Стойка

Толерантные качества. Черты толерантной личности черты интолерантной личности

«Толерантная личность»

Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой - гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. В своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Определение слова « толерантность »:

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры;

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.


Вывод: Таким образом, в своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.


Впервые черты толерантной личности выделил Гордон Оллпорт. В 1954 году в своей работе «Природа предубеждения» он заложил методологические основы изучения толерантности как психологического феномена. Исследуя феномен предрассудков и разные аспекты предубеждений, Оллпорт выделил следующие черты толерантного человека:

высокая ментальная гибкость;

устойчивость к фрустрации;

аффилиативный взгляд на жизнь;

либеральные политические взгляды;

способность к эмпатии;

духовность;

чувстве юмора.

Среди современных исследователей также как и при определении понятия толерантности, нет единого мнения по вопросу об основных ее составляющих.

Так, Г.В.Безюлева, Г.М.Шеламова определяют такие компоненты толерантной личности как эмпатия, коммуникативная толерантность, критичность по отношению к себе, принятие себя и принятие других [Безюлева Г.В., Шеламова Г.М., 2003].

Рядом исследователей (Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.) выделяются критерии толерантности, наблюдаемые в социальной среде: «взаимоуважение, равноправие, сохранение и развитие культуры, возможность следовать традициям, свобода вероисповедания, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, позитивная лексика» [Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д., 2002]. Данные критерии в целом свойственны принципам устройства демократического государства.

Экспериментально изучив половозрастные особенности толерантности у студентов-психологов, А.Ф.Филатова выделила следующие черты толерантной личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию [Филатова А.Ф., 2003].

Проведя экспериментальное исследование по формированию толерантности через групповые психологические технологии, Г.У.Солдатова и ее коллеги выделили следующие компоненты толерантности как интегративной характеристики личности: психологическую устойчивость, систему позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств (эмпатия, альтруизм, миролюбие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу), систему личностных и групповых ценностей [Солдатова Г.У., 2003].

В рамках изучения проблемы психологической толерантности в системе образования исследователи Н.В.Вязовец, В.А.Лаврова на основании результатов экспериментального исследования толерантности у старшеклассников лицея выделили следующие доминирующие у толерантной личности качества: терпение, терпимость, умение владеть собой, гуманизм, доверие, любознательность, умение слушать, альтруизм, чуткость, чувство юмора, умение не осуждать других [ Вязовец Н.В., Лаврова В.А., 2003].

Один из ведущих отечественных исследователей проблематики толерантности, И.Б.Гриншпун, выделяет следующие ее компоненты:

когнитивный компонент, включающий возможность понимания «чужой системы конструктов» в содержательном и структурном плане;

волевой компонент, определяющийся сформированностью средств саморегуляции в ситуациях фрустрации;

поведенческий компонент, включающий поступки, направленные на установление контакта, избегание непродуктивных конфликтов или их продуктивное разрешение;

рефлексивный компонент, означающий способность к перестройке неадекватных установок, отношений и поступков .

На наш взгляд, основными психологическими составляющими толерантности являются: средний уровень тревожности, низкий уровень агрессивности и враждебности, умеренный уровень психической ригидности, эмоциональная устойчивость, высокий уровень эмпатии и общительности, доверие, открытость, принятие себя и принятие других . Рассмотрим данный симптомокомплекс толерантности более подробно.

Итак, одной из составляющих выделенного нами симптомокомплекса толерантности является низкий уровень тревожности человека.

Тревожность является одним из факторов регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности.

Рассматривая тревожность в контексте феномена толерантности, заметим, что человек, переживающий угрозу своему существованию, вряд ли будет проявлять толерантность по отношению к окружающим. Кроме того, личностная тревожность, характеризующаяся возбуждением, внутренним напряжением, скованностью, чувством личностной неадекватности, беспомощности, не может быть характерна для толерантной личности, ибо, ощущая собственную беспомощность, испытывая сильное психическое напряжение, индивид просто не способен быть терпимым к другим. Исходя из положения о том, что тревожность - это изначально присущее человеку состояние, в контексте проблематики толерантности, мы можем говорить об определенном диапазоне тревожности. Так, по нашему мнению, высокий уровень тревожности является характерным для интолерантного человека, а низкий и средний уровни тревожности свойственны толерантной личности.

Еще одной составляющей симптомокомплекса толерантности мы выделяем низкий уровень агрессивности и враждебности.

