Отопление

Костюм испанской цыганки. Оденемся в цыганском стиле?! Необходимые материалы и инструменты

Каждая вторая статья о цыганах начинается с напоминания, как выглядят цыганки: пёстрые юбки, мониста и платки. Журналисты, писатели, художники и режиссёры фильмов настолько уверены, что цыганский костюм им хорошо известен, что помещают в одной и той же юбки в розах и воланах цыганок в средневековую Европу и современную Индию, наполеоновские времена и эпоху мушкетёров. Кто же носит розы и оборки? И что носят остальные?

На самом деле, национальный цыганский костюм различался от страны к стране и менялся от эпохи к эпохе, пока не принял несколько более или менее определённых форм. В основном, цыганки считают традиционной одеждой ту, которую носили последний раз перед тем, как перешли на то, что можно просто купить и надеть.


То, что в сознании большинства людей - универсальный народный цыганский костюм, начали шить кочевые цыганки Румынии в конце девятнадцатого века. После того, как в Румынии отменили крепостное право по расовому признаку и цыгане получили свободу. Это широкая юбка, с воланами или, чаще, без, и просторная блузка с воротом, открывающим шею, а у замужних ещё и платок, повязанный узлом на затылке, и огромный фартук, повязанный, словно ещё одна верхняя юбка.


Кочевые румынские цыгане стали разъезжать по ближайшим странам, и вскоре их фасон подхватили многие восточноевропейские цыганки. Включая российских. Дольше всего сопротивлялись новой моде, возможно, наши хоры. Ведь у них уже был сложившийся костюм: казакин у мужчин, шаль поверх обычного платья у женщин (иногда ещё и тюрбан на голове из второй шали). Однако зрителям хотелось больше яркости, экзотики, кочевого вида, и хоровым цыганам пришлось отказаться от тех нарядов, которые они носили поколениями. Но, конечно, не от шалей по плечам!


Юбка с оборками, блуза с открытой шеей стали основой для эстрадного костюма. Сегодня мы видим в нём танцовщиц в театрах "Ромэн" и "Романс" и ресторанных ансамблях. В жизни его никто не носит уже очень давно.

Надо добавить, что особая любовь к розам не случайна: розу цыгане считали цыганкой среди цветов.




Совсем немного от России на север и запад, и у цыганок уже другой традиционный костюм. Цыганкам Финляндии, как и саамкам, правительство платит за работу живыми музейными экспонатами, если они соглашаются всегда и везде ходить в народном костюме. Надеть его разок и забросить не получится. Свои же соплеменницы ревниво следят, в современной ты одежде или традиционной. Если ты не получаешь деньги за ношение костюма, тебе не дадут в нём ходить; но если получаешь, за обычную, купленную в магазине юбку ты получишь нагоняй.


В качестве национальной финские цыганки признают ту одежду, в которой появились в Финляндии когда-то. Точнее, её парадный вариант: бархатную юбку на фижмах, с серебряной тесьмой или белыми кружевами, и бархатную же кофту к ней. Чаще всего костюм шьётся из чёрной ткани, иногда - из тёмно-синей, сдержано-зелёной или бордовой. Чтобы ходить и сидеть в такой юбке непринуждённо, требуется некоторая сноровка. Летом в нём довольно жарко, так что многие меняют кофту на кружевную белую блузку, зато зимой никто не запрещает накинуть короткую дублёнку или просто пуховик.


В балканских странах (Болгарии, Греции, Сербии, Македонии) и Турции цыганки очень часто носили пёстрые шаровары. А также шаровары с юбкой, шаровары из юбки и, намного реже, юбку без шаровар. Платок на голове повязывался так, чтобы одним углом свисать по спине. От мусульманских соседей цыганки (даже мусульманки) отличались тем, что никогда не закрывали лиц и в целом одежда у них была легче, в меньше слоёв, чем у соседок. Могли быть также спокойно открыты руки до локтя, шея. Волосы почти обязательно выглядывали из-под платка. Цыганками в славянских странах очень ценились местные рубашки с вышивкой.


Носить шаровары или нет - был выбор, не связанный с религией. Православные балканские цыганки тоже спокойно их надевали. И танцевали танец живота!


