Стойка

Зил кабриолет. Военные, но мирные: все парадные автомобили ссср и россии

Кузов типа «Купе -кабриолет», цельнометаллический сварной двухдверный с тканевой крышей. Трехместный заднеприводный автомобиль.

Количество мест, включая водителя 3
Масса сняряженного автомобиля, кг 3.200
Полная масса, кг 3.500
Максимальная скорость движения автомобиля с нагрузкой 2 человека, км/ч не менее 210
Время разгона с места о скорости 100 км/ч с нагрузкой 2 человека, с, не более 10
Контрольный расход топлива для автомобиля с полной массой, движущегося на прямой передаче, л/100 км:
При V=90 км/ч 15
При V=120 км/ч 20
Модель двигателя ЗИЛ-410441
Тип двигателя V- образный, бензиновый, карбюраторный:
Число цилиндров 8
Внешний габаритный радиус поворота автомобиля по переднему бамперу, м, не более 7
Двигатель:
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 108х105
Рабочий объем, л 7,68
Степень сжатия 9,3:1
Номинальная мощность по ГОСТ 14846-81, кВт (л.с.) при 4400-4600 мин -1 206 (280)
Крутящий момент при оборотах 2.500-2.700 мин, не менее, Н.м (кгс.м) 500 (51)

ЗИЛ-410441: один из редчайших на планете кабриолетов

Уникальность автомобиля ЗИЛ-410441 переоценить невозможно. В первую очередь она кроется в самом словосочетании «отечественный кабриолет», да еще и представительского класса. Это одна из тех машин, которая всем своим видом и историей создания доказывает – когда нашим автостроителям давали возможность, они умели создавать настоящие шедевры. Эксклюзивность кроется и в количестве – таких машин было выпущено всего 4 штуки. Обладателем одной из них был экс президент Украины Виктор Янукович.

Кабриолеты ЗИЛ-410441 принимали участие в репетициях парада Победы на Красной площади.

История появления

Данная модель увидела свет в 2009 году. Однако она не является полностью современной разработкой, а рестайлинговой версией выпущенного в 1981 году автомобиля ЗИЛ-41044 (ЗИЛ-115В). Каждый из нас неоднократно его видел, ведь это легендарный советский кабриолет для парадов, который использовался исключительно таким способом. Он до сих пор является одной из наиболее ярких ассоциаций, связанной с самыми масштабными торжественными мероприятиями в стране.

Идея создания на основе этого автомобиля новой модели ЗИЛ-410441 родилась как дань периодически возникавшим с начала нулевых разговорам о создании семейства автомобилей для высшего руководства РФ. В работе участвовали не только лучшие специалисты завода ЗИЛ, но и привлеченные профессионалы, в том числе представители ателье Cardi. В результате получилась машина с узнаваемыми чертами, однако с существенно измененным дизайном и современной начинкой. В частности, полностью изменена оптика, благодаря чему автомобиль сразу перестал выглядеть архаично, став более стильным и актуальным внешне.

Особенности кабриолета

Что можно говорить о начинке этой машины, если еще у выпущенного более 30 лет назад ЗИЛ-41044 было:

  • автоматическая КПП;
  • гидроусилитель руля;
  • электростеклоподъемники;
  • электроподъемник тента;
  • кондиционер;
  • электрическое управление водительским сиденьем;
  • дистанционно управляемые зеркала заднего вида и многое другое.

Естественно, ЗИЛ-410441 получил все это в современном исполнении, а также многое другое.

Автомобиль проектировался и строился в расчете на максимальную надежность. Два аккумулятора, сразу два бензонасоса, резервная система зажигания, только ручное изготовления всех деталей – все это гарантировало полное отсутствие брака и аккуратную доводку мельчайших элементов. Эти машины просто лишены визуальных изъянов.

А еще ЗИЛ-410441 очень быстрый (разгон до 100 км/ч – менее 10 секунд, максимальная скорость – около 200 км/ч) и потрясающе комфортный. Каждый экземпляр получил индивидуально настроенную подвеску, продуманные до мелочей кресла и все, что нужно для удобной езды на водительском месте или заднем диване.

