Коробка передач

Математическое детство – обучение счету дошкольников. Методика обучению счету Методика обучения счету по

Считать малыши начинают гораздо раньше, чем полагают многие. Уже в 18 месяцев - том нежном возрасте, когда у многих младенцев ещё нет ни речи, ни развитой моторики - дети активно интересуются количеством предметов, разрабатывают собственные стратегии их подсчёта и достаточно нервно реагируют на специально допускаемые взрослыми ошибки, связанные с числами.

Поэтому первые игры для знакомства ребёнка со счётом можно начинать уже в полтора года.

Однако важно не торопиться и не ждать от совсем маленьких детей чудес. Умение замечать собственные ошибки и устанавливать чёткие закономерности, связывающие цифры, приходит чуть позже - между 3 и 5 годами Learning to count begins in infancy: evidence from 18 month olds’ visual preferencess . Именно этот возраст считается оптимальным для начала осмысленных математических занятий.

10 лёгких и весёлых способов научить ребёнка считать

1. Чаще употребляйте цифровые примеры в речи

verywellfamily.com

К 3–5 годам малыш уже нарабатывает неплохой словарный запас и с любопытством относится к пока ещё непонятным словам. Чем чаще в вашей речи будут звучать числа («Пора просыпаться: уже восемь!», «Мы ждём трамвай № 3! А этот - № 11, он нам не подходит», «Тебе три года, а Мише из садика уже четыре», «Чтобы взять эту булочку, нужно отдать тёте 12 рублей»), тем больше внимания ребёнок будет им уделять, любопытствуя и пытаясь проникнуть в суть.

2. Считайте везде, где это только возможно


img.com

Можно пересчитывать ступеньки. Можно отсчитывать секунды до того, как откроются двери лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: «Раз-два-три - ёлочка, гори», «Раз-два-три-четыре-пять - побежали». Это важно, чтобы малыш понял: цифры не нечто абстрактное, а часть повседневной жизни.

3. Включайте малышу песенки-считалочки с видеорядом


inlearno.ru

Это один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребёнка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания. Как ни удивительно это звучит, но эффективнее всего дети учатся математике, когда слышат привычную и понятную устную речь Transforming the Workforce for Children Birth Through Age 8: A Unifying Foundation .

На YouTube, например, уйма песен-считалок, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Вот современная городская песенка-считалочка на русском языке:

А вот прекрасный англоязычный сборник для самых маленьких:

В общем, выбирайте, что понравится вашему малышу, - и вперёд: смотреть, слушать и подпевать.

4. Связывайте цифры с развитием


serpadres.es

Простейший пример - отметки на игровом ростомере . «Смотри, в прошлый день рождения твой рост был 92 сантиметра, а сейчас уже целых 100! Давай померим тебя через месяц - интересно, ты вырастешь до 101 сантиметра?» Дошкольник активно нащупывает своё место, себя в окружающем мире. Он уже осознаёт, что растёт. И цифры, растущие вместе с ним, вызывают естественный интерес как один из способов познания себя.

Сортировка - один из важнейших математических приёмов. Мы отделяем чётные числа от нечётных, целые от дробных, простые от составных… Естественно, до подобных понятий малышу ещё далеко, однако логике будущих арифметических действий его можно учить уже в 3–4 года.

Это знакомые многим картонные картинки, где цифры изображены рядом с соответствующим количеством предметов. Например, 1 может изображаться рядом с яблоком, 2 - с парой бананов, 3 - с тремя вишенками и так далее. Основная цель таких карточек - создать устойчивую связь между изображением цифры и её фактическим значением.

Хорошо, если подобные мнемонические элементы будут встречаться малышу как можно чаще. Например, карточки на магнитной основе можно повесить на намагниченную доску детского мольберта либо на холодильник. Время от времени, не надоедая ребёнку, важно вместе с ним пробегаться по карточкам, считая от 1 до 9 и обратно. Это закрепляет в памяти последовательность счёта и понимание, что именно скрыто за абстрактными и пока непонятными малышу словами типа «два», «три» или «девять».


drofa-media.ru

Ну а чтобы малышу и самому было интересно возиться с карточками, есть модели «с секретом». Например, раздвигающиеся .

Легендарный педагог Мария Монтессори в своей книге «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет » рассказывала, что едва ли не лучшие результаты в обучении дошкольников счёту показывали занятия с деньгами (или их муляжами).

Я даю детям монеты в один, два или четыре сантима, и с их помощью малыши учатся считать до десяти. Самый практичный способ преподать детям счёт - это показать им монеты в их употреблении, а самое полезное упражнение - это размен денег. Подобные упражнения настолько тесно связаны с повседневной жизнью, что вызывают живой интерес у всех без исключения детей.

Мария Монтессори

На следующих этапах подключаются математические игры с другими предметами. Например, яблоками: их ребёнку предлагается подсчитать и раздать поровну всем присутствующим детям). Или, положим, чашками, когда малыша просят: «Мы сейчас будем пить чай, принеси столько чашек, чтобы хватило всем» (то есть ребёнку приходится для начала подсчитать число присутствующих, а затем принести необходимое количество утвари).

