Салон

Новый год лексическая тема в средней группе. Лексическая тема "Новый год"(рекомендации для родителей) консультация на тему

Домашние задания по лексической теме «Новый год» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.

Лексическая тема «Новый год»

Предметы: Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, пика, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.

Признаки: новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, маскарадный.

Действия: украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.

Задания

1. Один – много: (именительный падеж множественного числа):

шар – шары
праздник — …
елка — …
гирлянда — …
игрушка — …
хоровод — …

2. Есть – нет (родительный падеж единственного числа):

шар – нет шара
праздник — …
елка — …
гирлянда — …
игрушка — …
хоровод — …

3. Посчитай:

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …;

одна елка, две … , три …, четыре …, пять… .

одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

4. Работа с картинкой.

Какой веселый праздник люди отмечают зимой?

Как мы готовимся у Новому году?

Какое лесное дерево мы приносим в дом и украшаем?

Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков?

Рассмотри картинку, которую нарисовал художник. Где установлена елочка? Какими игрушками она украшена?

Какие елочные игрушки есть у тебя дома? Из чего они сделаны?

Обведи простым карандашом Гарики по пунктирной линии. Раскрась шарики так, чтобы на елке было три красных шарика, пять синих и два желтых. Цвет для остальных шариков выбери самостоятельно.

Посмотри, что стоит под елкой. Как ты думаешь, кто оставил там мешок? Что лежит в нем?

Раскрась елку и мешок с подарками.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск (ЯНАО)

Светлана Игнатьева
Лексико-грамматические задания для детей с ОНР «Новый год»

Обычно в конце изучения лексической темы логопеды планируют итоговое занятие с целью контроля и оценки знаний и умений детей . Однако опыт показал, что необходим комплекс разнообразных средств. Так родилась идея разработки презентаций с грамматическими заданиями по лексическим темам .

Дидактические игры и упражнения разрабатываются в программе PowerPoint по лексическим темам в соответствии с задачами коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаю вариант компьютерной презентации «Новый год » . Задания и игровые упражнения данной презентации можно применять на индивидуальном и фронтальном занятиях по развитию лексико -грамматических категорий у детей с ОНР III уровня .

Цель : развитие лексико -грамматических категорий у детей с ОНР по теме «Новый год » .

Задачи :

Уточнение, расширение и активизация словаря;

Развитие навыков согласования имен существительных с прилагательными и числительными;

Развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,

Развитие навыка образования р. п. имён существительных;

Развитие навыка образования мн. ч. имён существительных;

Развитие навыка пересказа небольшого текста;

Развитие навыка составления предложений, рассказа (по сюжетным картинкам) ;

Развитие внимания, мышления, памяти.

1. «Отгадай загадку»

Задачи :

Уточнение и активизация словарного запаса.

Развитие чувства рифмы.

Он на резвой тройке мчится,

Сам пока что маленький.

Громко в двери к нам стучится,

Снег сметая с валенок.

(Новый год )

2. «Из истории»

Задача : уточнение, расширение и активизация словаря.

Новый год – первый день года, один из главных праздников у многих народов. В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году. Новый год – это один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, запахом еловой хвои, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками. А кто их приносит? Конечно, Дед Мороз и Снегурочка. Правда «настоящих» Деда Мороза и Снегурочку никто не видел. На то они и волшебники! Появляются в новогоднюю ночь, когда все уснут. А утром дети находят подарки.

В разных странах новогодние сюрпризы преподносят детям самые разные волшебники. Но все они желают мира, здоровья и счастья!

3. «Отгадай загадки»

Задачи :

Расширение, уточнение и активизация словарного запаса;

Развитие чувства рифмы;

Развитие воображения, мышления.

Красавица какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она?

(Ёлка)

Зимой в часы веселья

Вишу на яркой ели я,

Стреляю, точно пушка.

Зовут меня.

(Хлопушка)

У гирлянды есть сосед.

Он в хвойной зелени сверкает

И новогодней встречи свет

Стеклянным боком отражает.

(Шар)

Я сегодня спать не буду!

В эту ночь случится чудо! -

Дед Мороз ко мне придёт,

И, конечно, принесёт,

В упаковке яркой

Нужные …!

(Подарки)

И верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая …

(Звезда)

Расписные цепи эти

Из бумаги клеят дети.

