Двигатель

Правильная доливка масла в автоматическую коробку передач. Как долить масло в акпп? когда хочешь все делать сам Если долить другое масло в акпп

Международные стандарты предписывают контролировать объем масла каждые 15 тыс. км. По мере необходимости его объем нужно пополнять. Знать, как долить масло в коробку автомат, будет полезно любому водителю машины с автоматической коробкой передач.

Как доливать масло в АКПП?

Для АКПП производится масло с маркировкой ATF. Перед тем как заливать жидкость, необходимо точно знать уровень масла в баке. Замеры специалисты рекомендуют производить при прогретом двигателе. Если автомобиль в движении был достаточно долго (более 30 минут), мотор должен поработать вхолостую. Тогда показатели будут максимально точными и не будет риска недостаточного залива или, наоборот, перелива трансмиссионной субстанции. В предварительно не прогретой коробке, уровень масла обычно бывает завышенным, то есть АКПП уже может нуждаться в доливке масла.

Идеальный вариант: проверять уровень масла 2 раза – в холодной и прогретой машине.

Процедуру осуществляют на эстакаде. Обычно контрольный щуп для замера уровня масла находится возле двигателя. Перед проведением процедуры щуп нужно протереть ветошью, чтобы идеально высушить его поверхность. Результаты замера интерпретировать очень легко: если уровень жидкости не доходит до крайней нижней границы, то масла в системе недостаточно.

Последовательность процедуры замера масла

В руководстве к каждому автомобилю значится марка и необходимое количество масла для заливки. Эта информация может быть указана в виде гравировки на щупе. Для некоторых моделей допустимо использовать сразу несколько разновидностей масла. Жидкости от различных производителей смешивать нельзя.

Чтобы добавить специальную жидкость в отверстие, куда входит щуп, следует вставить воронку. Лучше всего использовать воронку с длинной горловиной. Она более устойчива и облегчает процедуру заливки. Необходимый объем субстанции вливается в воронку маленькими частями.

Объем доливаемой жидкости для каждого автомобиля индивидуален. Если это — первая процедура за много лет, то лучше начинать с минимального объема – 1 литра. После заливки нужно снова погрузить щуп в двигатель. Если уровень масла недостаточен, рекомендуется влить еще около полулитра. Эти действия необходимо повторять, пока уровень жидкости не поднимется до нормальной отметки.

Для полной замены масла в системе потребуется не меньше пяти литров. Для заполнения полностью сухой АКПП – около 8 литров.

После того как уровень масла доведен до оптимального, щуп нужно поместить на место. В большинстве автомобилей его необходимо повернуть до щелчка. Щелчок — это гарантия того, что трансмиссионная жидкость не будет выливаться во время движения авто. Заключительный этап – запуск двигателя и прогон селектора коробки по всем положениям.

Удачи на дорогах!

– это устройство, которым оборудовано большинство классических и базовых комплектаций автомобилей, считается стандартным для многих машин. В отличие от автомата, МКПП более подвержена эксплуатационному влиянию, которое зависит от манеры вождения автовладельца, для бесперебойной работы нуждается в регулярном техническом обслуживании. Одним из главных пунктов ухода за МКПП считается систематическая проверка уровня масла в коробке, его замена при первой же необходимости. В этой статье расскажем, как проверить уровень масла в механической коробке передач, с учётом разных модификаций устройств, рассмотрим особенности этой процедуры, которые влияют на корректность полученных результатов.

Регламент проверки уровня масла в МКПП.

Оптимальный объём масла для коробки передач механического типа

Необходимый объём – это понятие сугубо индивидуальное для каждого транспортного средства. Машины различных моделей существенно отличаются друг от друга не только внешним видом, но и конструктивными особенностями. Не являются исключением и узлы трансмиссии, в частности, коробка передач, отвечающая за приведение в движение транспортного средства и переключение скоростей. Соответственно количество смазывающей жидкости в МКПП для каждой машины индивидуально, а посмотреть его можно в инструкции пользователя к автотранспорту, где производитель указывает точный литраж трансмиссионного узла, вид рекомендуемого масла, а также его оптимальный уровень в системе.

