Отопление

Проверить температурный датчик ваз 2110. Дтож - что это? проверка дтож

Датчик температуры охлаждающей жидкости — одна из самых важных деталей в автомобиле. Именно она отвечает за температуру двигателя. На основе собранных ею данных осуществляются корректировки в системе, позволяющие добиться наилучшего быстродействия при минимальных энергетических затратах.

Система управления двигателем снимает показания с датчика, который в режиме реального времени мониторит состояние жидкости. На основе полученных данных реализовываются контрольные изменения в работе двигателя.

Внимание! Датчик, отвечающий за охлаждающую жидкость, мониторит тепловое состояние всей системы.

На основе собранных данных блок управления корректирует такие параметры, как:

  • скорость вращения вала,
  • угол опережения зажигания,
  • состав топливно-воздушной смеси.

Благодаря датчику температуры происходит быстрый прогрев двигателя с минимальными энергозатратами. Мало того, он гарантирует оптимальную температуру внутри двигателя во всех режимах работы.

В современных автомобилях датчик, который предназначен, чтобы следить за охлаждающей жидкостью представляет собой элемент сложной электронной системы. Он позволяет в режиме постоянного контроля мониторить состояние двигателя и при необходимости вносить коррективы в его работу.

Важно! Сейчас в большинстве автомобильных систем датчик представляет собой резистор, который способен менять сопротивление при изменении температурного режима охлаждающей жидкости.

Немного истории

Вначале для контроля температуры антифриза в автомобиль устанавливали термореле. Мало того, подобное устройство устанавливалось только на моторы передовых машин.

В конструкции термореле контакт открыт, значит, двигатель постепенно нагревается, но стоит его закрыть, как мотор возвращается в свой обычный алгоритм работы. При этом температура держится в оптимальном диапазоне.

Важно! Термореле устанавливались на двигатели с распределённым впрыском.

Спустя десятилетия конструкция датчика охлаждающей жидкости, отвечающего за её температуру, кардинально поменялся, как и принцип работы. Сейчас его роль играет обычный резистор, измеряющий сопротивление.

В современных машинах контроль температуры осуществляется постоянно. Как результат производительность, безопасность и экономичность возросли в разы. Современные термисторы делаются из оксида кобальта. В качестве альтернативы можно использовать никель.

Выбор подобных материалов объясняется крайне просто. Данные химические соединения при изменении состояния охлаждающей жидкости в сторону увеличения температуры выделяют огромное количество свободных электронов. Как результат сопротивление уменьшается в несколько раз.

В большинстве двигателей термистор, помещающийся в охлаждающую жидкость, имеет отрицательный коэффициент температуры. Как результат самый большой показатель сопротивления достигается именно при холодном двигателе.

Напряжение, которое подаётся на датчик, составляет 5В. Мало того, как только сопротивление меняется — подача энергии уменьшается. Все изменения мониторит блок управления. Именно от этих показателей зависит определение температуры антифриза.

Правда, бывают и исключения. К примеру, французская компания Renault прославилась из-за того, что устанавливала на автомобили датчики, которые имели положительный температурный коэффициент. Как результат принцип работы немного поменялся. Теперь, когда температура растёт, сопротивление увеличивается вместе с ним.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Найти датчик не составит особого труда. Он находится внутри корпуса. Именно на последний крепится резьба, отвечающая за крепление устройства, которое будет отвечать за температурный показатель охлаждающей жидкости. Также на корпусе есть электрический разъём.

Безусловно, многое зависит от конструкции автомобиля, в котором установлен датчик охлаждающей жидкости. Но в большинстве вариантов он вмонтирован в выпускной патрубок.

В наиболее продвинутых моделях двигателей одновременно работает два датчика. Задача одного фиксировать температурный режим охлаждающей жидкости на выходе, а другого на входе. Таким образом удаётся добиться наилучшего быстродействия и практически моментального отклика системы.

Главное в расположении датчика температуры — чтобы его наконечник контактировал с охлаждающей жидкостью. Как результат устройство чаще всего можно найти во впускном коллекторе неподалёку от корпуса термостата. Второй вариант — в головке цилиндра.

Важно! Если вы хотите, чтобы датчик показывал всегда правильные цифры, необходимо следить за уровнем антифриза в системе. В противном случае показания могут быть некорректными.