Вы можете приобрести эксклюзивный ЗИЛ-410441

Несмотря на то, что этот существует всего в нескольких экземплярах, вы можете приобрести его у нас. Кроме того, мы предлагаем и другие элитные авто марки ЗИЛ, причем не только раритетные, но и совершенно новые. Мы изготавливаем лимузины и кабриолеты на заказ. Также у нас вы можете приобрести все требуемые запчасти для этого семейства элитных авто.

В СССР автомобили на парадах появились не сразу: долгие годы командующие въезжали на Красную площадь исключительно верхом. Но в 1938 году инженеры автомобильного завода имени Сталина (так тогда назывался ЗИЛ) подготовили для «парадных» нужд фаэтон ЗИС-102, и 1 мая 1941 года он возглавил колонну бронетехники.

ЗИС-110Б

Впрочем, главнокомандующие «пересели» на автомобили значительно позже. Только в 1953-м тогдашний министр обороны СССР Маршал Советского Союза Николай Булганин впервые выехал принимать ноябрьский парад, посвященный годовщине Октябрьской революции, не на коне, а на новом фаэтоне ЗИС-110Б.

Под его капотом находился мотор мощностью 140 л.с. А главными «фишками» автомобиля были кожаная обивка и ручной механизм складывания тента. По центру салона находилась специальная ручка (тоже отделанная кожей), чтобы командующий парадом мог стоять при движении во весь рост, сохраняя при этом равновесие.

«Победа» на параде

Военные не прошли и мимо ГАЗ М-20 «Победа» — автомобиль быстро приспособили под разъездные и штабные нужды.

А в 1948 году, когда завод освоил выпуск кабриолетов М-20Б с мягкой складной крышей, выбор автомобиля для участия в парадах был решен. В специальных мастерских эти «Победы» «прокачивали» под армейские нужды: ставили ручки на раме «лобовухи» или же на спинках передних кресел, чтобы за них мог держаться офицер, которому выпала честь принимать парад.

Первые две парадные «Победы» появились в 1949 году. Кабриолеты собрали на подмосковном Опытном заводе № 38. У них отсутствовали боковые оконные рамы, механизм складывания крыши, но были поручни на спинках кресел. Чтобы не возникло проблем с жесткость кузова, заднюю левую дверь просто заварили. Правда, стать постоянными участниками торжеств у этих автомобилей не получилось. Они использовались по назначению лишь раз — на параде в Петрозаводске.

ЗИЛ-111 В и ГАЗ-24 «Волга»

Лимузин ЗИЛ-111 появился в 1958 году, а спустя несколько лет увидела свет и его парадная модификация, получившая букву «В» в индексе. Кабриолеты были оснащены гидроподъемниками окон, поручнями, микрофонами, а также складными брезентовыми тентами.

Всего было собрано три таких автомобиля. В парадах они участвовали до 1962 года.

Поучаствовал в создании парадных автомобилей и Горьковский автозавод. Там была собрана экспериментальная партия «парадных» ГАЗ-24 для стран Варшавского договора, Ближнего Востока и, конечно, Кубы.

А вот советским военным, особенно из отдаленных гарнизонов, приходилось стандартные «двадцать четвертые» превращать в кабриолеты собственными силами.

ГАЗ-13Б «Чайка» и «парадный» ГАЗ-3102

Для проведения парадов в провинции в начале 1960-х было собрано примерно полтора десятка кабриолетов ГАЗ-13Б. Их главной особенностью являлась гидравлическая система управления мягкой крышей. Кстати, несколько таких кабриолетов было передано ГДР в 1979 году.

В начале 1980-х роль первой скрипки в военной среде досталась мощному (количество «лошадок» варьировалось от 90 до 150) и комфортному ГАЗ-3102. Но в советское время на базе этих автомобилей парадные кабриолеты не делали. Их время пришло немного позже, сразу после развала СССР. Причем производство было налажено в отдаленных военных частях.

ГАЗ-14−05 «Чайка» и ЗИЛ-41044

В период с 1981 по 1988 год Горьковский автозавод произвел полтора десятка кабриолетов ГАЗ-14−05, созданных на базе «четырнадцатого» ГАЗа с двигателем в 220 «лошадок».

Эти автомобили получили в свое распоряжение два передних кресла, пару флагштоков, три антенны, поручни, микрофонную стойку и тент, который приходилось поднимать вручную.

Эти автомобили до сих пор изредка участвуют в военных парадах в отдаленных частях.