Почему же так важно, чтобы уровень масла в МКПП точно отвечал стандартам, указанным автопроизводителем? Дело в том, что выполняет важные для корректного функционирования коробки задачи: отводит тепло от работающих поверхностей, облегчает работу контактирующих деталей, удаляет шлаковые компоненты, которые образовываются в процессе трения. Если масла в МКПП меньше нормы, оно перестаёт справляться со своими функциональными обязанностями. Маленький уровень масла сначала выражается в ухудшении управляемости транспортного средства, снижении его безопасности на дороге, а впоследствии без принятия мер по устранению неполадки грозит автовладельцу выходом коробки из строя и дорогостоящим ремонтом.

О том, что масла в МКПП мало, могут сигнализировать следующие симптомы:

  • проскальзывание коробки при переключении передачи;
  • рычаг очень тяжело фиксируется в определённом положении, может не включаться с первого раза какая-либо из передач, или сразу несколько;
  • при попытке переключить передачу машина начинает вибрировать, или даже глохнуть.

Среди признаков низкого уровня масла также отмечаются внимательными водителями нехарактерные шумы и вибрации со стороны трансмиссии, снижение скорости реакции машины на переключения передачи. , как и низкий его уровень, не менее опасен для коробки передач. Если в коробку залить масла свыше допустимого объёма, жидкость начнёт в процессе интенсивной работы выдавливать уплотнительные элементы и вытекать наружу. В результате утечки система вернётся снова к проблеме низкого уровня смазки, что чревато вышеописанными последствиями. Недолив, как и перелив жидкости в результате приводит к плачевным последствиям в виде обязательного ремонта МКПП.

Не допустить неполадок со стороны МКПП можно, внимательно прислушиваясь к своему транспортному средству и реагируя на малейшие отклонения от нормы в работе функционирующих узлов, выполняя сервисные работы согласно регламенту производителя. При этом важно диагностировать уровень масла в МКПП не реже, чем через каждые пять тысяч километров, при отклонении от нормы уровня трансмиссионной эмульсии незамедлительно осуществлять или слив лишней жидкости при её избытке.

Специфика проверки уровня масла в МКПП разной модификации

Проверка уровня трансмиссионного масла – это несложная задача, которая может быть выполнена любым автовладельцем самостоятельно. Сама процедура занимает несколько минут, если знать, как её осуществить, чтобы получить результаты, соответствующие действительности.

Механические коробки передач, устанавливаемые на транспортные средства, имеют различные технические особенности, что обуславливает специфику выполнения задачи. Чаще всего машины оборудованы МКПП, которые имеют специальный щуп, предназначенный для контроля уровня смазочной жидкости, однако, есть и такие модификации, где щуп не предусмотрен с завода. В этом случае осуществить проверку значительно сложнее, так как производитель не предусматривает необходимости в такой процедуре, гарантируя службу трансмиссионного масла на весь период эксплуатации транспортного средства. Рассмотрим подробно, как выполнить проверку показателей смазочной эмульсии на разных модификациях коробок в домашних условиях.

Диагностика уровня трансмиссионной жидкости в МКПП, оборудованной щупом

Мониторинг уровня смазочной жидкости в МКПП осуществляется очень легко, однако, для получения достоверных результатов необходимо придерживаться некоторых правил. Первым делом установите машину на максимально ровную плоскость. Отыщите щуп, который чаще всего располагается с левой стороны от двигателя по ходу машины или в районе ближе к перегородке моторного отсека. Распознать щуп можно по красочной рукоятке зачастую красного или ярко-оранжевого окраса.

