Освещение

Физиократы. Учение физиократов Историческое значение школы физиократов кратко

  • 3. Возникновение утопического социализма
  • 4. Средневековая экономическая мысль России
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • 2. Этапы развития меркантилизма
  • 3. Основные теоретические положения меркантилизма
  • 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
  • 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
  • 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
  • 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
  • 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
  • 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
  • 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
  • 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
  • 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
  • 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
  • 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
  • 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
  • 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
  • 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Литература
  • Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
  • 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
  • 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
  • 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
  • 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
  • 2. Экономическая теория к. Маркса
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
  • 1. Экономическое учение с. Сисмонди
  • 2. Экономическая концепция Прудона
  • 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
  • 3. Экономические концепции новой исторической школы
  • 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 11. Маржинализм
  • 1. Методологические принципы маржинализма
  • 2. Австрийская школа предельной полезности
  • 3. Лозаннская школа маржинализма.
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
  • 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
  • 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Раздел 3
  • 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
  • 20-30-Е гг. XX в.
  • 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
  • 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
  • Вопросы для обсуждения
  • Тестовые задания
  • Рекомендуемая литература
  • Тема 14. Теория регулируемого капитализма
  • 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
  • 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
  • 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
  • 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
  • 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
  • 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
  • 1. Общая характеристика неолиберализма
  • 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
  • 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
  • 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
  • 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тестовые задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
  • 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
  • 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
  • 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
  • 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
  • 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Список рекомендуемой литературы
  • Заключение
  • Учебно-методические материалы
  • Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
  • Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
  • Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
  • Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
  • Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
  • Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
  • Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
  • Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
  • 2. Планы семинарских занятий
  • 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
  • 5. Тестовые вопросы по дисциплине
  • Рекомендуемая основная и дополнительная литература
  • 1. Основная учебная литература
  • 2. Дополнительная литература
  • Именной указатель
  • 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ

    Особым течением в рамках классической политической экономии во Франции стала школа физиократов , возникшая в 1750-70-е гг. Слово «физиократия» («физио» - земля, природа, «крат» - власть) означает власть земли, власть природы. Появлению теории физиократов способствовал расцвет в середине XVIII в. французской философии (Вольтер, Руссо, Дидро, д΄Аламбер, Монтескье, Гольбах, Гельвеций), которая развивала идеи «естественного порядка ». Согласно этой концепции, общество представлялось как часть мироздания, подчиненное законам природы иразвивающееся по независимым от воли людей «естественным», объективным законам . Физиократы стали применять эти идеи по отношению к экономике.

    Признанным лидером и основоположником направления физиократии был Франсуа Кенэ (1694-1774). Франсуа Кенэ родился недалеко от Версаля в семье крестьянина, занимавшегося мелкой торговлей. Благодаря своим природным дарованиям получил профессию врача. Медицинская практика принесла ему известность. С 1734 г. он работает в Париже и в 1752 г. получает должность лейб-медика французского короля Людовика XV. Имея расположение короля, Франсуа Кенэ получил дворянство, жил в Версале и приобрел крупное земельное поместье.

    По мере улучшения и упрочения своего материального положения Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Кенэ начинает изучать философскую науку, куда привнес свой опыт естествоиспытателя. Позже интересы Франсуа Кенэ распространяются и на экономическую науку, в которой онвыступает как приверженец теории естественного порядка. С 1756 г. Ф. Кенэ участвует в «Энциклопедии», издававшейся философами-просветителями Дидро и д`Аламбером, и пишет свои первые экономические статьи «Население», «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1756), затем издает важнейшие свои работы - «Экономическая таблица» (1758) и «Естественное право» (1765).

    Экономические идеи Кенэ имели большой успех, у него появились ученики, которые приняли имя «экономистов». Однако поскольку позже это название стало термином, имеющим боле широкое значение, школу Кенэ стали называть «физиократы».

    Предмет исследования . Физиократы выступили с резкой критикой монетаризма (монетарной системы меркантилизма) – они отвергали его концепцию о том, что единственной формой богатства является золото, а его источник – внешняя торговля. В отличие от меркантилистов физиократы перенесли предмет исследования из сферы обращения в сферу производства, хотя и в специфической узкоотраслевой форме. Физиократы объявили сельское хозяйство единственно производительной отраслью, создающей богатство страны, и начали исследование этой отрасли, которую вообще «можно мыслить обособленно, независимо от обращения и обмена».

    Борясь с меркантилизмом, физиократы критиковали тезис о том, что богатство порождается обменом, и первыми выдвинули идею эквивалентности обмена . В природе и обществе обмен осуществляется по принципу эквивалентности. Они считали, что покупки уравновешиваются с обеих сторон. Обмен сводится к обмену одинаковых ценностей, обмен ничего не производит , так как товары поступают в обращение с заранее заданной ценой. Деньги трактовались физиократами как бесполезное богатство и считались скромными посредниками в обмене.

    Методология учения физиократов. Основой теоретических изысканий физиократов было учение о «естественном порядке ». Физиократы признавали объективную реальность окружающего мира, само существование которого объяснялось соответствием«естественному порядку» и«естественному праву». Законы«естественного порядка» устанавливаются Богом для воспроизводства и распределения материальных благ. Они выражают высшую справедливость и выгодны человеческому обществу. Опираясь на теорию «естественного порядка», физиократы дали обоснование требованиюневмешательства правительства в хозяйственную жизнь общества.Богатство - это производимая на данной территории продукция. А производство той или иной продукции в государстве объясняется наличием данных от Бога природных, прежде всего, сельскохозяйственных ресурсов. Бо льшая производительность создается самой природой и не зависит от желания и действий правительства.

    Учение о «естественном порядке» было изложено Франсуа Кенэ в его работе «Естественное право», вышедшей в 1765 г. Своеобразие методологии Кенэ проявлялось в том, что он, исходя из концепции «естественного порядка» и опираясь на опыт врача, сравнивал экономику с живым организмом. Другими словами, экономика независимо от воли и желания людей живет по своим «естественным» (объективным) законам. Отсюда и термин «физиократия», то есть власть природы. Если же люди, прежде всего политики, действуют вопреки «естественным» законам экономики, это разрушительно влияет на ее состояние, она «заболевает». Поэтому свою главную задачу Кенэ и его последователи видели в выявлении этих законов и доведении сведений о них до правительства.

    Право собственности физиократы рассматривали как основу «естественного права» , определяющего нормы поведения людей согласно естественным законам, которые не зависят от людей и политической власти. По-существу, естественный порядок – это буржуазный порядок , так как он обеспечивает защиту частной собственности и конкуренции.

    Идея о саморегулировании экономической системы и обращение кпроизводству , хотя только в сфере сельскохозяйственного производства, в качестве предмета исследования, дают основаниеотносить физиократов к классическому направлению в экономической мысли , пусть даже и с определенными ссылками на специфичность этой школы.

