Ходовая

Известный Неизвестный. Самые значительные работы скульптора

История жизни
Неизвестный родился в Свердловске 9 апреля 1925 года. Мать назвала его Эриком. И лишь в 1941 году перед самой войной, получая паспорт, он записал свое полное имя - Эрнст. Дед его был купцом, отец - белым офицером, адъютантом Антонова. Позднее он был детским врачом, отоларингологом, работал и как хирург. Когда пришли красные, то должны были расстрелять деда и отца. Но бабка вспомнила, что дед тайно печатал в своей типографии коммунистические брошюры. Тогда она нашла эти документы и предъявила большевикам. Никого не расстреляли.
Его мать - баронесса Белла Дижур, чистокровная еврейка, христианка, в середине девяностых еще была жива и публиковала свои стихи в одной из нью-йоркских газет.
Эрнст еще мальчиком имел репутацию отъявленного хулигана. Приписав себе лишний год, уже в семнадцать лет, Эрнст окончил военное училище - ускоренный выпуск. Там, на войне, лейтенант Неизвестный получил расстрельный приговор трибунала, замененный штрафбатом. И там же, на Великой Отечественной, он получил несколько боевых наград и ранений. Одно из них было тяжелейшим три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, открытый пневмоторакс… Спас Неизвестного гениальный русский врач, имени которого он так и не узнал, - это было в полевом госпитале. После войны бывший офицер три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником, кололся морфием, борясь со страшными болями, даже стал заикаться.
Потом Неизвестный учился в Академии художеств в Риге и в московском Институте имени Сурикова. Параллельно с этими занятиями он слушал лекции на философском факультете МГУ.
Получив диплом в 1954 году, он уже через год становится членом Союза художников СССР, а чуть позже - лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве за скульптуру «Нет ядерной войне!». Уже в то время проявилось его тяготение к «большому стилю» - подчеркнутая пафосность и яркая мифологичность каждой скульптуры.
В 1957 году Неизвестный исполняет статую, ставшую известной - «Мертвый солдат». Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперед и все еще судорожно сжатой в кулак рукой - человека, последним жестом еще символизирующего борьбу, движение вперед.
Далее он создает образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, - «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).
В 1962 году на выставке, посвященной тридцатилетию МОСХа, Неизвестный совершенно сознательно согласился быть экскурсоводом Н.С. Хрущева. В своем праве на первенство в искусстве он не сомневался. А смелости ему всегда хватало. Однако результат встречи не оправдал его надежды.
Несколько лет его не выставляли. Но после снятия Хрущева временная опала закончилась Неизвестный начал выезжать за границу и получать серьезные государственные заказы. Он создал, например, в 1966 году декоративный рельеф «Прометей» для пионерского лагеря «Артек» длиной 150 метров. Правда, никаких премий ему не присуждали. Тем не менее его известность в Европе и США постепенно росла, его работы начали закупать коллекционеры. Да и выставки, которые проводились в небольших залах научно-исследовательских институтов, становились событием.
«Возвращаясь же к произведениям 60-х годов, хочется сказать еще о двух из них, - пишет Н.В. Воронов. - Это, во-первых, «Орфей» (1962-1964). Песня одиночества. Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски, а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь выражена с какой-то почти невозможной силой. Деформация, утрированность, преувеличения - все здесь работает на образ, и разорванная грудь кровавым криком вопит об одиночестве, о невозможности существования в этом подземелье жизни без веры, без любви, без надежды. Мне представляется, что это одна из самых сильных вещей Неизвестного 60-х годов, может быть, менее философская, обращенная больше к нашему чувству, к непосредственному восприятию. Наверное, менее диалогическая по сравнению с другими произведениями, более близкая к привычному представлению о реализме, но тем не менее одна из самых выразительных.
И вторая - «Пророк» (1962-1966). Это своего рода пластическая иллюстрация к собственным мыслям Неизвестного, высказанным в те же годы. Он писал «Cамым любимым моим произведением остается стихотворение Пушкина «Пророк», а самым лучшим скульптором, которого я знаю, пожалуй, шестикрылый серафим из того же стихотворения».
В 1971 году Неизвестный победил на конкурсе проектов памятника в честь открытия Асуанской плотины в Египте - с монументом «Дружба народов», высотой 87 метров. Другими крупными работами в первой половине семидесятых стали - восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше (1973-1975) и декоративный рельеф для Московского института электроники и технологии в 970 метров (1974).