Агрессия всегда оценивается резко отрицательно как выражение насилия, культа грубой силы, антигуманизма. Враждебность отличается от агрессивности осознанием своей готовности действовать деструктивно. Исходя из понимания агрессивности как личностного качества, присущего каждому человеку (так называемая природная агрессивность), в контексте толерантности мы можем говорить о низком уровне агрессивности и враждебности, т.к. толерантность - это, прежде всего, способность человека воспринимать без агрессии и враждебности особенности поведения другого человека. Если индивид проявляет агрессивные действия по отношению к другому, то правомерно говорить об интолерантности, которая проявляется через неприятие другого, гнев, досаду, злость, враждебность и агрессивность. Следовательно, высокий уровень агрессивности и враждебности является характеристикой интолерантной личности. Для толерантного человека свойственен низкий уровень агрессивности и враждебности.

В симптомокомплексе, характеризующем толерантность, мы также выделяем эмоциональную устойчивость.

Исходя из критериев эмоциональной неустойчивости, выделенных Л.С.Славиной (повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, тревожность, замкнутость) можно заключить, что все вышеуказанные критерии являются характерными для интолерантной личности. Эмоционально устойчивый человек, напротив, выдержан, эмоционально зрел, реалистически настроен, характеризуется постоянством интересов, не склонен к раздражительности, способен контролировать свои эмоции. Все эти черты позволяют человеку проявлять толерантность по отношению к окружающим.

В современной научной литературе существуют данные о том, что на эмоциональную устойчивость оказывает влияние уровень психической ригидности, которая выступает как посредник между объективными требованиями и изменениями в поведении личности и характеризует степень осознания требований и трудность их принятия и реализации. Этот факт может говорить о взаимосвязи эмоциональной устойчивости и психической ригидности личности. В связи с вышесказанным, считая эмоциональную устойчивость характеристикой толерантности, правомерно включить также и психическую ригидность в симптомокомплекс толерантного человека.

Психическая ригидность проявляется при психоэмоциональном напряжении или стрессе, вызывается тревогой, фрустрацией, страхом. Уровень ригидности человека обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды.

По нашему мнению, для толерантного человека характерным является низкий и умеренный уровни ригидности, т.к. в таком случае индивид способен перестроить свою программу поведения в соответствии с требованиями ситуации, и не испытывает при этом трудностей. Для интолерантного человека характерно стереотипное поведение из-за его «неготовности» принять изменившуюся ситуацию. Толерантная личность изначально принимает вариативность событий и человеческих поступков, поэтому ее поведенческий репертуар достаточно многопланов. Если человек толерантен, то он осознает необходимость изменить самого себя, свое поведение, привычки ради достижения согласия и понимания с другим, «иным». Таким образом, в симптомокомплексе толерантности допустимым является низкий и умеренный уровни психической ригидности. Ригидность, проявляющаяся на высоком уровне, характерна для интолерантной личности.

Толерантность реализуется в общении. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми и определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» .

Сложный и многогранный процесс общения одновременно выступает и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как взаимное влияние людей друг на друга, и как отношение людей друг к другу. При общении людей друг с другом происходит неизбежное столкновение представлений, стремлений, интересов, жизненных установок, моральных и нравственных норм. Если в процессе общения достигается взаимопонимание, дружеское расположение друг к другу, то можно говорить о высоком уровне общительности человека. Напротив, личность, не способная предугадать поведение партнера по общению, наладить доверительные взаимоотношения, изменить свое собственное отношение к другому человеку и к миру, обладает низким уровнем общительности.

В процессе толерантного общения происходит понимание и "прочувствование" другого человека, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами. По нашему мнению, толерантной личности свойственна такая личностная характеристика как общительность. Высокий уровень общительности регулирует поведение личности, делая возможными доверительные, открытые, толерантные отношения.

Одной из важнейших характеристик общения, по мнению Г.М. Андреевой (1997), является «эмпатийное восприятие человека человеком». Анализируя сферу общения, А.А. Бодалев (1979) одним из его условий успешности выделяет способность к эмпатическому переживанию. Ведущую роль эмпатии в общении также подчеркивают Б.Д. Парыгин (1971), Л.П. Буева (1968), А.В. Петровский (1996). В связи с тесной взаимосвязанностью данных понятий, в симптомокомплекс толерантности мы включаем также такую составляющую как эмпатия, аккумулирующая в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другой человек.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - это «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека» .