    Основные теоретические положения . Центральное место в экономическом учении Ф. Кенэ занимает учение о чистом продукте , что изложено в его знаменитой работе «Экономическая таблица» (1758). Под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт, исчисляемый как разность между валовым национальным продуктом и израсходованными в течение года на его создание материальными затратами. Кенэ полагал, что богатство нации или «чистый продукт» - это дар природы и производится только в земледелии . Источником чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. Кенэ, по сути, логически завершает положение У. Петти о том, что труд – отец богатства, земля – его мать. Единственной формой чистого продукта, как продукта созданного в сельском хозяйстве, является земельная рента .

    В промышленности чистый продукт не создается, здесь происходит только смена первоначальной формы поступившего из сельского хозяйства продукта. Таким образом, труд в сельском хозяйстве производителен , поскольку именно здесь создается богатство нации – чистый продукт; труд в промышленности с этой точки зрения он называет бесплодным , но не бесполезным. Здесь не производится чистый продукт, но придается новая форма сырому материалу. Занятые в промышленности зарабатывают средства к существованию , но не производят их . Труд в торговле , по мнению Ф. Кенэ, также не порождает богатства, но необходим для перемещения созданного продукта. Ф. Кенэ утверждал, что необходима только «абсолютная свобода торговли» как условие расширения торговли, устранения монополии и сокращения торговых издержек.

    Капитал . Кенэ впервые проанализировал понятие «капитал », но такого термина у него еще не было. Он применил термин «авансы ». Величина чистого продукта ставилась Ф. Кенэ в зависимость от вложения капитала и фактически являлась продуктом движения капитала.

    Меркантилисты отождествляли капитал, как правило, с деньгами. Кенэ считал, что деньги сами по себе ничего не производят. Впервые в истории экономической мысли он дает анализ вещественной формы капитала и разграничивает его составные части. Сельскохозяйственные орудия, постройки и все, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют собой «первоначальные авансы »; затраты на семена, оплату труда работников, корма и другие издержки, осуществляемые в течение одного производственного цикла - это «ежегодные авансы ». Фактически Кенэ разделил авансированный в сельское хозяйство капитал на основной и оборотный по производственному признаку. Он доказал, что в движении находится не только оборотный, но и основной капитал. И хотя чистый продукт сводится к благам, которые производятся единственным фактором - землей, но зато не без участия труда и капитала.

    Классы . Впервые в истории экономической мысли физиократы провели деление общества на классы с чисто экономической точки зрения. Основными признаками класса было участие в создании общественного богатства (чистого продукта) и участие в распределении созданного богатства. В соответствии с учением о «чистом продукте» физиократы выделили три основных класса : производительный, бесплодный и земельных собственников. К производительному классу были отнесены все, кто авансирует капитал в сельское хозяйство и непосредственно обрабатывает землю (фермеры и крестьяне). К бесплодному классу была отнесена та часть населения, которая осуществляет инвестиции в промышленное производство и непосредственно в нем трудится (промышленники и наемные работники). Земельные собственники - это монарх, церковь и дворяне. Они выполняют, по мнению физиократов, очень важную функцию - содействуют реализации продукции как производительного, так и бесплодного класса, поэтому выделены в особый класс. Налоги, по мнению Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников.

    Анализ общественного воспроизводства. Экономическая таблица . Важнейшим достижением Ф. Кенэ стал анализ общественного воспроизводства , который был представлен в его «Экономической таблице». Термин «воспроизводство » как постоянное повторение производства и сбыта впервые в экономическую науку ввели физиократы. В экономической системе, по мнению Ф. Кенэ, постоянно осуществляется кругооборот общественного продукта, который опосредуется встречным круговым потоком доходов, причем оба потока движутся без участия государства .

    В «Экономической таблице» Ф. Кенэ показывает, как происходит реализация годового продукта общества, и как формируются предпосылки воспроизводства. «Экономическая таблица» - это схема, сильно упрощающая объективную реальность, для того чтобы были видны важнейшие экономические закономерности. Кенэ абстрагируется от процесса накопления и рассматривает только простое воспроизводство. Он предполагает стабильность денег, исключает колебание товарных цен, влияние внешней торговли. Движение товаров и денег рассматривается как одномоментный акт купли-продажи между основными классами общества. Покупки и продажи внутри каждого класса не принимаются во внимание.

    По статистическим данным тех лет Кенэ определяет стоимость валового продукта земледелия Франции. Он равен 5 миллиардам ливров в денежном выражении. Из них 4 млрд. ливров - это продовольствие и 1 млрд. ливров - это сырье. Кроме того, у фермеров или земледельцев за реализацию прошлогоднего урожая имеется 2 млрд. ливров в виде денег, которые выплачиваются собственникам в виде земельной ренты.Бесплодный класс создает промышленной продукции на 2 млрд. ливров.

    Начало реализации (рис. 1) дают землевладельцы, которые, получив земельную ренту (2 млрд. ливров), приобретают продукты питания на 1 млрд. ливров и промышленной продукции на 1 млрд. На этом их роль завершается. Они создали условия собственного воспроизводства как класса. Деньги (1 млрд. ливров) оседают у фермеров. Последующий обмен осуществляется между землевладельцами и бесплодным классом. Бесплодный класс на 1 млрд. ливров, полученных от землевладельцев, покупает у фермеров продукты питания, а фермеры на этот же миллиард ливров необходимые промышленные товары. Вернувшийся миллиард ливров промышленники тратят на необходимое им сырье. Второй миллиард ливров возвращается к землевладельцам.

    На этом процесс реализации заканчивается, так как созданы все необходимые условия для воспроизводства. Землевладельцы обеспечены продовольствием и промышленными товарами на 2 млрд. ливров, фермеры реализовали свою продукцию на 3 млрд. ливров (1 млрд. - собственникам и 2 млрд. - бесплодному классу). У них из 5 млрд. валовой продукции осталось 2 млрд. для собственного потребления и на осуществление «ежегодных авансов».

    Кроме того, к фермерам вернулись 2 млрд. ливров денег, которые они выплатят землевладельцам за аренду земли в виде ренты в следующем году. Промышленники тоже полностью реализовали свою продукцию и обеспечили себя сырьем и продовольствием. В результате, произошла полная реализация и созданы все предпосылки воспроизводства валового продукта в прежнем объеме.

    Земледельцы Собственники Бесплодный

    (фермеры) класс

    2 млрд. на собственное

    пропитание и ежегодные авансы

    Всего: 5 млрд. ливров

    Рис. 4.1. Экономическая таблица Ф. Кенэ

    Таким образом, Ф. Кенэ впервые в истории экономической мысли в «Экономической таблице» предпринял попытку показать основные пути реализации национального продукта и определить основные народнохозяйственные пропорции . Так, в валовом продукте, произведенном в сельском хозяйстве на сумму 5 млрд. ливров, 3 млрд. приходится на издержки по возделыванию земли. В натуральном выражении пропорции складываются следующим образом: фермеры используют 2/5 произведенной продукции на оборотный капитал (собственное пропитание и ежегодные авансы), 1/5 продается «бесплодному» классу в обмен на изделия, требуемые для замены изношенного основного капитала. 2 млрд. ливров идет землевладельцам в качестве денежной ренты. Землевладельцы в свою очередь обменивают 1/2 своего дохода на продукты питания и 1/2 на промышленные товары, а «бесплодный класс» уже на 2 млрд. ливров покупают сырье и продукты питания.

