Тормоза

Какие ориентировочные нормы суточной двигательной активности. Нормы двигательной активности для лиц разной подготовленности и уровня здоровья

Глава 10 ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ


Гигиеническое нормирование физических нагрузок, определение оптимальных их величин для лиц разного пола и возраста основаны на результатах комплексного изучения реакции организма спортсмена на дозированную физическую нагрузку.

Гигиенически оптимальной величиной физических нагрузок считается такая нагрузка, которая еще не оказывает существенного отрицательного влияния на функциональное состояние организма человека.

Основополагающий принцип гигиенического нормирования физических нагрузок школьников при занятиях физической культурой - соответствие мощности и объема выполняемых физических нагрузок возрастно-половым функциональным возможностям растущего организма.

Прежде всего учитываются половые и возрастные функциональные возможности и особенности школьников, в частности характер возрастного развития ведущих адаптивных систем организма и отдельных физических качеств, их сенситивные периоды.

^ Основные особенности возрастного развития физических качеств школьников. Уровень развития основных физических качеств у мальчиков от 8 до 17 лет постоянно повышается, а у девочек происходит неравномерно, бывают периоды задержки темпа развития и даже их снижения (табл. 51, 52).

^ Половые различия физиологической адаптации школьников к физическим нагрузкам. Девочки по сравнению со сверстниками-мальчиками имеют ряд функциональных особенностей, сводящихся к меньшей физической работоспособности вследствие более низкого уровня развития аэробных и анаэробных механизмов энергопродукции.

У девочек значительно хуже развиты функциональные системы аэробного энергообеспечения. При физической нагрузке умеренной и большой мощности у них это проявляется в меньших величинах МПК и физической работоспособности (PWC170). На всех возрастных этапах развития в обеспечении мышечной энергетики у девочек сохраняется более высокая роль окислительных процессов. В этом смысле «женский» тип энергообеспечения ближе к «детскому». Это одна из биологических основ известной большей в сравнении со сверстниками-мужчинами физической выносливости женщин именно при умеренных физических нагрузках.

Таблица 51

^ Периоды наибольшего прироста физических качеств у школьников 10-17 лет

Вместе с тем известно тормозящее влияние больших физических нагрузок на иммунореактивность организма девочек. Умеренная же дозированная мышечная деятельность девочек на уроке физкультуры, по объему и интенсивности соответствующая их возрастным функциональным возможностям, резко повышает уровень их умственной работоспособности.

Причем при всех прочих условиях величина сдвигов умственной работоспособности у девочек после уроков физической культуры, соответствующих их функциональным возможностям, выше, чем у мальчиков. Это указывает на большее оздоровительное значение оптимально организованной двигательной активности для девочек, чем для их сверстников - мальчиков.

Как известно, у школьников всех возрастных групп реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на пробегание дистанций с различной скоростью имеют четкие половые различия. Например, если после бега на дистанции и у мальчиков, и у девочек примерно одинаковое увеличение ЧСС - до 200-240 уд/мин, то длительность восстановительного процесса (по частоте пульса) у девочек значительно больше. Например, к 10-й мин восстановительного периода у девочек ЧСС была на 10-20 ударов больше. Сдвиги максимального и минимального артериального давления в ответ на физическую нагрузку у девочек всех возрастных групп также выражены в большей степени.

Коэффициент использования кислорода у них также на 15% ниже. Наибольшие различия в величине указанного показателя наблюдаются в 15 лет.

Таблица 52

^ Снижение темпов развития физических качеств у девочек 8-17 лет по сравнению с мальчиками этого же возраста

Изменение ЧСС при задержке дыхания на выдохе по сравнению с покоем имеет четкую корреляционную взаимосвязь с показателями физической подготовленности детей. ЧСС по-разному изменяется в ответ на такую функциональную нагрузку у мальчиков и девочек. Например, учащение пульса при задержке дыхания у девочек сочетается с хорошими показателями физической подготовленности, а у мальчиков наоборот. Это указывает на разные механизмы адаптации к недостатку кислорода, т.е. на регуляцию сердечно-легочных взаимосвязей. Доказано, что у женщин слабее сердечно-легочные взаимосвязи, их сердечные центры менее чувствительны к влияниям легочных центров. Таким образом, организация и методика физического воспитания школьников, набор средств и методов физического воспитания, объем и интенсивность физических нагрузок детей и подростков должны соответствовать не только возрастным, но и половым функциональным возможностям школьников.

^

Гигиеническое нормирование двигательной активности школьников

Двигательной активностью в гигиене называют сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность детей и подростков условно делится на три части, выполняемая:

в процессе физического воспитания и во время обучения;

в процессе общественно полезной трудовой деятельности;

в свободное время.

Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают определенный уровень суточной двигательной активности школьников разных возрастно-половых групп.

^ Влияние двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Комплекс таких изменений относится к предпатологическим и патологическим состояниям. Ведущими признаками гипокинезии служат нарушение механизмов саморегуляции физиологических функций; снижение функциональных возможностей организма; нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата; деятельности вегетативных функций.

Понятием «гипокинезия» обозначается также ограничение количества и объема движений, связанных с перемещением тела в пространстве, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности.

Основные причины гипокинезии у школьников:

Ограничения двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;

Отсутствие систематических и достаточных занятий физическими упражнениями;

Хронические заболевания и дефекты развития, ограничивающие двигательную активность.

У школьников 6-8 лет гипокинезия наблюдается у каждого второго, среди 9-12-летних она не отмечена только у 30%, ею не страдают только 25 % старшеклассников.

Чрезмерная двигательная активность обозначается термином «гиперкинезия». Одна из ее основных причин - ранняя спортивная специализация детей. Для гиперкинезии характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений со

стояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторного аппарата. При этом происходит истощение симпатико-адреналовой системы и снижение общего неспецифического иммунитета организма.

Оздоровительный эффект суточной двигательной активности школьников прежде всего зависит от ее суммарной величины, т.е. от организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свободного времени школьником.

Одно из условий формирования здоровья конкретного школьника - привычная для него суточная двигательная активность, включающая в себя самые различные формы, методы и средства физического воспитания в определенных гигиенически рациональных соотношениях. Привычной считается такая двигательная активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности.

^ Методы изучения и оценки двигательной активности. В повседневной жизни школьник выполняет разные движения (ходит, бегает, прыгает, т.е. перемещается в пространстве), трудовые и игровые двигательные действия, так же сопровождающиеся различными изменениями положения его тела в пространстве.

На эти двигательные акты школьник затрачивает определенные физические усилия, сопровождающиеся постоянными мышечными сокращениями различной интенсивности, при этом накопленная выделяемая в скелетных мышцах химическая энергия преобразуется в механическую работу.

В связи с этим самым информативным и точным методом гигиенической оценки как количественной, так и качественной двигательной активности служит определение величин энергетических трат. Наиболее точен, но одновременно и наиболее дорогостоящ - метод непрямой калориметрии, т. е. определение количества потребляемого организмом кислорода.