Немецкие, французские, венгерские цыганки отличались тем, что зачастую носили довольно короткие юбки - не по нашим, конечно, меркам, а по сравнению с немками и другими европейками. Юбка изначально могла быть длинной, но по мере того, как обтрёпывался подол, его просто отрывали, чтобы выглядел приличнее.

Многие знают яркий национальный костюм испанских цыганок: юбки в горох с оборками и длинным хвостом, блузы с пышными рукавами, кружевная шаль. Правда, ассоциируется он обычно только с танцем фламенко... который как раз традиционно исполняли именно испанские цыгане. Такой вид национальный наряд тоже принял довольно поздно, до второй половины девятнадцатого века хитаны одевались куда проще и скромнее. Зачастую их одежда ограничивалась юбкой с относительно коротким подолом и блузкой, открывающей шею. Но тогда и петь-танцевать их звали намного реже, в ярком народном костюме не было необходимости.


Интересно выглядит традиционный костюм английских цыганок. Он удивительно похож на... костюм, в котором едет по лесу английская Красная Шапочка! Цыганки Англии любили красные накидки с капюшоном (впрочем, других цветов накидки тоже бывали, например, встречались зелёные). Кроме того, они постоянно и везде ходили вне таборов с корзинками, продавая разную мелочь, вроде картинок на стену или самодельных прищепок, а путь предпочитали срезать через лес. Часто головной убор у цыганки был тоже яркого цвета, жёлтого или чёрного. Такая яркость была нужна для того, чтобы потенциальные покупатели (и любители гадания) увидели цыганку издалека.


Что касается остальной одежды, то английские цыганки предпочитали носить примерно то же, что местные, разве что могли спокойно ходить без кофты, в одной сорочке на теле. Юбкам они обдирали при надобности подол точно так же, как их сёстры на континенте.


Наконец, нельзя пропустить мимо глаз одежду, в которой цыганки Европы проходили довольно долго, покинув Византию. Это сочетание рубахи, плаща через плечо и тюрбана или ленты на голове. Подол рубахи любили декорировать полосами тесьмы. Отдельные детали этого костюма сохранялись у разных цыган ещё очень долго - вспомните тюрбаны русских цыганок, например.


В наше время в своих народных костюмах, вариациях на тему того самого в оборках и цветах, ходят некоторые румынские цыганки, цыганки-чокэнари и бразильские цыганки. Только, в отличие от финских, им за это никто не платит, конечно.

Яркие краски и блеск, странствия и песня гитары, — такое романтическое представление рисуется в нашем воображении, когда речь заходит о цыганском стиле в одежде. Весь образ цыган пронизан духом свободы, страсти и богатством красок.

Поэтому цыганский стиль так любим многими дизайнерами, а цыганские мотивы регулярно появляются на многих подиумах. Не стал исключением и нынешний сезон, из этнических стилей дизайнеры ориентировались именно на него, мода вновь обратилась к насыщенной истории и культуре кочевого народа Рома.


История цыганского стиля

Цыганский народный костюм имеет довольно богатую историю, это связанно, прежде всего, с их кочевым образом жизни, что позволяло заимствовать цыганам частицы из разных народных культур. Главными ремеслами этого народа всегда были коневодство и торговля, одежда шилась из недорогих материалов, приобретенных на рынке. Однако цыгане запросто могли себе позволить яркие расцветки и ткани, опять же благодаря странствиям, о которых многие могли только мечтать.


Исконно цыганские наряды со множеством воланов и украшений, их свободолюбивый дух издревна интересовал и привлекал народ, заимствуя их манеру одеваться в пышные юбки, красочные шали и украшать себя множеством бус.

Завлекая богатством касок и узоров, звоном украшений, мистичностью и страстностью характера, цыганский стиль одежды завоевал и сердца многих модельеров, которые дали ему название джипси-стиль.


Впервые цыганский стиль (Джипси) поднялся на подиум в 1976 году благодаря Ив Сен-Лорану, вдохновленному образом роковой Кармен.

Затем к использованию цыганских мотивов стали прибегать и другие дизайнеры и модные дома, среди которых Fisico, Emillio Pucci, Luisa Beccaria, Custo Barcelona и т.д. В этом году о «цыганщине» вспомнили марки Valentino, Roberto Cavalli, Celine, Marni, Lanvin и Stella McCartney.