1974 год стал своеобразным рубежом в его творчестве скульптор создал памятник на могиле Хрущева, ставший его последней крупной работой, установленной на родине до эмиграции.
«Этот надгробный памятник, - отмечает Н. В. Воронов, - быстро стал популярным, ибо в концентрированной художественной форме передавал суть деятельности и воззрений Хрущева. На небольшом возвышении в несколько необычной мощной мраморной раме стояла удивительно похожая бронзовая позолоченная голова Никиты Сергеевича, причем вылепленная просто и человечно, отнюдь не с тем налетом «вождизма», к которому мы привыкли на многочисленных памятниках великим людям, стоящим чуть ли не в каждом городе. Особый смысл в окружающих эту голову мраморных блоках. Своеобразная рама была выполнена так, что одна ее половина была белой, а другая - черной…»
Скульптор не хотел эмигрировать. Но ему не давали работы в СССР, не пускали работать на Запад. С начала шестидесятых годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур - это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие.
На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.
Из его 850 скульптур у него закупили только 4! Против него возбуждались уголовные дела, его обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже. Более того, Неизвестного постоянно встречали на улице странные люди и избивали, ломали ребра, пальцы, нос. 67 раз подавал Неизвестный заявление, чтоб его отпустили на Запад строить с Нимейером. Не пускали. И тогда он решает вообще уехать из России - 10 марта 1976 года скульптор покинул родину.
Когда Неизвестный оказался в Европе, канцлер Крайский выдал ему австрийский паспорт, правительство отдало одну из лучших в стране студий. Но скульптор перебирается из Австрии в Швейцарию к Паулю Сахару (Шоненберту), одному из богатейших людей мира. Тот купил скульптору казарму в Базеле под новую студию. Его жена Майя Сахар, тоже скульптор, боготворила Неизвестного. Она отдала ему свою студию со всеми инструментами, со всей библиотекой.
«К этим людям, - говорит Неизвестный, - шли на поклон Пикассо и Генри Мур. Встретиться с Паулем Сахаром - это было все равно, что повидаться с господом Богом. А святым Петром, открывшим райскую дверь, оказался Слава Ростропович. Слава Ростропович даже написал книгу «Спасибо, Пауль» - про то, как Пауль вывел в люди многих из сегодняшних великих. И вот я оказался перед лицом карьерного господа Бога. Но я взял и уехал, по своим соображениям. Я не выдержал жизни в доме богатого человека…..
…В 1976 году я приехал в Америку, и буквально на следующий день состоялось открытие в Кеннеди-центре моей работы - бюста Шостаковича. Были большие статьи и телепередачи. Меня взялись опекать Алекс Либерман и Энди Уорхол. С Уорхолом я очень дружил. Ему принадлежит фраза «Хрущев - средний политик эпохи Эрнста Неизвестного».
Замечательный друг Слава Ростропович, получивший за долгие годы огромный пакет социальных связей, щедрой рукой все их передал мне. Президентов, королей, крупнейших критиков, художников, политиков. Подключившись к этой светской жизни, я очень скоро понял это не для меня. Ты приходишь на «парти», тебе вручают двадцать визитных карточек, ты обязан откликнуться. Общение нарастает в геометрической прогрессии. Одинокая профессия скульптора не выдерживает таких нагрузок. Я сжег визитные карточки. Перестал общаться. В социальном плане это откинуло меня в самый низ».
Но Неизвестный добился того, что знаменитости, с которыми его познакомил Ростропович, стали приходить к нему в мастерскую как к скульптору.
До дома Неизвестного ехать от Манхэттена часа два-три. Сначала через весь Лонг-Айленд, а потом добираться на пароме. Через десять минут плавания появляется берег чистенького, ухоженного острова Шелтер, населенного ушедшими на покой миллионерами, важными молодыми людьми с дорогими манерами - и знаменитым русским скульптором. Художнику принадлежит участок площадью в один гектар и половина озера. Дом построен по проекту самого Неизвестного и соответствует его духу. К нему пристроена студия, высокий цилиндрический зал с галереей.