Прежде чем производить замер смазки, нужно чтобы масло немного отстоялось и стекло со стенок системы. Лучше проверять уровень перед осуществлением поездки или же дать машине постоять около пятнадцати минут после езды. Дальше необходимо вытянуть щуп – на этом этапе ориентироваться на замеры нет смысла, так как в режиме эксплуатации машины масло колебалось, результат будет заведомо ложным. Протрите насухо щуп чистой ветошью или салфеткой, позаботьтесь чтобы ткань не оставляла на приспособлении ворса или ниток, которые при попадании в систему могут навредить ей.

Вставьте щуп до предела в посадочное гнездо. Повторно извлеките щуп – визуально оцените, до какой отметки доходит масляная плёнка. Ориентироваться необходимо на стандартные зазубрины на щупе, которые являются предельными максимальными и минимальными показателями уровня. Оптимальным критерием смазки считается её достижение предельного максимального значения, которое на щупе чаще всего маркируется символикой MAX. Если уровень жидкости находится на границе минимального значения MIN или ниже, необходимо с помощью специального технического шприца или воронки долить жидкость до нормы через маслоналивной проём, при этом масло должно быть идентичным тому, что имеется в системе. После доливки осуществите ещё раз контрольную проверку уровня согласно вышеописанному регламенту.

Специалисты советуют оценивать не только уровень смазочной жидкости в системе, но и визуальные её критерии. Если смазка имеет тёмный, близкий к чёрному цвет, визуально видны в ней грубые частицы, то вместо доливки жидкости рекомендуется осуществить её полную замену. Более редкой является ситуация с избытком жидкости. В таком случае необходимо отобрать излишки жидкости или осуществить частичный её слив. После проверки уровня не забудьте установить на место щуп и зажать его до предела.

Контроль уровня масла на коробке без щупа

Немного сложнее проверить уровень масла в МКПП, которая не модифицирована щупом. Профессионалы советуют осуществлять контроль жидкости на станциях технического обслуживания, где для выполнения этой задачи имеются специальные приспособления. Однако выполнить эту задачу можно и в домашних условиях. Для этого, как и в предыдущем случае, установите машину на горизонтальной поверхности. Дальше отыщите крышку маслоналивного проёма, которая чаще всего располагается на фронтальной стороне коробки, по ходу транспорта.

Открутите пробку: при нормальном уровне масла оно должно доходить до края резьбовой части горловины. Если масла не видно визуально, попробуйте его достать чистым куском проволоки или отвёрткой. Оцените визуально качество масла, чтобы принять правильное решение: осуществлять доливку в случае низких критериев смазки или полную замену жидкости. Не вздумайте проверять пальцем – это небезопасно для кожи рук, так как смазка является продуктом, в составе которого имеются химические компоненты.

Если масло не доходит до кромки проёма, однако, визуальный осмотр не даёт поводов для сомнения в его качественных характеристиках, долейте смазку до уровня – нижнего края горловины, с помощью технического шприца или другого удобного приспособления. Будьте предельно осторожны, чтобы масло не разбрызгалось на рабочие поверхности. После проверки уровня очистите пробку от возможных металлических частиц и закрутите её с рекомендованным усилием в посадочное место.

Подведём итоги

Ремонт МКПП – это довольно дорогостоящее удовольствие, а неисправности в работе коробки передач при несвоевременном обнаружении проблемы могут повлиять и на другие работающие узлы машины. Обезопасить себя от такого прецедента на самом деле несложно: достаточно всего лишь проводить мониторинг уровня смазки согласно регламенту от производителя, реагировать на несоответствия в работе трансмиссионных узлов мгновенным поиском неисправности и её устранением.

Проверяйте масло регулярно, избегайте сильных нагрузок на МКПП, предпочитая спокойный режим вождения, заливайте в трансмиссионные узлы только жидкости достойного качества – и коробка передач будет надёжно служить вам на протяжении всего эксплуатационного периода машины.

