Тормоза

Для чего нужен адсорбер топливной системы, принцип работы. Что такое адсорбер, для чего необходим и какую роль он играет? Что будет если не работает клапан адсорбера

Согласно Евростандарту экологии "Евро-3", выброс в атмосферу углеводородных паров, которые возникают при испарении бензина - запрещен. Учитывая это, учеными было придумано устройство, которое позволяет улавливать и нейтрализовать вышеописанные пары.

Этим "спасительным" устройством стал так называемый адсорбер или как его некоторые называют - "абсорбер" (от слова абсорбент - способный впитывать, от части, такое название также можно считать правильным), его устанавливают в топливную систему автомобиля с целью устранения вредных паров, которые возникают в результате испарения бензина.

Сегодня, мы постараемся ответить на наиболее популярные вопросы, связанные с адсорбером, для того чтобы вы узнали, что это, для чего нужно и как работает адсорбер топливной системы. В качестве примера мы возьмем ВАЗ 2110.

В качестве абсорбента, который впитывает углеводородные испарения выступает уголь, которым наполняют резервуар адсорбера. Откуда берутся пары? Пары, как уже было сказано выше, выделяет бензин из-за нагревания топлива и постоянного взбалтывания во время движения пары поднимаются вверх, затем, через отверстие в горловине бака поступают в сепаратор. В сепараторе пары конденсируются и стекают обратно в бак, а часть газов, не успевшая перейти из газообразного состояния в жидкое или попросту говоря стать конденсатом, поступает по паропроводу в гравитационный клапан и непосредственно в адсорбер, которые он нейтрализует при помощи активированного угля. Процесс этот происходит в момент, когда мотор не работает.

Если же двигатель работает, система управления путем открытия электромагнитного клапана выполняет продувку адсорбера, после чего вредные пары вместе с воздухом выбрасываются во впускную трубу, где они сжигаются.

Польза от такой системы двойная, т. к. прежде всего не происходит загрязнения атмосферы вредными испарениями, кроме того, происходит экономия топлива, поскольку, бензин не испаряется, а возвращается через сепаратор в бак.

Из чего состоит адсорбер ВАЗ 2110?

  • Трубки и шланги пароотвода;
  • Трубка для слива бензина;
  • Продувочный клапан;
  • Сепаратор;
  • Гравитационный клапан;
  • Адсорбер (активированный уголь).

Зачастую неисправность данного устройства вызывает появление провалов на холостых оборотах, слабую тяговитость мотора. Кроме этого не будет слышно звуков срабатывания устройства при работе мотора. Так же при отвинчивании крышки бензобака внимательно следите, если появится шипение, это свидетельствует о наличии разрежения , следовательно, и неисправности системы вентиляции.

Что в итоге

Таким образом, даже маленький элемент авто может серьезно нарушить работу всей силовой установки в целом. Поэтому следите за состоянием своего автомобиля и не пренебрегайте своевременным согласно требований завода-изготовителя.

  • Новости
  • Практикум

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Исследование: автомобильные выхлопы — не главный загрязнитель воздуха

Как подсчитали участники энергетического форума в Милане, более половины выбросов СО2 и 30% вредных для здоровья твёрдых частиц попадает в воздух вовсе не из-за работы двигателей внутреннего сгорания, а из-за отопления жилого фонда, сообщает La Repubblica. В настоящее время в Италии 56% построек относится к самому низкому экологическому классу G, причем...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Владельцы Mercedes забудут, что такое проблемы с парковкой

По словам Цетше, которые приводит Autocar, в ближайшем будущем автомобили станут не просто транспортными средствами, а персональными помощниками, которые здорово упросят жизнь людям, перестав провоцировать стрессы. В частности, гендиректор Daimler заявил, что вскоре на автомобилях Mercedes появятся специальные датчики, которые «будут отслеживать параметры организма пассажиров и корректировать ситуацию...