Когда мастер уезжал из России, жену Дину Мухину и дочь Ольгу с ним не пустили. В октябре 1995 года Неизвестный снова женился. Аня - русская, давно эмигрировала. По профессии - испанистка.
Сам Неизвестный преподавал в Гамбурге, в Гарварде, в Колумбийском университете и в Нью-Йоркском - искусство, анатомию, философию, синтез искусств. Мог стать постоянным профессором, но не захотел. Ему очень нравилось преподавать, но мешала рутинная бумажная работа. А еще отчеты, заседания... Все это отнимало слишком много драгоценного времени.
Как всегда, скульптор очень много работает в мастерской. Хотя за последние годы перенес две операции на сердце. Один раз он даже пережил клиническую смерть. Его снова спас русский доктор - Саша Шахнович.
«…Я много трачу, - говорит Неизвестный, - материал, отливка, помощники - идет омертвление огромных денег. В мой парк вложено несколько миллионов долларов - если считать одну отливку. А когда не работаю, богатею деньги не расходуются, а дают дивиденды.
По правилам, 12 экземпляров скульптуры имеют статус оригинала. Я раньше и отливал по 12. А теперь стараюсь давать минимальные тиражи - ну два, ну три экземпляра. Это повысит не стоимость, нет, но ценность работ. И это создает мне перспективу жизни, есть для чего жить - для работы. А если происходит затоваривание, психологически очень трудно работать.
На Западе же я понял, что свободу творчества дают деньги, это кровь творчества; нужно вкладывать очень много денег, чтобы создавать скульптуры».
Наряду с крупными работами Неизвестный создает произведения, относящиеся к мелкой пластике, а также многочисленные графические циклы. Важной составляющей творчества художника всегда была и книжная графика. Еще в конце шестидесятых годов он создал цикл иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Они увидели свет в серии «Литературные памятники».
Последнее десятилетие Неизвестный занимался оформлением самого популярного произведения в мире - Библии. В его иллюстрациях к «Экклезиасту» выражен сложный и противоречивый мир современного человека. Здесь нашли отражение традиции Босха и Гойи, гротескно видевших окружающую действительность и не находивших в ней светлых начал.
Мелкая пластика невольно привела Неизвестного к совершенно новому направлению в его творчестве он стал заниматься созданием ювелирных изделий. Отработанная в мелкой пластике особая утонченность движений помогла скульптору творить необычайно изящные произведения, причем он тяготеет не к украшениям, а к предметам интерьера. Тем самым он как бы продолжает основную линию творчества, направленную на познание человека и самого себя.
В 1995 году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство. В девяностые годы скульптор не раз приезжал на историческую родину по делам. В 1995 году он открыл в Магадане памятник жертвам сталинских репрессий - семнадцатиметровую железобетонную «Маску скорби». Большую часть расходов Неизвестный взял на себя, отдав на сооружение памятника 800 тысяч долларов из своих гонораров.
В художественной галерее «Дом Нащокина» состоялась первая персональная экспозиция скульптуры, живописи и рисунка Неизвестного, проводимая в России после его эмиграции. На ней были отражены основные этапы творческого пути художника с 1966 по 1993 год.
Однако вернуться в Россию навсегда мастер не может. Его творчество связано с огромной материальной базой. Это машины, литье, студия, заводы. Начинать все снова после семидесяти - это невозможно даже ему, обладающему каким-то секретом творческого долголетия.
И все же, чем вызвана в столь солидном возрасте такая неуемная жажда творчества «Абсолютным безумием и работоспособностью», - отвечает маэстро.
И еще….. «Великих художников-атеистов не было. Дело в том, что нужно обладать некоторой скромностью. Не нужно себя считать исключительным, оторванным от полета уток, от изменения звезд, от приливов и отливов.
Единственное существо, которое вдруг возомнило, - это человек. Это не значит, что ты назначен Богом! Это глупости, Бог никого не назначает. Он принимает».