В данной работе мы предлагаем разобраться в том, как долить масло в акпп, если в этом возникла необходимость, чтобы не навредить автомобилю, и, по возможности, не потратив понапрасну времени и лишних денег. Впрочем, речь идет все же не о серьезной диагностике проблем с автоматической коробкой передач, для которой потребуется профессиональное оборудование, а лишь о контроле уровня трансмиссионной жидкости и принятии своевременных мер.

Автомобильное масло – основной смазочный материал, не дающий металлическим компонентам, соприкасающимся друг с другом, прийти в негодность,

Какое масло используется в акпп?

Для автоматических коробок передач используется несколько другая трансмиссионная жидкость, отличная от стандартной, предназначенной для механических коробок. Эта жидкость называется ATF (от англ. Automatic Transmission Fluid), и перед проведением каких-либо процедур необходимо провести замер ее уровня в системе трансмиссии, после чего долить масло в коробку, сверившись с рекомендациями, изложенными в инструкции.

Перед доливкой масла нужно завести двигатель для прогрева рабочей жидкости.

Чтобы достоверно определить уровень масла в акпп, проверку рекомендуют проводить тогда, когда и двигатель, и коробка еще не остыли, а значит, и жидкость тоже находится в разогретом состоянии.

При этом, если поездка была достаточно продолжительной, т.е. заняла более получаса, то прежде чем проводить замер, следует оставить поработать двигатель на холостых оборотах хотя бы на несколько минут. За это время температура трансмиссионной жидкости снизится до нормальных показателей.
Кто-то может возразить, мол, если на щупе есть отметка «cold», значит и замерять уровень масла можно не прогревая автомобиль.

Опытные специалисты все же рекомендуют проехать хотя бы 5-7 км, чтобы показатели были максимально точными, в противном случае есть риск ошибки и как следствие недолива или перелива трансмиссионной жидкости. Впрочем, при замере уровня масла в непрогретой коробке передач чаще всего показания оказываются завышенными, тогда как на самом деле коробка-автомат испытывает недостаток смазочной жидкости.

Вернуться к оглавлению

Основные манипуляции

На следующем этапе необходимо прогнать селектор по всем положениям, включая «R» и «Overdrive», не трогаясь с места. Это также делается с целью разогнать масло по всей системе, чтобы показания были максимально точными.

Уровень масла на щупе должен быть на уровне между минимальной и максимальной отметками зоны “Hot”.

Далее, убедившись, что машина находится на ровной площадке, необходимо открыть капот и отыскать рукоятку щупа, принадлежащего коробке передач. В зависимости от марки автомобиля располагаться он может по-разному, главное, не спутать его с щупом от мотора. Для переднеприводных машин расположение щупа акпп чаще всего находится в передней части двигателя, непосредственно в области коробки-моста. В некоторых других моделях он находится в районе задней части двигателя. В частности, неподалеку от него находится перегородка моторного отсека.

Прежде чем замерять уровень масла, необходимо вытащить щуп и протереть его ветошью, чтобы поверхность была сухой. После этого щуп вставляют обратно полностью, и, вытащив еще раз, внимательно рассматривают. Там, где поверхность щупа осталась сухой, будет проходить условная отметка. Потребуется оценить ее расположение относительно отметки «hot».
Если оказалось, что уровень жидкости не дошел до нижней минимальной отметки, то масло потребуется доливать. В идеале же отметка, показывающая уровень масла, должна находиться примерно на равном расстоянии от меток «Add» и «Full».

В случае, если вы меряете уровень масла не прогревая автомобиль, следует учитывать, что разница в показаниях в сравнении с прогретой коробкой передач будет около 6-7 миллиметров. Так что лучше всего очень тщательно подойти к замерам масла, чтобы не допустить переполнения системы.

Вернуться к оглавлению

Чем грозит перелив масла в системе коробки передач?