В 1981 году появились кабриолеты ЗИЛ-41044, выкрашенные в светло-серый цвет. В отличие от базового автомобиля, им укоротили базу (до 3 300 миллиметров), а под капот поставили мотор, выдававший 275 лошадиных сил.

Место переднего пассажира отсутствовало. Зато имелся подогрев не только заднего кресла, но и пола. В центре автомобиля разместились поручень и микрофон, а радиостанцию спрятали в багажник. Кроме этого, автомобиль оснастили комплексом спецсвязи «Репетитор».

Именно кабриолеты ЗИЛ-41044 участвовали в последнем Параде Победы времен СССР — в 1990 году. Затем о них вспомнили и «пригласили» на торжества в 2008 и 2009 годах.

ЗИЛ-41044 на Параде Победы, 2008 год (Фото: Виталий Белоусов/ТАСС)

А что сейчас?

В современной России также есть место автомобилям для парадов. Таким, например, является ЗИЛ-410441. В 2009 году конкурс на создание «особых» автомобилей неожиданно выиграл Московский автозавод, который к тому времени уже дышал на ладан.

В итоге, спустя год, на свет появились 3 автомобиля, оснащенных моторами V8 мощностью в 280 «лошадок» и «автоматами» Allison. Но дальше дело не пошло, поскольку автомобили забраковали на государственной приемке.

А вот представителям дизайнерской компании «Атлант-Дельта» повезло больше. Нижегородские мастера взяли за основу американские GMC Sierra 1500 (2007 года выпуска), и на их базе создали свой продукт — СП45. Перелицевали интерьер, укоротили кузов, «прикрутили» новых механизм управления крышей — и вуаля. Любопытно, что маркировка при сертификации этому детищу досталась зиловская — ЗИЛ-41041 АМГ.

Этим автомобилем пользовался не только экс-министр обороны Анатолий Сердюков . Во время торжеств по случаю 70-летия Победы министр обороны РФ Сергей Шойгу также прокатился на ЗИЛ АМГ.

У «Атлант-Дельты» есть еще одна интересная «парадная» разработка — полноприводные автомобили ГАЗ СП46 «Тигр». Три таких машины построили на базе ГАЗ-2330 «Тигр» в 2008 году. Под капот поставили американский дизель мощностью в 205 л.с., а компанию ему составила автоматическая трансмиссия Allison.

Эти парадные внедорожники возглавляли военные торжества на петербургской Дворцовой площади.

На чтение 7 мин. Просмотров 4.4k. Опубликовано 14 мая, 2014

В СССР автомобили на парадах появились не сразу: долгие годы командующие армией въезжали на Красную площадь на вымуштрованных конях. Но в 1938 году инженеры автомобильного завода имени Сталина (так тогда назывался «ЗИЛ») подготовили открытый фаэтон ЗИС-102 на базе лимузина ЗИС-101.

Официально открытый автомобиль предназначался для «южных регионов» СССР, но он успел отметиться и в автоспорте. В 1940 году на 100-километровом участке дороги Москва-Минск фаэтон с форсированным с 90 до 116 лошадиных сил мотором установил среднюю скорость в 116,327 километра в час, а километр с хода прошел со скоростью на финише 153 километра в час. И уже в следующем году, на параде 1 мая 1941 года, ЗИС-102 возглавил колонну бронетехники.

ЗИС-102 серийным так и не стал, а командирам на парадах на нем запретил ездить лично Сталин.

Впрочем, в самих парадах ЗИС-102 все равно участвовал. Но не в главной роли.

А это автомобиль, построенный на основе модернизированной модели ЗИС-101А. Визуально его проще всего определить по «американской» решетке радиатора.

Но автомобилем главнокомандующего кабриолет стал лишь в 1953 году, на ноябрьском военном параде, посвященном годовщине Октябрьской революции. Правда, это была уже открытая версия более современной модели ЗИС-110. Вообще, ЗИС без крыши на базе сто десятой был в двух версиях: с 1949 по 1954 год выпускались фаэтоны, а с 1955 года – кабриолеты.

Примерно с тех же пор появилась традиция красить военно-парадные кабриолеты и фаэтоны в серый цвет. Почему? Главный парад проходил в ноябре – соответственно, принимающий и командующий парадом были одеты в шинели, под цвет которых и окрашивали автомобили. Серыми они оставались долгое время и на парадах 9 мая: несмотря на то, что объезд войск совершали гражданские министры обороны в черных костюмах, кабриолеты стали красить в черный лишь с 2010 года. В прошлом году Сергей Шойгу впервые за долгое время принимал парад в военном мундире, однако перекрашивать автомобили в новый цвет пока не планируют.