(Гирлянда)

4. «Назови ласково»

Задача : развитие навыка образования имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Шар – шарик

Звезда – звёздочка

Ёлка – ёлочка

Хлопушка – хлопушечка

Подарок – подарочек

5. «Один – много»

Задача : развитие навыка образования множественного числа имён существительных.

Шар – шары

Свеча – свечи

Игрушка – игрушки

Подарок – подарки

6. «Чего не стало?»

Задача : развитие навыка образования родительного падежа имён существительных.

Не стало гирлянды.

Не стало звезды.

Не стало мишуры.

Не стало шара.

Не стало подарка.

7. «Подбери признаки»

Задачи :

Активизация словаря признаков;

Развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными;

Развитие зрительного восприятия, внимания.

Дед Мороз (какой) – добрый, волшебный, седой, …

Шар (Какой) – блестящий, стеклянный, разноцветный, …

Снегурочка (Какая) – красивая, молодая, стройная, …

Ёлка (Какая) – зелёная, колючая, нарядная, …

8. «Посчитай…»

Задача : практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.

Один подарок, два подарка, …., пять подарков.

Один шар, два шара, пять шаров, семь шаров.

9. «Составь предложения»

Задачи :

Развитие умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.

Дети составляют предложения по сюжетным картинкам.

10. «Составь рассказ»

Задачи :

Развитие умения составлять рассказ по сюжетной картине;

Активизация словарного запаса.

Дети рассматривают сюжетную картинку и составляют рассказ.

Если дети затрудняются, педагог задаёт вопросы .

11. Новогодние пожелания Деда Мороза.

Целый год здоровым быть,

Никаких лекарств не пить.

Утром вовремя вставать,

В детский сад скорей бежать.

Ссоры, драки позабыть,

И царапин не лечить.

Маму слушаться всегда,

С ней не спорить никогда.

И тогда весь этот год

Очень весело пройдёт!

Литература :

1. Жохова О. В., Лебедева Е. С. Домашние задания для детей средней логопедической группы ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

2. Жохова О. В., Лебедева Е. С. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Тема: «Новогодний праздник»

1. Ответить на вопросы:

  • Какой праздник приближается? (Приближается Новый год)
  • Кто придет в гости к детям в этот праздник?
  • Что наряжают на этот праздник?
  • Вокруг чего дети будут водить хоровод?

2. Ответь по образцу:

  • Игрушки для украшения елки - какие7 - елочные.
  • Шары из стекла - какие7 - ………….. (стеклянные)
  • Флажки из бумаги - какие? - ………….(бумажные)
  • Зайцы из пластмассы - какие7 - ……..(пластмассовые)
  • Флажки разных цветов - какие7 - …….(разноцветные)

3. Выучить стихотворение:

Он с седою бородой,
Шуба, посох со звездой.
Он подарки нам принес,
Добрый Дедушка Мороз!

4. Нарисовать в тетради новогоднюю елку , украсить ее гирляндами, разноцветными шарами и игрушками.

Тема: «Новогодний праздник»

1. Вспомни и назови какой сейчас месяц, время года. Какой праздник скоро наступит.

2. Нарисуй в тетради 2 елки - маленькую с синими шарами, большую с красными.

3. Ответь на вопросы:

  • Игрушки для украшения елки - елочные игрушки.
  • Шары из стекла (какие?) - …………………………
  • Флажки из бумаги (какие?) - ……………………….
  • Зайцы из пластмассы (какие?) - ……………………
  • Бусы разных цветов (какие?) - …………………….

4. Развитие логического мышления: ЛЫЖНИК ПЕРЕГНАЛ ПЕШЕХОДА. КТО ОТСТАЛ? КТО ВПЕРЕДИ?

5. Закончи предложения, употребив слово в нужной форме:

  • Мы решили слепить снеговика.
  • Мы приделали нос - морковку нашему …………..
  • Мы показали соседям нашего ……………………
  • Мы играли со ………………………………
  • Мы рассказали о ……………………….

6. Образуй новые глаголы от слова «Летать» при помощи приставок:

  • Синица с елки ……………….
  • Синица в кормушку …………..
  • Вокруг кормушки ……………..
  • С ветки на ветку …………………
  • Синица в дупло ……………….


Тема: «Мамин праздник. Женские профессии»

1. Расскажи, какой праздник приближается? Кого мы будем поздравлять в этот день? (Приближается праздник 8 марта. В этот день мы поздравляем всех женщин). Кого ты поздравишь в этот день? Расскажи, кем работает твоя мама, кто она по профессии? Кем еще могут работать женщины? Какие профессии ты еще знаешь? (учитель, воспитатель, повар, врач, швея, продавец, парикмахер, медсестра и т.д.)