Как видим, даже дословный перевод данного термина с греческого говорит о прямой связи эмпатии с толерантностью, т.к. эмпатия подразумевает понимание другого человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистичны, сосредоточены на себе, следовательно, интолерантны по отношению к окружающим.

Высокий уровень эмпатии проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку другому человеку; желании разделить его радости и горести, успехи и неудачи, его внутренний мир, отличный от своего собственного; в умении строить открытые, доверительные, толерантные взаимоотношения между людьми. Высокий уровень эмпатии - это ведущий признак, характеризующий толерантную личность.

Таким образом, можно отметить, что на проявление толерантности оказывает влияние целый комплекс социокультурных факторов, прямо или опосредованно формирующих толерантность ребенка. Среди них семья, как реальный пример семейных приоритетов, отношений, ценностей. Значимы также образ жизни, ориентиры референтной группы, личные впечатления от отдельных людей, читаемые книги, средства массовой информации. Не менее важное влияние оказывают тендерные отличия и возрастные особенности. Существенны также влияния образовательной среды ребенка, несущей свои ценности, особую систему отношений. Немаловажны проявления толерантности самими педагогами. В проявлении толерантности педагогом большую роль играет стиль его общения с учащимися на разных этапах их возрастного развития.

Занятие «ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Цель:

Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

Разминка.

Упражнение «Превращения»

Цель:

Самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.

Процедура проведения:

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

«Если бы я был книгой, то я был бы…»,

«Если бы я был едой, то я был бы…»

«Если бы я был взрослым, то я был бы…»

Все отвечают по кругу.

Упражнение «Черты толерантной личности»

Цели:

Ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

Дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника.

Черты толерантной личности.

Колонка 1 Колонка 2

    Расположенность к другим __________ __________

    Снисходительность __________ __________

    Терпение ___________ __________

    Чувство юмора ___________ __________

    Чуткость ___________ ___________

    Доверие ___________ ___________

    Альтруизм ___________ ___________

    Терпимость к различиям __________ __________

    Умение владеть собой __________ __________

    Доброжелательность __________ __________

    Умение не осуждать других _________ __________

    Гуманизм ________ ___________

    Умение слушать _________ ____________

    Любознательность __________ ___________

    Способность к сопереживанию ________ ___________

Подготовка. Бланк опросника с колонкой 2 поставьте: «+! На большом листе прикрепляется на доску.

Процедура поведения.

Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция.

Сначала в колонке 1 поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.

Затем в колонке 2 поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке 2 первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (сточки зрения группы).

Участники получают возможность:

Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением;

Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной»

Цель:

Ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности.

Процедура проведения.

Ведущий читает лекцию об основных отличиях толерантной личности от интолерантной (на основе работ Г. Оллпорта).

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

1. Знание самого себя. Толерантные люди больше знают

о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы Я хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой Я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность . Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться - важное условие формирования толерантной личности.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп - не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред.

4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части - черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей - плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя - ориентация на других. Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

6. Приверженность к порядку. Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план. Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях. Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей. В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях - они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8. Чувство юмора . Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Упражнение «Волшебная лавка»

Цель:

Дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Процедура проведения.

Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «0» в колонке 1 опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него). Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Рефлексия занятия.

Какие качества присущи толерантной личности?

Какие качества характерны для интолерантной личности?

Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?

Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о (межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости). Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная – к конкретной группе, обществу, национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере.

На наш взгляд, толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей.

Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентации и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. (Интолерантность – в основе убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Отказ в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочтение отдаётся подавлению, а не убеждению (Кинкулькин А. Т.).

Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличии довольно много.

1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (представление о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.



3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

4. Потребность в определении . Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

5.Ориентация на себя – ориентация на других . Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

4. Приверженность к порядку . Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии . Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высо­ких социальных ценностей.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т. е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8 Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться нал своими недостатками, и они не стремятся к превосходству нал другими.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть нал другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн и др.). Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, есть два пути развития личности интолерантный и толерантный.

Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. (Анекдот: – Ну почему, почему, почему меня никто не любит, чтоб вы все сдохли?!).

Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

· расположенность к другим людям;

· снисходительность;

· терпение;

· чувство юмора;

· чуткость;

· доверие;

· альтруизм;

· терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. п.);

· умение владеть собой;

· доброжелательность;

· умение не осуждать других;

· гуманизм;

· умение слушать собеседника;

· любознательность;

· способность к сопереживанию.