Прежде всего, по причине вращения внутренних частей в коробке передач на большой скорости происходит такое явление, как вспенивание масла. А это означает, что из-за присутствия в составе масла воздуха оно перестает выполнять свою главную функцию и детали не получают необходимой смазки, сгорают, а коробку передач приходится менять. Кроме того, вспененное масло имеет тенденцию вытекать через сапун.

Если коробка оснащена заливочной пробкой, то следует открутить ее и долить необходимое количество масла.

Определить примерное состояние автоматической коробки передач можно и по внешнему виду трансмиссионной жидкости.

О хорошем состоянии коробки свидетельствует нормальный красный цвет масла, но если оно приобрело черный или темно-коричневый цвет, да еще с отчетливым запахом гари – это говорит о наличии неисправностей в работе данного узла.
В случае, если в составе масла обнаруживаются небольшие темные частички, можно догадаться о разрушенном фрикционном слое тормозных лент или других рабочих частей коробки.

Подобные частички будут заметны даже при осмотре измерительного щупа.

А когда в акпп попадает вода или антифриз, жидкость меняет оттенок на бледно-розовый. В случае появления таких признаков потребуется более тщательная диагностика коробки передач со снятием поддона.

Вернуться к оглавлению

Но вернемся к доливанию масла в акпп. После того как уровень масла был определен и обнаружилась необходимость долить масло в коробку передач, нужно прежде всего убедиться, что селектор выставлен в положение «Р», а двигатель продолжает работать на холостых оборотах. Не помешает на всякий случай поставить авто на ручник во избежание любых недоразумений.

В инструкции, прилагающейся к вашему автомобилю, должно быть указано, какую и в каком количестве нужно использовать трансмиссионную жидкость для коробки передач именно в данной модели.

Часто гравировка с указанием названия жидкости нанесена на щуп. Иногда перечисляется несколько подходящих по составу масел, которые можно залить в автоматическую коробку передач, и тогда есть возможность выбрать то, что вам больше понравится.

В той же инструкции будет указано, через какие промежутки следует менять ATF полностью. Чаще всего производитель указывает промежуток в 100-200 тысяч километров пробега. Однако на практике это во многом зависит от условий эксплуатации машины и состояния дорожного покрытия. Если возникнет желание сменить масло раньше установленного срока, это никак не повредит вашему транспортному средству.

Чтобы просто долить трансмиссионную жидкость, понадобится вставить воронку в отверстие, где находился щуп (желательно, чтобы она была достаточно длинной, для устойчивости), и не торопясь влить в нее необходимое количество жидкости. Лучше всего, если делать это небольшими порциями, чтобы не налить больше, чем необходимо.

Количество доливаемой жидкости может быть строго индивидуальным, поэтому, если этот процесс вы проделываете в первый раз за несколько лет, и предыдущие показатели уровня жидкости оказались минимальными, начать следует с одного литра масла. После чего можно снова погрузить щуп и в случае необходимости добавить поллитра жидкости. Так следует поступать до тех пор, пока уровень масла не достигнет нормы.

Если же вы решили полностью заменить масло и промыть автоматическую коробку передач, то для того чтобы заново заполнить систему, потребуется не менее 4-5 литров трансмиссионной жидкости. К слову, для заполнения абсолютно сухой коробки передач понадобится не менее 8 литров ATF.
После того как вы закончили доливать масло, необходимо вернуть щуп на место. В некоторых моделях автомобилей потребуется зафиксировать щуп до щелчка или же провернуть, чтобы закрепить на своем месте. После чего вам потребуется запустить двигатель и вновь пройти селектором по всем позициям.

Очень важно строго соблюдать рекомендации производителя при выборе трансмиссионной жидкости для коробки передач. И, конечно, не следует смешивать жидкости разных производителей. Или заливать в коробку то, что окажется под рукой. Проигнорировав инструкции, вы, скорее всего, не только не сэкономите, но и потратитесь на дорогой ремонт в ближайшем будущем. Если нет желания заниматься определением уровня жидкости и доливкой ее своими руками, вполне можно поручить это специалисту на СТО. Также можно обратиться за консультацией и диагностикой, если процедуру доливки масла приходится проделывать слишком часто. Вполне вероятно, что при диагностике обнаружится, что существует протечка, которая легко устраняется с заменой мелких комплектующих.

