Тормоза

Иван федоров издал первый печатный букварь. Московский государственный университет печати

Роль Ивана Федорова в создании и развитии отечественного книгопечатания настолько велика, что его с полным основанием считают русским первопечатником. По преданию Иван Федоров родился в приокском селе Николо-Гастунь, неподалеку от города Лихвин (теперь Чекалин), под Калугой. Дата рождения первопечатника установлена ориентировочно и отнесена к 1533 г. Его происхождение из духовенства наиболее вероятно.

Не исключено, что будущий просветитель мог быть сыном протопопа кремлевского Благовещенского собора Федора Бармина. Взрослея, он все больше и больше приобщался к обрядам, совершаемым православной церковью. Рост и формирование молодого священнослужителя начинались с исполнения мелких поручений: подачи храмовой утвари, возжигания и подношения свечей, а затем и более ответственных: песнопений, чтения молитв и псалмов. Учитывая то обстоятельство, что канонический возраст для рукоположения во дьякона 25 лет, можно полагать, что к моменту выхода московского «Апостола» первопечатник уже несколько лет носил по тем временам высокое звание младшего церковнослужителя. Благодаря наставникам и учителям, Иван Федоров овладел латынью и греческим, познал азы и глубины богословия, что, несомненно, помогло ему придти к рубежу, отделяющему рукописную книгу от печатной. Его «Апостол» - подлинный образец замечательного печатного искусства того времени. Вся жизнь и деятельность Ивана Федорова, насколько мы ее теперь знаем по скудным и отрывочным сведениям, была проникнута стремлением к развитию национальной культуры и образования.

Вот как излагает события, предшествующие началу книгопечатания на Руси и связанные с деятельностью Ивана Федорова, писатель В. Полуйко в романе «Лета 7071»:

«Еще восемь лет назад царь с Митрополитом Макарием замыслили поставить на Москве печатню, чтобы делать в ней для церквей книги: и быстро, и искусно, а главное - без той порчи и марания, которыми были полны из-за нерадивости и неграмотности переписчиков рукописные книги. Много богохульства и ереси пошло по Руси от этих книг, наобум или по своему разумению переписанных полуграмотными переписчиками. Много крику, распрей и споров было между попами из-за толкования разных непонятных и путаных мест в богослужебных книгах. Собирались священные Соборы, на которых обсуждали и отлучали от церкви самых противных и упорствующих, предавали анафеме и проклятию тайных и явных хулителей, но это искоренить было нельзя никак, потому что оно плодилось и жило вместе с книгами, писавшимися небрежно и беспризорно в разных концах Руси.

Царь каждый год строил новые церкви, и нужда в книгах становилась все большей и большей. Их скупали на торгах, у бродячих монахов, раздобывали, где только можно, но все равно книг не хватало...

Книги так вздорожали, что имевший добротную книгу мог выторговать за нее целый дом...

Книги нужно было делать в одном месте - исправленными, неизменными и одинаковыми.

Иван давно стремился наладить у себя в Москве печатание книг, как это делалось у польского короля в Кракове и у литовского гетмана в Вильне... Одобрившись с митрополитом, казну положил на печатню, место, где ей быть, выбрал. Сыскался в Новгородской земле и умелец Маруша Нефедьев. По царскому указу привезли его в Москву, на корма урядили, жалование дали. Приставили к нему для подмоги и обучения печатному делу дьякона церкви Николы Гостунского - Ивана Федорова да сына поповского Петра Мстиславца.

Взялся Маруша исполнять наказ со старанием и любовью. Собрал себе работников: столяров, плотников, кузнецов на месте, указанном царем, заложил с ними печатню. Только не долго продержалось в ладу его дело. Закрутилась вокруг Маруши злая и хитрая канитель... А до царя было далеко, царь был в Казанском походе, да и не до печати стало ему в ту пору. Казань и Астрахань не давали ему покоя. Не мог он заниматься никакими иными делами, покуда эта грозная и извечно враждебная Руси Орда не была завоевана и усмирена...

На целых пять лет остановилось дело. Дьякон Иван Федоров был приставлен царем по совету митрополита в учителя к малолетнему царевичу Ивану, Петр Мстиславец ушел на послушание в кремлевский Чудов монастырь, а Маруша остался не у дел, один, неприкаянный и огорченный... Нашли его как-то зимой замерзшим, во рву...

Не скоро вспомнил царь про печатню... Застал он как-то в своей книжной палате, где собрано было сотни две или три самых исправных и редких книг, дьякона Федорова, который выбирал книгу для чтения царевичу Ивану...