    «Экономическая таблица» - это первый опыт макроэкономического анализа , в котором центральное место занимает понятие валового национального продукта. Это первая в истории сетканатуральных (товарных) иденежных потоков материальных ценностей. Фактически - это начало будущих экономико-математических моделей. Ф. Кенэ, по сути, заложил основу построениябалансов «затраты – выпуск» и межотраслевых балансов производства и распределения продукции, которые через 200 лет получили самое широкое распространение. Создателем балансовых моделей «затраты – выпуск» стал американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев - лауреат Нобелевской премии 1973 года. Используя идею Ф. Кенэ и современные экономико-математические методы, В. Леонтьев построил межотраслевые балансы экономики США. В последующем межотраслевые балансы, построенные по схеме Леонтьева, стали широко применяться в других странах в качестве инструмента прогнозирования, так как они позволяют наглядно увидеть,сколько каждая из отраслей производит продукции для других отраслей и потребляет их продукции в свою очередь . «Экономическая таблица» Франсуа Кенэ воплотила в себе все основные положения физиократов, которые в дальнейшем были переосмыслены, но идея воспроизводства сохранила свое значение и породила целые направления в науке.

    Значение «Экономической таблицы» также в том, что впервые в экономической науке Ф. Кенэ создает схему (модель) воспроизводства, согласно которой в экономической системе постоянно осуществляется кругооборот общественного продукта, как процесс обмена продуктами производства между важнейшими отраслями народного хозяйства (промышленностью и сельским хозяйством) и основными классами общества. Это обращение годового продукта, без всякого вмешательства государства , обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.

    "

    Принципы физиократии :

    • Богатство создается не в сфере торговли, а в сельском хозяйстве.
    • Общество делится на три класса: фермеры; ремесленники, промышленные рабочие, торговцы, прислуга; землевладельцы.
    • Производителен труд только в сельском хозяйстве, труд фермеров.
    • Особую роль играет земля: землевладелец собирает хлеба больше, чем посеял зерен.

    Представители и экономическое учение физиократов

    Главным представителем физиократов и основателем физиократизма является Ф. Кенэ.

    Физиократизм был естественной реакцией французских интеллигентов на недостатки меркантилистской политики кольбертизма, о которых было сказано в предыдущем разделе. Физиократы считали богатством не деньги, а «произведения земли» . Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется «естественным» законом, установленным самим Богом.

    Для физиократов богатство нации прирастает в том случае, если существует и постоянно воспроизводится разница между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для производства этой продукции в течение года, т.е. так называемая земельная рента в натуральной форме . Кенэ называл эту разницу «чистым продуктом» и считал единственным «производительным классом» в обществе класс землевладельцев. Кенэ утверждал, что «среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие».

    Главное произведение Ф. Кенэ «Экономическая таблица» (1758) содержит схему разделения общества на три основных класса:

    • производительный класс земледельцев;
    • класс земельных собственников;
    • «бесплодный класс» — люди, занятые не в сельском хозяйстве.

    Все три общественных класса находятся в определенном экономическом взаимодействии. Через механизм покупки и продажи происходит процесс распределения и перераспределения «чистого продукта» и создаются необходимые предпосылки для постоянного возобновления производственного процесса, т.е. воспроизводства. Кенэ видит этот процесс, состоящим из следующих стадий:

    • фермеры-земледельцы арендуют за деньги у земельных собственников землю и выращивают на ней урожай;
    • собственники земли скупают продукты у земледельцев и промышленные изделия у ремесленников, в результате чего часть полученных ими за аренду земли денег переходит к сельским хозяевам и ремесленникам;
    • фермеры закупают промышленные товары у промышленников;
    • промышленники закупают сельскохозяйственные товары у фермеров.

    В итоге фермеры вновь получают денежные средства для аренды земли.

    Таким образом, хозяйственный процесс представлялся физиократам как естественная гармония, которая может быть даже описана строго математически. Впоследствии эта идея получила дальнейшее развитие в различных попытках построения математических моделей производства и распределения продукции и в современной экономической науке существует в виде многочисленных отраслевых и продуктовых балансов, межотраслевых моделей, формализованных вариантов теорий макроэкономического равновесия и экономического роста.

    Составной частью экономической теории физиократизма является идея невмешательства правительства в естественный ход экономической жизни. Если исходить из схемы, предложенной Ф. Кенэ, места для какой-либо сознательной, активной политики правительств» в области экономики просто не остается. Точнее, по мнению Кенэ, государство должно установить такие законы, которые бы соответствовали «естественным законам» природы, и на этом экономические функции государства можно будет считать исчерпанными.

    Попытку практической реализации экономической концепции физиократов предпринял француз , который в 1774 г. был назначен вначале морским министром, а затем в 1774-1776 гг. занял пост генерального контролера финансов.

    Находясь на этом посту, Ж. Тюрго провел ряд реформ физиократическою характера, острие которых было направлено на снижение роли французского государства в экономической жизни страны. Были отменены ограничения на хлебную торговлю, упразднены цеховые корпорации и гильдии, крестьянские натуральные повинности в пользу государства заменены денежным налогом, были сокращены государственные расходы. Пожалуй, самым важным элементом реформ Тюрго было налогообложение дворянскою сословия, которое до этого вообще не платило налогов. В перспективе планировалось полностью отказаться от сбора налогов с крестьян, заменив их единым поземельным налогом с дворян. Такая политика, естественно, сопровождалась серьезной оппозицией со стороны привилегированных сословий; начались придворные интриги, и в результате реформатор был вынужден уйти в отставку. После его ухода Людовик XVI отменю все нововведения Тюрго и Франция начала свое безудержное движение к социальным потрясениям Великой французской революции.

    Ж. Тюрго не только прославился как видный государственный деятель, но стал известен и как один из крупнейших теоретиков. Главное его сочинение « Размышления о создании и распределении богатств» (1776) содержит не только положения физиократической школы в духе Ф. Кенэ, но и ряд новых для этого учения положений. Гак, в его работе содержится утверждение о том, что чистый продукт производится не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности; классовая структура общества по Тюрго более сложна, чем по Кенэ, за счет того, что внутри каждого класса существует дифференциация; «бесплодный класс» Ж. Тюрго делит на класс предпринимателей и наемных работнико в. Кроме того, он закладывает научную основу анализа заработной платы наемных работников, которую сводит к минимуму средств существования в результате конкуренции между лицами наемных профессий на рынке труда. Серьезным вкладом Ж. Тюрго в развитие экономической науки была формулировка «закона уменьшения земельного продукта », согласно которому увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной, т.е. действует закон убывающего плодородия почв, который в современной экономической теории трактуется в виде закона убывающей производительности.

    Таким образом, если практическая реализация физиократического учения была явно неудачной, то теоретический вклад этой школы трудно переоценить. Во всяком случае, хорошо известно, что именно знакомство с трудами французских физиократов, а также личное знакомство и общение с ними стимулировало интерес к экономической проблематике основателя английской классической экономической школы Адама Смита.