Также Монтессори считала необходимым связывать математику с ощущениями. Это может выглядеть так. Предложите ребёнку несколько ярко окрашенных палочек разной длины (их можно просто высыпать на стол) и попросите на глаз выбрать самую длинную. Когда малыш сделает выбор, спросите, уверен ли он, что его палочка - чемпион? Для проверки последовательно сравните её с другими, оставшимися в общей куче. Хорошо, если на каждой из палочек будет обозначена её длина в виде заметной цифры: 1, 2, 3, 4, 5 сантиметров и так далее. Так ребёнок научится чувствовать длину.

10. Используйте методику Глена Домана


2gis.com

Американский врач Глен Доман полагал, что мозг маленького ребёнка гораздо мощнее, чем принято считать: он способен моментально анализировать и воспринимать огромные потоки информации, даже если взрослым кажется, что малыш «ничего не понимает».

Методика Домана основана примерно на том же принципе, что и мнемонические карты: на установке связи между числами и тем, что они обозначают. Для старта Доман предлагал родителям изготовить карточки из картона: на одной их стороне пишется число (в случае 2–3-летних малышей - от 1 до 10), на противоположную наносится соответствующее количество хорошо различимых точек.

По мнению Домана, заниматься математикой нужно, когда у ребёнка хорошее настроение.

Для занятия хватит буквально пары минут. Покажите малышу карту с одной точкой и внятно произнесите: «Один». Затем перейдите к карточке «два» и так далее. Не задерживайтесь: на демонстрацию одной карточки должно уходить не больше времени, чем на произнесение соответствующей цифры.

В первые занятия ребёнок должен просто наблюдать. Не надо просить его повторить или выполнить иные действия. После показа всех карточек обязательно скажите малышу, как вы его любите, как вам нравится его , погладьте по голове, обнимите и по возможности угостите чем-то вкусным: физическое поощрение - важная часть методики Домана.

На паре первых уроков карточки должны следовать одна за другой в чётком цифровом порядке - от 1 до 10. Начиная с третьего или четвёртого их можно тасовать, как колоду. И не забывайте: показываем быстро, хвалим щедро. Это позволит ребёнку, не заскучав в процессе обучения и даже получив от него удовольствие, прочно усвоить связь между цифровыми символами и количеством.

Что дальше

С помощью перечисленных выше методик малыш сможет играючи научиться считать до 10 и в обратном порядке, а также выполнять простейшие арифметические действия: складывать и вычитать. Ему это будет даваться легко, ведь он оперирует не непонятными символами, а скрывающимся за ним смыслом - количеством предметов. Для ребёнка 4–5 лет такой уровень математических познаний вполне достаточен.

Следующая ступень - последовательно учиться считать до 20, затем до 100, знакомиться с более сложными операциями: умножением и делением. Однако и на высших ступенях важно следовать ключевому принципу: математика не должна превращаться в тяжкую повинность. Чем больше в счёте будет радости и игры, тем проще и легче ребёнку (а затем и подростку) будет даваться общение с цифрами.

Ванжа Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ" Детский сад№20 "Золушка"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Обучение обратного счета детей старшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 10.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Обучение обратному счету детей старшего дошкольного возраста

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение

математических

представлений,

формирование

умственных

действий,

необходимых

познания

окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также

для успешного обучения в младших классах средней школы.

Формированием счетной деятельностью детей дошкольного возраста

занимались

педагоги

Я.А.Коменский,

Песталоцци,

К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева,

Ф.И. Блехер,

мыслитель-гуманист

Я.А.Коменский в руководстве по воспитанию детей до школы «материнская

школа» в программу по арифметике и основам геометрии включил усвоение

пределах

десятков

различение

определение большего и меньшего из них, сравнение предметов по выбору,

геометрических фигур, изучение мер измерения.

И.Г. Песталоцци – швейцарский педагог-демократ и основоположник

теории начального обучения, указывал на недостатки существующих методов

обучения, в основе которых лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей

счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению

определять время.

Русский педагог – демократ К.Д. Ушинский предлагал обучать детей

отдельных

предметов

действиям

сложения

вычитания,

формировать понимание десятка, как единицы счета.

Великий русский мыслитель Л.Н. Толстой в 1872 г. издал «Азбуку»,

одной из частей которой является «Счет». Он предлагал обучать детей счету

вперед и назад в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь на детский

практический опыт, приобретенный в игре.

Счет – одно из ведущих понятий в математике. Люди научились считать

глубокой

древности.

развития

первобытных народов. С возникновением цивилизации потребность в счете и

в умении производить арифметические действия резко увеличилась.

Дошкольная педагогика тоже не обошла своим вниманием обучение

счету.В детском саду дошкольники знакомятся со счетом. Математические

упражнения

логически

расширяют

представления

окружающем

Обучение

детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе.

Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит

к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер.

обучение

начинается

предшествует

подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с

множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и

наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше»,

«меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом.