А что, поп, сможем ли сами, без немцев, книги печатные делать? - спросил Иван у растерявшегося и чуть не бухнувшегося на колени дьякона...

Не поп... лишь дьякон я, государь, - зачем-то поправил Ивана Федоров, совсем не понимая от растерянности, что говорит такое, лишь в досаду царю...

Но Иван (царь) не заметил или простил его невольную дерзость. Сказал мягко, шутливо, словно стараясь помочь ему побороть свою растерянность.

Все едино - поп!

…Иван сдернул с полки тяжелую книгу, отстегнул застежки, Федоров подался к нему, торопливо проговорил:

Соблаговоли, государь!..

Иван резко обернулся, грубо перебил:

Ежели в монастырь намерился, не пущу!

- … печатное дело возложи на меня. Довлеть перенял я от Маруши Нефедьева, да и Петр поднаторел изрядно. Вдвоем отменно справимся.

Доброе умышление. Нежели страсть на пусте и вредное изжигать, послужи паче отечеству последним делом. Авось потомки помянут тебя добрым словом за твое старание».

В 1565 г. Федоров выпустил свое второе издание - «Часовник». По этой книге в старину учились грамоте. Насколько велик был спрос на эту книгу, свидетельствует то, что Федоров переиздавал ее дважды, а до наших дней в мире дожили всего пять экземпляров, находящихся в книгохранилищах разных стран. В это же время Ивана Федорова и Петра Мстиславца обвинили в ереси и они вынуждены были покинуть Москву, захватив с собой часть оборудования типографии. В 1569 г. Федоров и его соратники издают «Учительное Евангелие» в белорусском городе Заблудове, а уже известное второе заблудовское издание - «Псалтырь с Часословием» - было напечатано одним Иваном Федоровым. Имя Петра Мстиславца в дальнейшем связано с книгоиздательством в Литве.

В 1573 г. Иван Федоров основал первую на Украине типографию во Львове, а 25 февраля 1574 г. выпустил первую украинскую печатную книгу «Апостол». В этом же году Федоров издал букварь «Начало учения детям...» с русской азбукой, упражнениями для чтения и письма, примерами склонения и спряжения. Семьдесят восемь страниц этой книги отличались качественным полиграфическим исполнением.

Конечно, сравнение изданной Иваном Федоровым «Азбуки» и современных букварей показывает, как далеко шагнула вперед наша учебная книга. Но мы всегда с благодарностью и благоговением просматриваем первые русские учебники и с любовью и признательностью вспоминаем своих учителей.

В типографии Федорова.

Дороги первопечатника.

Оригинал «Азбуки» был скромно оформлен пятью заставками и тремя концовками. Букварь стал первым на Руси печатным пособием для обучения письму и чтению «ради скораго младенческого научения». Анализ книги показывает, что ее составитель был не только передовым человеком своей эпохи, но и талантливым педагогом, отразившим в этом руководстве достижения современной ему педагогической мысли. Используя в качестве источника известные и наиболее авторитетные в то время грамматические руководства, Иван Федоров создал оригинальное пособие для первоначального обучения. Он дополнил традиционную методику «грамотного учения» оригинальными приемами и новым методическим материалом, направленными на ускорение и облегчение процесса обучения грамоте. В качестве основного метода автор избрал буквослагательный, начинающийся с твердого заучивания всех букв славянского алфавита и усвоения двухбуквенных и трехбуквенных слогов. Азбука Федорова не имела пагинации, но в ней наличествовало четкое построение: на каждой странице размещалось 15 строк. Начальная часть федоровского пособия включала, собственно, азбуку, приводимую в прямом и обратном порядке, а также вразбивку в виде восьми вертикальных столбцов сверху вниз.

Вторая часть книги объединяла материал для чтения, нравственные наставления-молитвы, изречения из притч Соломона и посланий апостола Павла. Все они касались норм поведения и вопросов воспитания и обучения.

Завершался учебник послесловием Ивана Федорова, в котором было сказано о том, ради кого и чего создана эта книга.

«Азбука» была набрана шрифтом, который характерен для московского и Львовского «Апостолов» и для других книг, выпущенных Иваном Федоровым.

Сохранился единственный ее экземпляр, который ныне находится в библиотеке Гарвардского университета США.

Алфавит Федорова.

Формат этой книги - 100x157 мм. Титульный лист в ней отсутствует, и потому не известно точное название книги. Некоторые ученые называют ее «Азбукой», другие - «Букварем», иные - «Грамматикой».