    Министерство образования и науки Российской Федерации
    ГОУВПО «Братский государственный университет»
    Факультет Экономики и Управления



    Кафедра ЭиМ
    История экономики
    Реферат

    ШКОЛА ФИЗИОКРАТОВ

    Выполнил:
    студент гр. ФиКзсп – 10 О. А. Самигулина

    Проверил:
    к.э.н., доцент Т. М. Левченко

    Братск 2011
    СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение……………………………………………………… ………………….3

    1. Предшественники физиократов…………………………………………….. .4

    2. Франсуа Кенэ – основатель школы физиократов…………………………...6

    3. Взгляды Анна Робера Жака Тюрго…………………………………………12

    4. “Секта” физиократов: достижения и просчеты..…………………………..15
    Заключение………………………………………………… …………………..19
    Список литературы……………………………… …………………………….20

    ВВЕДЕНИЕ

    Школа физиократов возникла во Франции в период перехода от феодализма к капитализму, в XVIII веке. К этому времени уже окреп промышленный и финансовый капитал, но еще 80% пахотной земли принадлежало духовным и светским феодалам. Сложились национальные рынки, и намечалось появление европейского рынка, однако большинство населения по-прежнему вело натуральное хозяйство.
    Школа физиократов – специфическое течение в рамках классической политической экономии. Слово “физиократия” имеет греческое происхождение и в переводе означает “власть природы” (Physis (природа) + kratos (власть)). В этом смысле представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.
    Изучение идей этой школы достаточно важно, так как, по выражению Карла Маркса физиократы “в пределах буржуазного кругозора дали анализ капиталу” и стали “настоящими отцами современной политической экономии”.
    Цель работы: изучить взгляды физиократов.
    Задачи:
    1) выяснить взгляды основателя школы Франсуа Кенэ;
    2) определить, какой вклад внесли в развитие идей Кенэ его последователи, в том числе и Тюрго (хотя он и не считал себя таковым);
    3) сделать вывод о существе идей физиократов и их вкладе в развитие экономической науки.
    При этом основное внимание уделяется, разумеется, взглядам Кенэ и Тюрго, так как последователи Кенэ только повторяли мысли учителя, следовательно, практически ничего нового они не внесли.