Дети шестого года жизни все еще имеют наглядно-образное мышление,

но при особой системе воспитания и обучения у них начинает закладываться

вербальное мышление. Память и внимание начинают приобретать волевую

направленность.

описательность,

рассудительность,

излагать свои мысли. Дети этого возраста ищут активного общения, как со

сверстниками, так и взрослыми, они инициативные деятели, «естествоиспы-

татели», помощники в любых делах и начинаниях взрослого. Им свойственно

стремление выполнить задание и получить за него положительную оценку.

Таким образом, дети старшей группы уже приступили ко второму этапу

в обучении счету, который начался еще в средней группе, его основа для

дошкольников

активное

использование

пересчета

сравнении множеств. Проводится он с опорой на определение числа как

характеристики класса эквивалентных множеств, то есть их общего свойства,

независимо от характера входящих в них объектов.

Программа старшей группы направлена на расширение, углубление и

обобщение

элементарных

математических

представлений,

дальнейшее развитие деятельности счета. Детей учат считать в пределах 10,

продолжают знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с

множествами

измерения

условной

продолжается

формирование представлений о числах до десяти.

Обучение счету начинается с практических действий с множествами,

дробления

элементы,

сравнения

множеств.

деятельность условно может быть поделена на отдельные этапы, а именно

процесс счета и итог, в связи с чем выделяется соотнесенный и итоговый

счет. Процессом счета, т. е. соотнесенным счетом (называнием чисел) дети

овладевают быстрее. Итог счета усваивается значительно труднее.

Построение модели натурального ряда чисел, возможно, после того, как

дети освоятся с процессом установления взаимно однозначного соответствия

между множеством предметов, его числовой характеристикой и цифровым

обозначением этой количественной характеристики.

По мере усвоения все большего числа цифр и счетной деятельности,

вводится счет в прямом порядке и обратное название цифр, вначале с опорой

цифровое

обозначение,

заметить,

называть числа в обратном порядке, как считают многое педагоги-методисты,

является базовым для обучения ребенка процессу отсчитывания, поэтому

необходимо формировать такое умение, но формулировать задание следует в

виде: «Назови числа в обратном порядке». (А не «посчитай»). Таким же

образом формулируются задания: «Назови числа от 9 до 5» и т. п.

Закрепить

следования

позволяют

упражнения в увеличении и уменьшении числа на 1. Воспитатель ставит 1

предмет (флажок, матрешку), спрашивает: «Какое число получится, если я

Почему?».

интересной

закрепить

обратной

последовательности

позволяют

упражнения

лесенкой. Дети шагают по ступенькам лесенки то вверх, то вниз, считая либо

количество ступенек, которые они уже прошли, либо то число ступенек,

которое им еще осталось пройти, т. е. ведут счет то в прямом, то в обратном

порядке. Для упражнения детей в прямом и обратном счете используют

числовую лесенку. Упражнения с числовой лесенкой позволяют закрепить

знания о связях и отношениях не только между смежными числами, но и

между остальными числами в ряду.

Проводят ряд упражнений с числовыми фигурами. Например, вдоль

доски в ряд педагог расставляет числовые фигуры с количеством кружков от

помещает

предлагает

определить, какие фигуры «заблудились». Ряд числовых фигур может быть

выстроен как в прямом, так и в обратном порядке.

обязательно

называли

сравниваемых числа. Это важное условие осознания того, что каждое число

(кроме 1) больше одного, но меньше другого, смежного с ним, т. е. понимания

относительности значения каждого числа. Постепенно дети усваивают, что

выражение «до» требует назвать число меньше данного, а выражение «после»

Больше данного.

В старшей группе идет постепенное усложнение задач и дальнейшее

развитие счетной деятельности.

количественными и порядковыми числительными, группами по 2-3 предмета,

называя общее количество предметов.

В старшей группе можно варьировать размещение пересчитываемых

предметов.

научиться

предметы,

размещенные

кругу, в виде числовой фигуры. Важно при этом обратить внимание на то, с

пропустить

Многократные

упражнения

подводят детей к выводу о том, что начинать счет можно с любого предмета,

главное не пропустить ни одного.

В старшей группе усложняется характер заданий на счет с участием

слухового анализатора. Если в средней группе дети считали только звуки, то в

старшей группе можно соединять счет звуков и последовательный отсчет

предметов, сравнивать звуки и предметы по количеству.

старшего

дошкольного

возраста

доступны

которые состоят из нескольких конкретных задач. Игры «Кто знает пусть

формируются

представления

последовательности

размещения

натуральном

понимание

взаимно-обратных

отношений между числами в пределах 10.

Воспитатель предлагает детям числовую лесенку

Сколько ступенек на числовой лесенке?

Какое число наименьшее?

Какое число наибольшее?

Какое число стоит после?

Понимание детьми отношений между смежными числами натурального

отдельных

предметов

вводится

обучение

группами, т.е. обучение на основе смены основания.

Таким образом,

усвоение счетной деятельности и процесс ее развития

совершается

результате

организованного взрослым обучения. В каждой возрастной группе детского

сада обозначены задачи по развитию у детей элементарных математических

представлений,

частности

развитию

деятельности,

соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Список используемой литературы

1.Белошистая

Дошкольный

формирование

первичных

представлений

натуральных

числах/А.В.Белошистая,//Дошкольное

воспитание. – 2002 №8. стр. 20-24.