Дальнейшая жизнь и деятельность первопечатника была связана с работой в типографии волынского города Острога, где он печатал «Острожскую Библию».

Кроме двух «Апостолов» - московского и львовского, «Азбуки», «Часослова», «Евангелия», «Псалтыри», «Острожской полной Библии», Федоров первым среди русских просветителей выпустил справочник в виде алфавитно-предметного указателя к Новому завету - «Книжка собрания вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книге Нового завета по словесам азбуки». Первопечатник издал небольшую листовку, доступную всем, - «Хронологию», составленную белорусом Андреем Рымшей. Это был первый оригинальный двухстрочный печатный календарь, где на славянском, греческом и еврейском языках помещались краткие сведения о библейских событиях, приуроченных к соответствующим месяцам года.

Страницы азбуки Федорова.

Интересно, что Иван Федоров обладал незаурядными способностями не только в издательском деле, но и в области инженерной. На сегодняшний день существуют сведения о том, что в середине 1583 г. он, не имея средств для дальнейшего развития печатного дела, выступил с предложениями монархам Вены и Дрездена построить по его проекту стоствольную пушку, которая могла «причинить неприятелю столько же вреда, сколько четыреста используемых до сих пор...».

В трудную пору жизни, когда мастеру печатных дел было предложено великим гетманом Хоткевичем жить в деревне и заниматься земледелием, Федоров ответил ему словами, воплотившими идею просветительского книгоиздания, что должен он «вместо житных семян духовные семена во вселенной разсевати и всем по чину раздавати духовную сию пищу».

В течение жизни Иван Федоров с помощниками выпустил в свет 13 отдельных изданий. Три из них приходятся на московский период его деятельности, два были изготовлены в Белоруссии, восемь на Украине.

Выход в свет этих различных по содержанию и назначению, неодинаковых по формату и богатых по художественному оформлению изданий требовал от Федорова и мастеров, которые с ним работали, напряженного труда. Художественные украшения этих книг и сегодня поражают изысканностью рисунка и мастерством исполнения. Всего для изданий Ивана Федорова было создано шесть комплектов шрифтов и более пятисот оригинальных украшений, в том числе 185 строк вязи, 16 фигурных гравюр, 80 заставок, 20 гравированных концовок, 154 гравированных инициала, 45 ломбардов, 4 гравированных орнаментальных украшения колонтитулов, 2 гравированные орнаментальные рамки и 6 отливных мотивов.

Умер Иван Федоров в 1583 г. во Львове. На могильной плите в память о первопечатнике народ высек: «Друкарю книг, пред тым невиданных».

Дело, начатое Иваном Федоровым, продолжало жить и множить достояние многонациональной русской культуры. Типографское оборудование, инструменты и материалы, оставленные Федоровым, использовали мастера, работающие в Москве и Львове.

Потомки не забыли Ивана Федорова. Поэтому посвящают ему стихотворные строки. Вечной памятью застыл он в бронзе, склоненный над печатной формой в московском Охотном ряду.

Этот памятник был заложен в 1907 г. 4 января 1870 г. Московскому археологическому обществу было разрешено открыть подписку для сбора средств, в основном среди типографских рабочих, на проектирование и сооружение монумента Ивану Федорову. Необходимую сумму средств собирали около сорока лет. Открытие состоялось 27 сентября 1909 г. Ваятелем, воплотившим облик первопечатника, был русский скульптор Сергей Михайлович Волнухин.

В память о выходе «Деяний апостольских» отливаются и распространяются настольные медали, посвященные 400-летию русского книгопечатания. Промышленные предприятия и учебные заведения, готовящие специалистов высшей и средней квалификации в области полиграфической промышленности, носят его имя. Издательства и типографии страны выпускают книги, посвященные русскому первопечатнику, просветителю и патриоту - Ивану, сыну Федорову Москвитину, как именовал он себя, находясь за пределами Московского государства.

По распоряжению Ивана Грозного в 1568 г. в Москве была построена и возобновила работу новая типография. В 1611 г. последняя сгорела, а в 1614 г. вновь была восстановлена и работала до начала XX столетия.

Примерно в это же время на территории Киево-Печерской лавры архимандритом Елисеем Плетенецким была основана первая в Киеве типография, а чуть позже для удовлетворения ее нужд в городе Радомышле была устроена бумажная мельница. Первыми книгами, отпечатанными в Киево-Печерской лавре, принято считать: «Часослов», «Визерунок цнот», «Анфологион».

