Колеса

Станок балансировки колес славуты своими руками схема. Ремонт и самостоятельное изготовление балансировочного станка

Многие автолюбители недооценивают важность балансировки колес, считая столь популярное мероприятие бесполезной тратой денег. Но это большая ошибка.

Подобное отношение может привести не только к затратам в дальнейшем, но и к серьезной аварии с непредсказуемыми последствиями.

Помните, что своевременная балансировка колес - это одна из основных задач для любого водителя. При этом как, когда и для чего это делается, мы рассмотрим в статье.

Когда это необходимо?

Специалисты выделяют несколько основных требований в отношении балансировки колес.

Выполнять эту работу необходимо в следующих случаях:

  • При замене резины с зимней на летнюю (и наоборот). Обычно на нормальных СТО при «переобувке» автомобиля балансировка делается сразу и входит в стоимость услуги. Если же менять шины своими руками, то работы по балансировке также придется делать самостоятельно;
  • В случае удара о бордюр, попадания в пробоину или проезда бетонного полицейского на скорости. Такие ситуации редко заканчиваются бесследно для диска автомобиля. Даже минимальный дефект может привести к разбалансировке колеса. Следовательно, обращение на шиномонтаж также является обязательным;
  • Каждые 15 000 километров. Мало кто из автолюбителей преодолевает такое расстояние в течение одного года, поэтому достаточно балансировки при сезонной смене резины. Но есть и такие «дальнобойщики», которым приходится делать эту работу два раза в год;
  • Каждые 7000-8000 километров - для любителей быстрой и агрессивной езды;
  • Перед длительной поездкой (1,5-2 тысяч километров и выше) и после нее. Это требование исходит из соображений безопасности.

В чем опасность?

Казалось бы, что может произойти, если балансировка колес не выполнена своевременно? Мы часто забываем, что каждое колесо имеет свой индивидуальный вес, давление, технические характеристики, форму овала и дефекты. Следовательно, вопрос его балансировки очень важен.

Если этого не сделать, то последствия могут быть следующими.

  • Увеличивается тормозной путь автомобиля.
  • Объяснить это просто - площадь соприкосновения шины с асфальтом уменьшается, ухудшается сцепление, снижается безопасность движения.
  • Падает управляемость.
  • Причины те же, что и в предыдущем случае.
  • Появляется биение в руле.
  • Дисбаланс в колесе передается подвеске, а далее - к рулю. Чем он сильнее, что большие вибрации чувствует водитель. Передвигаться на автомобиле в этом случае очень опасно.
  • Ускоряется износ подвески.
  • Больше всего некачественная балансировка (или ее отсутствие) сказывается на подшипниках подвески и ступицах. По причине разбалансировки эти элементы ходовой системы могут и вовсе разрушиться. Итог - потеря управляемости и вероятность ДТП.
  • Повышается износ резины.

Причины - неравномерное распределение усилий и появление вибрации. По сути, шины будут «съедаться» с какой-то одной стороны.

Виды дисбаланса

На сегодня можно выделить два основных вида дисбаланса колеса:

Статический дисбаланс. Подразумевает неравномерность распределения массы изделия по оси, колесо начинает «бить» в вертикальной плоскости. По сути, центра тяжести на оси колес нет вовсе. Такая проблема рано или поздно приводит к разрушению подвески.

Динамический дисбаланс - неравномерность в плоскости колеса. В этом случае центр тяжести есть, и он находится на оси вращения (там, где и должен быть). Разница лишь в том, что ось инерции с центром тяжести не совпадают.

Причиной дисбаланса могут быть конструктивные особенности колеса (рисунок протектора, расположение вентильного отверстия, неточности в геометрии, размерах и так далее).

При этом наибольший дисбаланс может вносить сама автомобильная шина. Здесь многое зависит от материала резины, веса, структуры и так далее.

Признаки некачественной работы

Балансировка колес не всегда выполняется качественно. Есть несколько факторов, по которым это можно определить:

На СТО не производится никаких измерений перед проведением работы. Хороший мастер обязательно должен уточнить параметры биения диска и шины. При этом делать это желательно как можно точнее, с учетом радиального и бокового биения;

Вся грязь с покрышки и лишние элементы с протектора должны быть удалены. Если этого не сделать, то балансировка становится совершенно бесполезным мероприятием. Перед началом работ колесо должно идеально вычищаться;

Обратите внимание на внешний вид станка для балансировки. Если он загрязнен, то рассчитывать на точные данные и качественную балансировку весьма сложно.