Особенности цыганского стиля

Цыганский стиль в одежде представляет собой синтез комфорта, женственности и буйства красок. Рассмотрим основные элементы цыганского наряда, будоражащие умы модниц и модников по сей день. Женская одежда в цыганском стиле представлена юбками, блузками, жилетами, платками и обилием украшений.

Юбка

Один из самых главных элементов цыганского одеяния – это длинная пышная яркая юбка из легкого материала, очень свободная и широкая, не стесняющая движений. Она может быть сшита из одной ткани, а может сочетать в себе несколько полос разных тканей, расположенных как вертикально, так и горизонтально. Объемная цыганская юбка – это основа, вещь, которая поможет воплотить джипси-стиль.


Блузка

Как и юбка, блузка в цыганском стиле имеет множество воланов и рюш, такая же яркая, красочная, свободная и удобная в носке. Обязательное условие такой блузки – это V-образный вырез и особенный крой рукава, который сильно расклешен от локтя.


Платок

Обязательный атрибут цыганского костюма – это расписной платок, который может быть повязан на голову, на талию или небрежно накинут на плечи. Подойдет как узорный платок с бахромой, так и палантин. Материал, цвет или рисунок не имеют значения. Эта деталь ярко подчеркнет принадлежность цыганскому стилю.


Жилет

В прохладную погоду цыгане утеплялись, надевая жилет. Он мог быть выполнен из кожи, меха, гобелена, украшенный различными узорами и причудливыми рисунками, как и все остальные предметы гардероба в цыганском стиле. Такой жилет – это отличный вариант для холода и ветра.


Обувь

Как правило, цыганок изображают босыми, однако ходить так невозможно. Обувь может быть практически любой от простых и невзрачных бежевых балеток до ярких тапочек, изобилующих всяческими цветными лентами, веревками, бусами и ремешками. Главное правило в выборе обуви – это комфорт и женственность.

Сумки

Сумки лучше выбирать большие и мешковатые, одинаково хорошо подойдут как кожаные, так тканевые и вязанные, можно использовать и яркие, пестрящие различными диковинными орнаментами, а можно однотонные.


Аксессуары

Одна из характерных черт джипси-стиля – это изобилие украшений: множество бус и браслетов, крупные серьги обязательны при создании цыганского образа. Они, как и все остальное, могут быть выполнены из различных материалов, которые совершенно не сочетаются между собой. Нередко цыгане изображаются с цветами в волосах.


Мужская одежда в цыганском стиле

В мужском варианте одежды цыганский стиль, как правило, представлен яркими цветными рубашками, жилетками, широкими шароварами и шляпами. Нередко цыгане тоже носили украшения, например, серьгу в ухе. В этом прослеживается близость тенденции пиратского стиля.


Образ в цыганском стиле

Создать образ в цыганском стиле несложно, для этого не обязательно полностью примерять народный костюм свободных кочевников, достаточно надеть одну-две вещи, а остальные позаимствовать из повседневного базового гардероба.


Например, можно примерить цыганскую юбку с обычной белой футболкой, дополнив образ украшениями. Или наоборот, надеть блузку платок и джинсы, опять же используя декор. Очень роскошно смотрятся платья, выполненные по прообразу цыганских нарядов.


В женском цыганском стиле вещи и одежда не обязательно должны сочетаться по цвету, что дает большую свободу воображению и возможность экспериментировать, этому направлению чуждо понятие баланса. Как уже говорилось выше, главные условия – это удобство в носке и женственность.


Страстность натуры, свободолюбие и загадочность цыган всегда привлекала людей, а игра красок и блеск цыганского стиля в одежде прельщает и заманивает модниц всего мира. Цыганский стиль – это чувство легкости и свободы, которых иногда так не достает в повседневной жизни. Но если вы все-таки решили что он для вас слишком экстравагантный, то советую почитать о более традиционном, но также , или о вообще .