Издания этой типографии сыграли важную роль в культурном единении славян. Кроме Елисея Плетенецкого, видными деятелями украинского книгопечатания были Захарий Копыстенский, Памва Берында, Петр Могила. В 1627 г. печатник и гравер, писатель и филолог, почетный архитипограф Памва Берында отпечатал «Лексикон славеноросский и имен толкование». В нем содержалось около семи тысяч слов церковнославянского языка с переводом и толкованием на литературный язык того времени. Имеются сведения о том, что Берында, «благоподвижный в делании и исправлении книг печатных» способствовал исправлению церковных книг в Москве и развитию русско-украинских связей в области книгопечатания.

Около двадцати лет успешно руководил издательской деятельностью типографии Киево-Печерской лавры Петр Симеонович Могила. При нем вышло много хорошо оформленных изданий. Особенно высокого художественного и профессионального уровня достигло граверное искусство. В книгах появились гравюры на исторические и бытовые темы.

Любопытна статистика и динамика дореволюционного книгопечатания, приведенная писателем Константином Коничевым в книге «Русский самородок», посвященной известному и популярнейшему русскому издателю Ивану Дмитриевичу Сытину. Последний в речи на пятидесятилетии своей издательской деятельности сообщил следующие сведения:

«Без вас я ничего бы не сделал... Я был исполнителем задания... Для настоящего просвещения народа надо сделать больше.

Мы, издатели, продолжатели дела наших предков... Летописцы на Руси появились, надо полагать, вместе с появлением грамотности. Монахи-летописцы были еще до Нестора, но ему первому принадлежат мудрые слова о значении книг:

«Книги учат нас мудрости и воздержанию, они, как реки, поят вселенную, они источники мудрости. В книгах несчетная глубина, они утешают нас в печали, служат уздою, которая нас воздерживает»...

Педагог Вахтеров в своих трудах о распространении книжного дела в России приводит такие данные:

«Со времени появления печатного станка в Москве по 1600 г. было выпущено 11 книг. В царствование Михаила Федоровича - 180 книг, при Алексее Михайловиче - 187, в царствование Петра I - 600 книг. Затем книжное дело в России пережило упадок. При Екатерине II, благодаря предприимчивости просветителя Николая Ивановича Новикова, издание книг превзошло уровень изданий петровских времен.

В среднем за весь XVII в. ежегодно печаталось в России не более 125 книг. В первой четверти XIX в. рост книжных изданий усилился. В годы царствования Николая I издательская деятельность по причине усиленной цензуры была сведена до минимума. Конец прошлого и начало XX в. примечательны массовыми изданиями всевозможной литературы в десятках тысяч названий, и в десятках миллионов экземпляров...».

На развитие полиграфической техники в России, несомненно, повлияли реформы Петра I. В 1705 г. он издает указ об учреждении первой гражданской типографии в России, в которой должны были печататься «книги, наукам приличным... в школах учащимся потребные и всему гражданству полезные».

Со второй половины XVIII столетия наблюдается резкий скачок в развитии русской издательской деятельности. Книгопечатание из столиц проникает в другие места и города России: Пермь, Пензу, Петрозаводск, Тамбов, Уфу, Харьков. Большой вклад в книгоиздательство внесли русские просветители, писатели, подвижники: Симеон Полоцкий, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, Г.Р. Державин и другие.

В центре Москвы, у стен древнего Китай-города, на высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги.

На камне памятника высечено имя — Иван Фёдоров.

Отрывок из книги Первопечатник Иван Федоров Б. Горбачевского

Приказал царь Иван Грозный в центре Москвы, близ Кремля, в районе Китай-города, на Никольской улице строить государев печатный двор, где приступить к деланию книг.


Немало времени ушло на это. С превеликим трудом создавали первую печатню Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев…

Но вот наступил день, когда первая на Руси печатная книга была готова. Велел царь принести её к себе в белокаменный Кремль…


Бережно развернул холстину Иван Фёдоров, достал из неё толстую книгу в прочном кожаном переплёте. Медленно протянул царю своё детище.


Первая печатная книга «Апостол»

С трудом скрывал Иван Фёдоров волнение. Что скажет царь? Понравится ли ему книга, на печатание которой ушло столько труда и времени? Десять месяцев печатали книгу, а от одного царского слова зависит судьба всего печатного дела…

Иван Васильевич молча взял книгу в руки. Открыв кожаный переплёт, медленно перелистал страницу за страницей, прочёл вслух полное название книги, которую сейчас называют «Апостол».

Красивая первая страница: на ней изображён человек, сидящий между двумя колоннами за перепиской книги. Царь пристально глядит на рисунок, трогает пальцами страницы, степенно вчитывается в текст. Книга напечатана чётко, ясно. Буква в букву. Строка в строку. Не то, что в писаных книгах.