Mitsubishi скоро покажет туристический внедорожник

Аббревиатура GT-PHEV расшифровывается как Ground Tourer, автомобиль для путешествий. При этом концептуальный кроссовер должен провозгласить «новую концепцию дизайна Mitsubishi - Dynamic Shield». Силовой агрегат Mitsubishi GT-PHEV - это гибридная установка, состоящая из трех электродвигателей (один - на передней оси, два - на задней), чтобы...

КАК выбрать свой первый автомобиль, выбрать первую машину.

Как выбрать свой первый автомобиль Покупка автомобиля — это большое событие для будущего владельца. Но обычно покупке предшествуют как минимум пара месяцев выбора машины. Сейчас авторынок заполнен множеством марок, в которых рядовому потребителю довольно сложно ориентироваться. ...

Самые быстрые машины в мире 2018-2019 модельного года

Быстрые автомобили являются примером того, что автопроизводители постоянно совершенствуют системы своих автомобилей и периодически ведут разработки по созданию совершенного и самого быстрого транспортного средства для движения. Многие технологии, которые разрабатываются для создания супер скоростного автомобиля, позже переходят в серийное производство...

Рейтинг самых дорогих автомобилей

На протяжении всей истории автомобилестроения конструкторы из общей массы серийных моделей всегда любили выделить несколько уникальных по характеристикам и возможностям. В нынешнее время такой подход к конструированию автомобилей сохранился. И по сей день многие мировые автогиганты и небольшие компании стремятся, ...

Шикарные автомобили звёзд

Шикарные автомобили звёзд

Машины знаменитостей должны соответствовать их звездному статусу. Приехать на чем-то скромном и общедоступном им попросту нельзя. Их средство передвижения должно соответствовать их популярности. Чем популярнее человек, тем изысканнее должен быть автомобиль. Звезды, популярные в мировом масштабе Начнем этот обзор со...

Различные части автомобиля образуют целую систему, составляющие которой находятся в плотном взаимодействии между собой. Отказ одного из элементов сразу приводит к нарушению работы остальных, и как следствие, к неправильной работе двигателя. В этой статье мы расскажем вам про клапан продувки адсорбера. Но прежде чем узнать, для чего нужен этот клапан, и как выявить его неисправности, нужно понять, как работает адсорбер.

Что такое адсорбер?

Адсорбер представляет собой банку, расположенную под воздухозаборником с правой стороны в моторном отсеке. Такое устройство стало активно применять на инжекторных автомобилях, чей класс экологического соответствия достиг «Евро 3».

Слово «адсорбер» имеет связь со словом «адсорбирование», что означает явление, при котором газы поглощаются с помощью тел, находящихся в жидком или твердом состояниях. В случае с автомобилем, адсорбер наполнен специальным углем, который играет роль твердого тела. В роли газа выступают пары бензина, попадание которых в атмосферу крайне нежелательно.

Принцип действия любого адсорбера заключается в том, что пары бензина, образовавшиеся в бензиновом баке, попадают в специальный сепаратор, расположенный в верхней части адсорбера. Здесь они снова переходят в жидкое состояние и уходят обратно в топливный бак. В случае же, если какая то часть не успела стать жидкой, то она улавливается активированным углем и остается в сепараторе. Далее в дело идет уже специальный клапан адсорбера, который «передает» осевшие остатки топлива впускному коллектору. После этого, пары догорают в двигателе и уходят в выхлопную систему.

Принцип работы клапана адсорбера

Все процессы, связанные с работой клапана осуществляются при работающем двигателе. В процессе его работы выполняется продувка адсорбера, или его очистка от топливных остатков. Такой клапан применяется именно для продувки устройства или его вентиляции, чтобы избавиться от излишков осадка и повысить эффективность работы двигателя внутреннего сгорания.

В работа данного устройства обозначается в виде специфического шума. Многие водители могут легко перепутать его с неисправностью целого ремня ГРМ. Работа данного устройства проверяется при помощи нажатия на педаль газа. Если при изменении числа оборотов характер щелчков не изменился, то источником их возникновения является электромагнитный клапан адсорбера.