В гигиенической практике чаще применяется расчетный способ определения величин энергетических затрат. Для этого изучаются такие показатели, как:

продолжительность по времени (в минутах, часах или в процентах по отношению к продолжительности суток) двигательного компонента в суточном бюджете времени;

число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени;

сумма движений (локомоций), выраженная в величине пройденного за сутки расстояния (в км).

Эти показатели позволяют получить достаточно объективную и надежную информацию о характере и объеме двигательной активности школьников. При этом не требуется использование специального дорогостоящего оборудования.

В гигиенических исследованиях, посвященных нормированию двигательной активности, широко используются методы непрерывной регистрации ЧСС, определения пульсовой «стоимости» различных видов деятельности, суммарной величины двигательной активности за сутки с помощью телеметрических устройств.

Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж используется для изучения и оценки суточного режима школьников, а не самой двигательной активности.

Методика хронометража основана на регистрации деятельности конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение суток. Хронометраж применяется тогда, когда школьник находится в организованном коллективе. Возможности хронометража свободного времени школьников ограничены, поэтому такие наблюдения рекомендуется дополнять данными самонаблюдения школьника, полученными либо самим учащимся, либо исследователем.

Шагометрия - это подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов. В практике широко применяются простые шагомеры разных типов. При каждом шаге школьника подвижная часть прибора - анкерное устройство - приводит в движение счетчик, соединенный с циферблатом прибора.

Все гигиенические нормативы двигательной активности школьников рассчитаны по отношению к суточному циклу жизнедеятельности, т.е. на 24 ч. Иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников избираются более продолжительные интервалы наблюдений - неделя, месяц, учебная четверть. Но такими данными можно пользоваться лишь для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьников.
^

Формирование двигательной активности школьников


Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.

Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастно-половым гигиеническим нормам (гармоническое физическое развитие, повышение функционального состояния ведущих адаптивных систем организма, сохранение и укрепление здоровья).

^ Основные факторы, формирующие привычную двигательную активность школьников. Все факторы, определяющие тот или иной уровень привычной двигательной активности школьников, условно делятся на три группы: биологические, социальные и гигиенические.

^ Биологические факторы. Ведущие биологические факторы, формирующие потребность организма человека в движениях, - возраст и пол.

Среднесуточная активность школьников, выраженная числом локомоций и объемом физической работы, выполненной при ходьбе, с возрастом увеличивается. Например, если мальчики 8-9 лет при свободном режиме делают за сутки 21 ±0,6 тыс. шагов, а в 10- 11 лет - 24±0,5, то в 14-15 лет уже 28,7±0,3 тыс. шагов. Объем работы при ходьбе у мальчиков 8-9 лет равен 560 кДж/сут, а в 14-15 лет - 1470 кДж/сут, т.е. он увеличивается почти в 3 раза.

Уровень двигательной активности девочек 8-9 лет практически такой же, как и мальчиков. Однако с возрастом различия приобретают существенный характер. Например, у девочек 14- 15 лет среднесуточное число шагов меньше на 4,9 тыс., а объем выполненной работы - на 217 кДж.

С возрастом увеличиваются энергетические потребности школьников. У мальчиков 9 и 10 лет они не отличаются и составляют 9000 кДж/сут, а у девочек - отличаются и составляют соответственно 4940 и 8900 кДж/сут. В период так называемого пубертатного скачка показатели основного обмена и среднесуточные величины энергозатрат чрезвычайно изменчивы. У мальчиков они прогрессивно увеличиваются с возрастом (особенно в пубертатном периоде), тогда как у девочек они достигают максимума в 11 лет и в дальнейшем практически не меняются или даже несколько снижаются.

Возрастные изменения количественных показателей суточной двигательной активности обусловлены генетическим кодом и являются биологической особенностью растущего организма.

Другой биологический фактор, формирующий привычную двигательную активность, - постоянство внутренней среды организма.

Уровень суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, биологическому развитию и сохранению и укреплению здоровья, считается физиологической нормой и применяется в качестве гигиенического критерия для оптимизации организации физического воспитания школьников разных возрастно-половых групп.

^ Социальные факторы влияют на величину привычной двигательной активности школьников: образ жизни, организация учебно-воспитательного процесса, физическое воспитание.

У школьников, не занимающихся спортом или другими дополнительными формами физического воспитания, наименьшая двигательная активность. Особенно резко она снижается у первоклассников. У них на 30-40% число локомоций меньше, чем у сверстников, не посещающих школу. Уровень суточной двигательной активности снижается у старшеклассников во время выпускных экзаменов в школе, а у выпускников школ - при подготовке к вступительным экзаменам в вуз.

Формированию устойчивой положительной мотивации школьников к активной двигательной деятельности способствует в первую очередь образ жизни семьи, ее двигательный режим. В подростковом возрасте одним из важнейших социальных факторов, формирующих привычную двигательную активность, становятся массовые физкультурно-спортивные мероприятия и создание благоприятных условий для регулярных тренировочных занятий различными видами спорта с учетом интересов самих школьников. Установка на регулярные занятия физической культурой - обязательное условие формирования и поддержания здорового образа жизни.

^ Гигиенические факторы. К важнейшим гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, относятся:

благоприятные гигиенические факторы (рациональный суточный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи);

неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе).

Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и гигиенических факторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различных нарушений морфологического и функционального развития, возникновению различных хронических заболеваний.

^ Основные гигиенические принципы оптимизации двигательной активности школьников. Гигиенически оптимальная двигательная активность школьников может быть достигнута при соблюдении двух основополагающих принципов:

1) целенаправленной коррекции суммарной суточной двигательной активности средствами физического воспитания в пределах гигиенических возрастно-половых норм;

2) использования такой гигиенически обоснованной модели процесса физического воспитания, которая бы в наибольшей мере соответствовала возрастным, половым и индивидуальным функциональным особенностям и возможностям школьников.

Реализовать эти гигиенические принципы можно, используя комплексную модель физического воспитания школьников, содержащую разные средства, формы и методы физического воспитания (утреннюю гигиеническую гимнастику, гимнастику до уроков, физкультминутки на уроках, динамический час, внеклассные и внешкольные формы массовой физкультурно-оздоровительной работы, урок физической культуры).
^

Гигиенические возрастно-половые нормативы двигательной активности школьников

Гигиеническая норма двигательной активности школьников - это научно обоснованные, количественные ее параметры, которые соответствуют биологической потребности растущего организма в движениях и, реализуясь в повседневной жизни, способствуют гармоническому физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья школьников.

У каждого школьника индивидуальная потребность в суточной двигательной активности. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности, местных климатических условий, организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и многих других факторов. Меру двигательной активности, учитывающую все перечисленные индивидуальные особенности и оказывающую благоприятное влияние как на клеточном, тканевом и органном уровне, так и на уровне целостного организма, следует называть гигиенической нормой. При гигиенически оптимальной величине двигательной активности достигается гармоническое взаимодействие в системе «организм - окружающая среда».

