выпускать четырехколесные мотовездеходы - квадроциклы (по международной классификации - ATV, от английского All Terrain Vehicle) и трехколесные «грузовички» с отцепляемым модулем - трициклы.

О мотороллерах в России

Тульский машиностроительный завод, предприятие сугубо оружейное, включился в конверсионные программы гораздо позже ковровского. Его первый мотороллер Т-200 «Тула» появился в 1957 году и имел совершенно неоспоримое родство с немецким «Гогго» («Goggo») ТА 200. На базе Т-200 вскоре был создан грузовой вариант, ставший на многие годы основной продукцией завода. Он прекрасно себя зарекомендовал, и многие машины той поры работают и сегодня. К началу 90-х годов завод освоил выпуск мотоцикла на широкопрофильных шинах, своеобразного двухколесного вездехода, какого еще не было в России.

Сегодня в программе ТМЗ, труднее других пережившего перестройку, грузовой мотороллер ТМЗ-5403-03К «Муравей» с кузовами различных модификаций, трехколесный мотоцикл Тула- 5971 и двухколесный мотовездеход Тула-5952. Есть у завода и новые интересные разработки, в том числе сделанные совместно с итальянскими партнерами.

Вятско-Полянский машиностроительный завод (г. Вятские Поляны, Кировская обл.) был в то же время, что и Тульский, нацелен на выпуск такой же продукции - мотороллеров. Прообразом была избрана итальянская , а в российском варианте мотороллер получил название «Вятка». Одно время это маленькое пузатенькое транспортное средство было у нас весьма популярно. Особенно хорошо было на нем сдавать экзамены в ГАИ: мотороллер на крошечных колесах с необыкновенной легкостью вписывался в любые «восьмерки» и «змейки». Но затем спрос на эти машинки стал падать. И, хотя завод провел серьезную модернизацию, в результате которой была создана новая модель, в 1979 году выпуск мотороллеров прекратили.

О мотоциклах в наше время

Такова в общих чертах недолгая история российского мотоциклостроения. Впрочем - история неоконченная, она продолжается и в наши дни.

Сегодня на улицах наших городов все чаще можно увидеть мотоциклы импортного производства. Да, они поражают воображение своим внешним видом и техническими характеристиками. Как правило они имеют сверхмощные двигатели и прекрасную динамику. Разумеется, что такие высокие характеристики должны обеспечиваться и высокой безопасностью. Поэтому на них обычным явлением стали специальные противоклевковые передние вилки и дисковые тормоза, все чаше они оснащаются системой АБС (ABS).

1. Даймлер, Готлиб (Godfreid Daimler)
(17.03.1834-1900) - немец, родился в городе Шорндорф (княжество Вюртемберг) - технический директор завода Отто в Дойце - изобретатель авто с двиглом внутреннего сгорания (Германия, 1885-86 гг., параллельно с К.Бенц) - построил самодвижущуюся повозку и должным образом выправили патенты на «одноколейный» экипаж (№ 34926 от 3 апреля 1885 года - мотоцикл), а в 1886 году и на четырёхколёсный экипаж.
Вперёд

О том, когда появился первый мотоцикл , ведется много споров, но мы решим этот вопрос предельно просто – за точку отсчета возьмем именно тот год, когда на два колеса впервые был установлен двигатель внутреннего сгорания. Первый мотоцикл фото – Мотоцикл Даймлера.

В конце XIX века два немецких конструктора изобретают самый первый мотоцикл в мире – двухколесный экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Тут и началась история мотоциклов. Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах не ставили перед собой цель создать первый подобного рода мотоцикл, их аппарат был всего лишь испытательным стендом для двигателя, которым два немца собирались впоследствии оснащать свои автомобили. Первый мотоцикл представлял собой достаточно оригинально по нынешним меркам выглядящий деревянный велосипед с полукруглым седлом и бензиновым карбюраторным двигателем мощностью в полторы лошадиные силы.