Суть работы заключается в следующем. При запуске двигателя электронный блок управления передает специальный сигнал на исполнительное устройство, который открывает клапан. В процессе работы мотора, все пары бензина выходят через отверстие в клапане и всасываются во , обеспечивая экономию топлива и защиту окружающей среды. После остановки двигателя, ЭБУ сбрасывает сигнал с исполнительного органа, и он закрывает клапан. В это время происходит накопление паров бензина в банке адсорбера.

Как диагностировать неисправность клапана?

Как и любое другое устройство, адсорбер тоже склонен к неисправностям, связанным с плохой работой клапана.

Первое, на что стоит обратить особое внимание – это давление в баке адсорбера. Чрезмерное давление в системе. Такое бывает, когда клапан не открывается, а пары в баке адсорбера уже накопились и создают высокое давление. Что обнаружить такую поломку, можно открутить крышку адсорбера и прислушаться. Если будут слышны различные шипения, значит, клапан является неисправным.

Другой признак неисправности – это неустойчивые обороты двигателя во время холостого хода. Дело в том, что расчет обогащения смеси берет в учет пары, выходящие из адсорбера, а значит при их недостатке из-за закупоренного клапана, смесь будет обедненная, и обороты двигателя будут падать.

Естественно, рациональный выход из ситуации – это замена неисправного датчика. Однако, многие водители выполняют замену устройства вместе с самим бачком адсорбера, так как он склонен к загрязнениям при использовании некачественного топлива.

Видео - Как правильно установить (заменить) клапан продувки адсорбера Лада Приора

Это все, что необходимо знать об электромагнитном клапана адсорбера. Как вы заметили, это далеко не последняя часть вашего автомобиля. Именно поэтому, если вы обнаружили в нем какую-либо неисправность, не тяните с его заменой.

Согласно новым экологическим стандартам Евро-3, на всех транспортных средствах должно быть установлено оборудование, препятствующее попаданию в атмосферу вредных испарений от переработанного топлива. Основную функцию по улавливанию и переработке топливных паров в автомобиле выполняет адсорбер, о принципе работы и конструкции которого стоит иметь понятие каждому владельцу машины.

1

Защита окружающей среды, безусловно, тема очень важная для нашей страны. Она должна касаться каждого, особенно владельцев транспортных средств. Ежегодно автомобили выбрасывают в атмосферу огромные массы вредных испарений, от которых наш мир не станет лучше. Именно поэтому каждое современное транспортное средство оборудовано , в которой ключевую роль играет адсорбер. В зависимости от состава различают следующие типы деталей:

  • с зернистым неподвижным адсорбентом;
  • с зернистым движущимся адсорбентом;
  • с мелкозернистым адсорбентом, нижний слой которого всегда находится в кипящем состоянии.

Наиболее эффективными признаны детали первого типа, которые использует большинство производителей автомобилей по всему миру. Второй и третий виды деталей также способны предотвратить попадание топливных паров в атмосферу. Однако, как кипящее, так и подвижное вещество имеет свойство попадать в атмосферу вместе с переработанными парами. Поэтому, чтобы поддерживать работу системы улавливания паров автомобиля, количество активного вещества необходимо регулярно проверять. Для этого каждый раз необходимо демонтировать адсорбер.

2

В конструкцию адсорбера с неподвижным веществом входит корпус, заполненный адсорбентом. В роли последнего выступает активированный уголь. С обеих сторон адсорбер подключен к специальным трубкам, которые соединяют устройство с топливным баком автомобиля и управляющим клапаном.

Автомобильный адсорбер работают по следующему принципу: пары от переработанного топлива поднимаются вверх. Далее по отверстию у горловины топливного бака испарения поступают в сепаратор. Там они конденсируются, после чего попадают обратно в топливный бак. Та часть испарений, которая не успевает пройти этап конденсации, проходит в паропровод, после чего втягивается в адсорбер. Все это происходит при незаведенном автомобиле. Когда двигатель работает, система улавливания топливных паров открывает электромагнитный клапан, через который в адсорбер поступает воздух. Так происходит процесс продувки детали. При этом топливные пары, оставшиеся внутри элемента, вместе с воздухом поступают в двигатель автомобиля. Там они проходят повторную переработку.