2.Волкова

Столярова

Развитие

шестилетних

математики. / С.Н. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа – 1990. - №7

– С.35 – 39.

3.Данилова

Математическая

подготовка

дошкольных

учреждениях. М.: ИНФРА - М. 2004. - 154 с.

4. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - М.:

Просвещение, 2008. - 294 с.

5.Козинцева

Померанцева

Формирование

математических

представлений.

Конспекты

Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.

6.Колесникова

Программа

«Математические

ступеньки».

Колесникова – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.

7. Комарова Л.Д., Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения

по обучению математике детей 5-7 лет. / Л.Д. Комарова – М.: Издательство

ГНОМ и Д, 2007. – 64 с.

Математика – это предмет, изучать который никогда не скучно. Так почему бы ребятишкам не поучиться? Обучение детей дошкольного возраста счету похоже на состязание. У юных математиков есть много преимуществ, да и учатся они лучше ровесников. Предлагаем разобраться, в чем плюсы раннего обучения математике, как не превратить их в минусы и чему, кроме счета до 10, можно учить еще.

Раннее обучение математике – Вы «за» или «против», почему?

Некоторые родители и даже педагоги считают, что раннее обучение математике скорее вредит, чем приносит пользу. Аргументы «за» таковы: обучившись счету раньше времени, дети будут скучать на уроках. Если при обучении папы и мамы не допускают ошибок, если ребенку нравится математика, то почему бы не заниматься любимым делом сколько хочется?

Кроме того, грамотный педагог всегда сумеет занять на уроке и юного математика — предложит ему самостоятельную, вызовет к доске, поручит проверку тетрадей товарищей, попросит объяснить новую тему. Именно из таких учеников чаще всего получаются участники и победители олимпиад, формируется интеллектуальная элита школы.

Другая крайность – стремление заучивать с малышом математические тонкости вплоть до таблицы умножения, счета до миллиона, решения уравнений и задач в несколько приемов. Родители стараются, задействуют различные системы — обучение счету по методике Зайцева, Домана, Монтессори.

И тут действительно важна мера. Если малыш спрашивает, интересуется – делитесь знаниями смело. Но в том случае, когда ученье – тьма, не стоит выходить за рамки детских потребностей. Для обучения в 1 классе — это касается арифметического материала — вполне достаточно знать состав числе до 10, узнавать цифры, считать до 20, сравнивать их.

Для того, что бы разобраться, как научить считать ребенка в 3 года и что ему преподавать, нужно учитывать и общее положительное влияние развивающих занятий на мышление карапуза. Счет до ста или больше, к примеру, укрепляет память и воспитывает математическую речь. А если малышу объяснили принцип образования чисел, то и работает на логику.

Азы обучения счету, занятия с 3-4-летками

Обучение математике трудно разделить по принципу: важно и не важно. Воспитатели садика и учителя идут единым фронтом: математические знания даются в комплексе с подготовительными элементами. Знакомство с фигурами, например, получает «серьезное» продолжение лишь на уроках геометрии, которая начинается в 7 классе.

Самых маленьких учат считать, начиная с различных полезных понятий. То, что взрослым кажется элементарным, для малышей может показаться очень трудным. Дети узнают значение математических слов и учатся работать с наборами одинаковых и различных предметов:

  • раскладывают предметы на несколько частей по заданной характеристике (только красные, или только большие, круглые, высокие…)
  • то же самое, но по нескольким характеристикам (отбери зеленые и маленькие предметы)
  • находят пару заданному предмету (книга-тетрадь), поясняют свой выбор
  • дети манипулируют группами одинаковых предметов, используя понятия: один, много и мало
  • малыши работают с такими выражениями, как: такой же; по одному; ничего нет; столько же; одинаковый по…; столько, сколько; ни одного; каждый из; больше (меньше), чем; поровну; всех; все и т.д.

Все перечисленные «термины» употребляют в связи с действием (возьми столько же, угости каждую из игрушек, этот овал лишний). Кроме этих «полновесных» слов, дети тренируются строить выражения со служебными частями: не, а, и, чем (шаров больше, чем кубов; это не белые квадраты, а синие).

Маленький ребенок не способен воспринимать информацию на слух. Он должен увидеть и обязательно выполнить все задания руками: переложить фигуры, раздать конфеты куклам, убрать лишнее, сделать поровну. Тесная взаимосвязь действия и знания – основа, на которой построена вся методика обучения порядковому счету.

Особенно весело и продуктивно проходят игры, в которых дети выполняют посильные задания: принеси столько же; поставь одну машинку на белый круг, а на синий много; сделай поровну.

В этот же период малыши учатся сравнивать, не считая предметы. Первый пробы сравнения дети делают, накладывая предметы друг на друга. Для этого необходимо создать понятную для ребенка ситуацию, когда задание связано с его личным опытом. Например, необходимо посадить цветы (4 штуки) в горшки (5 штук). Разложив картинки цветов на изображения горшков, малыши замечают, что один горшок лишний. Ситуация обсуждается: горшок лишний, значит, горшков больше. Цветов не хватает, значит, цветов меньше.