С чем у вас ассоциируются цыгане? Золото, огонь, карты таро, повозки, запряженные лошадьми, сладкий запах ягод, переплетаемый с горьковатым ароматом табака, закаты, звон монисто, пышные юбки, развивающиеся по ветру... Кажется, что мы знаем об этом народе все, но на деле нам не известно и доли тысячных. Они всегда были какой-то загадкой, тайной, магией. Даже национальный костюм цыганки представляет собой целый набор традиций, обычаев и отголосков истории...


Вспомните самые известные национальные костюмы женщин и попробуйте уловить, на кого цыганки походят более всего?

Затрудняетесь? А так?


Думаю, ответ очевиден-Индия! Любовь к цвету, изобилие украшений, темные волосы- сходство действительно есть.
Начать следует с того, что цыгане происходили именно из индийцев, а, точнее, из их низших каст. Это объясняет то, что, в большинстве своем, цыгане бывали нищими кочевниками, не имеющими дома и денег.

Именно индийский костюм является осиновой цыганского, но только основой. Дело в том, что этот кочевой народ имеет достаточно интересную особенность приспосабливаться к культуре и обычаям той страны, в которой они проживают. Их национальная одежда предельно разнообразна: от той или иной страны цыгане брали что-то и привносили в свой костюм. Это заметно в сравнении:

финские цыгане



испанские цыгане




русские цыгане

румынские цыгане и т.д.



Закрытые ноги и голая грудь

"Пэкэлимос"-это система табу, прямым образом отражающаяся на костюме цыганок. Она предполагает то, что "низ" женщины является "не чистым", поэтому тело от талии и ниже должно быть прикрыто в обязательном порядке. При этом, грудь может быть практически открыта (вспомните глубокое декольте цыганских женщин), но ноги, должны оборачиваться хотя бы старой тряпкой. Пэкэлимос имеет языческие корни, и, несмотря на то, что вера цыган поменялась, этот обычай соблюдается до сих пор.


Стоит отметить, что в былые времена случаи, когда женщины носили юбки по колено, так же бывали. Правда, это решение было вынужденным: им или просто не хватало денег на банальный лоскут ткани, или из соображений чисто бытовых- длинный подол попросту мешал.

Фартук присутствовал практики на каждой цыганской юбке, но совсем не для того, чтобы уберечь ее от грязи. Так низ женщины считался "грязным", прикасаться к нему строго запрещалось (даже если цыганка проходила над чем-то: например, перешагивала через скамью, ее тут же выбрасывали, так как считали отныне так же нечистой, испорченной), нельзя было соприкасаться даже с юбкой женщины. Так как избежать этого очень сложно: например, цыганка могла задеть тяжелое блюдо о платье, когда несла его к столу-женщины носили фартуки.