Первая страница книги «Апостол»

Напечатаны заглавные буквы красной краской — киноварью, а текст — чёрной краской. Перед каждой частью книги — узорчатая заставница — рисунок, изображающий на чёрном поле пышные травы и листья. Среди листьев на тонких веточках висят кедровые шишки…

Дошёл до последнего листа Иван Васильевич — всё на месте, ни одной ошибки. В конце книги прочёл, что напечатана она 1 марта 1564 года. Очень скромно упоминают о своих трудах печатники…

Посветлело лицо Грозного. Понял Иван Фёдоров: понравилась ему книга.

— Что ж, , честь головою сберегают, ладно книгу напечатал. Угодил царю, — хвалит он Ивана Фёдорова.

Подал царь знак одному из бояр, велел принести в палату из своей библиотеки книги. Принесли их. Подозвал бояр к себе поближе и смеётся:

— А ведь наши-то книги не хуже! Не посрамили друкари чести Русской земли.

Много книг напечатал Иван Фёдоров, но главная из них — «Азбука» (1574).


Конечно, его «Азбука» отличается от современных. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами и числами. В ней было много поучительных наставлений и изречений из Библии — самой известной книги всех времён.

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум. *** Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит и вам согрешений ваших. *** И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего, а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. *** Не причинять обид, а причинённую переносить терпеливо. *** Прежде захода солнечного мириться с тем, с кем придётся размолвиться.


Друка́рь — типограф, печатник, книгопечатник.

Инозе́мный — то же, что иностранный

Когда-то люди высекали слова на камнях. В Древней Греции, Египте и Вавилоне школьной тетрадкой служила гладкая земляная площадка или влажные глиняные таблички. Глиняный букварь весил бы, наверное, килограммов пятьдесят! Но в ту пору учебников домой не носили, глиняные таблички хранились в школе, а ученики приходили туда ранним утром и уходили к ночи.
Позднее стали писать на папирусе и пергаменте. В средневековом Новгороде писали на бересте. Во время раскопок археологи нашли берестяную тетрадь мальчика по имени Онфим. Он переписывал в эту тетрадку азбуку и рисовал человечков...

Первые печатные книги

Только в XV веке пришёл черёд книгопечатания. Нелегко было печатать первые книги. Все слова и рисунки вырезали на доске, но не так, как мы их читаем, а как бы отражёнными в зеркале. Потом на доску наносили краску, прикладывали к бумаге, и на листе получался правильный оттиск страницы.
Позднее, в 40-х годах XV века, немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг придумал наборный шрифт, который можно было использовать много раз. Буквы вырезались не на одной доске, а каждая на отдельном брусочке. Отпечатал одну книгу, разбери набор, рассортируй и набирай новую...
Трудно назвать более важное изобретение в истории человечества! Если раньше книгу переписывали от руки, она существовала в единственном экземпляре и стоила невероятно дорого, то теперь можно было печатать много книг, и они стали гораздо дешевле.

Государев печатный двор в Москве

Иван Грозный пытался выписать из-за границы мастеров печатного дела. Вероятно, другим государствам было невыгодно, чтобы большая, сильная страна стала ещё и страной грамотной. Мастера в Россию так и не прибыли.

Этот портрет Ивана Фёдорова нарисовал неизвестный художник XIX века. В левом верхнем углу – печатный знак Ивана Фёдорова, который стоял на всех его книгах.

И всё же в Москве в 1563 году была открыта первая типография – Государев печатный двор. По поручению Ивана IV за дело книгопечатания взялся Иван Фёдоров. Видимо, это был образованный и знающий человек, если такое важное дело было поручено ему. Первыми книгами, напечатанными в России, были книги церковные.
Однако вскоре Иван Фёдоров отправился в Польшу. В ту пору в состав Польского государства входила часть украинских и белорусских земель. Учёные долго терялись в догадках: почему он уехал? Сам Фёдоров в предисловии к "Апостолу", изданному уже во Львове, писал, что вели с ним борьбу "духовные начальники". Долгое время и это было непонятно. Считалось, что Иван Фёдоров издавал только церковные книги. Казалось бы, это должно было радовать духовенство: нужные церкви книги издаются в типографии большими тиражами...
Итак, причины отъезда Ивана Фёдорова из Москвы оставались неизвестными. Тем более, что книги светского, нецерковного содержания стали печатать в России гораздо позже, много лет спустя после смерти Ивана Федорова – так до недавнего времени считали учёные. Он умер во Львове в 1583 году, а первая русская "Азбука", составленная Василием Бурцевым, была напечатана в Москве лишь в 1634 году.