9 апреля исполняется 85 лет известному скульптору Эрнсту Неизвестному. Картины Неизвестного экспонируются в лучших музеях мира. Среди известных скульптурных произведений Неизвестного - монументы "Древо жизни", "Память шахтерам Кузбасса", «Возрождение», «Маска скорби» и др.

Скульптор, художник, философ Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 г. в Свердловске (Екатеринбурге) в семье врача (бывшего белого офицера) Иосифа Неизвестного и биолога и детской поэтессы Беллы Дижур, репрессированных в 1930-х гг.

До 1942 г. Эрнст Неизвестный посещал в Свердловске школу для художественно одаренных детей. В 1943 г. он ушел добровольцем в Красную Армию; был направлен в Кушку, на границе Ирана и Афганистана, в Первое Туркестанское Военное училище, по окончании которого был включен в состав 860-й гвардейской десантной дивизии, 45-го гвардейского десантного полка. Неизвестный служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта.

22 апреля 1945 г. был тяжело ранен в Австрии, объявлен мертвым и посмертно награжден орденом Красной Звезды, который был ему вручен через 25 лет.

Наиболее значительными произведениями Неизвестного советского периода являются "Прометей" в пионерском лагере Артек (1966) и "Цветок лотоса", сооруженный у Асуанской плотины в Египте (1971).

В 1976 г. Эрнст Неизвестный уезжает из СССР "из за эстетических разногласий с режимом", как он сам определил причины отъезда. Вначале он эмигрировал в Швейцарию, а затем, в 1977 г. переехал в Нью-Йорк. Там Неизвестный продолжал работать над своими замыслами, преподавал, читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах.

В 1983 г. Эрнст Неизвестный был избран профессором гуманитарных наук Орегонского университета (США). Он - профессор философии Колумбийского университета, в 1986 г. его избрали в Шведскую Королевскую Академию наук и Нью-Йоркскую Академию Искусств и Наук, а в 1989 г. Неизвестный стал членом Европейской Академии искусств, наук и гуманитарных знаний.

Начиная с 1962 г., а в особенности в десятилетия эмиграции, Эрнст Неизвестный выступал с теоретическими статьями и лекциями, публиковал белые стихи, образно комментирующие его изобразительное творчество (сборник "Судьба").

В 1980-х гг. Неизвестный с успехом выставлялся в галерее Магна (Magna Gallery) в Сан-Франциско, по заказу которой создал цикл Man through the Wall, посвященный крушению коммунизма.

В 1989 г. он приезжал в Москву, читал лекции по культуре в МГУ. Был приглашен оформить монумент жертвам Холокоста в Риге и памятник жертвам сталинизма в Воркуте. В 1990 г. он оформил памятник Андрею Сахарову.

В 1991 г. Эрнст Неизвестный приезжал в Россию для работы над мемориалом жертвам сталинизма в Магадане, Воркуте и Екатеринбурге.

Эрнст Неизвестный создал скульптурные композиции, украсившие многие города мира. Это 970-метровый рельеф - фасад Института электроники города Зеленограда, скульптура "Исход и возвращение" в Элисте (посвящен депортации калмыков), "Золотой ребенок" в Одессе, в 1996 г. Неизвестный закончил свое монументальное (высотой в 15 м) произведение "Маска скорби", посвященное жертвам репрессий в Советском Союзе. Эта скульптура установлена в Магадане.

В декабре 1997 г. скульптура Эрнста Неизвестного "Великий кентавр" была передана в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве, она установлена в парке Ариан, который окружает Дворец Наций.

В апреле 2000 г. в Москве была открыта первая скульптура художника - "Возрождение". В 2003 г. в Кемерове на берегу реки Томь был открыт монумент "Память шахтерам Кузбасса" работы Эрнста Неизвестного.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Неизвестный пережил и огонь, и воду, и медные трубы. Во время войны он был ранен, стал инвалидом, был изгнан из СССР, но навсегда остался патриотом своей страны. «АиФ» решил напомнить читателям о самых значительных работах Эрнста Неизвестного .





«Орфей»

Многие думают, что скульптор создал эту небольшую статуэтку специально для ТВ-премии ТЭФИ. Это не так. В 1962 г. в московском Манеже проходила выставка «30 лет МОСХ», работы Неизвестного нещадно раскритиковал Хрущёв. Тогда-то Неизвестный и придумал своего «Орфея» с разорванной грудью. Оригинальный «Орфей» - ростом 2 метра!

Бронзовая статуэтка «Орфей» - приз Академии Российского телевидения ТЭФИ. Фото: РИА Новости / Александр Поляков

Надгробный памятник Н. Хрущёву

Установлен на Новодевичьем кладбище в 1975 г. Некогда Хрущёв обозвал творения Неизвестного «дегенеративным искусством». После чего Неизвестный несколько лет не мог продать ни одной работы, подрабатывал грузчиком. Однако по просьбе род-ственников Хрущёва скульптор, забыв обиды, создал этот памятник.

Надгробный памятник Н. Хрущёву. Эрнст Неизвестный Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

«Маска скорби»

Монумент в Магаданской обл. у подножия сопки Крутая. Неизвестный создавал его почти 10 лет в память о жертвах сталинского режима. Внутри расположена копия тюремной камеры. Изначально Неизвестный предлагал создать триптих «Треугольник страданий» - скульптуры в Магадане, Воркуте и Екатеринбурге.