(Этот перечень черт нужно написать на доске, так как ученики будут обращаться к нему, выполняя упражнения. )

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто от­сутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует со­вершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпи­мости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости:

Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

Игнорирование (отказ в беседе, в признании);

Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической груп­пе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

Этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

Поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

Преследования, запугивания, угрозы;

Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

Расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

Ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (не­приязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, пре­следование «чужаков»);

Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

Фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

Империализм (покорение одних народов другими с це­лью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

Осквернение религиозных или культурных символов;

Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

Изгнание (официальное или насильственное);

Сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

Репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения,убийства).

Таким образом, интолерантный класс характеризуется следующими признаками:

ü Игнорирование

ü Отстранение

ü Обзывание

ü Обвинение, упреки

ü Осуждение, критика

ü Морализирование, проповедь

Определить является ли класс интолерантным, можно, руководствуясь следующими признаками:

Язык. Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при обращении к кому-либо из одноклассников или при описании их внешности выражения или намеки, имеющие уничижительный оттенок?

Стереотипы. Используют ли дети негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них?

Насмешки. Пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим им чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей?

Предубеждения . Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее в силу расовой или национальной принадлежности либо из-за каких-то личных черт? Полагают ли они, что с детьми, исповедующими иные религии, не стоит «водиться» и играть?

Поиск «козла отпущения» . Склонны ли дети обвинять в происходящих с ними неприятностях, в возникновении конфликтов, в плохом поведении, проигрышах в спортивных и иных соревнованиях одного или нескольких одноклассников?

Дискриминация. Есть ли в классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в команду)?

Остракизм (бойкот). Бывают ли у детей периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают их в совместные действия?
Преследование. Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталкивая их из ряда во время построения, оставляя на их партах или в учебниках анонимные записки неприятного содержания или карикатуры? Используют ли они в своем поведении другие приемы, вынуждающие преследуемого ребенка подчиниться группе или уйти из нее?

Осквернение или порча. Делает ли кто-то из детей непристойные надписи или рисунки, или в какой-то иной форме демонстрирует неуважение к собственности других или работе, сделанной детьми в школе?

Запугивание. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли?

Изгнание. Был ли кто-то из детей несправедливо или беспричинно изгнан из команды, клуба или рабочей группы?

Отчуждение. Есть ли дети, которых упорно и несправедливо не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не принимают в коллектив?

Сегрегация. Прослеживается ли у детей тенденция собираться и общаться группами, сформированными по расовым, религиозным, национальным или половым признакам?

Подавление. Вынуждают ли каких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискуссиях, не высказывать своего мнения при общении с одноклассниками?

Насилие. Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому насилию со стороны других детей?

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброже­лательным отношением к миру.

(Лекция на тему «Чем отличается толерантная личность от интолерантной» (подготовлена на основе работ Г. Оллпорта см.61)

В работах Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А. подчеркивается, что толерантность является интегральной характеристикой не только с точки зрения ее качественного и содержательного анализа, но и сточки зрения ее генезиса. Это результат многих сил, действующих в одном направлении (темперамент, атмосфера в семье, воспитание, опыт, социальные и культурные факторы) (Allport, 1954). Один из центральных ракурсов изучения толерантности – устойчивость - может исследоваться как целостная характеристика личности, которая обеспечивает ее стабильность в условиях фрустрируюшего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Синонимы психологической устойчивости - это жизнестойкость (стойкость), стабильность, уравновешенность, конфликтоустойчивость, низкий уровень нейротизма (эмоциональная стабильность), низкий уровень тревожности, резистентность в широком смысле (как, например, сопротивление внешнему воздействию).

В отечественной науке проблему устойчивой и дезорганизуемой личности поставил и исследовал в 1920-х гг. А.Р.Лурия в книге «Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека», которая и по сей день может служить эталонным образцом эмпирического исследования для нынешнего поколения психологов (Лурия, 2002). Эта проблема изучалась Лурией в процессе проведения экспериментов со студентами, детьми, преступниками и людьми, имеющими психическую патологию. Полученный на основе метода сопряженных моторных реакций, значительный объем эмпирических данных позволил Лурии представить типологический анализ реакций личности на травматическую ситуацию.

Он выделил реактивно-стабильный (высокая устойчивость к травматическим событиям) и реактивно-лабильный (низкая устойчивость к травматическим событиям, импульсивность, высокая вероятность дезорганизации деятельности) типы личности. Стабильная личность обладает развитой способностью не допускать непосредственного влияния возбуждения на моторику, задерживая его некоторым «функциональным барьером» (например, культурно опосредованными способами регуляции), и, таким образом, подвергая его некоторой предварительной обработке. Описанные свойства личности могут стать основой формирования толерантности как интегральной личностной характеристики.