Биологическими критериями оптимальной двигательной активности считаются экономичность и надежность функционирования всех систем организма, его способность адекватно реагировать на постоянно меняющиеся социальные, биологические и гигиенические условия окружающей среды. Нарушения гомеостатического равновесия организма, избыточное напряжение механизмов саморегуляции его ведущих адаптивных систем, проявляющиеся в его неадекватных приспособительных реакциях, указывают на несоответствие двигательной активности величине ее гигиенической нормы.

Гигиеническая норма суточной двигательной активности по каждому показателю представляет собой определенный предел - от минимально необходимой величины (нижняя граница) до максимально допустимой (верхняя граница). За пределами данных величин двигательная активность оценивается или как гипокинезия, или как гиперкинезия. Приводим шкалу оценки суточной двигательной активности детей и подростков по шести возрастно-половым группам (табл. 53).

Таблица 53

^ Шкала оценки суммарной суточной двигательной активности детей 5-17 лет (по А. Г. Сухареву)

Примечание. Первые строки - энерготраты, МДж; вторые - локомоции, тыс. шагов; третьи - продолжительность двигательного компонента, ч.

Применение этих и подобных (табл. 54) гигиенических нормативов учителем физической культуры позволит на научной основе разрабатывать новые или совершенствовать традиционные формы организации физического воспитания школьников, оптимизировать их двигательную активность, чтобы достичь максимального оздоровительного эффекта.

Располагая количественной характеристикой суточной двигательной активности школьника, можно предсказать ее возможное и наиболее вероятное влияние на его организм.

^

Гигиеническое нормирование циклических нагрузок


В физическом воспитании школьников используется большой арсенал физических упражнений как циклического (бег, плавание, лыжные гонки и др.), так ациклического (прыжки, метания, подтягивание и др.) и игрового характера. В процессе занятий физическими упражнениями наибольшее значение имеет обоснование нормирования физических нагрузок циклического характера, формирующих физическую выносливость школьников, так как они вызывают наибольшее напряжение вегетативных функций организма. Нагрузки ациклического характера, формирующие главным образом силу, координацию, ловкость и другие физические качества, вызывая значительно меньшее напряжение вегетативной сферы, оказывают и меньшее тренирующее воздействие на организм.

Таблица 54

^ Допустимые границы колебаний возрастной нормы суммарных локомоции

(по А. Г. Сухареву)

К циклической деятельности относится такая физическая деятельность, при которой действия, одинаковые по структуре, стереотипно повторяются. Из всех видов циклической деятельности бег для детей - самый естественный вид движения, поэтому беговые нагрузки широко применяются в оздоровительных целях.

Они способствуют развитию общей выносливости, повышают физическую работоспособность, увеличивают функциональные резервы и расширяют адаптационные возможности детского организма к факторам внешней среды.

Под выносливостью понимают способность человека к длительному выполнению какой-либо физической деятельности без снижения ее эффективности. Показателем выносливости служит время, в течение которого человек может поддерживать заданную интенсивность физической нагрузки. Для измерения выносливости используют прямой и косвенный способы. При прямом способе школьнику предлагают выполнить какое-либо задание, например бегать с определенной скоростью, и устанавливают предельное время работы до начала снижения скорости бега с данной интенсивностью. Применяя этот метод, В. Г. Фролов показал, что мальчики 7 лет могут пробежать со скоростью 60 % от максимальной 864 м, а девочки - лишь 715м.

Этот способ сложен и требует специальной аппаратуры, поэтому чаще используют косвенный метод. Примером может служить обычное в спортивной практике определение выносливости по времени пробегания какой-нибудь достаточно длинной дистанции, например в беге на 3, 5 км и более.

Выносливость к беговым нагрузкам зависит от многих факторов, в частности от функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, а также устойчивости к неблагоприятным сдвигам, возникающим во внутренней среде организма и в центральной нервной системе в процессе длительной напряженной работы.

Выносливость развивается при выполнении физических нагрузок, которые оказывают большее воздействие на организм занимающегося по сравнению с тем, которое он привык легко переносить. В результате организм адаптируется к небольшому утомлению, вызываемому постепенно увеличиваемым объемом работы, повышается способность бежать более продолжительное время и быстрее восстанавливать силы после физических нагрузок.

Тренировка, в которой большое внимание уделяется упражнениям, направленным на развитие выносливости, в рациональном сочетании с другими средствами общей физической подготовки способствует повышению уровня развития не только выносливости, но и быстроты, силы и скоростно-силовых качеств. Это объясняется тем, что между основными физическими качествами существует тесная функциональная связь и взаимообусловленность.

Выносливость - одно из важнейших физических качеств детей школьного возраста, развитие которого способствует повышению не только общей физической подготовленности и физической работоспособности детей и подростков, но и функциональных резервов растущего организма, расширяет его адаптационные возможности и повышает сопротивляемость к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Для определения гигиенически оптимальных физических нагрузок школьников при занятиях физической культурой с целью повышения ее оздоровительной эффективности используют такие физические нагрузки, которые обеспечивают максимальное тренирующее и развивающее влияние.

Учитывается не только достигнутый в конкретном возрасте уровень развития физиологических функций (функциональная готовность), но и «зона ближайшего развития» с некоторым превышением оптимума и исключением чрезмерных, экстремальных нагрузок (Д.С.Выготский, A.A.Аршавский).

На основании различий в реакциях сердечно-сосудистой системы на стандартную велоэргометрическую нагрузку удалось установить, что уровень физической подготовленности 8-летних мальчиков значительно выше, чем 7-летних, и поэтому рекомендуется развивать выносливость детей начиная с 6 лет (Л. Г. Евсеев). Интенсивный рост выносливости у детей отмечается в период от 8 до 9 лет. Поэтому для развития выносливости наиболее благоприятен возраст 9-11 лет.

При изучении зависимости «скорость-время» для детей 9-10 лет выделены 4 зоны мощности:

1) максимальная мощность работы в течение 9 с;

2) субмаксимальная мощность работы в течение 9 с - 1,5 мин;

3) большая мощность работы в течение 1,5-25 мин;

4) умеренная мощность работы в течение более 25 мин.

Гигиенически оптимальной для развития выносливости школьников считается скорость бега, составляющая 60-80% от критической, т.е. 2,5-3 м/с, низкой - 2, умеренной - 2,5, средней - 3, близкой к критической - 3,5, надкритической - 4 м/с.

Гигиенически оптимальная продолжительность бега - 60 % от его максимальной скорости. Для 11-летних мальчиков она составляет лишь 2,5 - 3,5 мин.

При изучении максимальной работоспособности детей было установлено, что максимальная ЧСС не зависит от возраста, она практически одинакова у детей и взрослых, составляя 190-200 уд/мин.

Предельные ее величины после работы максимальной мощности находятся в пределах 196-202 уд/мин у юношей, 203-206 уд/мин у девушек. На стандартные нагрузки (одинаковые по величине) младшие дети отвечают большими функциональными сдвигами сердечно-сосудистой системы, одновременно у них отмечается более короткий восстановительный период.