Тестируем датчик температуры

Признаки неисправности

Принято считать, что датчик, отвечающий за температуру в охлаждающей жидкости, ломается крайне редко. Это действительно так. Даже авторитетные автомобильные эксперты считают, что это одна из самых надёжных деталей в авто. Все дело в его простоте.

Максимальное упрощение конструкции позволило добиться невероятной надёжности в работе. Тем не менее даже с ним могут возникать проблемы, и чтобы их вовремя определить понадобится проявить некоторую внимательность.

Обычно все нарушения в работе сводятся к неверному измерению температуры охлаждающей жидкости. В результате нарушается сопротивление, а электронный блок начинает неправильно работать.

Важно! Блок управления работает на основе информации, собранной с датчиков. Неверные показания хотя бы одного из них могут привести к некорректной работе всей системы.

Для того чтобы упредить поломку автомобиля нужно всегда следить за его состоянием, и при малейших отклонениях от нормы вносить коррективы. Каждый водитель должен со вниманием относиться к своему транспортному средству. Это послужит залогом долгой эксплуатации.

Самым распространённым признаком неисправности датчика, который отвечает за температурные показатели охлаждающей жидкости, является неактивность вентилятора при превышении градусной границы субстанцией. Но данный признак не всегда является достоверным. Всё дело в том, что, как уже указывалось выше, в некоторых системах стоит два датчика.

Иногда автомобильные производители присваивают несвойственные датчикам температуры задачи. К примеру, одно устройство может следить за температурой и передавать данные в блок управления, а другое при превышении определённого порога включать вентилятор.

В большинстве случаев выход из строя вентилятора свидетельствует про окисление проводки. Как говорилось выше, сами датчики крайне редко ломаются. Но такое всё же случается.

Если у вас автомобиль, купленный в последние годы, и у него есть бортовой компьютер, то это устройство покажет, когда датчик, измеряющий температуру жидкости, выйдет из строя или станет работать нестабильно.

Но будьте внимательны! Не всегда сообщение на мониторе компьютера свидетельствует о неисправности аппарата. Обрыв проводки может привести к такому же сообщению, как, собственно и окисление контактов.

Важным индикатором неисправности датчика, регулирующего температуру охлаждающей жидкости посредством блока управления, является повышенный расход бензина. Также наблюдаются повышенные обороты, когда двигатель работает на холостом ходу.

Если датчик температуры имеет какие-либо неполадки, то с каждым разом вам будет всё сложнее запускать машину даже после прогрева. При наиболее неблагоприятных условиях может произойти поломка силовой установки из-за перегрева. Как результат нарушится стабильность работы головок в цилиндре, а это может не только привести к крайне дорогостоящему ремонту, но и стать причиной ДТП.

Проверяем датчик

Все описанные выше причины могут являться только предпосылками для замены или починки устройства. Чтобы определить поломку наверняка понадобится провести куда более тщательную диагностику.

В качестве примера, рассмотрим, как проходит проверка на ВАЗ-2110. Для начала отсоедините колодку и все провода от датчика. Для этого понадобится отжать пластиковый зажим.

Сама процедура диагностики не представляет собой что-то очень сложное. Но перед её началом проверьте целостность проводки, чтобы исключить данную причину нестабильной работы.

Внимание! Не помешает проверить силу тока, который поступает от блока управления. Просто отсоедините от датчика температуры провода и подсоедините их к вольтметру.

При тестировании напряжение будет не менее 5 В. Если же показатель гораздо меньше, значит, причина неисправности кроется не в датчике, который отвечает за мониторинг температурных показателей охлаждающей жидкости.

Для того чтобы провести диагностику вам понадобятся такие устройства:

  • мультиметр,
  • ключ на девятнадцать,
  • электрочайник,
  • ёмкость,
  • термометр.

Перед тем как снять датчик температуры — слейте немного охлаждающей жидкости. Достаточно, чтобы датчик стал открыт наполовину. Фишку нужно отсоединить при помощи ключа. Просто выверните её из посадочного места.

Диагностика при помощи электрического чайника позволяет быстро и без каких-либо сложностей определить работоспособность устройства. Также при диагностике вам понадобится мультиметр и термометр.