По поручению взрослого ребенок «покупает» еще один цветок и «садит» его в горшок. На вопрос «Что лишнее?» ответа быть не может – предметов поровну, одинаково. Накладываемые предметы должны быть меньше, чем основные – что бы дошкольник видел, что он делает и понимал суть операции.

Более сложный вариант, который предлагается после хорошо усвоенного предыдущего, — прикладывание. То есть, предметы кладутся рядом, по парам, а не друг на друга.

В перечень заданий необходимо включать игры на освоение пространства. Дети находят предмет, который слева от…; вверху, справа, ниже, под, впереди, в, за, над, на и так далее.

Особенность мышления дошкольника состоит в том, что лучше всего он воспринимает предметы, расположенные в линию. Одним из приемов, на котором строится дальнейшая методика обучения счету дошкольников, является сравнение в разном положении.

Например, малыш уже сравнил яблоки, расположенные на верхней полке и тарелки, расположенные на нижней. Взрослый собирает фрукты и раскладывает их на столе в другом порядке – симметрично, по кругу и т.д. Задача ребенка – понять, что одно и тоже число может быть изображено по-разному, не только в линию.

Обучение счету 4-5-леток

На пятом году жизни, дети учатся комментировать свои действия, используя терминологию, усвоенную раньше. К ним добавляются новые значимые слова: тоже два; число; столько же; пара; второй, третий, четвертый; один под другим; не равно…

Малыши учатся строить математические выражения, применяя слова: и, то, а, если.

Главный навык, которым овладевают дети, — счет и умение подобрать цифру к полученному числу. При счете предметов необходимо добиться того, что бы ребенок считал медленно (не показывая на один предмет дважды и не пропуская их).

Наиболее трудно для дошкольника понять, что нужно говорить в ответ на вопрос «Сколько?». Как правило, маленькие математики начинают счет заново. Для пояснения сути вопроса, попробуйте считать вместе, и после того, как счет будет закончен, без паузы, повторить: семь! Семь (яблок)! Сколько у нас яблок? – Семь! После серии подобных пересчетов, малыш постигает смысл этого вопроса.

Обучение дошкольников счету включает такое важное правило, как счет слева направо, без называния предметов. Счетный ряд строится правой рукой, брать можно только по одному предмету (за исключением специальных заданий). Очень удобно (и методически правильно) располагать предметы в линию. Также следует добиться того, что бы дошкольник начинал счет верно: не раз, а один.

Для подготовки к решению математических задач, следует постоянно связывать математику с бытовыми и игровыми навыками ребенка. Например, пересчитывать карандаши, кусочки пищи в тарелке, вилки на столе, подбирать столько же конфет, сколько товарищей.

На данном этапе, детей знакомят с получением нового числа прибавлением (отниманием) по одной единице. Данный способ усваивается при сравнивании предметов, расположенных в два ряда. Очень удобно наборное полотно – два-три ряда из десяти прозрачных кармашков, нашитых на ткань параллельно друг другу.

Как научить ребенка считать до 5? Предложите малышу сравнить два предметных набора. В одном из них два овала, во втором три квадрата. Количества фигур сравниваются (сколько, чего больше, чего меньше, сделай поровну). Для подготовки к усвоению чисел, следует отнимать по одному предмету. Например, было 3 овала, один убрали, сколько осталось? – Два. Или способом прибавления: было три, один прибавили, сколько стало?

На пятом году жизни у детей формируют представления о числах до 5. Однако малыши охотно играют «в состав числа» и без добавления по одному. То есть, дошкольник угадывает и запоминает, сколько шариков спряталось (два из трех), глядя на оставшийся (один). После правильного ответа необходимо сделать вывод, что два и один – это три. Таким образом, можно легко обучить малыша составу чисел и практически подготовить его к обучению в 1 классе.

В этот период стоит уделить внимание порядковому счету. Дети должны научиться отвечать на вопрос: Какой? Который? (пятый, третий).

Для ребенка 4-5 лет возможны более сложные задачи на сравнение чисел. Разница между множествами может достигать 2-3 единиц.

Кроме изучения чисел, дошкольники считают звуки и движения (Сколько раз я хлопну по столу? Сколько раз я подниму флажок?).

Учим счету детей 5-6 лет и дошкольников

В данный период математической грамоты продолжается обучение детей дошкольного возраста порядковому счету, сравнению, узнаванию цифр, развитие математической речи, мышления, решение простых задач.

Задания по счету и цифрам расширяются от 0до 10. Малыши приступают к подготовке к изучению состава чисел. Они раскладывают на равные части группы предметов по 4, 6, 8, 10 единиц на 2, 3, 4, 5 одинаковых частей. Этот же прием можно расценивать, как подготовку к дробям.