2. «Назови ласково»: МАМА, БАБУШКА, СЕСТРА, ПОДАРОК, ЦВЕТЫ, СОЛНЦЕ, ДЕНЬ.

3. Подбери определения: (3 - 4)

  • Мама (какая?) - добрая, ласковая, нежная, внимательная, заботливая, красивая, и т.д.
  • Бабушка -
  • Сестра -

4. Посчитай до 5, правильно согласовывая слова: ДЕНЬ, УЛЫБКА, ЦВЕТОК

5. Расскажи, кому что нужно для работы:

  • Иголка, нитки для работы нужны …… (Швее, портнихе)
  • Поварешка, кастрюля ……………………………………
  • Ножницы, расческа ………………………………………….
  • Указка, книга …………………………………………….
  • Бинт, шприц ………………………………………………
  • Весы, продукты………………………………………….

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Новый год»

Цель : расширить представления детей о новогоднем празднике.

Задачи :

Коррекционно-образовательные : Активизация и расширение словаря по теме «Новогодний праздник». Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие : Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные : Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование : цветные карандаши, тетради, картинки с изображением новогоднего праздника, презентация к конспекту.

Словарь : обогащение словаря знаниями о ёлочных игрушках, активизация номинативного, атрибутивного словаря и словаря антонимов, синонимов.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Красавица какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она? (Новогодняя ёлка )

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Кто же это? ( Дед Мороз )

Он на резвой тройке мчится,

Сам пока что маленький.

Громко в двери к нам стучится,

Снег сметая с валенок. (Новый год )

2. Упражнение «Скажи наоборот»

Догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

А сейчас рассмотрим нашу ёлочку:

У нас ёлочка низкая, а бывает - высокая.

У нашей ёлочки ствол тонкий, а бывает - толстый.

У нашей ёлочки иголки длинные, а бывают - короткие.

3. Упражнение «Украсим елку»

А что принято делать перед Новым годом?

И мы с вами сегодня будем украшать елочку.

4. Игра «Ёлочные игрушки»

Но прежде чем мы начнём украшать, давайте вспомним, из чего могут быть сделаны наши ёлочные игрушки. Итак, какие игрушки, если они:

Из картона - …(картонные)

Из бумаги - ...(бумажные)

Из пластмассы - ...(пластмассовые)

Из фарфора - …(фарфоровые)

Из дерева - …(деревянные)

Из стекла - …(стеклянные).

- Со стеклянными игрушками нужно обращаться аккуратно, они могут упасть и … (разбиться, можно пораниться ).

5. Упражнение «Исправь ошибку» Работа с деформированными предложениями

Елочка получилась у нас очень нарядная. А пока мы с вами украшали нашу сказочно красивую ёлочку, мне из леса пришло письмо. Но оно оказалось с ошибками. Вы сможете понять, что там пишут?

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

6. Физкультминутка «Наша елочка»

Любим елочку мы нашу. Поднять руки, тянуть вверх.

Нет ничего на свете краше. Руки на пояс, наклоны в стороны .

Мы подарим ей игрушки: руки вытянуть вперед, поклон ,

руки опустить .

Звездочки, шары, Выпрямиться, руки по очереди в стороны .

Хлопушки. Хлопнуть руками.

Будем прыгать, веселится. Прыжки на месте .

Прилетят снегирь, синица. Машут руками («крыльями»).

Придет множество гостей. Ходьба на месте.

Пригласим мы всех друзей! Руки в стороны, поклон гостям.

7. Работа в тетрадях

Послушайте загадку об одном из этих предметов.

Хлопушки. Конфеты. Сосульки.

Шары золотистого цвета.

Песни и пляски. Смех без умолка.

Что это будет, по-вашему?…(ёлка ).

А теперь каждый откройте свои тетради, возьмите зеленый карандаш и обведите елочку и игрушки по контуру.

8. Упражнение «Чего не стало?»

Теперь закройте глаза. Я уберу с нашей елочки одну игрушку, а вы скажете, чего не стало.

9. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Снеговик (какой?) - большой, белый, круглый, веселый

Гирлянда (какая?) - новая, красивая, блестящая, разноцветная

Мишура (какая?) - блестящая, новогодняя, серебристая

Игрушка (какая?) - красивая, стеклянная, круглая, новогодняя

Дед Мороз (какой?) - сказочный, огромный, добрый, веселый

Снегурочка (какая?) - красивая, добрая, веселая

10. Итог занятия .

Какое у вас настроение?

О чём мы говорили на сегодняшнем занятии?

Какие из игр вам запомнились и понравились больше всего?

Молодцы, все активно и дружно работали, помогали друг другу.

Лексическая тема «Новый год»

Предметы:

Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, пика, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.

Признаки:

новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, маскарадный.

Действия:

украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.

Задания

1. Один – много:

(именительный падеж множественного числа): шар – шары, праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

2. Есть – нет:

(родительный падеж единственного числа): шар – нет шара праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

3. Посчитай:

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …; одна елка, две … , три …, четыре …, пять… . одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

4. Работа с картинкой.

Какой веселый праздник люди отмечают зимой? Как мы готовимся у Новому году? Какое лесное дерево мы приносим в дом и украшаем? Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков? Рассмотри картинку, которую нарисовал художник. Где установлена елочка? Какими игрушками она украшена? Какие елочные игрушки есть у тебя дома?

Тема "Новый год"

Повторить приметы зимы, зимние месяцы, выучить стихи про Новый год, Деда Мороза, Снегурочку или новогоднюю ёлку;

Побеседовать с ребенком о предстоящем празднике, что он обозначает;

Совместно украсить новогоднюю ёлку, рассмотреть её и рассказать, как и какими игрушками украшают лесную красавицу;

Сходить с ребёнком на новогодние представления.

1.

Праздник, представление, Дед Мороз, шапка, шуба, борода, валенки, рукавицы, Снегурочка, корона, хоровод, подарки, ёлка, игрушки, хлопушки, бусы, гирлянды, шары, фонарики, колокольчики, лампочки, огоньки, петрушки, зайки, мишки, зима, мороз, холод, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снежки, снеговик, сугробы, горка, лёд, сосульки и т.д.

Праздничный, яркие, блестящие, весёлые, сказочные, зелёная, пушистая, нарядная, блестящая, снежная, морозная, холодная, белые, лёгкие, холодные, красивые, узорчатые, и т.д.

Танцуют, веселятся, смеются, радуются, пляшут, поют, читают, играют, поздравляют, получают, благодарят, падает, кружится и т.д.

4.Проиграть в игры

Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...(Новый год)

К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью... (елка)

Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные... (игрушки)

Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).

Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
Красноносый, краснощекий,
Кто же это? ...(Дед Мороз)

Раз, два, три, четыре, пять.

Новый год идём встречать.

Рядом с ёлкой в Новый год

Дети водят хоровод.

На ветвях для детворы

Есть гирлянды и шары,

Колокольчики висят,

Ярко лампочки горят.

К нам приедет Дед Мороз

Привезёт подарков воз.

И конфеток 2 мешка

Для меня и для дружка.

(Пальчики шагают.)

(Скрещиваем пальчики ладоней), (Показывая круг, шагая пальчиками)

(Кулачок-ладошка)

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

(Поглаживаем «бороду»)

(«Рисуем в воздухе круг»)

(Показываем пальцы обеих ладоней)

(Прижимаем ладонь к груди, показываем на рядом сидящего)

8. Попросите ребёнка рассказать о проведении праздника в детском саду и вашего семейного новогоднего праздника. Помогите ему составить интересный рассказ, где есть начало, содержание и конец рассказа.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. НОВЫЙ ГОД

Новая лексика

Существительные:

лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки

(лыжные), украшения (елочные), праздник

(Новый год, Рождество), лопата, хоккей, клюшка, шайба.

Глаголы:

ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, отталкиваться, украшать, танцевать, праздновать, катать,

сгребать, разгоняться.

Прилагательные:

лыжный, быстрый, зимний, скользкий, искристый, липкий, рыхлый (снег), новогодний, рождественский, крещенские (морозы).

Наречия:

шумно, весело, радостно, нарядно, празднично, интересно, сказочно, ловко, лихо.

Игра «Подбери признак к предмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная. Праздник

(какой?) ... Ёлочные игрушки (какие?) ... Дед Мороз (какой?) ... Снегурочка (какая?) ... Ребята (какие?) ...

Подарки (какие?) ...