Сама процедура проверки состоит из таких этапов:

  1. Погрузите часть датчика, которая отвечает за измерение температуры в электрочайник. Вода при этом должна быть холодной.
  2. Поместите в чайник термометр (устройство должно быть электронным) .
  3. Подсоедините к датчику мультиметр.
  4. Включите электрочайник.
  5. Замеряйте показатели.

Если устройство в рабочем состоянии, то при +15 должно быть сопротивление в 4450 Ом, при сорока — 1459, при 95 — 177 ом.

Итоги

Датчик, отвечающий за температурный режим, охлаждающей жидкости — крайне надёжное устройство. Но даже он иногда выходит из строя. В таком случае проверка его работоспособности занимает не более получаса.

Самое важное, что нужно знать о датчике температуры Ваз 2110, это то, что он не один. Ваз 2110 имеет два датчика температуры:
— Датчик температуры указателя охлаждающей жидкости. Это датчик, предназначенный для вывода информации о температуре двигателя на панель приборов. Он ни на что больше не влияет, никуда не заведен — влияет только на указатель температуры на панели.
— Датчик температуры охлаждающей жидкости, подключенный к ЭБУ. Данный датчик кардинально влияет на работу двигателя автомобиля.
Именно по нем управляющая программа знает температуру двигателя и задает длительность впрыска на форсунки. Именно по этому датчику опять же ЭБУ включает вентилятор системы охлаждения двигателя Ваз 2110. Поэтому при большом расходе топлива, кипящем моторе, неработающем вентиляторе нужно проверять именно этот датчик.

Датчик температуры — термосопротивление, то есть сопротивление, изменяемое в зависимости от температуры двигателя. Датчик установлен в выпускном патрубке головки блока цилиндров возле термостата. Он закручивается внутрь патрубка и его чувствительная часть взаимодействует непосредственно с охлаждающей жидкостью. Датчик заведенный на инжектор имеет два контакта, на указатель температуры — только один контакт.

Как правило проверка датчика температуры Ваз 2110 сводится к замеру его сопротивления при разной температуре. Датчик имеет два контакта — сопротивление между ними и нужно измерять мультиметром.
Проверка датчика температуры Ваз 2110:
1) На холодно двигателе снимаем разъем с датчика, проверяем не окислен ли он. Затем с помощью мультиметра меряем сопротивление. Одеваем разъем на место.
2) Заводим двигатель и прогреваем его. Если указатель температуры корректно работает от своего датчика температуры, то он будет показывать нам правильную температуру.
3) Глушим двигатель, опять снимаем разъем и меряем сопротивление датчика температуры. Оно должно стать меньше, чем было на холодном двигателе.
На холодном двигателе при температуре около 0 градусов сопротивление датчика должно быть около 10 кОм. При температуре 90 градусов, сопротивление датчика будет 240 Ом.
4) При сопротивлении датчика температуры менее 240 Ом, ЭБУ должен запустить вентилятор системы охлаждения. Чтобы это проверить необходимо взять резистор номинала 100 Ом и им замкнуть на контакты разъема датчика температуры. В момент замыкания сопротивлением контактов разъема вентилятор начнет вращаться, при размыкании выключится.
5) Если сопротивление датчика не поменялось в зависимости от температуры двигателя, то датчик неисправен, его нужно заменить.
6) Если вентилятор системы охлаждения не включается даже на горячей машине и замыкая контакты разъема датчика сопротивлением в 100 Ом вентилятор тоже не запускается, то надо проверить предохранитель, реле вентилятора на колодке слева от пассажирского сидения под бардачком. Там где установлено ЭБУ.
7) Кому интересно могут слить тосол, выкрутить датчик и занести его домой. Там опустить в кипяток и измерять сопротивление — должно быть 100-200 Ом. Хотя тоже самое можно проделать на машине.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости сильно жизнь не портит, однако все равно он должен быть исправен. Проверка его аналогична описанной выше методике — замер сопротивления при различной температуре охлаждающей жидкости Ваз 2110.