ЗИС сто десятой серии стилистически очень походил на модель Packard Super Eight, но о техническом копировании речи не шло.

В 1958 году в производство был запущен лимузин ЗИЛ-111 – с двухсотсильным двигателем V8, гидромеханической коробкой передач и электростеклоподъемниками. Естественно, на его базе построили и открытые версии – назывались они ЗИЛ-111В и ЗИЛ-111Д. Потом был ЗИЛ-114, ЗИЛ-117 и, наконец, ЗИЛ-4104 с кучей модификаций. Открытые версии носили индексы ЗИЛ-115В, ЗИЛ-117В и ЗИЛ-41044.

При этом три автомобиля ЗИЛ-41044, которые использовались для парадов перед появлением самого свежего ЗИЛ-41041 АМГ, участвовали в них еще с 1981 года.

Открытый ЗИЛ-111 использовался не только на военных парадах: зачастую на нем встречали важных гостей СССР или отмечали крупные праздники.

«Под капот заглянуть не дадим», – говорит мне сопровождающий офицер, как будто охраняя какую-то тайну. Но никакой тайны в том, что этот ЗИЛ построен на основе агрегатов пикапа GMC Sierra, уже давно нет. Фактически, это даже и не «ЗИЛ». Внутризаводской индекс автомобиля – ГАЗ СП-45.
Эти автомобили были собраны в Нижнем Новгороде компанией Атлант-Дельта, входящей в группу ГАЗ (сам «ЗИЛ», участвовавший в конкурсе Минобороны, тендер проиграл). Причем кузова для автомобилей пришлось использовать старые, а агрегаты подбирать зарубежные. Под капотом автомобиля – американский шестилитровый V8 мощностью 304 лошадиные силы и шестидиапазонный «автомат» Hydra-Matic.
Многие элементы салона выдают в «ЗИЛе» американскую модель. Но многие детали наши. Например, дефлекторы системы вентиляции – от «Волги».

Для определения «родословной» достаточно заглянуть в салон: там типично «джи-эмовский» руль, а также блоки управления светом и климатической установкой. Впрочем, стыдиться этого точно не стоит: стилистически советские парадные автомобили чаще всего копировали именно американские машины. Например, ЗИС-110 был очень похож на Packard (говорят, эту марку очень любил Сталин, и создатели автомобиля решили ему угодить). А журнал «За рулем» в 1940 году писал о ЗИС-102 так: «Кожух радиатора ЗИС-102 оформлен по типу лучших образцов автомобилей, выпускаемых американскими фирмами в 1939 году». С гордостью – и никто не стеснялся.
ЗИЛ-111 – тот и вовсе был собирательным образом большого американского автомобиля. И лишь начиная с ЗИЛ-117 дизайн автомобилей для высших чинов перестал откровенно цитировать «заокеанщину». Что и говорить, если даже сам завод «ЗИЛ», тогда еще носивший имя Сталина, был построен с использованием американского оборудования.
Не стоит цеплять на облик ЗИЛа ярлык «устаревший». Тут скорее подойдет слово «классический».

За руль нас, правда, не пустили. Ведь таких кабриолетов существует всего три штуки: на одном поедет принимающий парад, на другом – командующий. Третий автомобиль, по традиции, дежурит у Спасских ворот Кремля – на случай, если с одной из основных машин что-то случится. «После парада дали бы прокатиться, но до – нельзя. Все должно пройти идеально», – говорят военные.

С другой стороны, динамические характеристики, острота и информативность рулевого управления здесь не самое главное. О безопасности тоже говорить смысла нет: в случае с ЗИЛом ее роль выполняют не ремни и подушки безопасности, а сотрудники ФСО, которые дадут фору любой машине хоть с семизвездочным рейтингом EuroNCAP.
Поэтому «встаю в автомобиль» и изображаю из себя генерала. Переднее пассажирское кресло отсутствует – на его месте предполагается стоять. А чтобы не упасть в самый ответственный момент, в центре салона предусмотрена специальная ручка, похожая на черенок лопаты. Все просто – левой рукой держишься, правой – выполняешь воинское приветствие.