Вы задаетесь вопросом «Как проверить масло в коробке?». Ответ на этот вопрос очень прост и мы рассмотрим его чуть ниже.

Коробка передач – это второй по значимости агрегат, после двигателя, который обеспечивает движение автомобиля. Поэтому нужно следить за состоянием КПП, знать когда, через какое количество километров ваша коробка будет нуждаться в замене данной жидкости.

Также нужно понимать, что в коробку передач необходимо заливать только трансмиссионное, которое отличается от масел, предназначенных для двигателей и других агрегатов. обеспечивает ее долгую и безотказную работу:

  • облегчает работу механических деталей;
  • отводит тепло;
  • убирает остатки коррозии и микрочастицы из мест износа.
Механическая пятиступенчатая коробка переключения передач

[ Скрыть ]

Какой объем должен быть в КПП?

Автомобили разных марок и моделей отличаются в своей конструкции, соответственно есть различия и в строении коробок. В разные модели разных автомобилей заливают разное количество масла. Найти однозначный ответ на вопрос «какой объем масла должен быть в коробке?» можно лишь ознакомившись с мануалом или инструкцией по эксплуатации автомобиля, либо выяснив это на СТО. При замене стоит помнить, что существуют различия по своим составам и видам. Всегда следует покупать с небольшим запасом (0,5 – 1 литр), чтобы была возможность доливки при утечке во время замены.

Виды масел

Для коробки передач существует три вида:

  1. синтетическое;
  2. полусинтетическое;
  3. минеральное.

Синтетическое

Считается самым современным, оно хорошо очищено и обогащено присадками, которые максимально защищают механизмы от коррозии. В основном оно заливается в автоматические коробки передач или в механические коробки автомобилей высокого класса. В АКПП его стоит менять каждые 50 тыс. км. пробега. В механических – каждые 60-70 тыс. км. пробега. По стоимости данный вид самый дорогой, но и самый хороший. Но это не означает, что его можно заливать в коробки старых автомобилей: они могут быть просто не рассчитаны на такое!


Масло льющееся из бутылки

Полусинтетическое

Полусинтетическое используется в большинстве бюджетных иномарок, во всем ряде 10-го семейства АВТОВАЗ-а (Lada Kalina, Priora). Оно содержит ряд химических присадок, которые защищают шестерни, синхронизаторы и другие механические детали от износа. Производить замену такого масла стоит каждые 40-50 тыс. км. пробега. Самый большой плюс – соотношение цены и качества.

Минеральное

Минеральное используется в мостах и КПП заднеприводных автомобилей. Например, во всей линейке классики АВТОВАЗ-а или подобных автомобилей, а также в некоторых грузовых автомобилях. Минеральное очищено меньше всех остальных, соответственно, быстрее деградирует и требует замены довольно часто – каждые 35-40 тыс. км. пробега.

Как проверить уровень в коробке передач?

Проверить уровень масла в коробке современных автомобилей достаточно просто. Для этого в коробке есть щуп, на котором имеется две отметки «mах» и «min».


Метка максимального уровня и метка минимального уровня на щупе

Отметка «max» обозначает максимальный уровень, а «min» – минимальный. Количество должно быть такое, чтобы уровень на щупе был близок к показателю «max». Также обратите внимание на цвет и понюхайте его. Вытрите щуп белой тряпкой, и оцените состояние вязкой жидкости. Если цвет сильно темный, близок к черному, то стоит задуматься о замене. Если щуп пахнет гарью, то это означает, что масло потеряло свои свойства, и выгорает при работе.

Как долить?

