Ходовая

Что такое электронно библиотечная система вуза. Электронная библиотека: Университетская библиотека онлайн

23.09.2019

05.08.2019

24.07.2019

25.06.2019

18.06.2019

20.05.2019

15.04.2019

Все статьи 01.10.2014

70% студентов предпочитают печатные учебники электронным

Электронные библиотечные системы постепенно интегрируются в образовательную среду вузов. Итоги, проблемы и перспективы развития ЭБС обсудили на дискуссии, прошедшей в Российской национальной библиотеке в рамках конференции «Фонды библиотек в цифровую эпоху».

ЭБС: тренды 2013

Рост рынка электронных библиотечных систем в настоящее время приостановился. Новые игроки не появляются, начинается работа над качеством ресурсов. Вузы разобрались, что такое ЭБС и отыскали удобные для себя решения, заключив долгосрочные контракты с поставщиками.

Характеризуя ситуацию на рынке электронного контента, эксперты отметили, что многие вузы значительно увеличили книжные коллекции, формирующие ЭБС (например, за счет вузовских изданий, которые раньше были недоступны пользователям онлайн). Сергей Иванов, коммерческий директор ЭБС «IPRbooks» отметил, что поменялась и направленность контента: произошел переход от гуманитарных к техническим специальностям, а также к строительству и архитектуре.

Подписчики есть, активности нет

Однако до сих пор электронные библиотечные системы не превратились в важный инструмент образовательной жизни вуза. Большинство преподавателей и студентов обходятся без электронных ресурсов или не придают им значения.

«Есть вузы, где на одного студента приходится в среднем по 8 книг, это очень высокий показатель. В других вузах на студента приходится 0,01 книги. Колоссальный разрыв в 800 раз», - прокомментировал ситуацию Константин Костюк, генеральный директор ООО «Директ-медиа».

Неэффективное использование вузами электронных ресурсов подтверждает и Галина Шаматонова, директор библиотеки Ярославского госуниверситета: «К началу 2014 года в ЭБС «Университетская библиотека онлайн» были зарегистрированы около 1000 пользователей - 10% от общего числа студентов и преподавателей». Такая же ситуация в целом по региону. Например, в Ярославской медицинской академии в 2013 году студентам и преподавателям были розданы 500 карточек доступа к ЭБС «Консультант студента», и лишь 217 из них были активированы.

Согласно исследованию, проведенному ярославскими библиотекарями, лишь 11% опрошенных студентов пользуются электронными учебниками, при этом 70% студентов склоняются к традиционному печатному варианту. Затрудняют развитие электронных библиотек и сами вузы, закупая бумажные учебники, по которым преподаватели выстраивают учебный процесс.

Издатели считают, что задача привлечения студентов к использованию ЭБС должна лечь на плечи вузов. Без популяризации электронных ресурсов в образовательных учреждениях статистика не будет меняться в лучшую сторону.

От общего к частному

Важный тренд прошлого года - точечное комплектование вузовских подписок. Такой подход становится необходимым, если вуз настроен серьезно, а не «для галочки» использовать ресурсы ЭБС. Точечное комплектование позволяет выбирать нужные отраслевые учебники и тратить меньше денег, чем при подписке на одну базовую коллекцию, содержание которой будет использоваться неэффективно.

Благодаря точечному подходу к комплектованию, в 2013 году небольшие вузы смогли подняться до тех же отметок в книговыдаче, что и крупные учебные учреждения, приобретающие большие подписки.

Прогнозы

Эксперты охарактеризовали перемены, которые ожидают рынок ЭБС, как игру на выбывание. Большое количество игроков вызовет острую конкуренцию, ведь на рынок, составляющий 400 миллионов рублей, приходится 15 электронно-библиотечных систем. Ожидаемый сценарий развития - ценовая борьба и перераспределение долей рынка. Обострит названные тенденции и вузовская оптимизация: стремление купить больше за меньшие деньги. Важно помнить, что главное в этих бизнес-состязаниях - не потерять качество российского учебного контента.

Стандарты и сертификация

Чтобы конкуренция не превратилась в недобросовестную и не привела к имитации качественных ресурсов, необходимо сформировать стандарты отрасли, создать профессиональную общественную экспертизу и сертификацию. Понятие качества должно быть у всех одинаковым - убеждены представители издательского сообщества.

Библиотекари с ними солидарны: от актуального контента и удобства электронных библиотечных систем будет зависеть интерес студентов к использованию электронных ресурсов.