Игра «Поможем Незнайке»

Цели: учить детей различать и правильно употреблять предлоги {на, под, за, в) в предложении, развивать зрительное

внимание.

Ход игры. Перед детьми ёлка: на ёлке шарики, под ёлкой коробка, в коробке - подарки, за ёлкой зайчик. Воспитатель

обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все

ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой.

Например: шарики висят под ёлкой. - Неправильно! -

Какие слова перепутал Незнайка? - «На» и «под».

Подарки лежат на коробке. - Неправильно! Подарки лежат в коробке. - Какие слова перепутал Незнайка? - «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание, правильно строить предложение, развивать слуховоевнимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и

построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

Игра «Наряди ёлку»

Цели: совершенствовать фонематические представления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять место

звука в слове (начало, середина, конец).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям украсить ёлку игрушками (задание выполняется либо в тетрадях, либо на

ковролинографе), в названии которых есть звук [н]. На верхних ветках будут игрушки, в названии которых звук [н] в начале, на нижних

В которых звук [н] в конце, на ветках посередине - в середине.

Картинки: конфета, носорог, гномик, бантик, слон, машина, телефон, нота.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонические процессы, умение определять последовательность

ков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (раскрасить кружки: твёрдые согласные

звуки - синим цветом, мягкие согласные - зелёным, гласные - крас-ным).

СТАРЫЙ ГОД

Все ждут, конечно, Новый год,

А я - жалею Старый.

Ведь он совсем от нас уйдёт!

Мне даже грустно стало.

А я уже привык к нему,

Я за год с ним сдружился.

Я с ним сдружился потому,

Что плавать научился,

Что море видел первый раз

И что сестрёнка родилась.

Мне правда грустно стало,

Что год уходит старый.

Е. Григорьева

Нарядили ёлку в праздничное платье:

В пёстрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,

поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезится им ёлка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

К. Фофанов

НОВЫЙ ГОД

На реке искрится лёд,

Снег кружится нежно.

Славный праздник Новый год,

Потому что снежный!

Дед Мороз рукой махнёт -

Запоём мы звонко.

Славный праздник Новый год,

Потому что громкий!

На столе огромный торт,

Пряник, шоколадка.

Славный праздник Новый год,

Потому что сладкий!

Вокруг ёлки хоровод,

Огоньки на ветках...

Славный праздник Новый год!

Жаль, бывает редко.

А. Румянцев

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

ЗИМНИЙ ГОСТЬ

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придёт,

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,

Ёлку пышную зажжёт,

Ребятишек забавляя,

Встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем,

Мы большие с ним друзья...

Но поить горячим чаем

Гостя этого нельзя!

Н. Найдёнова

ЧТО ЗА ГОСТЬЯ К НАМ ПРИШЛА?

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не мишка косолапый,

Хоть её мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ёжик,

Хоть на ёжика похожа.

Кто пушист, хоть не цыплёнок, -

Должен знать любой ребёнок.

Догадаться очень просто,

Кто пришёл к нам нынче в гости?

Р. Фархади

Текст для пересказа

ПОЕЗД

Везде снег. У Маши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины - к Мишиным. Мишины - к Машиным. Получился поезд. Миша

кричит: - Ту-ту! Он машинист.

Маша кричит: - Ваши билеты! Она кондуктор.

А папа тянет за верёвочку и приговаривает: - Чух-чух... Чух-чух...

Значит, он паровоз.

Вопросы:

Как звали детей, которые катались на санках?

Чего не было у папы?

Что придумал папа?

Во что стали играть дети?

Кем был Миша?

Кем была Маша?

Что делал папа?

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Наступило утро 31 декабря. Петя проснулся очень рано, он знал - сегодня долгожданный праздник Новый год. Он

встал с кровати и прислушался - было тихо. Все спали. Петя вышел из комнаты и пошёл в гостиную. Там стояла

большая новогодняя ёлка. И вдруг, подойдя к самой двери, он услышал какой-то шум...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Новый год»

Предметы:

Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, пика, веселье, подарки, маскарад, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.

Признаки:

новогодний, веселый, елочные, яркий, серебристый, украшенная, маскарадный.

Действия:

украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.

Задания

1. Один – много:

(именительный падеж множественного числа): шар – шары, праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

2. Есть – нет:

(родительный падеж единственного числа): шар – нет шара праздник - … елка - … гирлянда - … игрушка - … хоровод - …

  1. Посчитай:

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …; одна елка, две … , три …, четыре …, пять… . одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

  1. Работа с картинкой.