Таким образом, адсорбер выполняет двойную функцию. Во-первых, устройство предотвращает выброс вредных веществ в атмосферу. Во-вторых, водители получают возможность сэкономить незначительное количество топлива.

3

В связи с почти непрерывной работой адсорбер системы EVAP очень часто выходит из строя. При этом можно выделить 2 причины возникновения поломки детали:

  1. Электромагнитный клапан не герметичен, а трубка, по которой пары испарения проходят в двигатель, засорилась. В такой ситуации испарения проходят внутрь впускного коллектора, засоряя его. Если автомобиль перестал заводиться с первого раза или не заводится при неполном баке – это прямые признаки того, что необходимо прочистить трубки и проверить герметичность клапана.
  2. Произошло засорение трубки, но клапан остался герметичным. При этом в жаркую погоду испарения будут накопляться в топливном баке, повышая давление внутри него. Прямой признак такой поломки – шипение при открытии бака.

Обнаружив неисправность, многие владельцы сразу же покупают новый адсорбер и бегут в ближайшее СТО. Однако делать это каждый раз, когда засорилось устройство, будет многим водителям не по карману. Поэтому, чтобы сэкономить время и 6–7 тысяч рублей, мы можем отремонтировать адсорбер сами.

Для ремонта системы нет необходимости покупать дополнительное оборудование. Все, что нам потребуется – это набор ключей, отвертки и напильник. Адсорбер топливной системы находится в колесной арке возле двигателя автомобиля. Чтобы добраться к детали, у нас нет необходимости демонтировать иные элементы автомобиля .

Для начала открываем крышку капота. Далее ищем крепежи, фиксирующие адсорбер. В некоторых моделях автомобилей они есть, в других машинах – отсутствуют. Вытягиваем адсорбер, откручиваем его крышку. Далее отпиливаем нижнюю часть детали. Делать это нужно крайне аккуратно, так как весь уголь может высыпаться наружу. Желательно вначале работ сделать небольшие пропилы с широкой стороны корпуса и заклеить их скотчем. Далее надпиливаем адсорбер по оставшимся краям. Глубина пропила должна составлять не более 10 мм. Глубже пилить не стоит, так как с внутренней стороны корпуса находятся трубки, утрамбовывающие активированный уголь. После того, как мы отпилили дно, переворачиваем адсорбер и отклеиваем скотч. Разбираем нижнюю часть конструкции детали, вытаскивая все пружины и фильтры. Аккуратно высыпаем уголь. Далее видим промежуточные фильтры, вытаскиваем их и проверяем на наличие повреждений.

Некоторые производители оснащают адсорбер поролоновыми фильтрами. Этот материал имеет большой недостаток – со временем он превращается в труху, забивая адсорбер и трубки. Лучше всего заменить поролоновые фильтры прокладками из войлока. Этот материал разрушается медленнее и гораздо лучше пропускает топливные пары.

После того, как мы вырезали прокладки нужных размеров, аккуратно прикладываем их к стенкам адсорбера и обрабатываем конструкцию герметиком. Пользуясь моментом, также стоит заменить активированный уголь в детали. После этого собираем адсорбер. Чтобы скрепить 2 части устройства, намазываем края верхней половины эпоксидной смолой и прикладываем к ней нижнюю половину. Для лучшей фиксации устройства его можно дополнительно обмотать скотчем. На финишном этапе собираем всю конструкцию в обратном порядке.

На всю работу уйдет не больше двух часов. Однако сэкономленная на новый адсорбер сумма стоит потраченного нами времени.

В последнее время в автомобилях появляется всё больше новых устройств и абсорбер относится к их числу. Для выполнения экологического стандарта Евро-3 предписывается всем транспортным средствам иметь оборудование, предотвращающее попадание в атмосферу опасных веществ, которые образуются в результате сгорания топлива.

Наибольшее значение в улавливании и переработке отработанных паров в машине имеет абсорбер. Его устройство и основные принципы функционирования должен знать каждый владелец автомобиля.