Маска скорби. Эрнст Неизвестный Фото: www.russianlook.com

«Цветок лотоса»

Скульп-тура, созданная Эрнстом Неизвестным в 1968-1971 гг. в честь дружбы народов. Монумент был установлен на Асуанской плотине в Египте (скульптор тогда получил поздравление непосредственно из канцелярии Брежнева) и до последних лет считался самым массивным в мире. Высота «цветочка» - 75 метров!

«Цветок лотоса». Эрнст Неизвестный Фото: Commons.wikimedia.org / Przemyslaw

«Древо жизни»

Эту скульптуру Неизвестный задумал в 1956 г., но закончить её смог только спустя полвека. На «ветках» древа, которые появлялись год за годом, есть и Юрий Гагарин, и Будда, и распятие. В 2004-м, «вырастив» древо до значительной величины, Неизвестный посадил скульптуру внутри столичного моста «Багратион».

«Древо жизни». Эрнст Неизвестный Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Эрнст Неизвестный в Нью-Йорке.

Фото: Эрнст Неизвестный (segodnya.ua)

Об интересных фактах из жизни скульптора Эрнста Неизвестного и великом таланте мастера, о работах которого знают во всем мире

10 августа стало известно о том, что на 92-м году жизни в Нью-Йорке умер Эрнст Неизвестный. Биография, скульптуры, которые принесли мастеру мировое признание, как жил и кого любил Эрнст Неизвестный – обо всем этом читайте в материале Styler.

Эрнст Неизвестный: биография, интересные факты из жизни

Последние 40 лет Эрнст Неизвестный проживал и работал в Америке, но родился он на Урале в 1925 году в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного и писательницы Беллы Абрамовны Джур. Талант художника родители развивали с самого детства Эрнста.

Фото: Эрнст Неизвестный с матерью и сестрой (segodnya.ua)

Будучи школьником, он ходил в художественную студию при Доме пионеров, участвовал во Всесоюзных конкурсах детского творчества. Затем учился в Ленинградской художественной школе и сразу после ее окончания в 1943 году ушел на фронт.

В 1945г. за две недели до победы был тяжело ранен в Австрии. Младший лейтенант Эрнст Неизвестный повел за собой в атаку на противника бойцов всего взвода, сам уничтожил огневую точку врага, и даже получив ранение продолжал командовать взводом. За проявленное мужество Неизвестный был удостоен ордена Красной Звезды и медали "За отвагу".

Фото: Эрнст Неизвестный, скульптуры которого известны во всем мире (vesti.ru)

Вернувшись в родной Свердловск после войны, устроился преподавателем черчения в Суворовское училище.

В 1946-ом Эрнст Неизвестный продолжил обучение художественному мастерству в Риге, а к 1954 году окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова и философский факультет МГУ.

Биография Эрнста Неизвестного, как скульптора началась с художественных выставок в Москве. В 1955 году он стал членом Союза художников, а в 1959-м созданный скульптором Монумент Победы принес ему первое место на Всесоюзном конкурсе молодых художников. В 1961-м и 1963-м годах в Москве прошли индивидуальные выставки мастера.

Фото: Мастер за работой (medved-magazine.ru)

Скульптуры Эрнста Неизвестного поддавались критике со стороны власти. Никита Хрущев назвал его работы "дегенеративным искусством" и выразил мнение, что Неизвестный "искажает лица советских людей". В 1962г. скульптора даже исключили из Союза художников. Однако, позже Неизвестный по просьбе родственников Хрущева согласился стать автором надгробия на могиле Никиты Сергеевича.


Фото: Надгробие на могиле Хрущева (medved-magazine.ru)

Жизнь Эрнста Неизвестного круто изменилась в 1976г. Скульптор эмигрировал в Швейцарию, а в 1977-м переехал в Америку. Его выставки с успехом проходили в Сан-Франциско. С 1989 года Неизвестный часто приезжал в Россию, в Москве отпраздновал свое 80-летие.

В последние годы Эрнст Неизвестный жил в Нью-Йорке и читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах.

Эрнст Неизвестный: жены талантливого мастера

Первой супругой Неизвестного была скульптор-керамист Дина Мухина, также как и муж, Дина окончила Свердловское художественное училище. В браке у них родилась дочь Ольга, которая унаследовала талант родителей и стала художницей. Дина Мухина отказалась выезжать с мужем в США и осталась с дочерью в Союзе.