Если при проверке уровня вы обнаружили, что объем близок к отметке «min», или ниже нее, а менять масло еще не время, значит нужно его долить и выяснить причину его расхода или утечки. Во многих авто процесс доливки достаточно прост. Если коробка оснащена заливочной пробкой, которая, как правило, находится сверху и к ней легко добраться, то стоит лишь открутить ее и долить необходимое количество жидкости.


Заливная пробка в КПП

Если же КПП пробки не имеет, то доливать можно через отверстие щупа. Для этого вооружитесь обыкновенным большим медицинским шприцем, с помощью которого набирайте масло, и впрыскивайте его в отверстие. В автомобилях, которых нет ни щупа, ни заливочной пробки, необходимо доливать масло через отверстия датчиков. Как правило, это датчик скорости либо датчик заднего хода. При доливке, главное, не переборщить, так как избыток смазывающей жидкости может привести к быстрому выходу из строя коробки передач.

Видео «Замена масла в коробке и мосту»

На примере ВАЗа 2106, вы увидите как можно провести замену жидкости в КПП с помощью шприца.

А вы умеете проверять и доливать жидкость в КПП? Поделитесь своим опытом с нашими читателями, в отзывах!

Сегодня большинство автомобилей выпускаются с автоматическими коробками передач и вариаторами. Механикой снабжены только бюджетные марки автомашин. Автоматика стала достаточно надёжной, хотя требует за собой определённого, несложного ухода. Например, автомобилисты должны знать, как долить масло в АКПП, если по какой-то причине произошла утечка трансмиссионной жидкости. Чтобы понять, как работает автомат и какую роль выполняет при этом трансмиссионное масло, следует познакомиться с самим устройством.

Как устроена и работает

Первая автоматическая коробка передач была установлена на автомобиль в 1930 году европейскими производителями. Она имела своё название – «Коталь». С тех пор принцип работы АКПП не изменился – поменялись только некоторые узлы и детали для конструктивного улучшения работы.

Поскольку вначале такие коробки были ненадёжными, конструкторы стали экспериментировать с управлением. Удачным результатом оказались работы компании «Крайслер», впервые применившей гидротрансформатор и гидромуфту для передачи крутящего момента от двигателя. То есть сервоприводы и электромеханика были заменены гидравлическими элементами управления.

Роль обычного сцепления, к которому привыкли с механической коробкой, выполняет узел гидротрансформатора. Он передаёт вращательный момент от коленчатого вала двигателя к колёсам машины. Состоит из ведущего насосного колеса и ведомого – турбины. Между ними расположен реактор. Механически колёса между собой не сцеплены. Крутящий момент передаёт от ведущего ведомому трансмиссионная жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), по совместительству смазывая все узлы и детали АКПП.

Передаточное число меняется в коробке автоматически, в зависимости от скорости и оборотов двигателя. Эту функцию выполняет планетарный ряд шестерен, аналогичный по функции механической коробке передач. Такие узлы, как передний и задний фрикцион, а также тормозная лента, переключают передачи. Они блокируют определённые элементы планетарного ряда, изменяя передаточное число. Всем этим хозяйством через гидравлическую управляющую систему командует электронный блок управления. Реактор и обгонная муфта, расположенные между насосом и турбиной в узле гидротрансформатора, также изменяют передачу крутящего момента согласно условиям движения. Как оказывается, жёсткого сцепления между мотором, планетарной коробкой и колёсами нет. Вот почему автомобиль может останавливаться с работающим движком.

Смазка

Для таких агрегатов применяется специальная трансмиссионная жидкость – ATF. Её свойства и качественные показатели отличаются от моторного масла, поскольку она выполняет сразу несколько функций:

В зависимости от применяемых трансмиссионных масел и конструктивных особенностей АКПП смазка может заливаться либо на весь срок эксплуатации, либо её придётся периодически менять. Периодичность также бывает разной – от 30 до 60 тысяч километров пробега. Эти условия указаны в сервисных книжках производителей авто.