Каждая вторая статья о цыганах начинается с напоминания, как выглядят цыганки: пёстрые юбки, мониста и платки. Журналисты, писатели, художники и режиссёры фильмов настолько уверены, что цыганский костюм им хорошо известен, что помещают в одной и той же юбки в розах и воланах цыганок в средневековую Европу и современную Индию, наполеоновские времена и эпоху мушкетёров. Кто же носит розы и оборки? И что носят остальные? На самом деле, национальный цыганский костюм различался от страны к стране и менялся от эпохи к эпохе, пока не принял несколько более или менее определённых форм. В основном, цыганки считают традиционной одеждой ту, которую носили последний раз перед тем, как перешли на то, что можно просто купить и надеть. Николай Бессонов, «Котлярка». Котляры - племя цыган, вышедшее из Румынии То, что в сознании большинства людей - универсальный народный цыганский костюм, начали шить кочевые цыганки Румынии в конце девятнадцатого века. После того, как в Румынии отменили крепостное право по расовому признаку и цыгане получили свободу. Это широкая юбка, с воланами или, чаще, без, и просторная блузка с воротом, открывающим шею, а у замужних ещё и платок, повязанный узлом на затылке, и огромный фартук, повязанный, словно ещё одна верхняя юбка.
Цыганки-котлярки, XIX и XX века Кочевые румынские цыгане стали разъезжать по ближайшим странам, и вскоре их фасон подхватили многие восточноевропейские цыганки. Включая российских. Дольше всего сопротивлялись новой моде, возможно, наши хоры. Ведь у них уже был сложившийся костюм: казакин у мужчин, шаль поверх обычного платья у женщин (иногда ещё и тюрбан на голове из второй шали). Однако зрителям хотелось больше яркости, экзотики, кочевого вида, и хоровым цыганам пришлось отказаться от тех нарядов, которые они носили поколениями. Но, конечно, не от шалей по плечам!
Хоровые русские цыганки, акварель князя Гагарина Юбка с оборками, блуза с открытой шеей стали основой для эстрадного костюма. Сегодня мы видим в нём танцовщиц в театрах "Ромэн" и "Романс" и ресторанных ансамблях. В жизни его никто не носит уже очень давно. Надо добавить, что особая любовь к розам не случайна: розу цыгане считали цыганкой среди цветов. Николай Бессонов, «Цыганский танец» Аркадий Пластов, «Цыганка» Фото Евгения Доманского. Котляры дольше всех носили народный костюм Совсем немного от России на север и запад, и у цыганок уже другой традиционный костюм. Цыганкам Финляндии, как и саамкам, правительство платит за работу живыми музейными экспонатами, если они соглашаются всегда и везде ходить в народном костюме. Надеть его разок и забросить не получится. Свои же соплеменницы ревниво следят, в современной ты одежде или традиционной. Если ты не получаешь деньги за ношение костюма, тебе не дадут в нём ходить; но если получаешь, за обычную, купленную в магазине юбку ты получишь нагоняй.
Йоаким Эскельдсен, цыганская пара в Финляндии В качестве национальной финские цыганки признают ту одежду, в которой появились в Финляндии когда-то. Точнее, её парадный вариант: бархатную юбку на фижмах, с серебряной тесьмой или белыми кружевами, и бархатную же кофту к ней. Чаще всего костюм шьётся из чёрной ткани, иногда - из тёмно-синей, сдержано-зелёной или бордовой. Чтобы ходить и сидеть в такой юбке непринуждённо, требуется некоторая сноровка. Летом в нём довольно жарко, так что многие меняют кофту на кружевную белую блузку, зато зимой никто не запрещает накинуть короткую дублёнку или просто пуховик.
Йоаким Эскельдсен, цыгане Финляндии в национальных костюмах В балканских странах (Болгарии, Греции, Сербии, Македонии) и Турции цыганки очень часто носили пёстрые шаровары. А также шаровары с юбкой, шаровары из юбки и, намного реже, юбку без шаровар. Платок на голове повязывался так, чтобы одним углом свисать по спине. От мусульманских соседей цыганки (даже мусульманки) отличались тем, что никогда не закрывали лиц и в целом одежда у них была легче, в меньше слоёв, чем у соседок. Могли быть также спокойно открыты руки до локтя, шея. Волосы почти обязательно выглядывали из-под платка. Цыганками в славянских странах очень ценились местные рубашки с вышивкой. Греческая цыганка с ребёнком Носить шаровары или нет - был выбор, не связанный с религией. Православные балканские цыганки тоже спокойно их надевали. И танцевали танец живота! Цыганская девушка, Греция, открытка начала XX века Немецкие, французские, венгерские цыганки отличались тем, что зачастую носили довольно короткие юбки - не по нашим, конечно, меркам, а по сравнению с немками и другими европейками. Юбка изначально могла быть длинной, но по мере того, как обтрёпывался подол, его просто отрывали, чтобы выглядел приличнее. Многие знают яркий национальный костюм испанских цыганок: юбки в горох с оборками и длинным хвостом, блузы с пышными рукавами, кружевная шаль. Правда, ассоциируется он обычно только с танцем фламенко... который как раз традиционно исполняли именно испанские цыгане. Такой вид национальный наряд тоже принял довольно поздно, до второй половины девятнадцатого века хитаны одевались куда проще и скромнее. Зачастую их одежда ограничивалась юбкой с относительно коротким подолом и блузкой, открывающей шею. Но тогда и петь-танцевать их звали намного реже, в ярком народном костюме не было необходимости.
Энтони Рени, испанские цыгане во Франции Интересно выглядит традиционный костюм английских цыганок. Он удивительно похож на... костюм, в котором едет по лесу английская Красная Шапочка! Цыганки Англии любили красные накидки с капюшоном (впрочем, других цветов накидки тоже бывали, например, встречались зелёные). Кроме того, они постоянно и везде ходили вне таборов с корзинками, продавая разную мелочь, вроде картинок на стену или самодельных прищепок, а путь предпочитали срезать через лес. Часто головной убор у цыганки был тоже яркого цвета, жёлтого или чёрного. Такая яркость была нужна для того, чтобы потенциальные покупатели (и любители гадания) увидели цыганку издалека.
Английские цыгане. Джордж Элгар Хикс Что касается остальной одежды, то английские цыганки предпочитали носить примерно то же, что местные, разве что могли спокойно ходить без кофты, в одной сорочке на теле. Юбкам они обдирали при надобности подол точно так же, как их сёстры на континенте. Цыганка или девушка, изображающая цыганку. Автор неизвестен Наконец, нельзя пропустить мимо глаз одежду, в которой цыганки Европы проходили довольно долго, покинув Византию. Это сочетание рубахи, плаща через плечо и тюрбана или ленты на голове. Подол рубахи любили декорировать полосами тесьмы. Отдельные детали этого костюма сохранялись у разных цыган ещё очень долго - вспомните тюрбаны русских цыганок, например.
Картина Караваджо, для которой он буквально взял цыганку на улице в Италии В наше время в своих народных костюмах, вариациях на тему того самого в оборках и цветах, ходят некоторые румынские цыганки, цыганки-чокэнари и бразильские цыганки. Только, в отличие от финских, им за это никто не платит, конечно.