Задания, предложенные малышам 3-5 лет, усложняются и строятся на четком понимании математических соотношений при сравнении, прибавлении и отнимании единицы. Малыши решают задания, как сделать поровну, меньше, больше. Под руководством взрослого, дошкольники разделяют целый предмет (круг, квадрат) на одинаковые части и определяют одну вторую (четвертую, восьмую и т.д.).

Вполне возможно, и даже нужно, ознакомить без пяти минут первоклашку со знаками «>, <, =». А если вспомнить описанное выше прибавление/отнимание одного предмета при сравнении, то Вы легко поймете принцип ознакомления с действиями «+, -» путем добавления по одному.

Обучение счёту дошкольников охватывает анализ характеристик предметов. Дети учатся сравнивать длину, объем и другие параметры с помощью шаблона. Это может быть готовая мерка (полоска бумаги, которую нужно отложить несколько раз; стакан; столовая ложка для измерения круп). Дети обязательно подсчитывают, сколько раз мерка поместилась целиком.

Математические игры – важный прием обучения счету

При обучении счету, а, главное закреплении, знаний, прекрасно работают математические игры.

Построй ряд

Играют двое. Дети получают наборы цифр, количеством до 12. Перед ними также лежит ряд карточек до 10 «лицом» вниз. Ребенок делает ход, открывая карточки из десятка на столе. После чего, он переворачивает свою карточку (одну из 12). Если она больше открытой из десятка на столе, то кладет ее справа, меньше – слева. Если цифры одинаковы, ход передается.

Лови мяч!

В эту игру приглашают несколько ребятишек, умеющих быстро прибавлять/отнимать числа в пределах 5 (10). Бросая друг другу мяч, дети задают вопрос: 2+3? Игрок, поймавший мяч быстро отвечает и, придумав свой пример, бросает мяч следующему товарищу.

Маленький волшебник

Ведущий (для начала взрослый) загадывает число, которое меньше 5, но больше 3. Дети должны ответить, что это 4.

Математические хлопки

Необходимо выложить цифры лицом вниз. Ребенок открывает любую и хлопает столько раз, какую видит цифру.

Домик из палочек

Ребенок получает десять палочек. Взрослый поручает ему выложить дом из определенного количества палочек (6, 7, 8 и т.д.)

Догадайся, какое место

Взрослый просит назвать, какое место занимает число, которое живет между 7 и 8? Ребенок должен ответить – шестое.

Добрый день, дорогие читатели! Как много усилий приходится прикладывать взрослым, чтобы научить ребенка считать в пределах 10 и 20. И не только считать, но и решать примеры, вычитать и складывать! В то же время сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Предлагаем вам нестандартные игровые методики, как научить ребенка считать примеры в пределах 20.

С чего начать?

Этап 2

Если научились пересчитывать, знакомимся с графическим изображением цифр. С этой целью используем кубики с числовыми изображениями, карточки.

Этап 3

Следующий этап очень важный: он готовит основу для быстрого счета в уме. Это изучение состава числа. Если кроха будет твердо знать, как раскладываются числа, он легко будет решать примеры на сложение и вычитание.

Изучение состава числа традиционно проводят с помощью так называемых «домиков». На бумаге в клеточку рисуете домик. На одном «этаже» всегда по 2 комнаты-клетки. Этажность дома определяется в зависимости от количества числовых пар, на которые можно разложить цифру.

Например, 4 можно разложить на 3 и 1, 2 и 2. Значит, цифра 4 живет в двухэтажном дома и т.д. Ее мы и напишем на крыше. На примере хорошо видно, как правильно составить домики для чисел 3, 4 и 5.

Расселение «квартирантов» по этажам ребенку придется запоминать наизусть. Начинайте с небольших чисел. Просите кроху внимательно посмотреть, кто с каким соседом живет, а потом «заселить» числа самостоятельно.

Когда усвоены двойка и тройка, переходите к более сложным числам. Такая методика дает наиболее твердые результаты. Проверенно на собственном опыте.

Вот вы можете скачать вот такую таблицу и использовать ее для освоения методики состава числа:

Этап 4

Когда домики пройдены, настала очередь примеров в пределах 10. В первом классе эти примеры придется решать в первом полугодии, так что лучше подготовиться заранее. Теперь останется только ставить между «поселенцами» знаки + или — , предварительно объяснив малышу их предназначение.

Сначала преподнесите сложение или вычитание в форме игры. Например, от четверки с этажа ушла единичка. Кто из соседей останется на этаже? Ответ: тройка. Такие упражнения помогут крохе быстро освоиться в математических примерах. Постепенно слова «ушел», «пришел» меняем на «плюс» и «минус».


Так мы освоили с ребенком счет в пределах 10. Как видите, методика очень проста, но для ее действия требуется время и терпение. Старайтесь заставлять кроху сначала считать в уме: письменные упражнения затормаживают мышление.

Попутно тренируйте понятия «больше-меньше» (используйте сначала предметы, разложив их по разные стороны, затем сравнивайте цифры), соседи числа (пишите ряд чисел с пропущенными цифрами и просите кроху дополнить ряд, правильно разместив соседей).