Существуют типологии личности, которые имеют непосредственное отношение к проблеме психологической устойчивости. Например, американский психолог С.Кобаса выделил специальный тип личности, устойчивый к воздействию стресса, который обозначил как стойкую личность. В качестве психологической основы стойкости он рассматривал: (а) оптимистическую ориентацию; (б) способность верить в себя и, соответственно, верность себе и своему делу; (в) веру в то, что можно влиять на ход событий (контролировать события); (г) желание испытать свои силы. Стойкость определяет успешность поведения (оптимальный и эффективный репертуар реакций), опосредует стиль атрибуции. Исследования показали, что люди с высоким уровнем стойкости, столкнувшись с негативным событием, объясняли его внешними, нестабильными и специфическими причинами и не считали себя лично виноватыми. Кроме того, они воспринимали стрессовое событие как менее стрессовое. И, напротив, причинами позитивных событий категория «стойких» считала внутренние, стабильные и глобальные факторы и ставила эти события в заслугу лично себе.

Толерантность как личностная характеристика может быть рассмотрена в рамках парадигмы теории личностных, черт, которая в начале двадцать первого века вновь занимает центральное место в психологии личности. В рамках этой парадигмы проблема толерантности и интолерантности может быть рассмотрена в контексте таких факторов, как «тревожность», «нейротизм» и «психотизм».

Раймонд Кеттел, стремясь создать полную карту возможных свойств человеческой личности, в итоге выделил 35 первичных основных черт. Из них шесть составили один из основных факторов второго порядка - «тревожность». Ему соответствуют такие качества, как застенчивость, робость, подозрительность, боязливостъ, слабый самоконтроль, напряженность, раздражительность, склонность легко расстраиваться. Их совокупность рисует портрет психологически неустойчивого человека (Cattell, 1965).

Ганс Айзенк в последней редакции своей четырехуровневой иерархической модели личности выделил три базовых биполярных фактора: «экстраверсию - интроверсии», «нейротизм - стабильность» и «психотизм - сильное супер-эго». Последний фактор появился в работах Айзенка позже, и для него нет пока столь же достоверных подтверждений со стороны других ученых. Первые же два - экстраверсия и нейротизм - встречаются в качестве основы подавляющего большинства типологий личности.

Фактор «нейротизм - стабильность» нередко обозначается как «тревожность - эмоциональная стабильность». Люди с высоким показателем нейротизма слишком эмоционально реагируют на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Люди с высокими показателями по шкале психотизма часто эгоцентричны, эмоционально холодны, любят спорить, агрессивны и жестоки, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (сильное супер-эго), хорошо социально приспособлены, склонны сопереживать, сотрудничать и заботиться о других.

В пятифакторной модели личности показатели толерантности мы находим в двух фундаментальных факторах: «эмоциональная стабильность» и «дружелюбие». Согласно Айзенку, между двумя объединенными параметрами пятифакторной модели - «дружелюбием» и «сознательностью» - и обратным полюсом фактора «психотизм» (сильное супер-эго) существует корреляция, равная 0,85 (Айзенк, 1999), что указывает на то, что они вполне могут быть компонентами общего синдрома черт толерантной личности.

Толерантность как система установок, личностных и групповых ценностей, определяющих позитивное отношение к многообразию мира и к различиям, берет свое начало в исследованиях авторитарной личности классиков психологии - Э.Фромма, Т.Адорно и его коллег, а также Г.Оллпорта. В этом случае речь идет в первую очередь об этнической и социальной толерантности.

Эрих Фромм, исследуя еще в 1931 г. представителей среднего класса Германии, обнаружил наличие у них установок, определяющих не только готовность к принятию тоталитарного режима, но и потребность в нем. Причем подобные установки могли сочетаться с формально негативным отношением к национал-социализму. Позже в своей знаменитой книге «Бегство от свободы» (1941) Фромм впервые описал авторитарность как «социальный характер». Основу этого характера составляет система бессознательных побуждений, которые в психоаналитической трактовке рассматриваются как садомазохистские. По мнению Фромма, они определяют следующие жизненные ориентации людей с авторитарным характером: любовь к сильным и ненависть к слабым; «особое отношение к власти» - преклонение перед силой, как таковой и презрение к бессильным людям и организациям; ограниченность и скупость во всем (как в экономических, так и эмоциональных отношениях - деньги, чувства), вплоть до аскетизма; узость кругозора; агрессивность, связанная с обшей тревожностью и проявляющаяся как доминирующий способ психологической защиты; подозрительность; ксенофобия (боязнь всего «чужого» и незнакомого, воспринимаемого как источник опасности); «завистливое любопытство по отношению к знакомому»; бессилие и нерешительность; преклонение перед прошлым, связанное с неспособностью чувствовать себя полноценной личностью в настоящем (Фромм, 1990).