Резюмируя дискуссию, можно сделать вывод: все участники книжного рынка должны включиться в борьбу за качество. Вузам необходимо превратить ЭБС в реальный, а не формальный элемент учебного процесса, а издательствам и агрегаторам позаботиться о создании качественных ЭБС с актуальным лицензионным наполнением, работоспособной платформой, интерактивными сервисами.

В соответствии с требованиями нового федерального Государственного стандарта ВПО образовательный процесс в вузах должен быть обеспечен электронно-библиотечными системами, содержащими издания по основным изучаемым дисцип линам и обеспечивающими возможность одновременной работы 25% обучающихся. Эта норма была закреплена приказом Минобрнауки от 7 июня 2010 г. № 588, который предписывает необходимость наличия ЭБС для лицензирования вузовских образовательных программ. Сегодня мы обсуждаем различные аспекты внедрения ЭБС непосредственно с покупателями - вузами.

Собеседникам «УК» были предложены следующие темы:
. основные критерии выбора поставщика ЭБС, разумная цена на услугу;
. предпочитаемые форматы предоставления контента;
. необходимость дополнительного технического оснащения библиотек;
. основные проблемы, связанные с внедрением ЭБС и приказом Минобрнауки № 588, пред-
ложения и рекомендации участникам рынка.
________________________________________________________________________


Владимир Яковлевич ЭПП, первый проректор по учебной работе Томского государственного педагогического университета

При выборе поставщика ЭБС для нас основными критериями отбора являются, в первую очередь, соответствие требованиям приказа Минобрнауки от 07.06.2010 № 588, затем цена и полнота ассортимента в соответствии с направлениями подготовки студентов вуза.

Вопрос о цене должен быть адресован учредителю, который финансирует работу вуза и, в частности, библиотеки. Разумной была бы цена порядка 50% от средств, выделяемых вузу для комплектования фонда библиотеки. Сегодня соотношение цен на рынке и финансирование библиотек таково, что средний вуз должен выбирать между заключением договора с ЭБС и покупкой учебников на бумажном носителе.

Покупка контента является для библиотеки более предпочтительной при выборе ЭБС. Приобретение доступа требует значительных ежегодных финансовых затрат. При этом ресурс библиотеки не увеличивается. Библиотека теряет автономность и попадает в зависимость от провайдеров ЭБС в условиях неустоявшегося рынка услуг. Приказ Минобрнауки от 07.06.2010 № 588, естественно, стимулирует университет к подключению к одной из существующих ЭБС.

К сожалению, наполняемость ЭБС, представленных на рынке, не соответствует требованиям данного приказа. Существенным недостатком является высокая цена, наполненность устаревшими изданиями, практическое отсутствие литературы с грифами УМО и НМС, слабая представленность классических учебных изданий, используемых в учебном процессе и рекомендуемых УМО для изучения в вузе.

В учебном процессе используются современные учебники разных издательств, которые, как правило, не передают свои права на публикацию различным агрегаторам. Приобретать же контент у издательств полностью - дорого и неоправданно, весь ассортимент не будет пользоваться спросом.

Для нашей библиотеки потребуется дополнительное техническое оснащение для внедрения ЭБС.

Наиболее острыми являются, в первую очередь, проблемы финансирования.

Законодателю необходимо смягчить требования к ЭБС. Требование одновременного доступа к каждому изданию, входящему в электронно-библиотечную систему, не менее чем для 25% обучающихся по каждой из форм получения образования представляется излишним. Агрегаторам и производителям контента требуется создание недорогих универсальных ЭБС и специализированных ЭБС с учётом образовательных программ и направленности подготовки специалистов (классическое университетское, инженерное, медицинское, педагогическое образование и т.д.).

Надо предоставить возможность вузу самому осуществлять формирование контента, чтобы не вынуждать вуз подключаться к дорогой ЭБС с огромным количеством непрофильной литературы, например, по медицине, ветеринарии, книги для подготовки инженеров.
_________________________________________________________________


Екатерина Эдуардовна ЛЮБУШКО, директор Библиотеки Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина

Основные критерии для нас - качество контента и полнота охвата необходимой для нашего вуза предметной области или областей. Нужно, чтобы не менее 70% контента было интересно для наших пользователей. Необходимое условие - пополнение ресурса новым контентом, особенно важно оперативное пополнение полнотекстовыми периодическими изданиями. Также важен сам интерфейс ЭБС (дружественность, простота использования и др.) и, конечно, количество сервисов, предлагаемых пользователям. Желательно, чтобы ценовая политика компаний, представляющих ЭБС на рынке, соответствовала тому контенту, который они предлагают, а не была явно завышена, как это бывает в ряде случаев.