Финишное балансирование

Финишное балансирование выполняется на колесах, которые уже установлены на авто. Плюс работы в том, что настраиваются не только колеса, но и тормозные диски, ШРУС, ступицы и полуоси.

Такой вид балансировки обеспечивает реальную плавность хода, улучшает сцепление колес с дорогой и позволяет добиться ряда других положительных аспектов.

Делаем работу своими руками

Для выполнения балансировки необходимо подготовить специальный комплект грузиков (его можно купить в магазине).

При этом для литых и кованых дисков продаются балансиры, которые клеятся на колесо (именно им необходимо отдавать предпочтение).

Последовательность действий такова.

  • Приподнимите колесо домкратом и убедитесь, что оно легко вращается. Если есть трение, то слегка отпустите гайку ступицы. Очистите колесо от грязи и уберите все камни с протектора (они будут мешать балансировке).
  • Обязательно проверьте давление в шине. Оно должно быть в соответствии с рекомендациями, указанными в руководстве по эксплуатации авто.
  • Снимите старые балансирные грузики.
  • После этого раскручивайте колесо против часовой стрелки и ждите, пока оно полностью остановится. Теперь можно пометить верхнюю точку мелом (это самое легкое место).
  • Далее вращайте колесо по часовой стрелке и снова ставьте метку (также в верхней точке). Между первой и второй отметиной находится самая легкая часть колеса.
  • По обеим сторонам клейте балансиры весом по 30 грамм.

Но это еще не все.

Раскручиваем колесо в любую сторону и сморим, после его остановки грузики должны быть внизу. Этим мы выяснили точку нужней балансировки. При другом результате подберите грузили потяжелей, но не переборщите.

Добившись результата смещайте грузики вправо или влево от последней точки. Необходимо добиться, чтобы колесо останавливалось при разных положениях точки.

Теперь переходите к остальным колесам и действуйте в той же последовательности.

Как работают профессионалы?

В профессиональных мастерских балансировка колес производится на специальных станках с компьютерным управлением. Участие человека в такой работе минимально.

Лазерное оборудование с высокой точностью определяет места установки и вес необходимых балансиров. При этом все данные выводятся на экран монитора.

Такая балансировка позволяет устранять любые виды биений колеса и диска в сборе.

Вывод

Помните, что колеса нуждаются в периодической балансировке, и от этого напрямую зависит техническое состояние транспортного средства и ваше здоровье.

Нужно понимать, что самостоятельная балансировка колес не дает точного результата, только современное высоко технологическое оборудование может дать идеальный результат, а найти его можно только в хорошем автосервисе.

Видео Балансировка колес:

Гармония и баланс нужны нашему автомобилю не только в смысле переносном, но и прямом. Без балансировки ни одна вращающаяся деталь не стане работать корректно, а в худшем случае, просто разнесет в щепки весь узел или агрегат, когда частота колебаний войдет резонанс с колебаниями других деталей. Поэтому конструкторы всячески стараются сбалансировать все вращающиеся детали. Это касается карданных валов, коленчатых валов, маховиков, полуосей и, конечно, колес.

Что такое балансировка колес

Если все остальные валы и вращающиеся детали работают в закрытом объеме и им абсолютно все равно, что происходит за пределами картера, блока или корпуса, то колесам приходится туго. Даже если шина в сборе с диском сбалансированы идеально, то в ходе эксплуатации с ними может произойти все что угодно, начиная от деформации и заканчивая налипанием грязи. Все это влияет на балансировку колеса. А что это вообще такое, балансировка?

Балансировка автомобильного колеса - это устранение разницы в радиальных массах. То есть, если колесо с одной стороны легче, а с другой тяжелее, то при вращении оно будет вибрировать. Чем выше скорость вращения, тем больше вибрация.

Зачем и как часто делать балансировку

Не нужно говорить, что постоянная вибрация на руле даже при самых минимальных скоростях просто неприемлема. Дисбаланс колес приводит к:

  • ухудшению сцепления колеса с дорогой;
  • быстрому износу резины, ходовой части и подвески автомобиля;
  • резкому ухудшению управляемости;
  • ухудшению работы тормозной системы.

Балансируют колеса при необходимости, при появлении вибраций, а также после замены покрышек, после их ремонта и вулканизации камер, после рихтовки или выкатки стальных дисков.

Кроме безопасности, уменьшения ресурса и высокого расхода топлива дисбаланс колес не приносит в салон автомобиля особенного комфорта. Поэтому балансировка колес своими руками должна стать привычной процедурой для каждого автомобилиста. Хотя бы для того, чтобы понять как и чем это делается.