Долив масла в АКПП по ходу эксплуатации автомобиля может понадобиться, если происходит небольшая утечка через сальники АКПП – других причин попросту не существует. Это масло не может испаряться или угорать, как случается с моторной жидкостью.

Проверка уровня ATF

Периодически требуется проверять уровень масляного состава. Делать это следует на прогретой трансмиссии и двигателе. Если этой процедуре предшествовала длительная поездка, необходимо остановить машину и дать поработать мотору, на холостых оборотах. Это снизит температуру трансмиссионной жидкости до приемлемой. На некоторых щупах есть отметка Сold, то есть замер вроде бы можно выполнить и на холодном силовом агрегате. Специалисты рекомендуют этого не делать, так как такой замер может привести к ошибке, результатом которой будет недолив или перелив масла. Как правило, холодный автомат показывает уровень выше реального где-то на 6–7 мм. На самом деле уровень смазки прогретой коробки может быть ниже требуемого.

Есть смысл проехать хотя бы километров 10, тогда показатели будут максимально точными. После поездки требуется установить автомобиль на ровное место, если под капотом есть щуп, позволяющий проверить уровень ATF. На многих моделях такого щупа нет, зато есть контрольное отверстие, расположенное в районе днища АКПП. Поэтому такие авто следует заводить на смотровую яму или эстакаду.

После того как авто поставили на ровное место, автомат требуется прогнать по всем положениям селектора. Мотор при этом должен работать на холостых оборотах. Это поможет прогнать жидкость по системе, чтобы при замере уровень был оптимальным. Далее щуп вынимается (не перепутать его с моторным) и протирается насухо. После этого снова вставляется в контрольную горловину. Тогда можно увидеть реальный уровень ATF. Граница сухой и влажной зоны должна находиться где-то посередине между отметками Add и Full. Если уровень ниже, потребуется долить масло в коробку.

Если щупа нет, придётся открутить контрольную пробку и попытаться оценить уровень визуально, подсвечивая отверстие фонариком. Если есть необходимость, долив масла придётся делать также через это отверстие.

Как доливать масляную жидкость, если замер показал низкий уровень? Если автомобиль не имеет щупа, а есть только контрольное отверстие, его нужно установить над смотровой ямой или заехать на эстакаду. Доливанию предшествуют такие действия:

  • селектор АКПП поставить на «Р»;
  • мотор не глушить, пусть работает на холостых;
  • для верности ещё затянуть ручник.

Затем спуститься вниз, открыть контрольное отверстие и шприцом, на который надет шланг, закачивать ATF до тех пор, пока не потечёт из него. Желательно, конечно, подставить под отверстие какую-то ёмкость.

С щупом дела обстоят проще. Масляная жидкость заливается через горловину, которая служит посадочным местом для щупа. Вставляется шланг, на другом конце которого – воронка. Заливаем ATF небольшими порциями, пока щуп не покажет нормальный уровень. Двигатель работает всё это время. После этого последовательно при нажатом тормозе переключить несколько раз селектор АКПП и потом снова померять уровень жидкости.

Последствия перелива

Это явление может очень негативно сказаться на коробке передач. Когда масло находится в избыточном количестве, оно имеет особенность вспениваться. Такое состояние приводит к потере смазывающих свойств, так как вместо масла детали начинает «смазывать» воздух. Результат – выход АКПП из строя, посколькук детали начинают гореть, не получая полноценной смазки. Кроме того, вспенивание приводит к утечке трансмиссионной жидкости через сапун.

Проверить состояние коробки можно, внимательно осмотрев масляную жидкость. Если АКПП не повреждена и нормально работает, смазка имеет красный цвет, жидкость не содержит каких-либо посторонних вкраплений тёмного цвета, типа твёрдых частиц. Если же ATF имеет тёмный цвет и пахнет горелым – автоматическая коробка разрушается. Твёрдые частички, которые можно увидеть на щупе, – это результат разрушения фрикционов и тормозной ленты.