      Предшественники физиократов
    Развитие экономической науки проходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так, например, самой архаической и, в то же время, самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, товарно-денежных отношений. История развития экономической науки является одновременно историей развития отношений обмена, общественного разделения труда, самого труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одно является условием развития другого, развитие одного означает развитие других.
    Вторая труднейшая проблема, которая в течение тысячелетий стояла перед экономической мыслью - это проблема производства прибавочного продукта. Когда человек не мог даже себя прокормить, у него не было ни семьи, ни собственности. Поэтому-то люди в далекие времена жили общинами, вместе охотились, вместе производили нехитрые продукты, вместе потребляли. И даже вместе, имели женщин и вместе растили детей. Как только мастерство, умение человека выросли, а главное развились средства труда настолько, что человек один мог произвести больше, чем мог потребить он сам, у него появились жена, дети, дом - собственность. А самое главное - появился излишек продукта, который и стал предметом и объектом борьбы людей. Изменился общественный строй. Первобытная община превратилась в рабовладение и т.д. По существу смена одной общественно-экономической формации другой означала смену форм производства и распределения прибавочного продукта.
    Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны - вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производительных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения. Целостных экономических учений до XVIII века не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления в целом народнохозяйственных проблем, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство могли себя ощутить как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.
    Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты (от итальянского mercante - торговец, купец), считавшие, что общественное богатство прирастает в сфере обращения, торговле.
    Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку осмысления общеэкономических задач на уровне всей национальной экономики. Она не удалась, но послужила отправной точкой для следующей волны экономистов-физиократов.
      Франсуа Кенэ – основатель школы физиократов
    По словам Ф. Кенэ (1694 – 1774), признанного лидера и основоположника школы физиократов, именно постоянное воспроизводство богатства сельского хозяйства служит основой для всех профессий, способствует расцвету торговли, благополучию населения, приводит в движение промышленность и поддерживает процветание нации. Иначе говоря, земледелие он считал основой для всей экономики государства.
    Ф. Кенэ не являлся профессиональным экономистом. Специальных работ по экономической теории Кенэ не писал до 60 лет. Уроженец одного из пригородов Версаля (под Парижем), восьмой из тринадцати детей крестьянина – мелкого торговца, Кенэ исключительно благодаря своим природным дарованиям достиг профессии врача, которая всегда оставалась для него основной. Чтобы стать медиком, в 17 лет уехал в Париж, где практиковал в госпитале и одновременно подрабатывал в одной из граверных мастерских. Через 6 лет получил диплом хирурга и приступил к врачебной практике вблизи от Парижа в городке Мант. В 1752 году Кене становится лейб-медиком Людовика XV, получает дворянство. Король обращался к нему не иначе как “мой мыслитель” и слушался его советов.
    По мере улучшения и упрочения своего материального положения Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он начал посвящать философии, а затем целиком экономической теории. С 1756 года он дает согласие участвовать в “Энциклопедии”, издаваемой Дидро и д’Аламбером, в которой и были опубликованы его основные экономические произведения (статьи): “Население” (1756), “Фермеры”, “Зерно”, “Налоги” (1757), “Экономическая таблица” (1758) и другие.
    Кенэ был основателем школы физиократов, оказавшей сильное влияние на Адама Смита и Карла Маркса. Сильное влияние на Кенэ оказал Ричард Кантильон (1697 – 1734), ирландец, бывший банкиром в Париже до 1720 года. Используя богатый опыт предпринимательства, Кантильон много писал, но единственная сохранившаяся работа - Essai sur la nature du commerce en general (1755); ходила в рукописных вариантах до 1775 года, когда была опубликована. Эта работа знаменита не только благодаря созданию Кантильоном одновременно с Дэвидом Юмом теории механизма перелива цены/золота между странами, но и благодаря неоспоримому влиянию на физиократов, в особенности на Кенэ. В первом абзаце книги утверждается, что “земля – это сущность, источник, из которого производится все богатство. Труд человека – форма, которая производит его”, а часть 1 главы 12 озаглавлена “Все классы и группы государства существуют или обогащаются за счет собственников земли”.
    В сочинениях Кенэ решительно осуждает взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что, по сути, явилось отражением нараставшего в стране на протяжении ряда десятилетий недовольства состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен Людовика XIV (это отмечал и А. Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж. Б. Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.
    Методологическая платформа экономических исследований Кенэ строилась на разработанной им концепции о естественном порядке, основой которого являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и распределение благ. Как утверждал ученый, частный интерес одного никак не может быть отделен от общего интереса всех, потому что желание наслаждаться сообщает обществу движение к возможно лучшему состоянию.
    Кенэ считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов – естественного порядка, - необходимым для государственного руководства.
    Оценивая методологические исследования Кенэ и его последователей, Н. Кондратьев отмечал, что физиократы не проводили методологической грани между чисто теорией и практикой. Провозглашаемая физиократами наука, по его мнению, изучает физические и моральные законы “наиболее совершенного строя”, который вызывал у них вдохновение и энтузиазм, до известной степени сектантских характер их течения и мессианизм во взглядах на свою роль.
    В творческом наследии Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источником чистого дохода является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибыли не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им положения о производительной сущности различных социальных групп общества – классов. При этом Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов граждан: класса производительного, класса собственников и класса бесплодного. К первому он относил всех, занятых в сельском хозяйстве; ко второму – землевладельцев, включая короля и духовенство; к третьему – всех граждан вне земли, то есть в промышленности, торговой и других отраслях сферы услуг.
    Вместе с тем Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, как он полагает, “трудолюбивые представители низших классов” вправе рассчитывать на работу с выгодой. Зажиточность же возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которого они достигли, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище и одежде и боятся бедности и как следствие воспитывают своих детей в привычке к труду и благосостоянию, а удача доставляет удовлетворение их родительских чувств и самолюбия.
    Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Если меркантилизм отождествлял капитал, как правило, с деньгами, то Кенэ считал, “что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит”. По его терминологии, сельскохозяйственные орудия, постройки, скот и все то, что используется в земледелии в течение нескольких производственных циклов, представляют “первоначальные авансы” (по современной терминологии – основной капитал). Затраты на семена, корма, оплату труда рабочих и др., осуществляемые на период одного производственного цикла (обычно до года), он относит к “ежегодным авансам” (по современной терминологии – оборотный капитал). Но заслуга Кенэ состоит не только в подразделении капитала на основной и оборотный по его производительному признаку. Кроме того, он смог убедительно доказать, что в движении находится наряду с оборотным и основной капитал.
    О торговле Кенэ высказал ряд интересных и неординарных суждений. Так, признавая торговлю “бесплодным занятием”, он в то же время предостерегал от ложного впечатления, что благодаря всемирной конкуренции она становится вредной и что иностранные купцы увозят и расходуют на своей родине то вознаграждение, которое им уплатили за оказанные в данной стране услуги, и, таким образом, этим вознаграждением обогащаются прочие нации. Не соглашаясь с этим, Кенэ утверждал, что необходима только “абсолютно свободная торговля” как условие расширения торговли, изгнания монополий и сокращения торговых издержек.
    Наконец, о знаменитой “Экономической таблице” Кенэ, в которой выполнен первый анализ круговорота хозяйственной жизни. Как пишет в своих мемуарах Мармонтель, уже с 1757 года доктор Кенэ чертил свои “зигзаги чистого продукта”. Это была “Экономическая таблица”, которая неоднократно издавалась и толковалась в трудах самого Кенэ и его учеников. Она существует в нескольких вариантах. Однако во всех вариантах таблица представляет собой одно и то же: в ней изображается с помощью числового примера и графика, как создаваемый в земледелии валовой и чистый продукт страны обращается в натуральной и денежной форме между тремя классами общества, которые выделял Кенэ. Идеи этой работы свидетельствуют о необходимости соблюдения и обоснованного прогнозирования определенных народохозяйственых пропорций в структуре экономики. Им выделены взаимосвязи, которые он характеризовал так – “Воспроизводство постоянно возобновляется издержками, а издержки возобновляются производством”.
    Рассматривая “Экономическую таблицу” Кенэ как первую попытку макроэкономического исследования, в этой работе тем не менее нетрудно заметить формальные недостатки, как-то: простейшая иллюстрация взаимосвязи отраслей; обозначение так называемого непроизводственного сектора, обладающего основным капиталом; признание экономической деятельности на земле источником чистого дохода, не выясняя механизм превращения земли в источник ценности, и так далее. М. Блауга заметил, что в “Таблице” Кенэ деньги – не более чем форма обращения, что торговля в сущности сводится к бартерному обмену и что производство продолжает автоматически генерировать доход, выплата которого позволяет перейти к следующему производственному циклу.