К несчастью, машина сгорела при пожаре в сарае, который служил гаражом для двух первопроходцев и на этом этапе заканчивается история первого мотоцикла и начинается эпоха. Какие новшества привносили инженеры в свои первые мотоциклы? Какой был первый мотоцикл, вышедший в серийное производство и как видоизменялся этот популярный уже долгие десятилетия вид транспорта? С какими трудностями пришлось столкнуться производителям на заре становления этого эпохального явления, наполненного легендами и ставшего культом для многих поколений? Все это нам предстоит узнать История мотоцикла – это увлекательное путешествие в начало XX века, полное легенд и гениальных идей. Фото первого мотоцикла – Мотоцикл Даймлера.

Первый серийный образец

В 1894 году немецкая фирма Хильдебранда и Вольфмюллера начала серийное производство двухтысячной партии мопедов, которое продолжалось 3 года. Это были первые мотоциклы в мире «вставшие на конвейер», при весе в 50 килограмм они разгонялись до 45 км/ч. Мотор располагался внутри рамы и имел зажигание от калильной трубки. Некоторые детали конструкции были позаимствованы прототипов, работавших на паровой тяге, сделанных братьями Хильдебранд пятью годами раннее.

Например, водяной резервуар в форме заднего крыла, новой задачей которого стала подача воды в охлаждающие полости, окружавшие цилиндры, а также шатуны, напрямую приводившие в движение заднее колесо. В этой модели не было ни сцепления, ни педалей – самые первые мотоциклы запускались «с толкача». По этой причине, а также ввиду высокой стоимости эта модель не имела огромного коммерческого успеха, да и не задумывалась для таких целей. Фабрика Хильдебранда и Вольмюллера закрылась после Первой мировой войны в 1919 году, но история мотоциклов продолжалась и несколько экземпляров того самого мопеда сегодня находятся в музеях по всему миру.


Мотоцикл Хильдебранда и Вольфмюллера
Мотоцикл Хильдебранда и Вольфмюллера

План истории мотоциклов. 1910-1940 года

Примерно до 20-ых годов двадцатого столетия инженеры много экспериментировали с различными видами конструкций и решениями, мало-помалу отдаляясь от первичных укладов и превращая эту диковинную и ненадежную машину в прочный и быстрый вид транспорта для повседневного пользования, в основе не сильно отличавшуюся от современных аналогов. Эволюция мотоциклов шла медленно, но верно.
В 1922 году в той же Германии появляется первый мотоцикл компании DKW. Эта модель заслужила отличную репутацию и получила огромное распространение благодаря пробегу вокруг страны и очень низкой стоимости, так что, можно сказать, это самые первые мотоциклы в мире получившие популярность в народе. Он развивал скорость 65 км/ч и расходовал 2 литра бензина на сотню километров, заводился от ножной педали, мало весил и обладал незаурядными ходовыми качествами.


Мотоцикл DKW km200 – 1935год.

Примерно в это же время начинает сформировываться мотоспорт, что является отличным подспорьем для улучшения надежности и мощности, прямым образом влияя на развитие мотоциклов серийных. Гонки из многодневных марафонов по обычным дорогам перекочевывают на шоссейные и деревянные кольцевые трассы, ипподромы. Моторы начинают оснащать нагнетателями, появляется «сухой» картер, увеличивается КПД, уменьшается вес, улучшается аэродинамика.
Одной из успешных на спортивном поприще фирм стала BMW. Начавшая свою деятельность в сфере мото еще в 1924 году с успешной модели R32, компания невероятно быстро прогрессировала и наращивала мощности своих аппаратов, что позволило именно BMW неоднократно устанавливать мировые рекорды скорости. Например, в 1937 году одна из пятисот кубовых моделей под управлением Эрнста Хенне развивает 279 с половиной км/ч. Этот рекорд продержится 14 лет. История мотоцикла для детей.