Рессорная задняя подвеска на удивление комфортна – впрочем, с такими огромными колесами и снаряженной массой в 3100 килограммов это неудивительно.

Крыша складывается при помощи сервоприводов, но в отличие от прежних «ЗИЛов», в опущенном состоянии она не превращается в огромный горб позади салона. И даже ради эстетики накрывается декоративной пластиковой крышкой. Саму крышу нижегородцы называют своей собственной разработкой: она с электроприводом, но защелки на рамке лобового стекла надо отпирать и запирать руками – как, скажем, на родстере Mazda MX-5.

Сказать, что ЗИЛ выглядит величественно – значит ничего не сказать. И размеры впечатляют: 5,7 метра в длину, два метра в ширину и полтора метра в высоту.

Подвеска – несмотря на то, что она рессорная и от пикапа, – достаточно комфортная, по крайней мере на ровном асфальте военной части. Но на брусчатке все будет по-другому: все-таки низкая жесткость кузова «американского» ЗИЛа влияет не только на безопасность или управляемость, но и на комфорт.
Впрочем, львиную часть комфорта в парадном «ЗИЛе» обеспечивает водитель: для подобных мероприятий за руль пускают людей в звании не ниже капитана, а чаще – полковников, которые проходят интенсивную подготовку. Поэтому на задумчивость автоматической коробки или рывки при переключениях жаловаться не придется: главная задача водителя – уметь плавно трогаться, тормозить и поворачивать.

Для американских «ЗИЛов» нынешний парад может стать последним: говорят, что настоящий «ЗИЛ» уже получил заказ на доработку своих прежних машин – видимо, в качестве «переходных» моделей перед появлением первых автомобилей проекта «Кортеж». Три новых кабриолета должны быть готовы к началу 2015 года.

И тогда есть шанс, что главный кабриолет Парада Победы наконец будет полностью российским. И это не ура-патриотизм – если автомобили столь высокого класса будут проектировать у нас, то быть может, в России возродится и инженерная школа?

Уникальные парадные машины, которые 9 Мая выйдут на брусчатку Красной площади, неразрывно связаны с этим величественным действием. Многие по привычке называют эти автомобили ЗИЛами и искренне верят, что они участвовали в советских военных торжествах. Увы, это не совсем так.

Самый первый Парад Победы в 1945 году принимал Георгий Константинович Жуков верхом на светло-сером скакуне Кумире арабско-кабардинских кровей. Командовал войсками дважды герой Советского Союза маршал Константин Константинович Рокоссовский на чистокровном верховом по кличке Полюс. Сам Сталин следил за подготовкой к торжеству, на которое смотрел весь мир. Главному кавалеристу СССР Будённому даже пришлось лично отбирать лошадей. Оба "маршала Победы" примерно месяц потратили на тренировку: Жуков упражнялся в выездке молча и быстро удалялся в штаб, а Рокоссовский со страстью перфекциониста оттачивал все элементы до идеального уровня.

В 1953 году коней сменили автомобили, но концепция объезда войск с тех пор почти не изменилась. Первыми парадными машинами стали открытые версии ЗИС-110Б. Эти кабриолеты не создавались специально для военных смотров, в то время ЗИС выпускал их мелкой серией для госнужд, свадеб и позже для такси. Машина впервые была выкрашена в характерный серый цвет.

Специализированные парадные автомобили стали готовить лишь в 60-х годах, тогда парадный ЗИС-110 заменили более презентабельным и совершенным кабриолетом ЗИЛ-111. Для удобства командующего в ЗИЛе удалили правое переднее кресло, снабдили удобным поручнем и микрофонами. Машины, отработавшие своё на Красной площади, уходили в Ленинград, Киев, Минск и другие крупные города. В населённых пунктах поменьше открывали шествие газовские "чайки" или "Волги".

С тех пор завод имени Лихачёва стал единственным поставщиком кабриолетов для 9 Мая. ЗИЛ-41044 - плоть от плоти советской промышленности - принимал парад в 2009 году. Для технически и морально устаревшей машины, выпущенной в конце 80-х годов, это была последняя "выездка".