При физических нагрузках, не соответствующих возрастному уровню развития двигательных качеств, восстановительный период у детей длительнее, чем у взрослых.

Состояние аэробного обмена во многом определяет выносливость ребенка. Для детей оптимальны нагрузки умеренной интенсивности, выполняемые при благоприятном соотношении величин кислорода, поступившего в легкие, транспортируемого кровью и потребляемого тканями. Поглощение каждого литра кислорода у детей обеспечивается меньшими в сравнении со взрослыми объемами вентилируемого воздуха и циркулирующей крови.

Чем выше МПК, тем выше физическая работоспособность человека. Возрастные изменения энергетического обмена связаны с перераспределением относительных величин в суммарный обмен теплопродукции органов и тканей, имеющих разную метаболическую активность. С возрастом уменьшается относительный вес высокоактивных внутренних органов и повышается относительный вес малоактивной жировой мышечной ткани. Увеличение вклада скелетных мышц в суммарный обмен - причина снижения интенсивности обмена в покое.

С возрастом повышается значение анаэробных механизмов в энергетическом обеспечении. У 16-17-летних подростков 14% энергии образуется анаэробным путем, тогда как у 9-10-летних этот источник энергии практически не используется. Степень обеспеченности кислородом при напряженной мышечной работе тем выше, чем меньше возраст человека. Младшие школьники не приспособлены к работе большой мощности, но нагрузки умеренной мощности выполняют довольно хорошо. Физическая работоспособность детей 3-16 лет в расчете на 1 кг массы тела достоверно повышается к 7 годам и практически не меняется на протяжении школьного возраста начиная с 10 лет.

Сдвиги систолического и диастолического артериального давления у девочек во всех возрастных группах выражены в большей степени, чем у их сверстников. Четкие половые различия в реакции артериального давления на беговые нагрузки наблюдаются лишь в 14-15 лет. Эти реакции выражаются в значительно больших сдвигах функционального состояния сердечно-сосудистой системы у девочек в основном за счет резкого падения диастолического артериального давления и более медленного его восстановления. Причем у школьниц 13-15 лет по сравнению с младшими школьницами эта реакция значительно более выражена - медленнее восстанавливается пульсовое давление.

У девочек 13-15 лет после бега на дистанции со скоростью 3 м/с отмечалось значительное, а при беге со скоростью 3,5 м/с чрезмерное напряжение сердечно-сосудистой системы, что свидетельствует о неадекватности таких нагрузок для школьниц этого возраста. Известно, что сдвиги систолического и диастолического артериального давления под влиянием дозированной физической нагрузки у девочек во всех возрастных группах выражены в большей степени, чем у мальчиков, особенно в 14-15 лет. Это выражается в больших сдвигах в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы, в основном за счет резкого падения диастолического артериального давления и более медленного его восстановления. Причем у школьниц 13-15 лет по сравнению с младшими школьницами эта реакция значительно более выражена: у них медленнее восстанавливается пульсовое давление.

Приводим примерные гигиенические нормы физических нагрузок для мальчиков (табл. 55).

Таблица 55

^ Примерные гигиенические нормы физических нагрузок при физическом воспитании для мальчиков (по Л.И.Абросимовой с соавт.)

Одним из критериев при нормировании физических нагрузок служит кратность повышения энергетического обмена по сравнению с уровнем основного обмена* (табл. 56).

* Гигиеническая норма двигательной активности детей и подростков 5-18 лет – М., 1984

Классификация физических нагрузок по тяжести у детей и взрослых не совпадает. Так, у взрослых работа считается тяжелой, если энерготраты в 3 раза выше, чем в покое. У детей она считается легкой даже при 4-6-кратном превышении обмена, при 7- 9-кратном - средней тяжести, а при 10-кратном и более - тяжелой. Это связано с тем, что с уменьшением физических нагрузок энерготраты у детей возрастают не линейно, как у взрослых, а непропорционально быстро.

При гигиенической оценке физических нагрузок школьников во время уроков физкультуры учитываются следующие показатели: энерготраты, кратность повышения обмена, средняя ЧСС (табл. 57).

Таблица 56

^ Классификация физических нагрузок по интенсивности (по отношению к покою)

Таблица 57

^ Энергетическая оценка уроков физкультуры у школьников I-Ill классов (по Л. И. Абросимовой с соавт.)

В то же время взаимосвязь ЧСС сердечных сокращений с интенсивностью физических нагрузок у детей носит еще менее линейный характер, увеличиваясь непропорционально быстро по сравнению с ростом мощности нагрузки. В связи с этим определение объема выполненной работы по энерготратам у детей более предпочтительно, чем по ЧСС.

При расчете энерготрат следует учитывать еще одну их особенность. Расход энергии на открытом воздухе у 9-летних школьников при беге на тредбане со скоростью 2,5 м/с на 25% ниже, чем на стадионе (бег с лидером).

Величина МПК отражает не только уровень физической работоспособности, но и функциональное состояние организма.

Об уровне МПК можно судить по результатам бега на 1000 м.

Основные гигиенические показатели и критерии адекватности двигательного режима для школьников:

Соответствие основных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем возрастно-половым нормативам;

Благоприятная реакция сердечно-сосудистой системы (по сдвигам ЧСС и артериального давления на пробу Мартине);

Кислородный пульс при велоэргометрических нагрузках должен находиться в пределах 7-8 мл/уд, коэффициент использования кислорода - 5,3-5,5%, МПК - 45-50 мл/кг;

Низкая заболеваемость школьников - в среднем не более 5-7 дней, пропущенных по болезни, за учебный год;

Уровень лизоцима слюны, характеризующий состояние неспецифической резистентности организма, должен составлять 40- 60 мкг/л.

Гигиенически оптимальный двигательный режим школьников должен соответствовать следующим показателям и критериям:

Суточные энерготраты у мальчиков в 6 лет - 1640 ккал и 1450 ккал у девочек, в 7 лет - соответственно 1830 и 1630, в 8 лет -2000 и 1790, в 9 лет - 2270 и 2020, в 10 лет - 2490 и 2250 ккал. Эти величины соответствуют 18-20% максимальных энерготрат ребенка;

На организованный двигательный режим школьников должно приходиться 8-10% их общих суточных энерготрат;

Объем организованных занятий физкультурой - 6-12 ч в неделю (1-2 ч ежедневно: уроки физкультуры, час здоровья, спортивный час, ритмика, занятия детским спортом и др.);

Моторная плотностью занятий - не менее 70 % со средними энерготратами 0,08-0,09 ккал/мин/кг и частотой пульса 145-155 уд/мин.

Энергетическая стоимость урока для учащихся I класса должна составлять 90-100 ккал, II класса - 100-115, III класса - 110-130 ккал.

В I и II классах на развитие координации движений целесообразно отводить 40% учебного времени, статической выносливости - 20%, скорости и общей выносливости - 40%.

В III классе развитию скорости и выносливости рекомендуется уделить времени на 5-10% больше.