Какой веселый праздник люди отмечают зимой? Как мы готовимся у Новому году? Какое лесное дерево мы приносим в дом и украшаем? Расскажи, как выглядит елка, какого она цвета, что растет на ее веточках вместо листочков? Рассмотри картинку, которую нарисовал художник. Где установлена елочка? Какими игрушками она украшена? Какие елочные игрушки есть у тебя дома?

Тема "Новый год"

Повторить приметы зимы, зимние месяцы, выучить стихи про Новый год, Деда Мороза, Снегурочку или новогоднюю ёлку;

Побеседовать с ребенком о предстоящем празднике, что он обозначает;

Совместно украсить новогоднюю ёлку, рассмотреть её и рассказать, как и какими игрушками украшают лесную красавицу;

Сходить с ребёнком на новогодние представления.

  1. Предметный словарь (имя сущ. что это?):

Праздник, представление, Дед Мороз, шапка, шуба, борода, валенки, рукавицы, Снегурочка, корона, хоровод, подарки, ёлка, игрушки, хлопушки, бусы, гирлянды, шары, фонарики, колокольчики, лампочки, огоньки, петрушки, зайки, мишки, зима, мороз, холод, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снежки, снеговик, сугробы, горка, лёд, сосульки и т.д.

2.Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие?)


Праздничный, яркие, блестящие, весёлые, сказочные, зелёная, пушистая, нарядная, блестящая, снежная, морозная , холодная, белые, лёгкие, холодные, красивые, узорчатые, и т.д.

3.Глагольный словарь (Что делают? Что с ними можно делать?):

Танцуют, веселятся, смеются, радуются, пляшут, поют, читают, играют, поздравляют, получают, благодарят, падает, кружится и т.д.

4.Проиграть в игры

«Раздели слова на слоги!», «Нет чего?», «Много чего?, «Один-много», «Назови ласково!», «Сосчитай до 5!», «Четвёртый-лишний!», «Скажи наоборот!»,

«Какой, какая, какие!», «Что делают?!».

5. Учим разгадывать загадки, мыслить, чувствовать рифму.


Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ...(Новый год)

К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придет,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью... (елка)

Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные... (игрушки)

Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).

Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
Красноносый, краснощекий,
Кто же это? ...(Дед Мороз)

6.Закрепить пальчиковую гимнастику «Новый год».

Раз, два, три, четыре, пять.

Новый год идём встречать.

Рядом с ёлкой в Новый год

Дети водят хоровод.

На ветвях для детворы

Есть гирлянды и шары,

Колокольчики висят,

Ярко лампочки горят.

К нам приедет Дед Мороз

Привезёт подарков воз.

И конфеток 2 мешка

Для меня и для дружка.

(Пальчики шагают.)

(Скрещиваем пальчики ладоней), (Показывая круг, шагая пальчиками)

(Кулачок-ладошка)

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

(Поглаживаем «бороду»)

(«Рисуем в воздухе круг»)

(Показываем пальцы обеих ладоней)

(Прижимаем ладонь к груди, показываем на рядом сидящего)

7. Выучить стихи наизусть (можно любые на ваш выбор).

8. Попросите ребёнка рассказать о проведении праздника в детском саду и вашего семейного новогоднего праздника. Помогите ему составить интересный рассказ, где есть начало, содержание и конец рассказа.

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. НОВЫЙ ГОД

Новая лексика

Существительные:

лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки

(лыжные), украшения (елочные), праздник

(Новый год, Рождество), лопата, хоккей, клюшка, шайба.

Глаголы:

ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, отталкиваться, украшать, танцевать, праздновать, катать,

сгребать, разгоняться.

Прилагательные:

лыжный, быстрый, зимний, скользкий, искристый, липкий, рыхлый (снег), новогодний, рождественский, крещенские (морозы).

Наречия:

шумно, весело, радостно, нарядно, празднично, интересно, сказочно, ловко, лихо.

Игра «Подбери признак к предмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная. Праздник

(какой?) ... Ёлочные игрушки (какие?) ... Дед Мороз (какой?) ... Снегурочка (какая?) ... Ребята (какие?) ...

Подарки (какие?) ...

Игра «Поможем Незнайке»

Цели: учить детей различать и правильно употреблять предлоги {на, под, за, в) в предложении, развивать зрительное

внимание.