Фото: Эрнст Неизвестный с первой женой (bulvar.com.ua)

Вторая жена Эрнста Неизвестного – Анна Грэхем. Они поженились в США в 1995г. После замужества Анна посвятила свою жизнь Неизвестному, став его менеджером.

Фото: Анна Грэхем и Эрнст Неизвестный (ria.ru)

Самые известные памятники Эрнста Неизвестного

Эрнст Неизвестный обладал своим собственным стилем. В его работах, сочетавших кубизм и символизм, были выражены экспрессия и мощная пластика. Наиболее известными скульптурами Неизвестного считаются "Древо жизни" в вестибюле пешеходного моста "Багратион" в Москве.

Фото: Скульптура "Древо жизни" (kp.ru)

Монумент "Возрождение", на котором изображен Архангел Михаил был установлен в 2000-м на большой Ордынке в Москве.

Фото: Памятник "Возрождение" (progulkipomoskve.ru)

Памятник жертвам сталинских репрессий "Лик скорби" был открыт в 1966 году в Магадане. Центральной фигурой является плачущее лицо, а внутри монумента находится копия тюремной камеры.

Фото: Монумент "Лик скорби" (academic.ru)

Статуя "Прометей" была установлена в Артеке. Камни для этого памятника привезли дети из 83 стран мира.

Фото: Прометей и дети мира в "Артеке" (pikabu.ru)

Скульптура Неизвестного есть даже в Египте. Монумент "Цветок лотоса" высотой 75 метров был установлен в 1971 году на Асуанской плотине в честь дружбы народов.

Фото: Монумент "Цветок лотоса" (vk.com)

В Украине монумент Эрнста Неизвестного находится в Одессе. Это скульптура "Золотое дитя", которая имеет второе название – Памятник не родившемуся гению. Он был открыт у Морского вокзала в 1955 году.

Отечественный скульптор.

Его отец - купец, скрывая свою фамилию от большевиков заменил её с Неизвестнов на Неизвестный .

«Если отец Эрнста, православный русский, был консервативен и аристократичен, то мама, Белла Дижур, по национальности еврейка, - была либеральна и демократична. Имея склонность к мистике, она изучала антропософию Р. Штайнера , тибетский мистицизм и теософские учения мадам Блаватской и Анни Безант .

Хотя во времена Сталина менделевская школа генетики была запрещена как буржуазная и реакционная, мать Эрнста, биохимик, окончившая Ленинградский государственный университет, продолжала эксперименты над морскими свинками, кроликами и птицами в лаборатории, замаскированной под домашний зверинец.
Молодой Неизвестный помогал ей в этих исследованиях, о которых он вспоминает как о своём первом контакте с андерграундом, «катакомбной культурой».

Начав писать стихи, его мать вошла в литературные круги, где встретила поэта Николая Заболоцкого , с которым позднее обручилась. Хотя Заболоцкого арестовали в 1938 году и он исчез на ряд лет в ГУЛАГе, ему удалось тайно переправить свои стихи Белле, доверившей их памяти своего сына. Недавно за свою лирическую поэзию Белла Дижур получила премию в Западной Германии. Кроме стихов, она написала детские книги о природе, животных и окружающей среде, равно как и монографии о стекле и куклах.

Человек, которому предстояло стать одним из величайших русских художников и философов искусства, был воспитан в уважении к семье, образованию, религии, самодисциплине, искусству, науке, культурным традициям и моральной ответственности перед обществом и миром. Мама назвала мальчика Эриком по имени короля из скандинавской саги. Поскольку имя звучало на русском языке по-детски, Неизвестный, став старше, изменил его на Эрнст. До сих пор Неизвестный говорит об «Эрике» и «Эрнсте» как о двух сторонах, или фазах, своей личности - детской и взрослой.

Маленький Неизвестный начал говорить сравнительно поздно, но, начав, быстро научился и говорить, и читать. Родители рано посвятили своего стремительно развивавшегося сына в тайны искусства и науки, и он быстро поглотил большую семейную библиотеку дореволюционных книг. Семья Неизвестного была частью сибирской культурной и научной интеллигенции, поддерживавшей традицию независимой политической мысли, восходящую к декабристам.