При физическом воспитании школьников уже в этом возрасте необходимо в большей мере учитывать их возрастные и половые особенности. Так, для девочек в занятия физической культурой предпочтительнее включать прыжки, пластические упражнения, гимнастику, для мальчиков - спортивные игры (футбол, баскетбол, элементы борьбы), при этом обязательно учитывая энергетическую стоимость упражнений и время выполнения движений (табл.58).

Таблица 58

^ Суточные суммарные нормы времени выполнения движений разной интенсивности для школьников (по А. Г. Сухареву)
^

Гигиеническое нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста


При решении вопроса о тренировке спортсменов 50 лет и старше нужно учитывать возможность склеротических изменений в кровеносных сосудах и, следовательно, опасность их разрыва, меньшую гибкость позвоночника, сниженную подвижность в суставах, большую хрупкость костей, снижающуюся с возрастом работоспособность и более быструю утомляемость, особенно при резких кратковременных силовых напряжениях. В соответствии с этим в тренировочных занятиях следует уменьшать объем общей физической нагрузки, ограничивать число упражнений на силу и скорость, сокращать длительность тренировок.

Нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста строится на тех же гигиенических принципах, что и для школьников.

Учитывая возрастные особенности лиц данных возрастных групп, наличие у них различных хронических заболеваний, для обеспечения оздоровительного и тренирующего эффекта для них необходимы следующие ориентировочные объемы и интенсивность физических упражнений. Тренировка аэробной системы достигается оптимальной нагрузкой, интенсивность которой оценивается по ЧСС после ее прекращения. При этом можно пользоваться следующей формулой определения гигиенически оптимальной ЧСС: 170 минус возраст занимающегося (лет). Такая нагрузка должна выполняться не менее 3 мин, а лучше 10-20 мин.

Так, если пробегать два раза по 5 мин с интервалом отдыха 10 мин или один раз в течение 10 мин с одинаковой интенсивностью, то тренировочный эффект будет ниже в первом варианте, еще ниже по формуле 3 + 3 + 4 и очень низким по формуле 2 х 5 (и интервалом 5 мин и более после каждого повторения).

При тренировке силовой выносливости в зрелом и пожилом возрасте эффективны упражнения на уровне, близком к повторному максимуму при их серийном выполнении, с короткими интервалами между сериями. Например, для развития силовых качеств мышц брюшного пресса выполняется подъем корпуса в положении сидя с фиксированными ногами. Повторный максимум (ПМ) упражнения - 10 раз, т.е. занимающийся может повторять это упражнение до отказа 10 раз. В соответствии с указанным требованием это упражнение выполняется по вариантам 1,0 ПМ+0,9; ПМ+0,8. ПМ при интервалах между сериями 30 с. В каждой серии упражнения выполняются до отказа, всего 26-28 повторений. Если же это упражнение выполнять по 0,5 ПМ в серии (т. е. не до отказа), то при 26-28 повторениях (в шести сериях) тренировочный эффект будет значительно ниже. Чередование нагрузок позволяет избегать переутомления, так как нагрузка другой направленности может способствовать снижению утомления (за счет эффекта активного отдыха по И.М. Сеченову).

Таким образом, соблюдение указанных положений позволяет эффективно выполнять как первое гигиеническое требование к занятиям оздоровительными физическими упражнениями - достижение тренировочного эффекта, достаточного для выхода на уровень гигиенических нормативов по комплексу основных двигательных качеств, так и второе - профилактику переутомлений и перенапряжений.

Нормировать объем и интенсивность физических упражнений для лиц зрелого и пожилого возраста можно и по ЧСС и длительности отдельных частей занятия (табл. 59).

Таблица 59

^ Нормирование физических нагрузок в процессе занятия

(по ЧСС, уд/мин)

При проведении оздоровительных занятий со здоровыми людьми зрелого и пожилого возраста верхнюю границу «пульсового коридора» многие авторы предлагают определять по специальным формулам, в которых учитывается возраст занимающихся.

ЧСС = 205-0,5 (в х ЧСС),

ЧСС =210-в,

ЧСС =180-в,

ЧСС = 170 - в,

где в - возраст (число полных лет), ЧСС - оптимальная частота сердечных сокращений при выполнении физических упражнений.

В занятиях оздоровительным бегом (15-20 мин) следует ориентироваться на следующие показатели ЧСС: до 30 лет - 130 - 160 уд/мин, 31-40 лет - 120-150, 41-50 лет - 120-140, 51-60 лет - 120-130 уд/мин.

Тот факт, что двигательная активность совершенствует физические особенности, повышает работоспособность, общеизвестен. Не менее известно, что научно-техническая революция ведет к уменьшению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности проприоцептивной импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат нейрогуморальной регуляции (стволовый отдел мозга, подкорковые ядра, кору полушарий большого мозга). На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к снижению воспроизводства белковых структур: нарушаются процессы транскрипции и трансляции (снятие генетической программы и ее реализация в биосинтезе). При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая активность, а также устойчивость организма к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода.

Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон; резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения осанки и опорно-двигательной функции.


Предупреждение гипокинезии осуществляется с помощью физических упражнений.Во время мышечной работы активизируются не только сам исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и по механизму моторно-висцеральных рефлексов (т. е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работа внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом. Страдают и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.


Обоснование рационального двигательного режима для детей, нормирование физических нагрузок является одной из наиболее сложных проблем. Как гипокинезия, так и противоположное по феноменологии функциональное состояние — гиперкинезия имеют свои издержки. Поэтому необходимость строгого дифференцирования величины нагрузки в зависимости от пола и возраста, а также уровня физического развития школьников вытекает из самого понятия индивидуальной адекватности нагрузки.


В большинстве экономическиразвитых стран предусматривается, как правило, не более 3-4 обязательных занятий физической подготовкой в неделю. Ее основа — общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры, плавание, танцевальные упражнения. Программы физического воспитания чрезвычайно вариативны. Учителю предоставляется право использовать разнообразные средства физического воспитания и дополнительной физической нагрузки в зависимости от индивидуального уровня физической подготовленности занимающихся. Так, в большинстве школ США помимо обязательных уроков еженедельно проводятся соревнования и трехразовые дополнительные занятия во внеурочное время.


Комплексная программа по физическому воспитанию, принятая в нашей стране, помимо двух обязательных уроков в неделю предусматривает дополнительные и факультативные занятия, физические упражнения в режиме учебного дня. В целом дети должны ежедневно быть заняты физическими упражнениями около двух часов.


Двигательная активность детей при среднесуточном числе локомоций, превышающих 30000 шагов, превосходит эволюционно приобретенную биологическую потребность в движении. В то же время количество локомоций в пределах 10000 шагов в день является недостаточным. Дефицит суточной потребности в движениях в этом случае составляет от 50 до 70 % (табл. 1).