Замена датчика температуры Ваз 2110:
1) Замену датчика температуры производим на холодном двигателе. Откручиваем крышку расширительного бачка и сливаем тосол до уровня датчика температуры.
2) Выкручиваем датчик ключом на 19. На его место вворачиваем исправный датчик.
3) Доливаем тосол до прежнего уровня, надеваем разъем на датчик, закрываем крышкой расширительный бачок.
4) Заводим двигатель и смотрим не подтекает ли тосол через датчик температуры.
На что обратить внимание:
Не нужно путать между собой датчики температуры Ваз 2110. Датчик, который заведен на ЭБУ — установлен выше,на выпускном патрубке. Датчик указателя температуры — ниже, ввернут в корпус двигателя в районе головки блока цилиндров.
Для можно пользоваться резисторами различного номинала. Замыкая его на контакты датчика стрелка на панели должна показывать разную температуру. 10 кОм — 0 градусов, 240 Ом — 90 градусов, 100 Ом — 130 градусов.

26 января 2017

Электронные приборы для измерения температуры антифриза, циркулирующего по водяной рубашке двигателя, применяются на автомобилях еще со времен СССР. Поломка этого элемента всегда считалась серьезной проблемой, поскольку без контроля температуры в системе охлаждения можно легко перегреть мотор и вывести из строя поршневую группу. Поэтому начинающему автомобилисту важно знать, как вовремя выявить симптомы неисправности температурного датчика, а поменять его не составит большого труда.

Принцип действия и функции прибора

Конструкция и принцип работы измерителя температуры мало изменились с момента его первого применения на авто. За счет современных материалов, используемых при изготовлении датчика, он уменьшился в размерах, а точность показаний выросла. Прибор представляет собой термический переменный резистор, заключенный внутрь металлического корпуса с резьбовым наконечником . При нагреве термоэлемент снижает сопротивление электрической цепи, что позволяет электронному блоку управления (иначе – контроллеру, ЭБУ) определять температуру охлаждающей жидкости.

От работы температурного датчика зависят следующие функции:

  1. Традиционно от сигналов измерителя функционирует указатель температуры охлаждающей жидкости.
  2. Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом установленного порога температуры (около 100 °С).
  3. Обогащение топливовоздушной смеси и повышение оборотов холостого хода на непрогретом моторе.
  4. Во время езды контроллер собирает показания всех датчиков и на этой основе формирует соотношение топлива и воздуха в смеси. Измеритель температуры также участвует в этом процессе.

Конструкцией современного авто может предусматриваться установка нескольких измерителей нагрева, отвечающих за определенные функции. Их расположение бывает разным:

  • на верхнем патрубке, ведущем от блока цилиндров к радиатору;
  • в корпусе термостата;
  • в головке цилиндров;
  • непосредственно в радиаторе.

Отличить термоэлементы от других типов датчиков несложно . Все приборы, встроенные в систему охлаждения двигателя и соединенные проводами с контроллером, предназначены для замеров температуры. Единственный момент: когда вы станете искать местонахождение температурного измерителя с целью проверки, не перепутайте прибор с датчиком детонации, встроенным прямо в блок цилиндров. Когда на машине стоит несколько термических элементов, их функции обычно распределяются так:

  • измеритель, встроенный в патрубок, участвует в приготовлении топливной смеси для двигателя;
  • прибор, стоящий в радиаторе, обеспечивает включение охлаждающего вентилятора (или двух);
  • датчик в головке цилиндров отвечает за указатель температуры охлаждающей жидкости.

На большинстве автомобилей низшей и средней ценовой категории применяется один температурный датчик, выполняющий все функции одновременно. Обычно он стоит на корпусе термостата либо на верхнем патрубке радиатора .

Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:

  • перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
  • охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
  • протечка антифриза из-под корпуса детали;
  • вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.

Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:

  1. Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  2. Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
  3. Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.

Исправность электронного измерителя температуры можно проверить в домашних условиях. Если наблюдаются косвенные симптомы неисправности, то испытание поможет их выявить или исключить из ряда деталей, находящихся «под подозрением». При успешной проверке неполадки придется искать в другом месте или обращаться в ближайшую автомастерскую.

Испытание на работоспособность

Чтобы проверить термический датчик, его придется снять с автомобиля. Для этого выполните такие действия:

  1. Дайте двигателю остыть до 40-50 °С, чтобы при работе не обжечь руки. Частично или полностью слейте антифриз из системы охлаждения.
  2. Отключите аккумуляторную батарею от бортовой электросети, сняв «минусовый» провод.
  3. Отсоедините от термоэлемента колодку с проводами.
  4. Выкрутите деталь, пользуясь ключом подходящего размера.