"Львовская Азбука"

Титульный лист "Грамматики" Ивана Фёдорова. Посмотри, азбука того времени как будто похожа на нашу. Но есть здесь, особенно в конце, и незнакомые для тебя, умершие буквы. Самая последняя называлась "ижицей", крайний справа в следующем ряду – "юс", над ним – "фита".

И вот в двадцатых годах XX столетия в Риме была найдена небольшая книжка – "Грамматика" ("Львовская Азбука"), изданная в 1574 году с друкарской маркой Ивана Фёдорова. Тогда многие печатники-друкари имели свои марки-гербы. Их ставили в конце книги, как мы теперь ставим свою подпись на письме.
На последней странице "Грамматики" два рисунка. На одном из них – герб города Львова, второй – печатный знак Ивана Фёдорова. Этот знак стоит на всех его книгах. Он напоминает щит, а на щите буквы: "И О А Н".
В послесловии к "Грамматике" Иван Фёдоров так представил читателю свою работу:
"Не от себя написал это немногое, но от учения божественных апостолов и богоносных отцов и от грамматики преподобного отца Иоанна Дамаскина, сократив до малого, сложил для скорого обучения детей. И если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью. А я охотно готов потрудиться и над другими угодными вам книгами, если даст бог по вашим святым молитвам. Аминь".
В "Львовской Азбуке" восемьдесят страниц. На титульном листе – все буквы русского алфавита того времени. По первым буквам – "Аз" и "Буки" – книга и получила свое название. После алфавита – таблицы слогов, спряжения. На примерах показано, как меняется значение слова в зависимости от ударения. Букварь заключают молитвы и изречения о пользе грамотности и воспитания.

Подвиг печатника

Не так давно, уже в наши дни, удалось найти ещё одно издание "Грамматики" Фёдорова. Оно вышло в свет через четыре года после первого.
Стало ясно, что Иван Фёдоров выпускал не только церковные книги. Есть предположение, что он намеревался открыть во Львове русские школы (на территории Польши тогда было много русских). Иван Фёдоров понимал, что только образование сделает Россию сильной и процветающей. А начинается образование с "Азбуки"...
Вероятно, поэтому Фёдорову пришлось уехать из Москвы. Его желание печатать "Буквари" и "Грамматики", а не только церковные книги вызвало недовольство митрополита и его приближенных. Уехав, он жил в Заблудове, Львове, Остроге и всюду устраивал типографии и выпускал русские книги.
Фёдоров не сумел сделать всего, что задумал. Но он первым стал выпускать книги для просвещения нашего народа. И в этом подвиг Ивана Фёдорова.
День 8 сентября можно назвать Днём русского букваря. 8 сентября 1574 года во Львове, в одной из келий Онуфриевского монастыря, было закончено печатание "Грамматики".