Мотоцикл BMW R32 1924 год.

История которых насчитывает немало экземпляров, выпускались в Ленинграде, Ижевске, Подольске, Таганроге и Серпухове. В начале 30-ых годов выходят в серийное производство первые советские мотоциклы, которые, ввиду отсутствия опыта у инженеров в этой новой стезе, зачастую являются копиями немецких и английских аналогов. Однако уже через несколько лет у советских конструкторов и тут и там проглядывают оригинальные идеи и задумки. В итоге мотопром страны советов приходит к полностью своим разработкам, таким как Л-8 и МЛ-3.


Советский мотоцикл Л-8

МЛ-3, пожалуй, первый советский мотоцикл, разработанный с нуля, начали выпускать в 1939 года на заводе в Серпухове, его оснащали легким двигателем объемом 123,7 кубических сантиметров мощностью 3,5 л/c. и трехступенчатой коробкой передач. Это был простой по конструкции мотоцикл, который задумывался как массовая народная модель. Помешала его распространению вскоре начавшаяся война, но на ней история советских мотоциклов еще не закончилась.


Советский мотоцикл Мотоцикл МЛ-3 1939 год.

История первых мотоциклов в военный период

История развития мотоциклов в ходе Второй мировой войны принимает особый характер, ведь мотоциклы в это время являются самостоятельной боевой единицей. Их производство в военное время по большей части носит утилитарный характер.
Из наиболее известных военных мотоциклов сразу выделяется BMW R75, отбывавший службу преимущественно с 40 по 42-й год. Он обладал повышенной проходимостью, двигателем мощностью в 26 л/c, девяти-ступенчатой коробкой и гидравлическим задним тормозом. Стоила такая модель как два автомобиля и поэтому не использовалась на территории Германии, а отправлялась в африканскую пустыню Сахара.


Мотоцикл BMW R75 1940 год.

Позже Германия начала переключаться на легкую мототехнику, к примеру, DKW RT125 и DKW NZ350. Последняя модель выпускалась исключительно в армейских целях, разгонялась до 105 км/ч и была весьма проходима вследствие низких передаточных чисел. напрямую связана с моделью RT125, последний являлся прототипом для советского аппарата, а в качестве же основы ИЖ-350 был взят NZ350.


Мотоцикл RT125 1942 год.

Развивая тему советских военных мотоциклов стоит отметить легендарный «М-72», скопированный с R71 BMW. Производство машины осуществлялось на Московском заводе, а затем переехало в города Тюмень, Горький, Ирбит. Оборудованный оппозитным нижнеклапанным двигателем М-72 развивал скорость 85 км/ч при весе 380кг с коляской. Всего было выпущено 8500 экземпляров и позже в середине 50-х годов мотоцикл поступил в свободную продажу вплоть до 1960-го года. Мотоцикл позднее несколько раз дорабатывался и имел несколько спортивных модификаций, в том числе кроссовых. В 1947 году на 750-кубовой модификации М-80 был установлен всесоюзный рекорд скорости – 172 км/ч.


Советский военный мотоцикл Урал М-72

Не обошлась война и без ленд-лизовских машин, таких как Indian, Velocette, Matchless. Однако впереди всех, благодаря своей надежности и «всеядности» оказался американский Harley Davidson WLA 42, в народе прозванный «Валуем» за свою некапризность и безотказность.