Если прибор установлен в верхней точке системы, то опорожнять ее целиком необязательно, достаточно спустить в емкость третью часть жидкости. Сливать весь антифриз нужно в том случае, когда термоэлемент стоит в нижней части радиатора.

Для проведения испытаний вам понадобится:

  • мультиметр или другой прибор, способный мерить сопротивление цепи;
  • небольшая емкость для воды (можно обычный стакан);
  • термометр со шкалой до 100 °С.

Термометр необходим, если вы хотите провести точные замеры сопротивления, сверяясь с эталонной таблицей для вашего автомобиля. Когда таблицы нет, то исправность детали проверяется без термометра по ее принципу работы: чем горячее вода в стакане, тем меньше должно быть сопротивление на контактах.

Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости под нагревом, прозвоните его контакты омметром. Может статься, что прибор перегорел либо в нем возникло короткое замыкание. Тогда дальнейшие манипуляции теряют смысл и элемент надо менять, поскольку ремонту он не подлежит.

Если мультиметр показал определенное сопротивление, то погрузите термоэлемент в стакан с холодной водой и зафиксируйте показания. Затем доливайте горячую воду и следите за изменением сопротивления, оно должно уменьшаться. При отсутствии каких-либо изменений покупайте и устанавливайте новый температурный датчик.

Если испытания прошли успешно и приборчик меняет сопротивление при нагреве воды, то стоит проверить соединительные провода и почистить контакты. Подобные мелочи часто бывают причиной крупных неисправностей.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является важнейшим элементом машины, от которого зависит своевременное уведомление водителя о перегреве мотора. Как можно догадаться из его названия, его предназначением является измерение температуры охлаждающей жидкости. Он является частью системы управления двигателем, и от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, процентное соотношение топлива в рабочей смеси, частота вращения коленчатого вала и многие другие.

Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости довольно банальное. Он представляет собой термистор, размещенный в корпусе. Термистор является резистором, с отличительной особенностью в том, что его сопротивление понижается с повышением температуры.

Выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости может привести к и другим проблемам. Важно следить за его состоянием, а в случае возникновения симптомов неисправности проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и при необходимости его заменить на новый.

Что указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости

Проще всего диагностировать наличие проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости по его внешнему виду. В большинстве случаев он выходит из строя по причине повреждения, которое может быть механическим или коррозионным. Если у датчика треснул корпус, о его стабильной работе можно забыть. При этом выйти из строя может и сам термистор, размещенный в корпусе, и на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в данном случае будет указывать:

  • Контрольная лампа, сигнализирующая водителю о перегреве двигателя;
  • Заметное повышение расхода бензина;
  • Проблемы с мотором: сложности с пуском, самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов и другие неисправности;
  • Ошибки на приборной панели, определенные электронным блоком управления (их номера варьируются, в зависимости от модели и производителя машины).

Если имеются симптомы, указывающие на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Цена подобного устройства невелика, особенно для распространенных моделей автомобилей. При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Собой ДТОЖ представляет небольшое пластиковое устройство с металлической резьбой. С ее помощью он крепится к выпускному патрубку головки цилиндра, вкручиваясь в него. Датчик должен быть расположен так, чтобы иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью, исходя из чего, можно сделать вывод о его неточных показаниях при ее низком уровне.

Важно: На некоторых моделях автомобилей может быть установлено два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае один из них фиксирует температуру на выходе из двигателя, а второй на выходе из радиатора.

Перед тем как приступить к проверке непосредственно датчика, требуется убедиться, что нет неисправности в проводке автомобиля. Для корректной работы ДТОЖ, на него постоянно должно подаваться напряжение в 5 Вольт. Проверить это довольно просто, необходимо отсоединить от датчика температуры охлаждающей жидкости провода, и проверить с заведенным двигателем выводимое с них напряжение при помощи вольтметра (мультиметра). Если проблемы не обнаружены, и на датчик подается 5 Вольт, можно приступать к диагностике самого термистора.

Чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на правильность определения сопротивления, потребуется: мультиметр, термометр, электрический чайник (или другое устройство, способное постоянно подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.

Когда инструменты будут подготовлены, необходимо первым делом снять датчик с автомобиля. Далее можно действовать двумя способами.