Эмпирически существование авторитарного типа личности, предрасположенной к предрассудкам, было доказано в исследованиях Т.Адорно, Э.Френкель-Брунсвик, Д.Левинсона и Н.Сэнфорда. Среди его основных характеристик следующие: консерватизм, авторитарное подчинение (потребность в сильном лидере), авторитарная агрессия (потребность во внешнем объекте для разрядки), анти-интрацепция (боязнь проявлять собственные чувства и страх утраты самоконтроля), предвзятость и стереотипность, комплекс власти (склонность разделять конвенциональные ценности), деструктивность и цинизм, проективность (проекция подавленной агрессии вовне) (Adorno et ai, 1950).

По наблюдениям Г.Айзенка, как фашисты, так и левые радикалы отличаются жесткостью мышления и авторитаризмом. В своих исследованиях он получил эмпирическое подтверждение этой гипотезы, обнаружив, что хотя коммунисты являются радикалами, а фашисты - консерваторами, с точки зрения одной из характеристик личности, а именно «жесткости мышления»/терпимости, эти группы подобны друг другу. Обе они показали более высокий уровень авторитаризма, жесткости и нетерпимости к чужому мнению, чем контрольная группа (Айзенк, 1999). Существует множество споров по целому ряду характеристик авторитарной личности. Но такая черта как ненависть «к чужим», «отличающимся», «инородцам», «иноверцам» и поэтому «инакомыслящим» признается, всеми в качестве базовой черты этого типа личности. Ксенофобия - неприязнь к чужакам (другим этническим группам, религиозным меньшинствам, социальным группам, отличающимся по самым разным параметрам - от уровня жизни до сексуальной ориентации), становится одной из самых больных социальных проблем нашего общества. Она порождает такую интегральную личностную характеристику, как интолерантность.

Трудно не согласиться с тем, что одни люди от природы более терпимы, другие - менее. Достаточно очевидно это качество проявляется в проблемных этноконтактных ситуациях. Этническая нетерпимость (ин-толерантностъ) - реально значимая форма проявления кризисных трансформаций этнической идентичности, которые уже длительное время переживает значительная часть нашего общества. Основой этнической нетерпимости является повышенная чувствительность к липам других национальностей, когда представители чужих этнических групп воспринимаются как «неблагоприятный» фактор. Это определяет соответствующее реагирование на данный фактор. Его диапазон достаточно широк - от легкого дискомфорта и раздражения, никак не реализуемых в поведении, до различных форм дискриминирующего поведения, вплоть до геноцида - умышленного создания условий, направленных на полное или частичное физическое уничтожение отдельных групп по расовому, этническому или религиозному признакам.

Опираясь на работу Т.Адорно и его коллег «Авторитарная личность», работы других психологов, а также на собственные исследования, Г.Оллпорт впервые проанализировал личность в континууме толерантность - интолерантность. В своей известной книге «Природа предубеждения» он описал толерантную и интолерантную личность по ряду параметров. Перечислим их, рассматривая только полюс толерантности. Итак, для толерантного человека характерно: знание самого себя (хорошая осведомленность о своих достоинствах и недостатках); защищенность (ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться); ответственность (ответственность не перекладывается на других); меньшая потребность в определенности (мир не делится на черное и белое, признается многообразие, характерен меньший дискомфорт в состоянии неопределенности); отсутствие склонности обвинять во всех бедах окружающих; ориентация на себя (больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам); меньшая приверженность к порядку (менее ориентирован на порядок вообще, в том числе и на социальный порядок, но также менее характерны такие качества как педантичность, вежливость, чистоплотность); способность к эмпатии (социально чувствителен и способен давать более адекватные суждения о людях); чувство юмора (способен посмеяться не только над другими, но и над собой); предпочитает не авторитаризм, а свободу, демократию (общественная иерархия не имеет большого значения) (Allport, 1954).

Конечно, деление людей на толерантных и интолерантных является в некоторой степени условным. Крайние позиции встречаются редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить такого рода различия.