Вопрос замены главного военного автомобиля страны встал как никогда остро. За работу над проектом взялись сразу две компании: загибающийся под бременем долгов ЗИЛ и небольшая контора из Нижнего Новгорода "Атлант дельта", входящая в "Группу ГАЗ" Олега Дерипаски. Они выбрали разные пути создания парадного автомобиля. Москвичи решили модернизировать старую модель, опыт по производству которой оттачивался годами. А специалисты "Атлант дельта" взяли от четырёхдверного ЗИЛ-41041 только кузов, а техническую начинку позаимствовали у иномарок.

У нижегородцев основная проблема свелась к поиску живых кузовов для проекта, так как ЗИЛ наотрез отказался продавать свои машины конкурентам. В итоге на сайтах продаж были найдены три сильно подержанных автомобиля, причём везли их из разных городов России. Они были в очень плохом состоянии: поржавевшие, частично разукомплектованные, лишённые внешних хромированных деталей.

Остатки некогда роскошных салонов отправились на помойку, машины лишились оригинальной подвески и моторов, остались только голые кузова. Бывшие изначально четырёхдверными седанами ЗИЛы превратили в кабриолеты, газовские умельцы удлинили передние двери, усилили петли и укрепили кузовы.

После завершения сварочных и восстановительных работ пришёл черёд самого интересного: кузов советского автомобиля соединили с шасси американского производства. В выборе последнего инженеры особенно не сомневались. Дело в том, что у газовских мастеров уже был подобный опыт: в сотрудничестве с ретро-ателье "Молотов гараж" они ещё в начале 2000-х годов построили для одного богатого человека эксклюзивный автомобиль на основе ЗИЛ-114.

Заказчику очень нравились рублёные формы символа победившего социализма, но его категорически не устраивал архаичный мотор и плохая управляемость. Кузов 114-го "поженили" с шасси и силовым агрегатом внедорожника Chevrolet Suburban, добавив в салон получившегося лимузина разнообразных опций вроде мини-кинотеатра.

Для финального преображения отреставрированных парадных ЗИЛов закупили три американских пикапа GMC Sierra. Началась пересадка: ЗИЛ оснастили рамой, 6-литровым мотором Vortec V8 и автоматической коробкой передач с фирменной кочергой-переключателем на руле. Рулевое колесо тоже досталось от "американца", разве что логотип заморской марки с руля убрали, заменив на эмблему ЗИЛа. Практически без изменений перекочевала с пикапа и вся подкапотная проводка с приборной панелью.

Зато салон изготовили самостоятельно, благо опыт в создании интерьеров накопили приличный. Механизм складывания крыши также был изготовлен в Нижнем. Некоторые недостающие части экстерьера, такие как элементы оптики, бампера и хромированные детали, пришлось разыскивать по всей стране, что-то изготовили заново. В итоге, за исключением резины, нынешние автомобили почти полностью внешне соответствуют советским аналогам. Процесс постройки занял рекордно короткий срок: работы начались в ноябре 2009 года, а уже в конце января 2010-го три парадных кабриолета были готовы.

Несмотря на государственное значение проекта и поддержку Дерипаски, об экономии не забыли: снятые кузова пикапов были проданы. То, что получилось, стало называться ЗИЛ-41041 АМГ, у машины есть ещё и заводской индекс ГАЗ-СП45, что может окончательно поставить в тупик при первой попытке идентифицировать происхождение нынешнего парадного автомобиля.

Требования к цвету автомобилей были озвучены заранее: кабриолет должен был быть чёрным. Изначально все парадные машины красились исключительно в серый, и связано это было с тем, что они работали не только на парадах Победы, но и на парадах 7 Ноября в честь Октябрьской революции: военачальники к этому времени уже переходили на зимнюю форму обмундирования, поэтому и цвет автомобиля должен был гармонировать с колером шинелей. К параду в 2010 году чёрный был выбран по тому же принципу: министром обороны тогда был гражданский сановник Анатолий Сердюков, проводивший смотр в деловом чёрном костюме.

А как же проиграл оригинальный зиловский проект, ведь заводчане тоже не сидели сложа руки? В 2009-м парадные машины на ЗИЛе собрали практически с нуля, комплектующие по большей части использовали из своих запасников. В Германии заказали механизм складывания крыши, на заводе конструкцию доработали. Казалось бы, всё было готово, но на смотринах в Минобороны случился провал: не загорелись осветительные приборы и забарахлила электрика.