(или Федорович ), иначе Иван Друкарь - диакон, принимаемый за первого печатника в России; ум. 5 декабря 1583 г. Теперь почти нет сомнения, что Ф. в строгом смысле слова не может быть называем русским первопечатником: не говоря о том, что есть ясные свидетельства о существовании в Москве ранее его мастеров печатного дела, библиографии известны несколько печатных книг, бесспорно вышедших до появления первого его издания и именно в Москве. О происхождении и жизни Ф. до выступления в роли типографа не известно ничего точного. Одни догадываются, что он был родом москвич, другие дают веру темному известию о происхождении его из с. Николы Гостуни, Лихвинского уезда Калужской губ. Истории он становится известен как вдовый диакон Николо-Гостунской кремлевской церкви, которому вместе с Петром Мстиславцем, царь и м. Макарий поручают в 1563 г. устройство типографии в Москве. Это поручение предполагает полное им знание к тому времени типографского искусства и известность, с этой стороны, митрополиту и царю, а писанные им послесловия к изданиям свидетельствуют о начитанности в святоотеческой и современной литературе. Где, когда и в каких условиях мог выучиться Ф. своему искусству, эти вопросы остаются открытыми, хотя и часто поднимаются в подлежащей литературе. Деятельность его началась в 1563 г., после того как был построен на царские средства типографский дом, приготовлены инструменты и шрифты и набраны или подготовлены помощники - "клевреты". 19 апреля этого года он вместе с Петром М. приступил "первее" к печатанию Апостола, который вышел в свет 1 марта 1564 г., в очень совершенном в типографском отношении виде. 2 сентября 1565 г. был начат и 29 октября того же года окончен Часослов, последний труд печатников в Москве. После этого с ними произошло что-то непонятное. Несмотря на покровительство царя (м. Макария уже не было в живых), печатники терпят гонения от невежд, обвиняются в ереси и, после пожара типографии от поджога врагами, бегут в Литву. Бегство это, надо полагать, не было очень поспешным, так как беглецы захватили с собой много казенного типографского материала, а Ф. взял, сверх того, и своих детей, которых было несколько и среди которых были малолетние (из них известно имя одного старшего сына, Ивана, впоследствии помогавшего отцу в книгопечатании). В Литве, благодаря хлопотам литовского гетмана Г. А. Ходкевича, печатники встретили хороший прием у короля и панов литовской рады. Это могло быть в конце 1565 или начале 1566 г. в Вильне или в половине 1567 г. в Гродне, ибо в подразумеваемое время лишь в эти годы в указанных городах держались литовские сеймы в присутствии Сигизмунда-Августа. Ходкевич приютил беглецов у себя, продолжительное время содержал их и даже подарил Ф. "немалу весь" в окрестностях Заблудова. Вскоре в Заблудове или, быть может, в помянутой веси на средства того же гетмана Ф. открыл типографию, в которой 17 марта 1569 г., совместно с Мстиславцем, напечатал Учительное Евангелие, а в 1570 г. один - Следованную Псалтирь. Старость, болезни и разные затруднения заставили, однако, Ходкевича закрыть типографию. Ф. принужден был некоторое время жить в своей деревне и заниматься сельским хозяйством, но, как сам он рассказывает, влечение к "богоизбранному делу", посредством которого он призван был рассеивать по вселенной духовные семена и всем по чину раздавать духовную пищу, не дало ему покоя. В 1572 г., в самый разгар моровой язвы, по трудной и длинной дороге, терпя всевозможные лишения, с детьми и типографским имуществом, он переправляется в Львов. Здесь, со слезами и унижениями, как милостыню, выпрашивает он у небогатой части горожан небольшую сумму денег и, вопреки противодействию львовского столярного цеxа и городского совета, не разрешавших ему держать у себя не принадлежавшего к цеху столяра и производить необходимые столярные работы, оборудует к январю 1573 г. собственную топографию и 15 февраля следующего года издает московским шрифтом Апостол. Споры ли с цехом, или денежные затруднения (в 1574 г. Ф. заложил в первый раз свою типографию) заставили его 2 марта 1575 г. поступить на службу к кн. Константину Острожскому "справцем" или "державцем" (управляющим) принадлежавшего князю Дерманского монастыря. 25 марта 1575 г. он был во Львове и выдал доверенность на ведение своих дел, именуясь еще львовским жителем. 9 августа того же года в луцкие гродские книги занесена запись об обещании его как державца Дерманского монастыря дать удовлетворение за грабеж, учиненный монастырскими людьми в имении панов Спасовских. 16 августа он лично присутствовал во львовском суде. 2 апреля 1576 г. по приказанию кн. Острожского совершает, во главе вооруженной толпы монастырских слуг, наезд на имение Спасовских, в результате чего в луцких гродских книгах появляется жалоба на него в нанесении побоев и ограблении панов и их крестьян. То же происходит, без приказания князя, и 26 июня того же года. По-видимому, в конце 1576 г. Ф. покинул Дермань и перешел в Острог. Кажется, отсюда и не позже марта 1577 г. он уходил в пределы Турции и Валахии, по всей вероятности по поручению кн. Константина, с целью приобретения в тамошних греческих и болгарских монастырях исправных списков священных книг для задуманного князем издания Библии и приглашения лиц, способных редактировать текст этого издания. В апреле 1577 г. Ф. заходил во Львов, где оставил 300 злотых для отсылки в Краков за поставляемую оттуда бумагу. Там же мы встречаем его 15 июня того же года, когда он присутствует в суде по делу некоего Седельника, 22 октября того же года, когда погашаются его обязательства к какому-то сербу из Сочавы, и 2 марта 1579 г., когда он выдает сыну доверенность на ведение своих дел и закладывает типографию со всеми принадлежностями и книгами львовскому еврею Якубовичу. В 1580 г. Ф. работал в княжеской Острожской типографии, откуда выпустил в этом году Псалтирь с Новым Заветом и знаменитую Острожскую Библию. 5 мая 1581 г. он издал Хронологию Андрея Рымши и 12 августа перепечатал заглавный лист и выход Библии. 3 февраля 1582 г. он уже во Львове на постоянном жительстве. Отъезду из Острога предшествовали или же были последствием его какие-то неприятные счеты с кн. Константином, так как князь, по приезде Ф. во Львов, налагает арест на часть его имущества. Во Львове Ф. хлопочет об оборудовании новой друкарни. Он заказывает вывезенному из Острога своему ученику - мастеру Гриню Ивановичу - два новых шрифта, покупает бумагу, ищет деньги на предстоящие расходы и проч. Внезапное бегство Гриня, вернувшегося только 3 февраля 1583 г., и другие обстоятельства не дают ему покончить с приготовлениями и перейти к делу. В январе 1583 г. он принимает в Кракове заказ на поставку правительству малой медной пушки, получает из сумм короля прогоны на возвращение во Львов и ассигновку на покупку там нужных для отлития пушки материалов. Неизвестно, выполнил ли он этот заказ. В декабре этого года Ф. скончался. Посмертная опись его имущества обнаружила наличность большого запаса привезенных из Острога недопечатанных или дефектных экземпляров библии и какой-то готовый набор на один лист текста, приготовленный, вероятно, для поправления той же библии. Друкарня, заложенная Ф. еврею Якубовичу, была выкуплена в 1785 г. львовским братством и послужила основанием львовской братской типографии; новая, сделанная Гринем, куплена была Мамоничами для своей типографии в Вильне.