Типы применяемых абсорберов

Тема защиты окружающей среды актуальна для нашей страны. Заниматься ею должны все, особенно владельцы автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Тонны вредных веществ, выбрасываемых ежегодно в атмосферу, не делают мир вокруг чище и лучше.

Для улучшения экологической ситуации на каждое транспортное средство устанавливается EVAP-система, центральное место в которой отведено абсорберу. Классификация в зависимости от типа абсорбирующего компонента.

1. Используется неподвижный зернистый абсорбент;

2. Используется подвижный зернистый абсорбент;

3. Используется мелкозернистый абсорбент, с постоянно кипящим нижним слоем.

Большинством автопроизводителей применяются устройства, имеющие первый тип конструкции, поскольку у него доказана наибольшая эффективность. Конструкции второго и третьего типа также улавливают пары отработанного топлива.

Основной их недостаток: возможность попадания в атмосферу с парами отработанного топлива частичек абсорбента. Поэтому для поддержания эффективного рабочего состояния объём абсорбента в моделях с подвижным и кипящим состояниями требует регулярной проверки. Для этого абсорбер нужно демонтировать.

Устройство абсорбирующего элемента автомобиля

Внешне абсорбер выглядит как металлическая продолговатая банка с двумя трубками. Посредством первой внутрь подаются подлежащие обработке пары, через вторую отводится конденсат. Внутри основного корпуса, имеющего цилиндрическую форму и разделённого внутри стальным разделителем на две неравные части, размещены абсорбент и испаритель.

Разделитель перекрывает ¾ внутреннего диаметра, что делает возможным свободное протекание охлаждающей жидкости по цилиндру. В состав абсорбера входят генератор и конденсатор. Для исключения их соприкосновения, они разделены наклонной пластинкой. Разделитель имеет одну половину – сплошную, вторую – продырявленную.

Подобная конструкция позволяет конденсировать и вернуть абсорбент в случае его испарения. Это позволяет поддерживать объём абсорбента. Оседающие капли хладагента, поддерживают его стабильное давление. В последующем они сгорают в моторе.

Принципы функционирования абсорберов

Теперь давайте разберем, как работает абсорбер на авто. Абсорбер располагается выше, испаритель под ним. Благодаря прохождению хладагента по трубочкам, конденсированная жидкость стекает вниз. Отработав охладитель попадает в трубки испарителя. Смешавшись с раствором абсорбента, он поступает в генератор тепла.

При нагревании происходит отделение хладагента. В конденсаторе из пара отделяется вода и насыщенный абсорбент. Отсепарированные пары поступают в топливный бак.

Благодаря расположению абсорбера до катализатора, собираемые им пары топлива минуют выпускной коллектор и катализатор. Благодаря этому катализатор дольше сохраняет работоспособность. При открытии в абсорбере электромагнитного клапана, он продувается воздухом. Скопившиеся в нём пары поступают в двигатель для повторной переработки.

Характеристики рабочего абсорбера

Рассмотрим некоторые характеристики, позволяющие судить о работоспособности абсорбера.

В неработающем состоянии давление внутри корпуса должно уравниваться с атмосферным.

Для предотвращения уноса абсорбента при прохождении хладагента, жидкость-абсорбент должна иметь стабильную консистенцию.

Для возможности контроля расхода хладагента, он должен иметь постоянную температуру.

Обе жидкости должны быть взаимно растворимы.

Обязательным условием является качественное смесеобразование между испарителем и хладагентом.

Обе используемые жидкости должны быть химически устойчивые и полностью безопасные.

Используемые абсорбенты и охладители

В современной технике используется в абсорберах два варианта сочетания испарителей и абсорбентов. Во-первых, в качестве охладителя может использоваться — аммиак, абсорбентом выступает вода. Вторая смеси использует воду и бромид лития. Обе смеси обладают примерно одинаковыми показателями.

В качестве сухого абсорбента часто используется активированный уголь. Выбор оставляет за собой автопроизводитель.

Таким образом, абсорбер значительно снижает выброс вредных веществ в атмосферу и позволяет незначительно сэкономить топливо.