Армейское руководство сделало выбор в пользу более надёжных автомобилей от ГАЗа, пусть и построенных на импортных агрегатах. Все три машины на шасси пикапов GMC были сданы Минобороны в долгосрочную аренду и отправились служить на 147-ю автомобильную военную базу, расположенную на Рублёвке.

А зиловские парадные машины остались стоять в постепенно пустеющих цехах умирающего автозавода. В прошлом году, в канун 70-летия Победы, Минобороны вновь проявило заинтересованность в этих автомобилях. Руководство ведомства намеревалось использовать их для проведения парадов в других городах России, для этого кабриолетам необходимо было вернуть исторический серый цвет и устранить имеющиеся недостатки. Министерство пообещало выделить на это средства, коллектив, трудившийся над автомобилями, с единодушным энтузиазмом выразил желание участвовать проекте, однако деньги так и не поступили, идея сошла на нет.

Неизвестно какими путями (то ли продали, то ли подарили), но один из построенных на ЗИЛе автомобилей оказался в коллекции экс-президента Украины Виктора Януковича. Специально для него машину из парадного авто превратили в прогулочный кабриолет, установили правое переднее сиденье и снабдили аудиосистемой. После революции на Украине выяснилось, что машина всё это время простояла в ангаре вместе с другими раритетами из коллекции Януковича. Далее её след потерялся. Другие парадные зиловские машины сейчас выставлены на продажу.

Срок службы чёрных кабриолетов, участвующих в нынешнем Параде Победы, также подходит к концу. В 2018 году торжественный смотр на Красной площади будут открывать новые машины из проекта "Кортеж", сообщил Лайфу источник, близкий к Минобороны. История зиловской машины, оригинальной и не очень, подходит к концу.

Совсем недавно завершился парад Победы на Красной площади в Москве.
В Параде Победы 2015 года приняли участие свыше 16,5 тысячи военных. В том числе десять парадных расчетов стран СНГ и дружественных государств — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Индии, Монголии, Сербии и Китая.
По Красной площади прошли 194 единицы боевой техники как исторические, так и новейшие и перспективные образцы - боевые машины на платформах "Армата", "Курганец" и "Бумеранг", бронеавтомобили "Тигр" и "Тайфун" на базе КамАЗов и "Уралов", новейшая бронетехника ВДВ — боевые машины десанта БМД-4М и бронетранспортеры "Ракушка".
По брусчатке прошли оперативно-тактические, зенитные и стратегические ракетные комплексы "Искандер", С-400 "Триумф", "Ярс", самоходная артиллерия, включая новейшие установки "Коалиция-СВ".
В воздушной части парада Победы участвовали свыше 140 самолетов и вертолетов. Это в два раза больше, чем в 2014 году. Среди них стратегические бомбардировщики Ту-160, самый большой в мире военно-транспортный вертолет Ми-26 и легкие вертолеты "Ансат-У".

Но мы вспомним какие машины принимали парады в различные годы.
По традиции это были кабриолеты марки автомобильного завода им. Лихачева, правда в последние года два кабриолеты были не совсем ЗиЛовские. База и оснащение ЗИЛ-41041 АМГ взяты от американского пикапа и построены силами нижегородского ателье, которое располагается на территории Горьковского автозавода. Особенно нижегородцы гордятся складной крышей (механизм складывания приводится электроприводом).
На шасси иностранных пикапов GMC Sierra водрузили переделанные кузова от подержанных седанов ЗИЛ-41041...

1. Пример современных кабриолетов. Фото из интернета "Парад Победы 2014 года". В 2015 году на кабриолетах были иные номера. 0001МО77 и 0002МО77 соответственно.


2. В СССР автомобили на парадах появились не сразу: долгие годы командующие армией въезжали на Красную площадь на вымуштрованных конях. Но в 1938 году инженеры автомобильного завода имени Сталина подготовили фаэтон ЗИС-102 на базе лимузина ЗИС-101.
Первое появление на параде было 1 мая 1941 года, тогда ЗИС-102 возглавил колонну бронетехники

3.Но автомобилем главнокомандующего кабриолет стал лишь в 1953 году, на параде, посвященном годовщине Октябрьской революции. Правда, это была уже открытая версия более современной модели ЗИС-110. Вообще, ЗИС без крыши на базе сто десятой был в двух версиях: с 1949 по 1954 год выпускались фаэтоны, а с 1955 года - кабриолеты.
Примерно с тех же пор появилась традиция красить военно-парадные кабриолеты и фаэтоны в серый цвет под цвет военной шинели.Серыми они оставались долгое время и на парадах 9 мая. Кабриолеты стали красить в черный лишь с 2010 года. В 2014 Сергей Шойгу впервые за долгое время принимал парад в военном мундире, однако перекрашивать автомобили в новый цвет пока не планируют.