Юбка. Почему она широкая? Идёт цыганка по степи, детей много, рук на всех не хватает, дети и держатся за её юбку. Таким образом костюм продиктован образом жизни кочевых цыган.

(фото№1 стр. 211)

удачно учла эти особенности.

(фото костюма№2 и. д.)

пояснение: в костюме на фото №2 рукав Ирины Лиманской

один широкий и богатый, второго вообще нет,

его заменяет бахрома, часто используемая

при отделке.

(фото №3 И.Д.)

пояснение: Второй костюм более таборный: юбка сшита из

двух разных тканей: однотонной, украшенной

Оборка у юбки была заимствована у испанского женского костюма.

Неизменной частью цыганского женского костюма являлся фартук (фартушка). Как только девушка выходила замуж, ей сразу повязывался фартук, и без него

она не имела права подходить к посуде, чтобы не осквернить её своей юбкой. Надо сказать, что у цыган существует система табу, называемая пэкэлимос.

Эти табу относятся к нижней части женского тела. Длинная юбка должна прикрывать ноги. И даже по сегодняшний день девушка-цыганка никогда не наденет

короткую юбку, в цыганской диаспоре это считается верхом неприличия. Замужним женщинам до сих пор нельзя надевать брюки, осудит родня. Юбка вообще

у цыган-вещь интересная. С ней связано много примет и бытовых правил. Например, в нашей семье (этническая группа-ловари) одного мужчину недостойного

поведения женщины накрыли юбкой. Это большое унижение для мужчины, он становится "поганым", и с ним никто уже не сядет за стол, не выпьет вина и.т.д.

А кто случайно это сделает, тот тоже "опоганивается", и его ждёт та же участь. Поэтому женщина готовила всегда в фартуке, чтобы юбкой случайно

не дотронуться до посуды. Приоткрывая причуды бытовой цыганской жизни, надо сказать, что, например посуда, поставленная на пол, тоже считалась "поганой",

и её тут же выбрасывали. За всеми этими правилами зорко следили старшие женщины, которые были в семье уважаемыми и имели право сидеть за столом рядом с

мужчинами.

А какой был скандал, когда одна цыганка перешагнула через гитару, боже! Гитару-то кому охота выбрасывать, чуть косы ей все не пооборвали. Уже все забыли,

почему так надо делать, спросишь, -обьяснить не сумеют, но правила соблюдаются беспрекословно.

Цыганская кофта отличается разнообразием широкого рукава; он может иметь разную длину, прорези, различный фасон. При танце ничего не должно сковывать

движения.

(фото №5, №6)

Если, например, у танцовщиц кофта завязана узлом под грудью, а живот голый, то это не цыганки, цыганка живот не откроет на общее обозрение. Кофта, как и

юбка украшалась бахромой, монетками, бисером, золотым или серебряным шнуром.