Идем дальше…

Настала пора знакомить малыша со вторым десятком. Чтобы преодолеть арифметические трудности, предлагаем следующий алгоритм занятий:

Часть 1

Вводим понятие десятка. Для этого раскладываем перед ребенком 10 кубиков и прибавляем еще один. Объясняем, что это одиннадцать. Говорим о том, что Окончание слова «дцать» обозначает «десять». Чтобы образовать цифру от 11 до 19, нужно всего лишь прибавлять число к окончанию «дцать» и ставить между ними предлог «на».


Част 2

Поскольку малыш уже знаком с понятием десятка, вводим разряд единиц и при сложении оперируем этими понятиями. Например, 13+5. Складываем сначала единицы: 3+5=8. Теперь прибавляем оставшийся десяток и получаем 18.

Часть 3

Теперь переходим к примерам на минус: действуем точно так же. Вычитаем единицы, затем прибавляем десяток.

Часть 4

Самый сложный этап – вычитание, при котором первая единица меньше второй: 13-6. В таком примере мы не можем вычесть из 3 шесть. Приходится иметь дело с десятком. Один из путей – из шести вычесть три, оставшееся число вычесть из десятка, т.е. 6-3=3, 10-3=7. После нескольких тренировок малыш сможет производить вычитание в уме.


Ребенок должен четко усвоить описанные навыки: во 2 классе это понадобится ему для решения примеров с двузначными числами.

Чтобы скрасить процесс обучения, можно привлечь различные пособия:

  • кубики;
  • магниты;
  • картинки (обучение с картинками особенно разнообразно: их можно просто пересчитывать, использовать раскраски с примерами для закрепления навыков счета);
  • любые предметы, находящиеся под рукой;
  • счетные палочки;
  • счеты и т.д.

Чем больше вы проявите фантазии, тем скорее заинтересуете ребенка математикой.

Мы с вами рассмотрели последовательность обучения крохи решению примеров в пределах 20 поэтапно. Если статья была вам полезна, оставьте комментарий или поделитесь статьей со своими друзьями в соц. сетях.

До скорых встреч, дорогие друзья!

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru, то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема "Обучение счету и математике дошкольников", обязательно посмотрите специальный раздел сайта"Занимательная математика для дошкольников" Здесь вы найдете компьютерные и бумажные варианты заданий на обучение счету, знакомство с цифрами и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста. Приведем для ознакомления скриншоты некоторых заданий:

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами информатики уже в дошкольный период.

При обучении детей основам математики и информатики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

Счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

Предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

Узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

Доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;

Основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

Сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше - ниже;

Основы информатики, которые пока являются факультативными и включают в себя понимание следующих понятий: алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая вычислительной машиной, формирование основных логических операций - "не", "и", "или" и др.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно "между делом". Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится малышу. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите его принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т. п.

Хорошо, если вы сделаете для занятий геометрические фигуры, если у вас будут игры "Лото" и "Домино", которые также способствуют формированию элементарных навыков счета.

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки дошкольника к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение дошкольников к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите его самого считать предметы вслух. Постоянно считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т. д.), время от времени спрашивайте у ребенка: "Сколько чашек стоит на столе?", "Сколько лежит журналов?", "Сколько детей гуляет на площадке?" и т. п.

Приобретению навыков устного счета способствует обучение малышей понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Такими предметами являются часы и термометр.

Однако давать в руки термометр дошкольнику не следует, поскольку это может быть опасно. Да и в этом нет необходимости, поскольку вы можете изготовить наглядное пособие, имитирующее действие термометра.

Термометр изготавливается из тонкой дощечки или картона. При этом некоторые части термометра целесообразно окрасить в разные цвета: та часть, которая показывает температуру ниже нуля, окрашивается в синий цвет - это символ того, что холодно, а вода превращается при такой температуре в лед.

Верхняя часть учебного термометра содержит температуру свыше ста градусов. То, что ниже ста градусов, красного цвета - при такой температуре на улице тепло или жарко, а лед начинает таять. При температуре свыше ста градусов вода превращается в пар, соответственно, эта часть учебного термометра - белая.

Такой наглядный материал открывает простор для фантазии при проведении различных игр. Научив малыша измерять температуру, просите его ежедневно определять температуру на наружном термометре. Вы можете вести учет температуры воздуха в специальном "журнале", отмечая в нем ежедневные колебания температуры. Анализируйте изменения, просите ребенка определить понижение и повышение температуры за окном, спросите, на сколько градусов изменилась температура. Составьте вместе с малышом график изменения температуры воздуха за неделю или месяц.

Таким образом происходит не только совершенствование навыков счета, ребенок также знакомится с понятиями положительных и отрицательных чисел, узнает некоторые закономерности физических явлений, учится рисовать оси координат, строить графики.

Очень важно научить ребенка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте их в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Рассмотрите с ребенком убранство его комнаты, спросите, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т. д.

Ребенок также должен усвоить такие понятия, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребенка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например, стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало.

Положите перед ребенком кубики разного цвета. Пусть зеленых кубиков будет семь, а красных - пять. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте еще два красных кубика. Что теперь можно сказать о красных кубиках?

Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

Пусть ваш ребенок сам придумывает сказки с числительными. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше - меньше, выше - ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.

Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите малыша, чем отличаются рисунки. Просите его самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т. д.

Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка называть разные числа. Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями.

Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны. Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой - три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.

Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).

Комбинируя счетные палочки, ребенок лучше начинает разбираться в математических понятиях ("число", "больше", "меньше", "столько же", "фигура", "треугольник" и т. д.).

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.

Очень важно привить ребенку навыки, необходимые для написания цифр. Для этого рекомендуется провести с ним большую подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради. Возьмите тетрадь в клетку. Покажите клетку, ее стороны и углы. Попросите ребенка поставить точку, например, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т. п. Покажите середину клетки и середины сторон клетки.

Покажите ребенку, как рисовать простейшие узоры с помощью клеток. Для этого напишите отдельные элементы, соединяя, например, верхний правый и нижний левый углы клетки; правый и левый верхние углы; две точки, расположенные посередине соседних клеток. Нарисуйте простые "бордюрчики" в тетради в клетку.

Здесь важно, чтобы ребенок сам хотел заниматься. Поэтому не заставляйте его, пусть он рисует не более двух узоров за один урок. Подобные упражнения не только знакомят ребенка с основами письма цифр, но также и прививают навыки тонкой моторики, что в дальнейшем будет очень помогать ребенку при обучении написанию букв.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логические задачки могут быть следующими:

Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной - на клене вишни не растут.)

Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)

У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3.)

Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.

Решите сами вслух какую-нибудь задачу. Делайте определенные выводы после каждого предложения. Пусть малыш следит за ходом ваших мыслей. Пусть он сам поймет, как решаются задачи подобного типа. Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать такие задачи просто и даже интересно.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).
- Висит груша, нельзя скушать (лампочка).
- Зимой и летом одним цветом (елка).
- Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

Знание основ информатики в настоящее время для обучения в начальной школе не является обязательным, по сравнению, например, с навыками счета, чтения или даже письма. Однако обучение дошкольников основам информатики, безусловно, принесет определенную пользу.

Во-первых, практическая польза обучения основам информатики будет включать в себя развитие навыков абстрактного мышления. Во-вторых, для усвоения основ действий, производимых с вычислительной машиной, ребенку понадобится применять умение классифицировать, выделять главное, ранжировать, сопоставлять факты с действиями и т. д. Следовательно, обучая малыша основам информатики, вы не только даете ему новые знания, которые пригодятся ему при овладении компьютером, но еще и попутно закрепляете некоторые умения общего характера.

Одной из основ информатики является кодирование практических действий цифрами. Для того чтобы привить это умение малышу, вовсе не обязательно использовать специальные справочники, пособия или наглядный материал. Все необходимое наверняка уже имеется в вашем доме. Да и дети, возможно, уже знакомы с основами кодировки.

Вы наверняка знаете игры, которые не только продают в магазинах, но и публикуют в различных детских журналах. Это настольные игры с игровым полем, цветными фишками и кубиками или волчком. На игровом поле обычно изображены различные картинки или даже целая история и имеются пошаговые указатели. Согласно правилам игры, участникам предлагается бросить кубик или волчок и, в зависимости от результата, выполнить определенные действия на игровом поле. Например, при выпадении какой-то цифры участник может начать свой путь в игровом пространстве. А сделав то количество шагов, которое выпало на кубике, и попав в определенную область игры, ему предлагается выполнить какие-то конкретные действия, например, перескочить на три шага вперед или вернуться в начало игры и т. д.

Не пренебрегайте такими играми, почаще играйте в них с вашим малышом. Во-первых, они учат его быть точным и внимательным, а во-вторых, это прекрасная возможность совместного времяпрепровождения и общения с детьми.

Для участия в игре вы можете пригласить других детей или даже объединиться в команды, можно устраивать соревнования. Это, безусловно, выработает у вашего малыша определенные качества, которые ему пригодятся при обучении в школе.

Очень полезны также игры, которые учат малышей классифицировать предметы по каким-то определенным признакам. Существует множество вариантов.

Например, дается несколько геометрических фигур в определенной последовательности и в соответствии с определенной закономерностью. Ребенку необходимо выявить эту закономерность и добавить (нарисовать) недостающую фигуру или, наоборот, убрать лишнюю.

Существует множество примеров подобных игр. Вы можете воспользоваться уже имеющимися, которые предлагаются в соответствующей литературе, или разработать их самостоятельно.

Например, вы можете вместе с ребенком сконструировать следующую игру. Сделайте квадрат, разделите его на девять областей (три ряда по три квадратика) и изготовьте различные цветные геометрически фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Из имеющихся фигур вы можете выстраивать различные закономерности и придумывать задания, в которых ребенку придется выявить эту закономерность и выполнить определенные действия с фигурами.

Для обучения ребенка основам школьных знаний вы можете также воспользоваться специальными учебными пособиями, содержащими практические советы и описание различных игр.

Таким образом, в игровой форме вы привьете малышу знания из области математики, информатики, русского языка, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители.

Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.