Ход игры. Перед детьми ёлка: на ёлке шарики, под ёлкой коробка, в коробке - подарки, за ёлкой зайчик. Воспитатель

обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все

ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой.

Например: шарики висят под ёлкой. - Неправильно! -

Какие слова перепутал Незнайка? - «На» и «под».

Подарки лежат на коробке. - Неправильно! Подарки лежат в коробке. - Какие слова перепутал Незнайка? - «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Игра «Найди отличия»

Цель: развивать зрительное внимание, правильно строить предложение, развивать слуховоевнимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и

построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.

Игра «Наряди ёлку»

Цели: совершенствовать фонематические представления, учить подбирать слова с заданным звуком и определять место

звука в слове (начало, середина, конец).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям украсить ёлку игрушками (задание выполняется либо в тетрадях, либо на

ковролинографе), в названии которых есть звук [н]. На верхних ветках будут игрушки, в названии которых звук [н] в начале, на нижних

В которых звук [н] в конце, на ветках посередине - в середине.

Картинки: конфета, носорог, гномик, бантик, слон, машина, телефон, нота.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонические процессы, умение определять последовательность

ков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (раскрасить кружки: твёрдые согласные

звуки - синим цветом, мягкие согласные - зелёным, гласные - крас-ным).

Стихи для чтения и заучивания наизусть

СТАРЫЙ ГОД

Все ждут, конечно, Новый год,

А я - жалею Старый.

Ведь он совсем от нас уйдёт!

Мне даже грустно стало.

А я уже привык к нему,

Я за год с ним сдружился.

Я с ним сдружился потому,

Что плавать научился,

Что море видел первый раз

И что сестрёнка родилась.

Мне правда грустно стало,

Что год уходит старый.

Е. Григорьева

НАРЯДИЛИ ЁЛКУ В ПРАЗДНИЧНОЕ ПЛАТЬЕ...

Нарядили ёлку в праздничное платье:

В пёстрые гирлянды, в яркие огни,

И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,

поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей...

Грезится им ёлка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

К. Фофанов

НОВЫЙ ГОД

На реке искрится лёд,

Снег кружится нежно.

Славный праздник Новый год,

Потому что снежный!

Дед Мороз рукой махнёт -

Запоём мы звонко.

Славный праздник Новый год,

Потому что громкий!

На столе огромный торт,

Пряник, шоколадка.

Славный праздник Новый год,

Потому что сладкий!

Вокруг ёлки хоровод,

Огоньки на ветках...

Славный праздник Новый год!

Жаль, бывает редко.

А. Румянцев

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

ЗИМНИЙ ГОСТЬ

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придёт,

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовит он для всех.

С Новым годом поздравляя,

Ёлку пышную зажжёт,

Ребятишек забавляя,

Встанет с нами в хоровод.

Дружно мы его встречаем,

Мы большие с ним друзья...

Но поить горячим чаем

Гостя этого нельзя!

Н. Найдёнова

ЧТО ЗА ГОСТЬЯ К НАМ ПРИШЛА?

Гостья к нам пришла с опушки -

Зелена, хоть не лягушка.

И не мишка косолапый,

Хоть её мохнаты лапы.

И понять не можем мы:

Иглы для чего нужны?

Не швея она, не ёжик,

Хоть на ёжика похожа.

Кто пушист, хоть не цыплёнок, -

Должен знать любой ребёнок.

Догадаться очень просто,

Кто пришёл к нам нынче в гости?

Р. Фархади

Текст для пересказа

ПОЕЗД

Везде снег. У Маши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.

Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины - к Мишиным. Мишины - к Машиным. Получился поезд. Миша

кричит: - Ту-ту! Он машинист.

Маша кричит: - Ваши билеты! Она кондуктор.

А папа тянет за верёвочку и приговаривает: - Чух-чух... Чух-чух...

Значит, он паровоз.

Я. Тайц

Вопросы:

Как звали детей, которые катались на санках?

Чего не было у папы?

Что придумал папа?

Во что стали играть дети?

Кем был Миша?

Кем была Маша?

Что делал папа?

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Наступило утро 31 декабря. Петя проснулся очень рано, он знал - сегодня долгожданный праздник Новый год. Он

встал с кровати и прислушался - было тихо. Все спали. Петя вышел из комнаты и пошёл в гостиную. Там стояла

большая новогодняя ёлка. И вдруг, подойдя к самой двери, он услышал какой-то шум...