    Чтобы показать хотя бы в основных чертах трактовку “Экономической таблицы” с точки зрения современной науки, воспользуемся словами академика Василия Сергеевича Немчинова. В своей работе “Экономико-математические методы и модели” он пишет: “В XVIII веке на заре развития экономической науки… Франсуа Кенэ… создал “Экономическую таблицу”, явившуюся гениальным взлетом человеческой мысли. В 1958 году исполнилось 2000 лет с момента опубликования этой таблицы, однако идеи, заложенные в ней, не только не померкли, а приобрели еще большую ценность. Если характеризовать таблицу Кенэ в современных экономических терминах, то ее можно считать первым опытом макроэкономического анализа, в котором центральное место занимает понятие о совокупном общественном продукте. “Экономическая таблица” Франсуа Кенэ – это первая в истории политической экономии макроэкономическая сетка натуральных (товарных) и денежных потоков материальных ценностей. Заложенные в ней идеи – это зародыш будущих экономических моделей. В частности, создавая схему расширенного воспроизводства, К. Маркс отдал должное гениальному творению Франсуа Кенэ.
    Кенэ дал систематическую и аргументированную критику меркантилизма, долгое время служившего теоретическим обоснованием экономической политики французского абсолютизма. От этого удара меркантилизм уже никогда не смог оправиться и постепенно утратил всякое практическое значение. Кенэ своими взглядами предвосхитил некоторые мероприятия Великой французской буржуазной революции 1789 – 1794 годов.
      Взгляды Анна Робера Жака Тюрго
    Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781) по происхождению дворянин. Согласно семейной традиции он как третий сын вынужден был получить духовное образование, но по окончании семинарии и теологического факультета Сорбонны 23-летний аббат неожиданно решил отказаться от своего предназначения для церкви и перешел на государственную службу. Тюрго уже в начале своей службы больше всего интересовался экономическим положением Франции. Он успешно продвигался по служебной лестнице, и в 1774 году получил последнее в своей служебной карьере назначение, став при молодом короле Людовике XVI сначала морским министром, а затем генеральным контролером финансов (то есть министром финансов). За 18 месяцев пребывания на этом посту Тюрго хотя и не добился сокращения государственных расходов, но смог провести ряд указов и законопроектов, открывавших возможность для всемерной либерализации экономики страны. Однако каждое его нововведение наталкивалось на ожесточенное сопротивление королевского окружения, которое, по образному выражению, “съело Тюрго”.
    Главными достижениями Тюрго-министра в период реформ явились: введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны; свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение ремесленных цехов и гильдий, тормозивших роль предпринимательства в промышленной сфере и другие.
    Тюрго не считал себя ни учеником, ни последователем Кенэ, отрицая какую-либо причастность к “секте”, как он выражался, физиократов. Тем не менее творческое наследие и практические дела свидетельствуют о его приверженности основам физиократического учения и принципам экономического либерализма.
    Подобно физиократам, Тюрго утверждал, что земледелец является первой движущей силой в ходе всех работ, что это он производит на своей земле заработок всех ремесленников. По его мнению, труд земледельца – единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда, и потому он единственный источник всякого богатства.
    Критикуя меркантилистов, к “богатству нации” Тюрго относил прежде всего земли и получаемый с них “чистый доход“, поскольку, на его взгляд, хоть деньги и составляют непосредственный предмет сбережений и являются, так сказать, главным материалом капиталов при образовании их, но деньги, как таковые, составляют почти незаметную часть совокупной суммы капиталов, а “роскошь непрерывно ведет к их уничтожению”.
    Деньги из драгоценных металлов рассматривались Тюрго в качестве одного из товаров в товарном мире, подчеркивая, что “особенно золото и серебро более чем всякий другой материал пригодны служить монетой”, ибо они “по самой природе вещей сделались монетой и притом всеобщей монетой независимо от всякого соглашения и всякого закона”. По его убеждению деньги, то есть “золото и серебро, изменяются в цене не только по сравнению со всеми другими товарами, но и по отношению друг к другу, смотря по большему или меньшему их изобилию”.
    В определении сущности и величины заработной платы рабочих Тюрго не расходился ни с У. Петти, ни с Ф. Кенэ, как и они, считая ее результатом “от продажи своего труда другим” и полагая, что она “ограничена необходимым минимумом для его существования, и тем, что ему безусловно необходимо для поддержания жизни”. Но в отличие от своих предшественников Тюрго относил заработную плату к числу элементов, лежащих в основе выдвинутого им понятия об “общественном экономическом равновесии”. Последнее, по его словам, устанавливается “между ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров, различными видами изделий, числом занятых людей и ценой их заработной платы”.
    Серьезное внимание уделил Тюрго исследованию природы происхождения такого дохода, как ссудный (денежный) процент. Он утверждал, что взимание процентов правомерно, так как в течение времени займа заимодавец теряет доход, который мог бы получить, так как рискует своим капиталом, а заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений, которые могут принести ему большую прибыль. Что касается текущего процента, то он, по мнению Тюрго, служит на рынке термометром, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов, уточняя, в частности, что низкий денежный процент – это и последствие, и показатель избытка капиталов.
    В связи с изучением механизма формирования цен на рынке Тюрго выделял цены текущие и основные: первые устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые “в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику, и потому это тот минимум, ниже которого она (цена) не может опуститься”. При этом, по мнению Тюрго, редкость является “одним из элементов оценки” при приобретении товаров.
    Тюрго, разделяя взгляды Кенэ, выделял в обществе три класса: производительный, бесплодный и собственников земли. Однако первые два класса он называл “работающими или занятыми классами”, полагая, что каждый из них “распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату”.
      “Секта” физиократов: достижения и просчеты
    В 1768 году ученик Кенэ Дюпон де Немур опубликовал сочинение под заголовком “О происхождении и прогрессе новой науки”. В нем подводились итоги развития учения физиократов.
    Особенность физиократической теории состояла в том, что ее буржуазная сущность скрывалась под феодальной оболочкой.
    Чистый продукт – produit net – в трактовке физиократов – это ближайший прообраз прибавочного продукта и прибавочной стоимости, хотя они односторонне сводили его к земельной ренте и считали естественными плодами земли.
    Почему Кенэ и физиократы обнаружили прибавочную стоимость только в земледелии? Потому, что там процесс ее производства и присвоения наиболее нагляден, очевиден. Его несравненно труднее разглядеть в промышленности, так как рабочий в единицу времени создает большую стоимость, чем стоит его собственное содержание, но рабочий производит совсем не те товары, которые потребляет. Чтобы разглядеть тут прибавочную стоимость, надо знать, как привести гайки и винты, хлеб и вино к какому-то общему знаменателю, то есть иметь понятие о стоимости товаров. А такого понятия Кенэ не имел, оно его просто не интересовало.
    Прибавочная стоимость в земледелии кажется даром природы, а не плодом неоплаченного человеческого труда. Она непосредственно существует в натуральной форме прибавочного продукта, особенно в хлебе.
    Посмотрим, какие практические выводы вытекали из учения Кенэ. Естественно, что первой рекомендацией Кенэ было всемерное поощрение земледелия в форме крупного фермерского хозяйства. Но далее следовали по меньшей мере две рекомендации, которые выглядели в то время не так безобидно. Кенэ считал, что налогами надо облагать только чистый продукт, как единственный подлинный экономический “излишек”. Любые другие налоги обременяют хозяйство. Что же получалось? Феодалы должны были платить все налоги, тогда как они не платили никаких. Кроме того, говорил Кенэ: “Поскольку промышленность и торговля находятся “на содержании” у земледелия, надо, чтобы это содержание обходилось возможно дешевле”. А это будет при том условии, если отменить или хотя бы ослабить все ограничения и стеснения для производства и торговли. Физиократы выступали сторонниками laissez faire.
    Но хотя Кенэ и собирался обложить чистый продукт единым налогом, в основном он обращался к просвещенному интересу власть имущих, обещая им рост доходности земель и укрепление земельной аристократии.
    По этой причине школа физиократов в первые годы имела немалый успех. Ей покровительствовали герцоги и маркизы, иностранные монархи проявляли к ней интерес. И в то же время ее высоко ценили философы-просветители, в частности Дидро. Физиократам сначала удалось привлечь симпатии как наиболее мыслящих представителей аристократии, так и растущей буржуазии. С начала шестидесятых годов кроме версальского “антресольного клуба”, куда допускались только избранные, открылся своего рода публичный центр физиократии в доме маркиза Мирабо в Париже. Здесь ученики Кенэ (сам он нечасто бывал у Мирабо) занимались пропагандой и популяризацией идей мэтра, вербовали новых сторонников. В ядро секты физиократов входили молодой Дюпон де Немур, Лемерсье де ла Ривьер и еще несколько человек, лично близких к Кенэ. Вокруг ядра группировались менее близкие к Кенэ члены секты, разного рода сочувствующие и попутчики. Особое место занимал Тюрго, отчасти примыкавший к физиократам, но слишком крупный и самостоятельный мыслитель, чтобы быть только рупором мэтра. То, что Тюрго не смог втиснуться в прокрустово ложе, срубленное плотником с версальских антресолей, заставляет нас с иной стороны посмотреть на школу физиократов и ее главу.
    Конечно, единство и взаимопомощь учеников Кенэ, их безусловная преданность учителю не могут не вызвать уважения. Но это же постепенно становилось слабостью школы. Вся ее деятельность сводилась к изложению и повторению мыслей и даже фраз Кенэ. Его идеи все более застывали в виде жестких догм на вторниках Мирабо свежая мысль и дискуссия все более вытеснялись как бы ритуальными обрядами. Физиократическая теория превращалась в своего рода религию, особняк Мирабо – в ее храм, а вторники – в богослужения.
    Секта в смысле группы единомышленников превращалась в секту в том отрицательном смысле, какой мы вкладываем в это слово теперь: в группу слепых приверженцев жестких догм, отгораживающих их от всех инакомыслящих. Дюпон, ведавший печатными органами физиократов, “редактировал” все, что попадало в его руки, в физиократическом духе. Самое смешное, что он считал себя большим физиократом, чем сам Кенэ, и уклонялся от публикации переданных ему ранних работ последнего (когда Кенэ писал их, он был, по мнению Дюпона, еще недостаточно физиократом).
    Такому развитию дел способствовали некоторые черты характера самого Кенэ. Д. И. Розенберг в своей “Истории политической экономии” замечает: “В отличие от Вильяма Петти, с которым Кенэ делит честь именоваться творцом политической экономии, Кенэ был человеком непоколебимых принципов, но с большой наклонностью к догматизму и доктринерству”. С годами такая наклонность увеличивалась, да и поклонение секты этому способствовало.
    и т.д.................