Важная деталь костюма-шаль, которая делает его очень живописным. Но она ещё служила чисто утилитарным целям: её надевали на плечи в прохладу, в ней носили

детей, уходя на заработки, она служила одеялом ребёнку и.т.д. Её носили на голове, на плечах, на бёдрах. Есть даже цыганская песня "Шалёнка", где девушка

просит мать купить ей шаль, чтобы подарить золовке. Видно золовка оказалась лютою, и чтобы её как-то задобрить, она хочет ей сделать такой подарок. в нашем

репертуаре есть песня "Цыганская шаль"(исп.Анита Михай). Так же шаль используется в обрядовых моментах свадьбы.

(фото№7№8№9)

Замужняя женщина покрывала голову платком, закручивая его жгутом на лбу. Простоволосой она уже не имела права показываться на людях.

(фото№10№11)

Все цыгане делятся на ряд этнических групп, которые отличаются друг от друга диалектом, родом занятий, обычаями. В Нижнем Новгороде проживают группы с такими

названиями: кэлдэрари (котляры), кишенёвцы, крымские рома, русска рома, сэрвы, ловари, плащуны, влахи. Даже в нашем ансамбле имеются представители 3х

этнических групп.

Цино и Кристина-русска рома (региональная группа сибиряки). Очень певучая нация, любит помногу пить чай и отличается непомерной страстью к украшениям.

Ирина и Мако Лиманские-ловари. Ловари-самое богатое цыганское население, отличается высокой мобильностью, удачливостью в делах, гибкостью психологии, позволяющей

впитывать новое и отбрасывать те традиции, которые мешают в современных условиях. Мужчины этой группы занимаются бизнесом, женщины гадают.

Земфира Богданова-котляры (или ешё их называют кэлдэрари). В старину занимались таким ремеслом, как лужение котлов. Пели и плясали только для себя, хлеб у

местных музыкантов-цыган не отбирали. Их удел был ремесло.

Цыгане-плащуны сами, наверное, не знают происхождения своего названия. Дело в том, что в старину это племя было настолько бедным, что прикрывало наготу(мужчины)

только драным плащём. Отсюда название.

Обувь. Раньше, по бедности, цыганки ходили босиком до холодов, потом надевали сапоги ярких расцветок. Поэтому таборные танцы танцуются босыми ногами. Вообще,

женская голая ступня, когда всё остальное закрыто, смотрится очень привлекательно.

(фото с Ipad, босые цыганки)

Сапоги у мужчин были их гордостью, они говорили об их достатке, самоуважении. Сапоги нередко украшались золотыми монетками, узорчатой выделкой. Сапоги цыган

прятал под голову, когда спал, чтобы не украли. Даже в песнях часто ведётся речь про сапоги.

"Кто приехал, кто приехал

В красных сапогах

Сватать девушку-цыганку

В золотых серьгах"

Или(перевод с цыг.):

Дайте побольше света, чтоб цыган часом сапоги свои не запачкал.

Цыганский мужской костюм не менее живописен, чем женский. Основное влияние на него оказал венгерский национальный костюм. Куртки, штаны, жилетки могут быть украшены

позументами, аппликациямим.

Рубашка-цветная, с широкими рукавами, ворот-апаш.

Фасонистые цыгане носили шляпу, шелковый платок, который крепился к пиджаку, и как дополнительный аксессуар-богато инкрустированая трубка. У нас в семье ловарен

такая трубка, с изображением Мефистофеля с изумрудными глазами служила реликвией, доставшейся от прадеда.

Выразительный был и широкий ремень из мягкой узорчатой кожи, он мог быть украшен и камнями, и золотыми клёпками. К нему привешивалась и плётка, и нож, и мешочек с

целебными травами, табаком и дохлой летучей мышкой, служившей амулетом. Мы тоже в своё время возили такую мышку по всем гастролям. Поверье это как-то сохранилось

до наших дней.

Украшения.

Вот без чего цыгане жить не могут,- так это без украшений. Золото у нас- предмет первой необходимости. Сколько ни надень- много не будет. Цыгане не могли класть

деньги в банк, по этому накопленное богатство переводили в золото и носили на себе в качестве бесчисленных браслетов, монист, колец и серёг. Всё своё носили на себе.