История мотоциклов в послевоенный период

В разгромленной и обедневшей послевоенной Европе не было места для дорогой техники. Обычный человек едва ли мог позволить себе велосипед. Мотопром был вынужден подстраиваться под эти условия и выпускать очень дешевые машины. На арену вышли двухтактные моторы – топливо тогда было еще сравнительно дешевое. Военный период привнес много новых нестандартных решений в промышленность, в том числе и в сферу мотоциклостроения.
Результатом одного из таких решений стало появление нового класса – мотороллеров. В 1946 году по проекту авиационного инженера Коррадино Де Асканио итальянская компания Piaggio запускает чрезвычайно удачную серию Vespa. Совсем не похожий на классику, это был первый мотоцикл в мире такого типа и являлся воплощением простоты и функционала, был прост в изготовлении и быстро получил распространение по всему земному шару. Он имел безрамную конструкцию, небольшой маломощный мотор и всего три скорости. Вертикальная посадка обеспечивала особый комфорт для ездока, «Веспами» без труда пользовались женщины и пожилые. Став законодателем новой моды, «Веспа» часто появляется в кинематографе XX и XXI века, а также наряду с другим скутером Lambretta являлась неотъемлемой частью британской молодежной субкультуры 50-х годов.


Первый мотороллер Vespa 1946 год.

История возникновения мотоциклов в Японии начинается в 1946 году, когда Соичиро Хонда строит свой самый первый мотоцикл, который представляет собой велосипед с 50-ти кубовым электромотором, а через четыре года на внутренний японский рынок выходят такие известные сейчас марки как Suzuki и Kawasaki. Примечательно, что практически все знаменитые компании, занимающиеся производством мотоциклов, ранее имели несколько иной род деятельности, это правда совсем не означает, что такие фирмы переквалифицировались на создание только мотоциклов. Так было с Yamaha, создатель которой в 1897 году начал свой бизнес с выпуска музыкальных инструментов, а уже в 1950-м году был создан первый двухтактный Yamaha YA-1. И если в начале своего пути японцы также, как и мы занимались по большей части копированием немецких аппаратов, то уже к концу 60-х японские аппараты заполнили международный рынок.


Двухтактный японский мотоцикл Yamaha YA-1 1950 год.

Современная эра создания мотоцикла

К 70-м годам автомобили как средство передвижения начали вытеснять мотоциклы. В Европе расширяется и упрощается производство дешевых авто и мотоцикл становится скорее хобби, стилем жизни. Появляется мода на тяжелые и скоростные шоссейные модели. Здесь преуспевают японские мотоциклы с четырех цилиндровыми моторами. Одновременно с этим возрастает мода и на лихачество, агрессивную езду, которая доходит и до СССР. Сам образ мотоциклиста сильно пострадал из-за преимущественного использования данного средства передвижения грабителями и вандалами. Однако вернуть благородный облик удалось буквально через десять лет.


Мотоцикл Honda CB350 1970 год.

Мотоспорт активно развивался и делился на различные специализации, что послужило появлению мотоциклов класса «стрит», а также внедорожных «эндуро» и «триал», так и появились . История появления мотоцикла с тремя и четырьмя колесами, именуемыми, соответственно, трайками и квадроциклами, начинается примерно в эту же временную эпоху с появлением арочных шин низкого давления.
В начале 1980-х активно возрастает применение электронных элементов, а также изготовленных из пластика деталей. Двухтактные моторы отходят на второй план, во многом из-за увеличения кубатур двигателей. Возрастают и обороты скоростных серийных машин. Мотоциклы начинают оснащать пневматической подвеской, дисковыми тормозами. С точки зрения дизайна начинает вырабатываться современный стиль, немногим отличающийся от сегодняшних моделей. Фильмы история мотоциклов.


Мотоцикл Honda CB250 1980 год.

Современные мотоциклы России история крайне плачевная, поскольку их просто-напросто нет. Произошло это в связи с падением спроса, ввиду того, что большинство населения в 90-х обзавелось автомобилями. Любые попытки восстановить производство потерпели неудачи – оборудование устарело, качество сборки крайне низкое.


Мотоцикл Honda CBR250 1990 год.

Вывод

История мотоцикла на этом не заканчивается – экспоненциальное развитие технологий и науки в любом случае очень скоро приведет изобретателей к применению новых материалов, отказу от нефтяного топлива, увеличению КПД моторов и еще многому, о чем мы пока даже не можем подозревать.