    Введение

    Для того, чтобы понять процесс становления современных экономических теорий, невозможно обойти вниманием школу физиократов. Школа физиократов - специфическое течение в рамках классической политической экономии. Изучение идей этой школы достаточно важно, так как, по выражению Карла Маркса физиократы “в пределах буржуазного кругозора дали анализ капита-лу” и стали “настоящими отцами современной политической экономии”. Цит. по: Всемирная история экономической мысли. Т.1.М., 1988.К. Маркс дал исчерпывающий анализ физиократической системе и определил ее место в истории политической экономии. Он указал на заслуги физиократов по вопросу о «чистом продукте», в анализе капитала и его производства. Присущие капитализму законы физиократы трактовали как естественные и вечные законы общественного производства. Он вскрыл классовую природу физиократических воззрений, показав, что учение физиократов является первой систематической концепцией капиталистического производства.

    Цель работы: изучить экономические взгляды А. Тюрго, представителя школы физиократов.

    • 1) дать общую характеристику школы физиократов;
    • 2) изложить известные сведения из биографии и экономические взгляды А. Тюрго;
    • 3) определить вклад А. Тюрго в развитие идей физиократизма;
    • 4) сделать вывод о существе идей физиократов и их вкладе в развитие экономической науки.

    Школа физиократов

    Классическую политэкономию во Франции после П. Буагильбера представляла школа физиократов. Физиократизм (от греч. «физис» - природа, «кратос» - сила, буквально означает власть природы) - это экономическая мысль начального этапа развития системы свободного предпринимательства. Представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.

    Учение сложилось в условиях кризиса феодальной системы. Школа физиократов была основана в середине XVIII в. Франсуа Кенэ (1964-1767). В неё входила группа ученых экономистов - А. Тюрго, В. Мирабо, Д. Немур, Г. Летрон, М. Ривьер и др. В этот период в Англии уже начался промышленный переворот, а во Франции укрепилось мануфактурное производство. Заканчивалась эпоха первоначального накопления капитала, и торговая эксплуатация аграрных стран теряла свою значимость в качестве источника богатства. Первоисточником доходов становилось товарное производство. В связи с этим потребовался пересмотр экономической программы и теории меркантилизма.

    Физиократы высказывались за необходимость перехода к аграрным отношениям. Которые основывались бы на свободном механизме хозяйство-вания, на принципах свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции. По их мнению, это могло помочь вывести сельское хозяйство из тупика. Расцвет физиократизма был кратковременным. Однако за два десятилетия сложилась школа, которая создала значительную экономическую литературу и приобрела влияние и за пределами Франции.

    Исходным в концепции физиократов было учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окружающего мира. Физиократы опирались на идею «естественного права» для определения существующих норм поведения человека. Они признавали экономичес-кие и политические законы в качестве естественных (не зависящих от людей и политической власти) и трактовали их как вечные.

    Школа физиократов выступала с критикой монетаризма. Отвергла положения о том, что единственной формой богатства является золото, а его источником -внешняя торговля. Физиократы отводили деньгам роль посредника в обращении. Источник богатства видели в производстве. Заслуга физиократов состоит в том, что они перенесли исследование о происхождении прибавочного продукта в сферу производства и тем самым заложили основу для анализа капиталистического производства. Одними из первых дали анализ капитала.

    Однако сферу производства ограничивали только сельским хозяйством. И единственно производительным трудом считали труд земледельцев, промышленность объявлялась непроизводительной отраслью хозяйства. Центральное место в учении физиократов занимала проблема «чистого продукта» и его производства. Формой чистого продукта считалась рента. Производство «чистого продукта» толковалось ими противоречиво. С одной стороны, он представлялся как результат естественного роста, свойственного земледелию следовательно, как дар природы. С другой стороны «чистый продукт» выступает как результат земледельческого труда, избыток над заработной платой.

    Почему Кенэ и физиократы обнаружили прибавочную стоимость только в земледелии? Потому, что там процесс ее производства и присвоения наиболее нагляден, очевиден. Его несравненно труднее разглядеть в промышленности, так как рабочий в единицу времени создает большую стоимость, чем стоит его собственное содержание, но рабочий производит совсем не те товары, которые потребляет. Чтобы разглядеть тут прибавочную стоимость, надо знать, как привести гайки и винты, хлеб и вино к какому-то общему знаменателю, то есть иметь понятие о стоимости товаров. А такого понятия Кенэ не имел, оно его просто не интересовало. Прибавочная стоимость в земледелии кажется даром природы, а не плодом неоплаченного человеческого труда. Она непосредственно существует в натуральной форме прибавочного продукта, особенно в хлебе.

    Посмотрим, какие практические выводы вытекали из учения Кенэ. Естественно, что первой рекомендацией Кенэ было всемерное поощрение земледелия в форме крупного фермерского хозяйства. Но далее следовали, по меньшей мере, две рекомендации, которые выглядели в то время не так безобидно. Кенэ считал, что налогами надо облагать только чистый продукт, как единственный подлинный экономический “излишек”. Любые другие налоги обременяют хозяйство. Феодалы должны были платить все налоги, тогда как они не платили никаких. Поскольку промышленность и торговля находятся “на содержании” у земледелия, надо чтобы это содержание обходилось возможно дешевле. А это будет при том условии, если отменить или хотя бы ослабить все ограничения и стеснения для производства и торговли.

    Ф. Кенэ собирался обложить чистый продукт единым налогом, в основном он обращался к просвещенному интересу власть имущих, обещая им рост доходности земель и укрепление земельной аристократии.

    По этой причине школа физиократов в первые годы имела немалый успех. Ей покровительствовали герцоги и маркизы, иностранные монархи проявляли к ней интерес. И в то же время ее высоко ценили философы-просветители, в частности Дидро. Физиократам сначала удалось привлечь симпатии как наиболее мыслящих представителей аристократии, так и растущей буржуазии. С начала 60-х годов кроме версальского “антресольного клуба”, куда допускались только избранные, открылся своего рода публичный центр физиократии в доме маркиза Мирабо в Париже. Здесь ученики Кенэ (сам он нечасто бывал у Мирабо) занимались пропагандой и популяризацией идей мэтра, вербовали новых сторонников. В ядро секты физиократов входили молодой Дюпон де Немур, Лемерсье де ла Ривьер и еще несколько человек, лично близких к Кенэ. Вокруг ядра группировались менее близкие к Кенэ члены секты, разного рода сочувствующие и попутчики.