Когда девушка просватана, ей на шею вешалась на шнурочек одна золотая монетка; когда же она выходила замуж, на неё в качестве приданого надевали монисто.

(фото№19 стр248)

Мужчины носили в левом ухе серьгу, если ребёнку проколоть ухо в нужной точке, когда у него зоркое зрение, то оно останется таким на всю жизнь.

Цыганским камнем считается коралл. Бусы из красного коралла очень красиво смотрятся на смуглой шее.

В статье использованы материалы из книги "История цыган". Авторы- Н.Деметер. Н.Бессонов. В.Кутенков.

Многие зрители задают вопросы о наших костюмах: как они создаются, какие детали используются, что такое цыганский национальный костюм, который у некоторых цыганских этнических групп продержался до сегодняшних дней. Традиционный женский костюм, который мы и используем на сцене, включает в себя широкую юбку с оборкой,кофту с просторными рукавами, шаль и обязательно многочисленные золотые или серебряные украшения.

Юбка. Почему она широкая? Идёт цыганка по степи, детей много, рук на всех не хватает, дети и держатся за её юбку. Таким образом костюм продиктован

образом жизни кочевых цыган.

Цветастые расцветки на цыганках можно было увидеть ближе к 19 веку, когда они были в состоянии купить более дорогие, пёстрые ткани с цветочным

орнаментом. Ещё в 18 веке цыганкам было небезопасно появляться на улицах и чем-то выделяться из толпы, потому что в странах Западной Европы

существовали антицыганские законы, и женщина в цыганском костюме могла подвергнуться публичной порке. Поэтому цвета одежды были неброскими:

чёрный, серый, темно-синий. Поскольку одним из отличительных признаком костюма была бедность, т.е. оборванный подол, рваные рукава, то все эти

моменты органично можно использовать и стилизованном сценическом одеянии. Модельер Марина Печекладова, создавая нашему ансамблю коллекцию костюмов,

удачно учла эти особенности.

В костюме на фото №2 рукав Ирины Лиманской один широкий и богатый, второго вообще нет,

его заменяет бахрома, часто используемая при отделке.

Второй костюм более таборный: юбка сшита из двух разных тканей: однотонной, украшенной

бисером и пёстрой, с бахромой и монетками.

Оборка у юбки была заимствована у испанского женского костюма. Неизменной частью цыганского женского костюма являлся фартук (фартушка). Как только девушка выходила замуж, ей сразу повязывался фартук, и без него она не имела права подходить к посуде, чтобы не осквернить её своей юбкой. Надо сказать, что у цыган существует система табу, называемая пэкэлимос. Эти табу относятся к нижней части женского тела. Длинная юбка должна прикрывать ноги. И даже по сегодняшний день девушка-цыганка никогда не наденет короткую юбку, в цыганской диаспоре это считается верхом неприличия. Замужним женщинам до сих пор нельзя надевать брюки, осудит родня. Юбка вообще у цыган-вещь интересная. С ней связано много примет и бытовых правил. Например, в нашей семье (этническая группа-ловари) одного мужчину недостойного поведения женщины накрыли юбкой. Это большое унижение для мужчины, он становится "поганым", и с ним никто уже не сядет за стол, не выпьет вина и.т.д. А кто случайно это сделает, тот тоже "опоганивается", и его ждёт та же участь. Поэтому женщина готовила всегда в фартуке, чтобы юбкой случайно не дотронуться до посуды. Приоткрывая причуды бытовой цыганской жизни, надо сказать, что, например посуда, поставленная на пол, тоже считалась "поганой", и её тут же выбрасывали. За всеми этими правилами зорко следили старшие женщины, которые были в семье уважаемыми и имели право сидеть за столом рядом с мужчинами. А какой был скандал, когда одна цыганка перешагнула через гитару, боже! Гитару-то кому охота выбрасывать, чуть косы ей все не пооборвали. Уже все забыли, почему так надо делать, спросишь, -обьяснить не сумеют, но правила соблюдаются беспрекословно.

Цыганская кофта отличается разнообразием широкого рукава; он может иметь разную длину, прорези, различный фасон. При танце ничего не должно сковывать движения.