Способ 1: Проверка ДТОЖ в электрочайнике

Первый способ диагностики датчика – это проверка его с использованием электрочайника. Для этого необходимо:

  1. Поместить термометр (желательно электронный, поскольку потребуется замерять высокие температуры) в чайник с прохладной водой;
  2. Далее подсоединить к датчику мультиметр (в положении для измерения сопротивления);
  3. Поместить датчик в чайник;
  4. Замерить показание датчика и записать его;
  5. Включить чайник и записывать показания сопротивления датчика по достижению ключевых точек нагрева - +10, +15, +20 градусов по Цельсию и так далее;
  6. Сравнить полученные результаты с таблицей, приведенной ниже.

Если полученные значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и потребуется его заменить.

Способ 2: Проверка ДТОЖ без термометра

Менее точный, но более простой способ проверки датчика, – это без использования термометра. Суть его заключается в том, что вода при нагревании достигает 100 градусов по Цельсию, и выше ее температура подниматься не может. Соответственно, данную точку можно взять за контрольное значение, и замерить сопротивление датчика при данной температуре.

Если вы хотите, чтобы ваше транспортное средство всегда было на ходу, необходимо соблюдать определенные условия эксплуатации тех или иных элементов. К примеру, если на ВАЗ 2110 выходит из строя датчик температуры охлаждающей жидкости, автовладелец может столкнуться с серьезными неисправностями. В этой статье мы расскажем автомобилистам все, что необходимо знать об этом устройстве.

[ Скрыть ]

Описание устройства

Если вам необходимо узнать, где находится и как работает датчик температуры хладагента на 16- или 8-клапанных двигателях автомобилей ВАЗ 2110, для начала ознакомьтесь с основной информацией по устройству. Ниже описан принцип работы регулятора и типичные для этого элемента неполадки.

Принцип работы

Регулятор температуры охлаждающей жидкости на 16- или 8-клапанном автомобиле ВАЗ 2110 представляет собой устройство простого термистора. Термистор представляет собой резистор, который обладает особенностью менять показатели сопротивления в зависимости от температурного режима, в котором он функционирует. На инжекторе 8 или 16 клапанов устройство установлено непосредственно в ГБЦ. Через шланг, в котором установлен регулятор, осуществляется циркуляция антифриза.

Предназначение датчика температуры охлаждающей жидкости на карбюраторе или инжекторе 16 клапанов ВАЗ 2110 заключается в мониторинге этой температуры. Если показатель превышает нормированный, устройство сообщает об этом блоку управления, в результате чего осуществляется включение вентилятора. Следует отметить, что включение вентилятора осуществляется принудительным путем. Без включения вентилятора мотор может перегреться.

Бытует мнение, что во всей схеме устройств 16-клапанного инжектора ВАЗ 2110 этот элемент является наиболее надежным. Тем не менее, поломки все равно имеют место. На приборной панели расположен регулятор с указателем, на который поступает сигнал от прибора. Если элемент работает верно, то указатель сигнала всегда будет показывать точную температуру.


Типичные неполадки

Проблем, которые связаны с выходом из строя датчика на двигателе инжекторе 16 клапанов ВАЗ 2110, достаточно много. Как правило, суть неисправности заключается в отсутствии контакта на внутренних компонентах прибора. Также неисправность может заключаться в проблемах с изоляцией кабелей вокруг самого регулятора, в частности, если тросик педали газа висит свободно. В том случае, если регулятор работает некорректно, он не сможет предоставлять правильную информацию блоку управления, соответственно, со временем могут проявиться проблемы с запуском ДВС. Кроме того, если на 16-клапанном инжекторе ВАЗ 2110 некорректно работает устройство, расход топлива может быть увеличен.

Если устройство будет посылать неверные сигналы, включение вентилятора будет невозможным, а без включения вентилятора, как сказано выше, охладить мотор не получится. Иногда бывает такое, что включение вентилятора осуществляется постоянно — если регулятор фиксирует повышенную температуру, а по факту она нормальная. Тогда включение вентилятора производится постоянно, в принципе, это ничем не грозит автолюбителю, но это может стать причиной высокого потребления энергии АКБ (автор видео — Василий Калугин).