    Особое место занимал Тюрго, отчасти примыкавший к физиократам, но слишком крупный и самостоятельный мыслитель, чтобы быть только рупором мэтра. То, что Тюрго не смог втиснуться в прокрустово ложе, срубленное плотником с версальских антресолей, заставляет нас с иной стороны посмотреть на школу физиократов и ее главу.

    Конечно, единство и взаимопомощь учеников Кенэ, их безусловная преданность учителю не могут не вызвать уважения. Но это же постепенно становилось слабостью школы. Вся ее деятельность сводилась к изложению и повторению мыслей и даже фраз Кенэ. Его идеи все более застывали в виде жестких догм на вторниках Мирабо, свежая мысль и дискуссия все более вытеснялись как бы ритуальными обрядами. Физиократическая теория превращалась в своего рода религию, особняк Мирабо - в ее храм, а вторники - в богослужения.

    Секта в смысле группы единомышленников превращалась в секту в том отрицательном смысле, какой мы вкладываем в это слово теперь: в группу слепых приверженцев жестких догм, отгораживающих их от всех инакомыслящих. Дюпон, ведавший печатными органами физиократов, “редактировал” все, что попадало в его руки, в физиократическом духе. Самое смешное, что он считал себя большим физиократом, чем сам Кенэ, и уклонялся от публикации переданных ему ранних работ последнего (когда Кенэ писал их, он был, по мнению Дюпона, еще недостаточно физиократом).

    Такому развитию дел способствовали некоторые черты характера самого Кенэ. Д.И. Розенберг в своей “Истории политической экономии” замечает: “В отличие от Вильяма Петти, с которым Кенэ делит честь именоваться творцом политической экономии, Кенэ был человеком непоколебимых принципов, но с большой наклонностью к догматизму и доктринерству”. С годами такая наклонность увеличивалась, да и поклонение секты этому способствовало.

    Считая истины новой науки “очевидными”, Кенэ становился нетерпим к другим мнениям, а секта во много раз усиливала эту нетерпимость. Кенэ был убежден в универсальной применимости своего учения независимо от усло-вий места и времени. Его скромность ни на йоту не уменьшилась. Он вовсе не принижал своих учеников, но они принижали себя сами. Когда Кенэ умер в декабре 1774 года, физиократы не могли никем его заменить. К тому же они уже переживали упадок. Правление Тюрго в 1774 - 1776 годах оживило их надежды и деятельность, но тем сильнее был удар, нанесенный его отставкой. К тому же 1776 год - это год выхода в свет “Богатства народов” Адама Смита. Французские экономисты следующего поколения - Сисмонди, Сэй и др. - больше опирались на Смита, чем на физиократов. В 1815 году Дюпон, уже глубокий старик, в письме попрекал Сэя тем, что он, вскормлен-ный на молоке Кенэ, “бьет свою кормилицу”. Сэй отвечал, что после молока Кенэ он съел немало хлеба и мяса, то есть изучил Смита и других новых экономистов. В конечном счете, Сэй отказался и от главных прогрессивных элементов учения Смита.

    Коренная причина распада физиократической школы и уменьшения популярности идей Кенэ в 70-х и 80-х годах состоит в том, что потерпели неудачу ее попытки подготовить классовый компромисс между дворянством и буржуазией.

    Королевская власть оказалась неспособной играть роль арбитра и примирителя между обоими классами. Утратив покровительство двора, последователи Кенэ стали подвергаться нападкам феодальной реакции. В то же время им было не по пути с левым демократическим направлением в просветительстве. Кенэ и его последователи были, в сущности, гораздо менее революционны, чем основное ядро просветителей во главе с Дидро, не говоря уже об их левом крыле, из которого вышел позже утопический социализм. Но общая деятельность физиократов была весьма революционна и подрывала устои феодального общества. Маркс, к примеру, писал, что Тюрго - “в смысле прямого влияния - является одним из отцов французской революции”.

    Это объясняется тем, что Кенэ использовал передовые для своего времени подходы к анализу экономических явлений и процессов. Он пошел дальше Петти в применении методов естественных наук в политической экономии, обосновывая положение о том, что экономические процессы подчиняются естественным закономерностям, а экономические категории носят объективный характер. В работах основоположника физиократической теории прослеживается использование элементов метода абстракции при исследовании экономического строя. Труды Кенэ способствовали формированию научной методологии политической экономии.

    Физиократы в области экономической политики выступали как сторонники невмешательства в экономику страны, сторонники монополий, защищая свободу предпринимательской деятельности в условиях конкуренции. Физиократы выступали за монархическую централизованную власть. Вершину физиократической системы составила попытка анализа воспроизводства, предпринятая Ф. Кенэ в «экономической таблице» (1758).

    Центральные идеи теории физиократии таковы:

    1) экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;

    2) источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;

    3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;

    4) физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу;

    5) деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

    Налогообложение физиократы сводили к трем принципам:

    Во-первых, налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов;
    - во-вторых, должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами,

    В-третьих, не должно быть слишком обременено издержками взимания.

    Его основные труды: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758), который вошел в историю экономической мысли как первый опыт макроэкономического анализа.

    В этом произведении автор показал, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между социальными группами, а также представил основные пути его реализации в виде направленного движения с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

    Методологической платформой экономического исследования Кенэ стала разработанная им концепция про природный порядок, юридической основой которого, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, которые охраняют частную собственность, частные интересы, обеспечивая воспроизведение и правильное распределение благ. Как утверждал ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает только при государственном регулировании.

    Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в руках одной просвещенной личности, которая владеет знанием законов - природного порядка, - необходимых для осуществления государственного управления.

    В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение про чистый продукт , который сейчас называется национальным доходом. По его мнению, источниками этого чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистого увеличения дохода не происходит, а происходит только смена первичной формы этого продукта. Думая так, Кенэ считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения про продуктивную сущность разных социальных групп общества.

    При этом Кенэ утверждал, что нация состоит из трех социальных групп:

    а) производительной (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие);

    б) бесплодной (лица, занятые в промышленности, а также купцы);

    в) собственников (лица, получающие ренту - землевладельцы и король).

    И хотя деление общества на фермеров, собственников и промышленников фактически соответствовало делению общества (крестьяне, дворяне, горожане), важно отметить, что Кенэ был одним из первых, кто разделил общество на классы на экономической основе, то есть на основе отношения каждого класса к производству и присвоению прибавочного продукта.
    Основываясь на своем учении о чистом доходе (денежном выражении чистого продукта), Кенэ считал, что земельная рента должна быть единственным источником налогообложения.

    Главный труд А. Тюрго – «Размышления о создании и распределении богатств» (1770 г.).
    Вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников.

    Тюрго впервые описал разницу между капиталом и деньгами и выделил прибыль как особенный вид дохода.

    В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом надлежит отметить следующие его идеи:

    Доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента);

    Обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;

    Уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;

    Текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.