А чтобы разобраться в способах балансировки, нужно знать врага в лицо, то есть дисбаланс. Учитывая нехитрые законы физики, можно догадаться, что дисбаланс может быть двух видов - динамическим и статическим.

Выходит, что не зря на каждом шиномонтаже установлены стенды для балансировки колес, поскольку любая вулканизация - это хоть и минимальное, но смещение центра тяжести всего колеса, который необходимо в обязательном порядке балансировать. Цена балансировки колес на станке - копейки, но если ее не сделать, последствия могут быть самыми удручающими.

Технология балансировки колес своими руками

Самый простой и доступный способ статической балансировки доступен каждому, кто способен вывесить автомобиль на домкрат. Более того, проверять балансировку колес рекомендуется после каждой замены колеса, независимо от того, балансировалось оно раньше, или нет. А сделать это проще простого.


Поздравляем. Статическая балансировка одного из колес окончена, теперь можно приступать к балансировке остальных. По окончании нужно провести ходовые испытания. Как правило, несбалансированное колесо начинает вибрировать на скорости около 70-90 км/ч.

Кстати, простейший балансировочный станок можно собрать вокруг старой ступицы, в которой еще не погиб подшипник. Только установить самодельный стенд придется идеально ровно во всех плоскостях. Сбалансированных всем колес и приятных ощущений от вождения!

Сезонная смена резины зачастую подразумевает балансировку колес, поскольку эта вращающаяся деталь с разным весом по окружности может привести к поломке ступицы. Кроме того, при движении на скорости появляется биение руля, значительно ухудшается управляемость автомобиля.

Далеко не каждый владелец автомобиля хочет обращаться в специализированную мастерскую для решения проблемы, поскольку стоимость балансировки составляет 500-1500 рублей. Кроме того, водители зачастую убеждены в халатности работников СТО, которые плохо делают свою работу. Альтернативой будет балансировка своими руками, которую могут провести автолюбители самостоятельно.

Виды дисбаланса и нужна ли балансировка

Если колесо с одной стороны легче или тяжелее:

  1. Это неизбежно приводит к вибрации при движении.
  2. Кроме того, ухудшается сцепление с дорогой, управляемость, торможение.
  3. Резина на таком диске быстрее изнашивается, выходят из строя детали ходовой части и подвески.
  4. Увеличивается расход топлива.

Для устранения проблемы важно разобраться в ее происхождении.

Дисбаланс бывает статическим и динамическим:

  1. В первом случае центр тяжести колеса смещается с оси вращения. При этом оно начинает вибрировать вверх и вниз.
  2. Динамический вариант представляет собой более сложный случай, поскольку этот дисбаланс появляется только на повышенных оборотах. Колесо виляет и вибрирует в разных плоскостях.

Практически все шиномонтажные мастерские оборудованы балансировочными стендами, поскольку даже вулканизация приводит к смещению центра тяжести. Если игнорировать данную процедуру, то можно получить неприятные последствия.

Подробная инструкция

Статическую балансировку может провести каждый, подняв колесо на домкрате. Делать это рекомендуется после каждой замены или ремонта колеса.

Данную процедуру нужно проводить, придерживаясь следующей последовательности:


Кроме того, самый простой балансировочный станок можно сделать на основе старой ступицы с исправным подшипником.

Таким образом, контролировать состояние автомобильных колес в домашних условиях под силу каждому автолюбителю. Но сделать балансировку у мастера еще проще и дешево, поэтому не стоит пренебрегать данной возможностью.

Балансировочный станок предназначен для выявления неуравновешенности деталей во время вращения. Наибольшее распространение станки получили на шиномонтажах. Применяют их также в машиностроении для балансировки винтов, карданных валов и турбин и предотвращения биения и поломок деталей станков. Некоторые модели оборудованы механизмами для автоматической правки баланса.

Что такое балансировка

Разбалансированным считается колесо, у которого не совпадают геометрический центр и центр массы. При вращении такого диска появляются мощные центробежные силы, заставляющие вибрировать автомобиль. Кроме этого, быстрее изнашиваются детали подвески и резина.

Балансировка карданных валов и колес позволяет избежать неравномерного истирания покрышек, увеличить срок эксплуатации подшипников и подвески. Наибольший спрос на балансировку карданных валов и дисков проявляется в межсезонье, когда автолюбители переходят с зимней резины на летнюю и наоборот.

Сбалансировать колесо или карданный вал можно только на специальном оборудовании. Мало лишь грамотно собрать колесо, его нужно уравновесить. Специализированные балансировочные станки работают с дисками разных размеров и форм, обеспечивают различные режимы работы.