Терморезистор, который установлен внутри устройства контроля температуры охлаждающей жидкости на 16-клапанном инжекторе ВАЗ 2110, представляет собой электронную систему. Эта система характеризуется отрицательными показателями температурного режима. В том случае, если элемент греется, уровень сопротивления начинает снижаться, и наоборот, если устройство охлаждается, сопротивление растет. Кстати, показатель сопротивления считается достаточно важным. Оптимально рабочая температура инжектора ВАЗ 2110 составляет до 130 градусов, в этом случае уровень сопротивления падает до 70 Ом.

Наиболее низкий температурный предел, составляющий 40 градусов мороза, позволит повысить сопротивление до самого высокого показателя — 107 Ом. Когда контроллер работает, он по схеме пропускает на регулятор напряжение коло пяти вольт. Показатели температуры охлаждающей жидкости в денном случае определяются ЭБУ. Блок управления считает этот параметр по разности напряжений на приборе. Всегда учитывайте тот факт, что температурный уровень влияет на функционирование многих механизмов транспортного средства.

Датчик массового расхода воздуха

Если с датчиком охлаждающей жидкости все понятно, то перейдем к прибору массового расхода воздуха. В отличие от регулятора жидкости, этот датчик предназначен для анализа объема воздуха, который мотор потребляет при нормальном функционировании. Именно этот показатель напрямую влияет на расход топлива двигателем ВАЗ 2110.


Сам по себе датчик расхода воздуха двигателя представляет собой прибор в виде пленки, на которой расположены сами регулятора, а также резистор нагрева. Посредине элемента расположен специальный участок, уровень нагрева которого мониторится регулятором. На обратной стороне пленочной поверхности находятся еще несколько термических датчиков. В том случае, если воздушные потоки отсутствуют, эти регуляторы, в том числе датчик расхода воздуха, будут выдавать указателем сигнала одинаковые параметры.

Когда воздушный поток есть, первый прибор будет охлаждаться, а что касается второго, то его показатели будут теми же, поскольку воздух в любом случае будет нагреваться при работе двигателя. Уровень сигнала с обоих регуляторов составит пропорциональную массу воздушного потока, а электросхема, в свою очередь, преобразует данный параметр в напряжение. Датчик расхода воздуха двигателя всегда должен быть чистым, в противном случае показатели, которые прибор будет выдавать, окажутся неверными. Соответственно, в работе тех или иных механизмов двигателя машины могут возникнуть проблемы, поэтому периодически необходимо проверять и следить за чистотой самой пленки. Автор видео о том, как произвести диагностику в домашних условиях, — В гараже у Сандро.

Проверка работы

Как осуществляется проверка прибора в домашних условиях? Чтобы проверить элемент, необходимо замерять его уровень напряжения, только в том случае, если он не работает. Проверка напряжения осуществляется при выключенном моторе, показатели для проверки можно измерить с применением мультиметра. Необходимо максимально аккуратно проколоть цепь рядом с разъемами регулятора и измерить уровень напряжения между третьим и пятым контактами.

В том случае, если компонент рабочий и не требует замены, показатель напряжения составит около 0.996 вольт. Разумеется, если элемент не рабочий, он будет демонстрировать неверные показатели, которые составят более 1.7 вольт. Если это действительно так и при диагностике вы выявили такой параметр, деталь нуждается в замене. Для замены компонента не нужны какие-либо знания или опыт, все довольно просто.

Инструкция по замене

Итак, как же осуществляется замена компонента на новый? В случае с автомобилями ВАЗ 2110 вся процедура в целом простая, ее выполнение будет под силу даже начинающему автомобилисту.

Чтобы все сделать правильно, выполните следующие действия:

  1. В первую очередь необходимо отсоединить отрицательный провод от АКБ.
  2. Следующим этапом будет слив рабочего расходного материала из радиатора.
  3. Затем осуществляется снятие воздушного фильтра. Его замена не нужна, но демонтировать элемент необходимо для получения удобного доступа к самому регулятору.
  4. После этого отсоединяется пластиковый фиксатор, с помощью которого крепится колодка кабелей от самого регулятора. Завершающим этапом замены будет снятие устройства и монтаж нового датчика. Сборка конструкции производится в обратной последовательности.

Видео «Процедура замены датчика МРВ на автомобиле ВАЗ»

Как на «десятке» своими силами произвести замену регулятора в домашних условиях — узнайте из видео (автор видео — В гараже у Сандро).