В этом году исполняется 440 лет со времени выхода первой печатной книги. Это была знаменитая «Азбука» Ивана Фёдорова – книга для обучения чтению и письму, изданная в 1574 году.

Родился первопечатник между 1510 и 1530 – более точных сведений о дате, а также о месте его рождения, как и вообще о его роде нет. Однако сам Фёдоров писал о Москве, как о своём отечестве. Впрочем, генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, даёт основания предполагать, что Фёдоров был связан с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу «Шренява» ¬¬- так называемый «акт адаптации»: к гербу этому принадлежало несколько десятков украинских, белорусских и польских фамилий. Существует версия, что род его происходил из Петковичей, на границе современных Минской и Брестской областей Беларуси.
Предполагается, что Иван Фёдоров учился в Краковском университете, а с 1532 года принадлежал к окружению митрополита Макария, под его же началом занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.
В 1553 году по приказу Иоанна IV в Москве был построен Печатный двор, выпустивший несколько «анонимных» изданий (то есть, не содержащих никаких выходных данных). В этой типографии предположительно работал и Иван Фёдоров.
Первой точно датированной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова, а также помогавшего ему Петра Мстиславца, стал «Апостол», работа над которым велась с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга – «Часовник». Но через некоторое время начались нападки на печатников со стороны профессиональных переписчиков, поскольку типография угрожала их традициям и доходу. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров и Мстиславец уехали в Литовское княжество, где работали в типографии гетмана Ходкевича, основанной им в своём имении Заблудове.
Основой для знаменитой «Азбуки» послужил греческий алфавит, который был дополнен буквами, сообразуясь со звуками славянской речи. Азбука стала называться кириллицей по имени составителя монаха Кирилла. Само же слово «азбука», как многим известно, происходит от названия первых букв алфавита «Аз» и «Буки». Пример обучения грамоте по такому пособию приводит М. Горький в повести «Детство», где речь идёт о том, как дед учит грамоте маленького Алёшу. На первом этапе такого обучения учащиеся должны были запоминать по внешнему виду буквы и выучивать их названия: Аз, буки, веди, глагол, добро, есть и т. д. Затем складывали слоги и тоже заучивали их. При этом нужно было назвать каждую букву, затем составлять слог и присоединять его к предыдущему слогу. Подобная система обучения надолго утвердилась в наших школах. Даже в середине XIX века некоторые авторы букварей продолжали следовать этому методу.
«Азбука» была издана Фёдоровым во Львове в 1574 году, второе издание вышло в Остроге в 1578 году. Об этих двух изданиях в России стало известно с середины XX века. Учёные предполагают, что тираж её был приблизительно 2000 экземпляров. В мире сохранилось только три экземпляра этих уникальных книг. К сожалению, ни одним из них не владеет Россия. Издание 1574 г. хранится в библиотеке Гарвардского университета в США. В Гарвард экземпляр попал из Парижского собрания С. П. Дягилева после смерти владельца. «Азбука» 1578 г. хранится в Копенгагене в Королевской библиотеке (Дания) и в Готском университете (Германия). В России же распространены сувенирное издание «Азбуки» 1574 г. и факсимильное издание «Азбуки» 1578 г, выпущенные к празднованию 400-летия Букваря.