Устройство станка

Конструкция состоит из опор, на которые устанавливается колесо, электромотора и датчиков измерения. Во время шиномонтажа деталь вращается, датчики определяют давление или вибрацию. На основании полученных данных выявляется место неуравновешенности.

Станки различаются по конструкции опор, которые могут быть:

  • мягкими: при тестировании измеряются амплитуда и частота движения опоры, спровоцированного кручением разбалансированного колеса. Под каждый вид детали существует собственный станок, поэтому результаты проверок более точны;
  • жесткими: измеряется давление и фаза ротора. Один станок тестирует различные виды деталей — универсальное приспособление, дающее менее точные результаты.

Стенды для балансировки могут быть с горизонтальной или вертикальной осью вращения. Точные замеры возможны при наличии автоматизированного привода.

Датчик скорости это одно из самых важных устройств в станке. Он работает по принципу акселерометра или магнитной индукции.

Датчик измерения угла разворота — второй важный тестер в станке.

На основании показаний датчиков и количества поворотов колеса высчитывают куда и сколько массы необходимо добавить.

Согласно принципу ввода данных балансировочные станки бывают:

  • автоматическими;
  • ручными.

Во втором случае мастер измеряет колесо вручную с помощью линейки и вводит данные вручную. Автоматическим станкам для работы требуются данные о диаметре, расстоянии до диска и иногда ширине. Такое оборудование быстрее выполняет балансировку карданных валов и дисков. Информация выводится на светодиодный или ЖК-монитор, в зависимости от модели, она может отображаться в графическом или цифровом виде.

Способы балансировки

Есть три способа балансировки колес и других вращающихся деталей:

  • винты регулировки — в детали высверливаются отверстия, куда закручиваются при надобности винты. Их можно множество раз менять, переставлять, что очень удобно;
  • высверливание — в необходимых местах проделываются пазы и отверстия, уменьшающие массу — это самый простой и распространенный на шиномонтажах метод;
  • балансировочные кольца — применяют только в металлообработке для ремонта фрезерных станков.

Ремонт балансировочных станков

При интенсивном использовании обнаруживаются неисправности механической или электронной части:

  • наиболее частые механические поломки провоцируются падениями или ударами: выход из строя карданных валов, подшипников, других деталей;
  • электронные поломки связаны с выходом из строя плат питания, управления или датчиков.

Признаки того, что станок нуждается в ремонте:

  • балансировка происходит не с первого раза;
  • некорректно определяется вес диска;
  • некорректно определяется форма диска.

Иногда проблемы решаются калибровкой станка. Тестирование работы производится с помощью эталонного колеса. Станок для балансировки ремонтируется на шиномонтаже или с вывозом в мастерскую.

Самодельный станок для балансировки

чертеж станка: 1 — нижняя стойка; 2 — опорный столик; 3 — подшипники; 4 — корпус подшипников; 5 — индикаторная стойка; 6 — индикаторы; 7 — гайка; 8 — вал; 9 — конус; 10 — диск; 11 — упорная шайба; 12 — покрышка; 13 — болты регулировки высоты

  1. Вытачиваем вал, с одного конца подготавливаем места для посадки подшипников, с другого нарезаем резьбу под конус с шайбой упора.
  2. Лучше использовать подшипники, бывшие в употреблении и хорошенько промытые. Они обеспечивают минимальное сопротивление.
  3. Стойка для станка своими руками сваривается из металлической трубы 52 мм. Индикаторы биения закрепляются сверху и сбоку.
  4. Чтобы колесо было удобнее устанавливать, монтируется опорная площадка.

Эксплуатация станка:

  1. Диск фиксируем в станке своими руками, используя гайку и конус;
  2. Раскручиваем и сверяем показания с нормами (горизонтальное должно быть не более 2 г, радиальное не более 1,5 г);
  3. Снимаем все грузики и еще раз проверяем колесо, оно останавливается самой тяжелой точкой книзу, ее нужно отметить;
  4. Отмеченную точку поворачиваем на 90 градусов и на противоположный край навешиваем грузик;
  5. Если при повороте на 45 градусов колесо стоит и не вращается, балансировка своими руками выполнена верно.