4.В 1958 году в производство был запущен лимузин ЗИЛ-111 - с двигателем V8, который выдавал 200 лошадиных сил. Автомобиль обладал гидромеханической коробкой передач и электростеклоподъемниками. На его базе построили и открытые версии: ЗИЛ-111В и ЗИЛ-111Д. Потом был ЗИЛ-114, ЗИЛ-117 и, наконец, ЗИЛ-4104 с кучей модификаций. Открытые версии носили индексы ЗИЛ-115В, ЗИЛ-117В и ЗИЛ-41044.
А три автомобиля ЗИЛ-41044, которые использовались для парадов перед появлением самого свежего ЗИЛ-41041 АМГ, участвовали в них еще с 1981 года.

5.С 1960 по 1962 годы было выпущено двенадцать кабриолетов, а затем производство и лимузинов, и кабриолетов ЗИЛ-111 было свёрнуто. Хрущёва поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди, на фоне которого советский ЗИЛ казался бедным родственником. Поэтому, «одиннадцатый» спешно обновили, создав ЗИЛ-111Г. Открытая версия машины получила индекс 111Д.

6. ЗИЛ-111В выезжали на Красную площадь до 1967 года! Новые кабриолеты сменили предшественников на параде, посвящённом 50-летию Октябрьской революции, и несли службу до середины семидесятых. Затем трудовую вахту приняла очередная генерация правительственных кабриолетов, ЗИЛ-117В. Впервые дизайнеры — их тогда называли художниками, — получив абсолютную свободу, создавали новую машину без оглядки (вернее, почти без оглядки) на иностранных конкурентов, так что экстерьер получился самобытным, строгим и менее подверженным влиянию переменчивой моды, чем кузова предшественников. Другое нехарактерное для автомобилей марки «ЗИЛ» решение — наличие короткобазной (ЗИЛ-117) и длиннобазной (ЗИЛ-114) версий. Салон парадного ЗИЛ-117В — трёхместный. Вместо правого переднего сиденья — площадка для командующего парадом, который во время движения машины держится за ручку слева и отдаёт команды через микрофоны, закреплённые на массивной стойке

7. Еще раз 117.

8.К 60-летию Октябрьской революции инженеры «Завода имени Лихачёва» решили подготовить «подарок» - обновить классические черты правительственных автомобилей. Немного изменились пропорции (капот стал длиннее, а багажник - короче), были подкорректированы оформление передней и задней частей кузова, элементы оперения... Машина получила заводской индекс ЗИЛ-115 и общеотраслевой - ЗИЛ-4104. В 1981 году несколько укороченных седанов (историки продолжают спорить, сколько машин было создано) послужили основой для постройки очередной генерации парадных кабриолетов, которые внешне выглядели как представители семейства ЗИЛ-115, но получили менее мощный двигатель от предшественника, ЗИЛ-114.

8.1. Репетиция парада на Ходынке.
Эти кабриолеты прослужили «главными парадными автомобилями страны» больше четверти века. В 2006 году Министерство обороны задумало вывести на Красную площадь принципиально новые машины - внедорожники ГАЗ «Тигр». Буквально за полгода нижегородские инженеры «скроили» несколько двухдверных кабриолетов. По части механической начинки «парадный» внедорожник отличался от обычного только коробкой передач (вместо «механики» поставили «автомат») да оформлением салона. Вот только высокому армейскому начальству «Тигры» не приглянулись, и сейчас брутальные гиганты чёрного цвета несут службу... в Санкт-Петербурге.

Вот такие вот автомобили принимали парады в разное время в нашей столице. Жаль, что новые кабриолеты не серые, что они гибриды из американских пикапов, жаль завод... Надеюсь, что когда-нибудь у нас начнут принимать парады совершенно новые ЗиЛы в сером цвете, соответствующие всем нормам, ведь парады без кабриолета ЗиЛ будут какими-то неправильными.