Таблица 1


Характеристика двигательной активности школьников 11-15 лет












































Уровень двигательной активности



Число локомоций в сутки (тыс. шагов)



Отношение числа выполненных движении к естествен, биолог. потребности (%)



Суммарный объем (ч)



за неделю









Дефицит 50-70%







Умеренный





Дефицит 20-40%











Соответствие







Максимальный





Превышение на10-30%



20 и более



1000 и более



Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности, совершенствование соматических, вегетативных и естественных защитных функций организма, приведенные к малоинтенсивной работе циклического характера (бег, ходьба), колеблются от 7,5 до 10 км для детей 8-10 лет, от 12 до 17 км для 11-14-летних подростков обоего пола. Суточный объем движений у девушек 15-17 лет значительно меньше, чем у юношей (табл. 2).


Таблица 2


Ориентировочные возрастные нормы суточной


двигательной активности




































Возрастная группа (лет)



Число локомоций (тыс.)



Примерный километраж



Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (в час.)



















15-17 (юноши)









15-17 (девушки)









Приведенные в этой таблице данные могут служить не более чем условными ориентировочными нормами для школьников. Регламентирование физических нагрузок по объему и интенсивности должно быть строго индивидуальным.


Физические упражнения играют большую роль в формировании осанки. Осанка — это привычное положение тела в покое (стоя, сидя) и при передвижении (ходьбе, беге). Она формируется уже в раннем детстве, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, стоять и ходить, т. е. когда у него появляются нормальные изгибы позвоночника. Однако возможность их деформации сохраняется не только в дошкольном возрасте, но и на всем протяжении обучения в школе вследствие неправильного сидения за партой, ассимметричного ношения тяжестей, подражания неправильной осанке старших.


Правильная осанка — это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне лопатки, не выступают, расположены симметрично, живот подтянут, ноги в положении стоя выпрямлены в коленях. Естественные изгибы позвоночника позволяют поддерживать нормальную позу. Физиологически правильная осанка обеспечивает оптимальное функционирование систем дыхания, кровообращения, пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Правильная осанка облегчает координацию движений.


Для формирования правильной осанки необходимы профилактические меры, предупреждающие ее нарушение. К ним, прежде всего, относятся исключение однообразных, длительно сохраняемых поз, ношение тяжестей в одной руке, сон в мягкой постели.


При нарушении осанки меняется конфигурация изгибов позвоночника, голова опущена, плечи сведены, лопатки асимметричны, ухудшается дыхание, кровообращение, пищеварение, координация движений, да и просто внешний вид.


Позвоночный столб имеет 4 изгиба: выпуклость вперед (шейный и поясничныйлордозы) и выпуклость назад (грудной и крестцовойкифозы), которые формируются к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам.


В зависимости от выраженности изгибов позвоночника различают несколько типов осанки:


· нормальная — умеренно выраженная изогнутость всех отделов позвоночника;


· выпрямленная — слабо выраженная изогнутость позвоночного столба. Спина резко выпрямлена, грудь несколько выступает вперед;


· сутуловатая — резко выраженная изогнутость позвоночного столба в грудном отделе. Заметно увеличен шейный изгиб и уменьшен поясничный. Грудная клетка при этом уплощена, плечи сведены вперед, голова опущена;


· лордотическая осанка — сильно выраженная изогнутость в поясничном отделе с уменьшением шейного изгиба. Живот выпячен или отвисает;


· кифотическая — компенсаторное усиление грудного кифоза вследствие чрезмерной изогнутости одновременно в шейном и поясничном отделах позвоночника. При этом, как правило, заметно сведение плеч вперед, выпячивание головы, локтевые и коленные суставы обычно полусогнуты.


Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируютсколиотическую осанку, характеризующуюся ассиметричным положением туловища, в частности, плеч и лопаток. Сколиозы носят функциональный характер, независимо от степени выраженности. Являясь нарушением осанки, они могут влиять на кровообращение и дыхание.


Тип осанки может соответствовать профессии, врожденным дефектам или отрицательным эргономическим воздействиям (высота стула — стола при еде, письме, чтении, освещенность, вынужденная рабочая поза). Доказано, чтоосанка изменяется в процессе целенаправленного развития недоразвитых мышц, что способствует ее исправлению и предупреждению.


Физические упражнения, направленные на поддержание правильной осанки, подбираются с таким расчетом, чтобы закрепить привычное правильное положение головы, плеч, туловища, развить силу мышц туловища и шеи, верхних и нижних конечностей. Закреплению рефлекса правильной осанки способствуют упражнения с удержанием различных предметов на голове, упражнения, выполняемые на уменьшенной опоре, упражнения на координацию, статические позы. Необходимо постоянно корректировать положение тела при выполнении упражнений, создать у ребенка четкое представление о правильной осанке (в особенности, о неблагоприятных последствиях ее нарушений), стойкое ощущение неудобства при неправильной осанке. Это позволит постоянно следить за сохранением правильной позы и в положении сидя, и при ходьбе, и во время занятий физическими упражнениями.

Работами советских и зарубежных ученых показано, что совершенствование качеств двигательной деятельности и прогрессивный рост спортивных результатов возможны при максимальном и высоком уровне двигательной активности. Максимальный уровень двигательной активности сопровождается преимущественным развитием качеств, обеспечивающих успех в избранном виде спорта. Понятие максимума остается при этом весьма условным и определяется возрастом, полом, видом спортивной специализации.

Оптимальное влияние на развитие физических качеств оказывает высокий уровень двигательной активности. При таком двигательном режиме повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды (охлаждению, перегреванию, ускорениям и перегрузкам). Физическое развитие в этом случае носит гармоничный характер и соответствует средним возрастным нормам. При определении величины доступных школьнику физических нагрузок следует исходить прежде всего из оптимальных норм, обеспечивающих разностороннее, гармоническое его развитие, а не из потребностей форсированного спортивного роста.

Существует ли какая-либо генетически запрограммированная норма двигательной активности? По-видимому, да. Однако она может быть многократно перекрыта при целенаправленной тренировке. В 1983 г. победительницей марафонского забега в Австрии стала 13-летняя Моника Фриш. Она перекрыла допустимую норму бега (3 км) в 14 раз!

Двигательная активность детей при среднесуточном числе локомоций, превышающих 30 000 шагов, превосходит эволю-ционно приобретенную биологическую потребность в движении. В то же время количество локомоций в пределах 10 000 шагов в день является недостаточным. Дефицит суточной потребности в движениях в этом случае составляет от 50 до 70% (табл. 9).

Таблица 9. Ориентировочные нормы двигательной активности школьников 11-15 лет (по А.Г. Сухареву, 1972)

Таблица 10. Ориентировочные нормы суточной двигательной активности (по АХ. Сухареву, 1972)

Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности, совершенствование соматических, вегетативных и естественных защитных функций организма, приведенные к малоинтенсивной работе циклического характера (бег, ходьба), колеблются от 7,5 до 10 км для детей 8 - 10 лет, от 12 до 17 км - для 11 -14-летних подростков обоего пола. Суточный объем движений у девушек 15 - 17 лет значительно меньше, чем у юношей (табл. 10).