Мальчиком Эрнст был настоящим лидером, любившим бокс и футбол. Отец хотел, чтобы сын стал геологом, и устроил его учиться в местный институт. Неизвестному эти лекции показались скучными, и он предпочел ходить во Дворец пионеров, где рисовал. Уже тогда Эрнст любил рисовать скелеты, черепа, маски, руки и умирающих людей. Когда шёл дождь или снег, юный Неизвестный смотрел на поверхность окна, представляя себя Александром Македонским, Спартаком, Парацельсом , Пастером или Амундсеном.

Мальчик страстно желал совершить великие дела и, будучи ребенком, уже знал, что когда-нибудь станет знаменитым.

Вундеркинд, рисовавший и лепивший, сколько себя помнит, 14 лет от роду Неизвестный был принят в новую элитарную школу, созданную в Ленинграде Кировым для художественно одарённых детей. В этой школе классическим академическим дисциплинам обучали знаменитые педагоги и учёные. […]

Неизвестный вернулся с войны героем и инвалидом. В 1945 - 1946 гг. он преподавал рисование в Суворовском училище в Свердловске и был принят в Академию Художеств в Риге. Через год он перешёл в Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Будучи студентом института, Неизвестный также изучал философию в Московском университете. Чтобы заплатить за жильё, он работал сторожем у двух скульпторов, а по утрам до занятий, начинавшихся в восемь часов, - ещё и кочегаром. Тем не менее физические расстройства вдобавок к плохому питанию и большому перенапряжению привели к полному истощению и даже к попытке самоубийства. После этого, узнав о состоянии Неизвестного, скульпторы института стали использовать его в качестве помощника, и его положение постепенно улучшилось. […]

В 1973 году видные польские коммунисты пригласили Неизвестного в Польшу. По возвращении советские власти запретили ему дальнейшие зарубежные поездки, несмотря на повторявшиеся приглашения из Франции, Италии и Англии. Чтобы подчеркнуть тяжесть своего положения, в марте 1974-го Неизвестный созвал пресс-конференцию для западных журналистов и заявил, что за последние десять лет он более пятидесяти раз безуспешно пытался выехать за границу».

Альберт Леонг, Кентавр: жизнь искусство и мысль Эрнста Неизвестного – предисловие к сборнику: Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии / Сост. А. Леонг, М., «Прогресс-Литера», 1992 г., с. 12-14, 16 и 22.

А.А. Зиновьев в своём романе так описал восприятие скульптур Эрнста Неизвестного в СССР, именуя его то «Мазилой», то просто М.: «Почти все искусствоведы, изучающие творчество М., отмечают двойственность его положения. С одной стороны, он не выставляется, при всяком удобном и неудобном случае его поносят, его имя вычёркивают из списков авторских коллективов, за границу его не пускают, никаких званий у него нет. С этой точки зрения он занимает самое низкое положение в системе нашего изобразительного искусства. С другой стороны, он выполняет работы, которые у нас доверяют выполнять лишь немногим скульптурным генералам. В чём дело? Случайность? Наличие двух борющихся сил в стране? Мне кажется, дело тут гораздо серьёзнее. По идее М. должен был бы быть признанным государственным скульптором. Он мог бы дать гениальное воплощение в скульптуре идеологии этого общества. Те люди, которые привлекают его для создания грандиозных барельефов и монументов, чуют это. Но наше общество сложилось в определённых исторически данных условиях и живет в определённой международной среде».

Зиновьев А.А. , Зияющие высоты: роман, М., «Аст», 2010 г., с. 346.

С 1977 года Эрнст Неизвестный живёт и работает в США.

«Эрнст Неизвестный: Малевич и Кандинский не были моими прямыми учителями, я у них учился духовно. Меня в них всегда привлекала не только форма, так как, в конечном счёте я преодолел чисто абстрактное искусство в его формализме. Параллельно я занимался в советской академической школе, которой я очень сейчас благодарен. Но для меня главный содержательный момент мастеров Авангарда - это их ритмы, они научили меня ритмам XX века, современным ритмам. Поэтому если вы посмотрите на мою работу и если Вы чувствуете авангардные ритмы - потому что школа абстракции, школа супрематизма, школа конструктивизма обнажила структуру связей - то вы увидите, что у меня те же самые ритмы. Я сын, а не эпигон авангарда».

Александр Минчин, Эрнст Неизвестный / Двадцать интервью, М., «Изографус»; Эксмо-пресс», 2001 г., с.188-189.