Интересные сведения о балансировке колес и ремонте балансировочного станка в видеороликах:

№^Балансировка «методом волчка»часть опустится и, соответственно, легкая — поднимется. Устанавливая грузики на поднятую часть, добиваются горизонтального положения колеса. Это и служит признаком его статической сбалансированности. Остается окончательно закрепить грузики и проверить сохранность балансировки. При закреплении грузиков лучше разделить их на две равные части, одну из которых следует установить на внутренней стороне колеса, а вторую — на внешней. Такое расположение грузиков све-г^х^IB JАУЗУТОдин из параметров колеса, определяющих его исправность, — уравновешенность. От нее в значительной степени зависит интенсивность н равномерность износа покрышек, плавность хода и уровень вибрации, износ деталей подвески и рулевого управления, а в конце концов — безопасность движения автомобиля. Колеса легковых автомобилей в процессе эксплуатации балансируют на специальных стендах СТО, но, к сожалению, не все и не всегда могут воспользоваться их услугами. Автолюбитель В. А. БЕЛУГИН из г. Обнинска Калужской области придумал несложное приспособление, обеспечивающее хорошие результаты при балансировке колес в «домашних» условиях. Предоставляем ему слово. Принцип метода (рис. 1) заключается в следующем. Если колесо установить на точечной опоре (например, острие), расположенной точно по оси вращения колеса, и сместить центр опоры на расстояние «а» выше центра тяжести, то статически сбалансированное колесо займет горизонтальное положение. При наличии дисбаланса колесо будет наклоняться в сторону более тяжелой части. Угол наклона зависит от величины дисбаланса и расстояния «а». Чем больше дисбаланс и чем меньше «а», тем на больший угол отклоняется колесо. При отрицательном значении «а» оно опрокинется. Изменяя расстояние между опорой и центром тяжести, можно регулировать чувствительность устройства. Простота самой идеи позволила сконструировать простое приспособление, представленное на рис. 2. Балансировку проводят, как показано на рис. 3. В тщательно очищенное от грязи колесо вставляют с внутренней стороны приспособление и ставят колесо горизонтально на опору (используют, например, торец металлического стержня диаметром 20—25 мм, зажатого в тиски). Статически сбалансированное кол.-со сохранит горизонтальное положение, а несбалансированное — наклонится: более тяжелаякJРис. 1. Схема балансировни нолеса: 1 — колесо; 2 — приспособление; 3 — опора; 4 — центр тяжести колеса. Рис. 2. Приспособления для балансировки колес: а — «Жигулей»; б — «Моснвича» (последних моделей); 1 — кольцо (материал — сталь, дюралюминий); 2 — фланец (материал — сталь, дюралюминий); 3 — вал (материал — сталь 45; У8 и др., калить до HRC-48—52); 4 — винт Мб (3 штуки, равномерно расположенные по окружности).дет к минимуму возможный динамический дисбаланс, вносимый их установкой. Уменьшая расстояние «а», можно повысить чувствительность до 5г (вес пятикопеечной монеты!), в то время как допустимая величина дисбаланса составляет 20 г. Таким методом добиваются, как уже сказано, статической балансировки колеса. Обычно этого бывает достаточно для нормальной эксплуатации автомобиля, так как ощутимый динамический дисбаланс встречается очень редко. Тем не менее приспособление позволяет сбалансировать колесо и динамически, но это более сложная и длительная операция, требующая некоторого опыта. Проводят ее следующим образом. Статически сбалансированное колесо устанавливают на опору так же, как и для статической балансировки (см. рис. 3), и раскручивают до 70—100 оборотов в минуту при помощи стержня, вставленного в одно из отверстий под болты крепления колеса. Колесо, вращаясь свободно, обычно совершает еще и колебательные движения. Взявшись рукой за верхний конец вала, успокаивают его. Динамически сбалансированное колесо вращается ровно, верхний конец вала почти не бьет. Если дисбаланс есть, то верхний конец вала продолжает колебаться, а колесо вращается, наклоняясь под действием момента сил Р, вызванных динамическим дисбалансом. Подведя к верхнему концу вала мелок, делают метку со стороны, в которую наклонено колесо. Затем устанавливают два одинаковых грузика в местах, показанных большими стрелками на рис. 3. Повторив эту операцию несколько раз, добиваются, чтобы при вращении вал не колебался. Это и является признаком динамической сбалансированности колеса. Укрепив грузики, еще раз окончательно проверяют его статическую и динамическую балансировку. Предлагаемое приспособление с 1973 года используется мною и другими автолюбителями нашего города, имеющими «жигули», «москвичи» и «волги». Точность балансировки неоднократно проверялась на СТО — уравновешенность колес всегда оказывалась в пределах нормы. Износа, вибраций в рулевом приводе и подвеске передних колес, связанных с дисбалансом, мы не наблюдали.Рис. 3. Динамическая балансировка колеса: 1 — колесо; 2 — приспособление; 3 — мелок; 4 — опора; большими стрелками показаны места установки грузиков; Р — силы, создающие динамический дисбаланс.19