Приведенные в этой таблице данные могут служить не более чем условными ориентировочными нормами для школьников. Регламентирование физических нагрузок по объему и интенсивности должно быть строго индивидуальным. Разумеется, указанные нормативы двигательной активности намного уступают физическим нагрузкам, применяемым в условиях специализированных занятий спортом.

Фомин А. Ф. Физиология человека, 1995 г.

Введение

С возрастом продолжительность физической нагрузки ребенок должен набирать двигательной активности до 4-5 часов в сутки и интенсивность её будет низкой. В силу ряда возрастных особенностей ребенок еще просто не способен на длительную работу средней и высокой интенсивности. Родители учеников начальной школы часто спрашивают: какую из спортивных секций лучше выбрать для ребенка? Если у вас не стоят цели покорять спортивные вершины, то в этом возрасте вид спорта не столь важен.

Впрочем, замечу, что продолжительность - это лишь одна из характеристик физической нагрузки как ключевого фактора. Имеет значение также вид физической нагрузки, её интенсивность и кратность в недельном цикле.

Нормы двигательной активности у детей

Двигательная активность - это такая деятельность, которая возникает в результате сокращения мышц человека и перемещения его тела/частей тела/конечностей в пространстве в результате активации обменных процессов. Проще говоря, это совокупность движений, совершенных в определенный промежуток времени.

Гипокинезия -- вынужденное уменьшение объема произвольных движений вследствие характера трудовой деятельности; малая подвижность, недостаточная двигательная активность (ДА) человека. Внедрение научно-технического прогресса в производство привело к перераспределению нагрузки с крупных мышечных групп на мелкие мышцы плеча и предплечья и явилось причиной снижения общей ДА на производстве -- профессиональной Г. Возникли профессиональные группы, выполняющие работу в малоподвижной рабочей позе. Исследования физического состояния людей «малоподвижных» профессий показало, что физическая работоспособность у них значительно снижена по сравнению с людьми, занимающимися физической культурой и спортом.

Эффективным приемом для определения объема ДА является подсчет количества шагов человека за рабочую смену и за сутки -- как в рабочие, так и в выходные дни, а также подсчет энерготрат. Работники «малоподвижных» профессий делают за рабочую смену 2008--2299 шагов, затрачивая при этом 801--879 ккал или 1,79--1,83 ккал/мин. В течение суток в рабочие дни количество шагов составляет 8023--10 193, а в выходные дни 8928--11 590 с энерготратами 2195 ккал и 2698 ккал соответственно. Эти данные свидетельствуют о том, что по объему ДА обследованные лица находятся на нижней границе «нормы», характерной для работников легкого физического труда. Недостаток ДА в рабочие дни не компенсируется в свободное от работы время, в выходные дни.

Г. является одним из факторов риска патологических изменений в организме человека: болезней сердечно-сосудистой системы, ожирения и нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди наиболее опасных последствий малой ДА человека выделяют нарушения в сердечно-сосудистой системе. У лиц, работающих в условиях Г., отмечается увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое на 20 %, снижение сократительной функции сердечной мышцы и скорости ее расслабления, ухудшение регуляции сердечного ритма. Адаптация сердца к мышечным нагрузкам происходит преимущественно за счет увеличения ЧСС при сравнительно малом увеличении систолического объема крови, что расценивается как неэкономная реакция, способствующая быстрому истощению функционального резерва сердца и имеющая неблагоприятное прогностическое значение в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы.

От уровня физической подготовленности (ФП) человека также зависит развитие утомления. В конце рабочей смены отмечаются: увеличение латентного периода простой зрительно-моторной реакции у лиц с высоким и низким уровнем общей физической работоспособности на 7 и 19 % соответственно по сравнению с исходными величинами (до работы); снижение скорости переработки информации -- на 10 и 21 %; уменьшение выносливости мышц кисти -- на 11 и 27 %; снижение устойчивости ясного видения -- на 9 и 16 %. Отмеченные сдвиги физиологических функций на протяжении смены свидетельствуют о развивающемся утомлении организма работника, глубина и степень выраженности которого значительно больше у лиц с низким уровнем ФП.

Профессиональная Г. значительно усугубляет влияние на организм человека др. факторов трудового процесса, напр. нервно-эмоционального напряжения и монотонности. Отрицательные эмоции приобретают выраженную интенсивность и характер стресса. На фоне снижения эмоциональной устойчивости к стрессогенным факторам отрицательные эмоции оказываются труднопереносимыми для человека. Г. в сочетании с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения может стать причиной срыва адаптационных реакций человека. Одним из эффективных средств увеличения возможности противостоять психо-эмоциональному напряжению должно быть повышение физической активности.

Для лиц с низким уровнем ФП необходимы занятия физкультурой по 30--40 мин 4--5 раз в неделю в течение 10--12 месяцев. Для лиц со средним уровнем ФП целесообразны занятия физкультурой по 20--30 мин 3 раза в неделю в течение 8--10 месяцев. Для лиц с высоким уровнем ФП возможны занятия по 10--15 мин 1--2 раза в неделю.

В целях компенсации недостаточной ДА используются:

комплектация рабочего места эргономичной мебелью;

производственная гимнастика;

групповые занятия профилактической направленности в режиме рабочего дня (регламентированные и обеденные перерывы);

индивидуальные занятия на велотренажерах в режиме рабочего дня и в свободное от работы время;

групповые занятия восстановительно-профилактической направленности после рабочего дня и в выходные дни;

самостоятельные занятия -- бег, лыжи, плавание и др.;

Махида касенова назировна
Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности

Касенова Махида Назировна

Казахстан Северо- Казахстанская область

г. Петропавловск КГУ ДОМ РЕБЕНКА

«Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности »

(из опыта работы воспитателя)

Движение- это жизнь. Ничто так не истощает и

не разрушает человека, как продолжительное

физическое бездействие»,-наставлял древнегреческий философ Аристотель.

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста выделяют главную цель развитие индивидуальной неповторимой личности каждого ребенка дошкольных учреждений.

Проблема социального развития детей раннего возраста призвана реализовывать более глобальные идеи, развитие социально-активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста будет воспитывать в нем человека-гражданина, который способен преобразовать окружающий мир.

Физиологи отмечают что движение является врожденной жизненной необходимой потребностью человека, именно поэтому важно ее полное удовлетворение в дошкольном возрасте когда формируется все основные системы и функции организма.

Так у малоподвижных детей наблюдается отставание моторного нервно-психического развития и часто эти дети подвержены простудным заболеваниям. Таким образом интенсивность и характер психофизического развития детей и здоровье зависит от двигательной активности .

Взрослые глубоко ошибаются, думая, что овладение ходьбой – вертикальным перемещением в пространстве очень легкое достижение, которое приходит к малышу «само собой» ! Ребенок упорным «трудом» завоевывает этот навык. Поэтому нужно создать малышам комфорт для передвижения в группе. Центральная часть игровой должна быть свободной, дети должны хорошо видеть пути передвижения хорошо видимое пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность. Дети стараются снова и снова повторять удавшееся ему действие, они как бы «тренируются» . Детей привлекают внимание все приспособления для занятий это дорожки, модули, обручи мячи, пенечки, горочки и другие они часто падают, поднимаются и с помощью воспитателя начинают сначала.

Таким образом, формируются виды движении ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия. Особое значение для детей от 1 года до 3 лет имеет развитие движений совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывом для детей . Они начинают демонстрировать свое «неповиновение» , раздражение, нервозность и часто вялость, безразличие ко всему. Очень важно начало своевременно и правильно взять старт развития 2 го года жизни детей на занятиях на утренней гимнастике побуждать детей к самостоятельной ходьбе в пространстве не наталкиваясь друг на друга, обучать ходьбе за воспитателем, ходьбе по ограниченным поверхностям и другим видам ходьбы.

Создавать ситуации которые побуждают детей к перемене тела в пространстве например; повороты, наклоны, приседания при выполнении тех или иных упражнений давать детям в руки легкие пособия например ; цветные шарики диаметр 20, флажки цветные, султанчики, кубики, резиновые мячи диаметр 20, погремушки, кубики, гимнастические палочки (длина 55 – 60 см, диаметр 3 см) и другие пособия которые имеются в наличии.

Дети с удовольствием выполняют упражнения с султанчиками с флажками пусть даже не у всех получается но они стараются повторять за воспитателем. В ходе проведения различных занятии двигательной активности у детей расширяется запас понимаемых слов активизируется лепетная речь ,например : топ-топ, кати-кати, лови- лови, беги, дай, лети-лети. При выполнении тех или иных упражнений дети должны постоянно слышать от воспитателя поощрительные слова видеть улыбку воспитателя все это способствует развитию двигательной активности ребенка . Ограничения детей в стремлении (бегать, ползать, лазить, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. В возрасте от 1 года до 3 лет развитие детей зависит не только от его состояния здоровья и темперамента но и от системы его воспитания и ухода. В развитии от 1 года до 3 лет можно разделить на три периода :

1. период (с 1 года до 1 ,5 лет) – ребенок научился ходить, становится более самостоятельным, исследует и познает мир, он лезет кругом и всюду, падает, набивает себе шишки, неловко бегает, умеет бросать мяч, бьет мяч ногой, самостоятельно встает с пола.

2. период (1,5 лет до 2 лет) - все более совершенствуется в обретенных навыках проявляет свой характер, уверенно бегает, поднимается и спускается на несколько ступенек держась за руку взрослого, нагибается и поднимает с пола предметы, влезает на горку и съезжает с нее, прыгает на месте.

3. период (с 2 лет до 3 лет) - активное умственное развитие ребенка умеет прыгать, самостоятельно поднимается и спускается с лестницы. Перепрыгивает через невысокие предметы, бросает и ловит мяч, играет в подвижные игры, умеет координировать свои движения и сохранять равновесие.

Дети стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное - многократно самостоятельно повторять движения и действия и при этом ощущать огромную радость. Действия ребенка могут выполняться в различных комбинациях (разные направления, скорость, темп) . Воспитателю важно найти правильное сочетание пособий и движений , не допуская их однообразия, в таких условиях у ребенка быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. Во время двигательной активности ребенка следует обращать внимание на то. Чем он занят, и в случае необходимости переключать его с одного вида деятельности на другой.

Дети от 1 года до 3 лет любят выполнять поручения взрослых, поэтому надо часто привлекать малышей к расстановке и уборке пособий дети моей группы перед физкультурным занятием по просьбе воспитателя достают нужные пособия раскладывают их на ковре и на полу,например :

- «Колечка, принеси обручи, Андрюша, достань султанчики. Алиночка разложи дорожки» - (если пособия тяжелые помогает воспитатель, остальные снимают свою обувь, ставят аккуратно в сторонку, чтобы не мешало занятию, садятся на стульчики и ждут указаний воспитателя. Дети получают огромное удовольствие от выполнения разнообразных движений и от эмоционального положительного контакта с воспитателем. В то же время у детей внимание еще не устойчиво, он часто отвлекается и переходит от одного вида деятельности к другому. К трем годам дети производят большое количество движений, они подражая взрослому имитируют действия птиц, животных, транспорта. Большое место в двигательной активности детей играют различные подвижные игры, где полно реализуется высокая потребность ребенка в движении, она значительно увеличивается в процессе подвижных игр с использованием физкультурных пособий . Действия детей с пособиями очень просты он обыгрывает их :Например : в руках флажки машем вверх - вниз, а теперь –спрятали (ручки за спинками, ходьба по дорожке - в руках кубики, сели в ямки (дети садятся внутрь обручей) в руках шишки массажируем ладошки и много других действий, показ этих действии и разнообразие пособий вызывает интерес у детей к движениям важно воспитателю показать эти действия и поиграть вместе с ними.

Предлагаю несколько несложных игр с пособиями :

1. Бегите ко мне. Дети стоят у стены в руках маленькие кубики или шарики. Дается команда «бегите ко мне!» дети подбегают к воспитателю и бросают пособия в корзину , которую держит воспитатель.

2. Шарики собери. Дети стоят в большом кругу. Воспитатель, высоко поднимая корзину или коробку высыпает цветные мячи или шарики «количество 15- 20 штук» и произносит : - Раз, два, три, шарики собери! Дети с удовольствием бегают за катящимися шариками и собирают в корзину или коробку, которая стоит на стульчике.

3. У меня флажок. Дети стоят в большом кругу расстояние друг от друга 1 метр воспитатель раздает по два флажка. Поднимаем высоко – раз, опускаем низко – два, спрятали за спинку – три.

4. Попади в цель. Дети встают по кругу в руках мячи в центре глубокий мягкий модуль в виде ямы по сигналу воспитателя «Раз, два, три мячик лети «-- бросают мячи в корзину или в модуль.

5. Попрыгай как зайчик. Воспитатель держит мягкую игрушку зайку и вместе ним прыгает, дети стараются повторять прыг- скок, прыг-скок. После 4-6 подпрыгиваний дети отдыхают.

6. Паровоз идет по рельсам. Дети становятся друг за другом держась за одежду воспитатель первый- поехали- пу-у-у-у-у-чих- чих- чих двигаемся во все стороны по игровой.

Дети постепенно в игровых условиях осваивают разные виды ходьбы, развивают внимание, равновесие, обогащают свой активный словарь при многократном повторении формируется правильная осанка.

После освоения каких либо движений воспитатель изменяет ситуацию, повышая требования, то есть создает условия благоприятные для развития формирования закрепления и использования еще недостаточно закрепившихся двигательных умений . Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности каждого ребенка . Для детей с некоторой задержкой двигательного развития , физически более слабых необходимо часто привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.

Литература

1. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. – М. : Просвещение, 1978

2. Шишкина В. А. Движение + движение. - М. : Просвещение, 1992.

4. Осокина Е. И. Игры и развлечения детей на воздухе . - М. : Просвещение, 1982