Цена должна определяться качеством самой ЭБС (интерфейс/возможности/контент). И если все эти критерии удовлетворят наших пользователей, что определяется статистикой использования ресурса при тестовом доступе, значит, ресурс будет интересен и важен для нашего вуза. Тогда ректорат примет решение выделить средства на его приобретение.

Предпочтителен онлайновый доступ к ресурсам с последующей передачей архива в постоянное пользование вуза (срок обычно оговаривается в договоре).

Принципиально все основные производители русскоязычных образовательных ресурсов - eLIBRARY.RU, EastView, «Университетская библиотека онлайн», «Библиотех», IQLib - соответствуют основным положениям приказа № 588. Их продукты включают лицензионно чистый контент по основным дисциплинам, они предоставляют доступ всем читателям, без ограничения числа рабочих мест и одновременных подключений к документам. МГЮА им. О.Е. Кутафина уже несколько лет успешно сотрудничает с производителями данных ресурсов. Мы ежегодно приобретаем доступ к нескольким электронным полнотекстовым и библиографическим ресурсам и планируем в дальнейшем развивать это направление работы.

Один из существующих сегодня недостатков - то, что не все ЭБС имеют возможности для предоставления удалённого доступа к полному объёму контента своего ресурса и необходимые регистрационные свидетельства. Но думаю, что эти проблемы решатся компаниями в ближайшее время.

Мы планируем увеличение компьютеризированных мест для наших пользователей в читальных залах, а также использование Wi-Fi технологий для создания Wi-Fi зоны на территории Академии, чтобы наши пользователи не были ограничены территориально только помещениями библиотеки. Основная проблема - не всегда хватает материальных и технических средств для осуществления запланированного.

Думаю, что всем заинтересованным сторонам необходимо вести конструктивный диалог по любому вопросу, связанному с проблемами и предложениями по информационному обеспечению учебной и научно-образовательной деятельности. На сегодняшний день такую задачу можно решить только за счёт совместных усилий и взаимовыгодного сотрудничества. Это даст вузам возможность оценить и увеличить свой научный и образовательный потенциал, занять прочные позиции и стать более конкурентоспособными на внутреннем и международном рынке образовательных услуг.
_____________________________________________________________


Ольга Романовна АРУТЮНОВА, зам. директора Фундаментальной библиотеки Московского городского педагогического университета

При выборе поставщика ЭБС для нас основными критериями являются полнота ассортимента и цена. Для нашего вуза приемлемой ценой мы считаем около 60 тысяч рублей в полугодие на определённую коллекцию. Наиболее предпочтительно для нас предоставление доступа к онлайновому просмотру.

Приказ Минобрнауки РФ от 07.06.2010 № 588 заставит нас приобретать большее количество коллекций, различных ЭБС, а также совершенствовать университетскую электронную библиотеку. Мы работаем с ООО «ИВИС» (Ист вью) и ООО «РУНЭБ». Обновлённый портал eLibrary наиболее удобен для пользователей, «Руководство пользователя» 2010 года Е.М. Полниковой и С.М. Шабановой оказывает хорошую помощь начинающим.

Техническое оснащение не помешает, но и сейчас наши пользователи (25%) могут единовременно пользоваться Виртуальным центром инновационных технологий http//resoursces.mgpu.ru / через сайт нашего университета.

Производителям вузовских ЭБС рекомендую ознакомиться с Виртуальным центром инновационных технологий МГПУ (Городской информационный ресурсный центр, директор - Рукавишников И.В.).
__________________________________________________________


Ирина Геннадьевна ЖОЛОБОВА, зав. отделом комплектования и каталогизации Научной библиотеки Томского государственного университета

Один из основных критериев при выборе поставщика ЭБС - это оптимизация расходов на приобретение учебной и учебно-методической литературы. Самые затратные по книгообеспеченности - общие гуманитарные, социально-экономические, математические и естественнонаучные дисциплины. И, в первую очередь, необходимо выбрать ЭБС, которая по полноте ассортимента соответствовала бы перечню рекомендуемых учебников и учебно-методических пособий по данным дисциплинам в университете. Ещё одно условие, которое должно выполняться по распоряжению Министерства образования и науки РФ - это актуальность учебной литературы. Учебная литература по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам должна быть издана в течение последних 5 лет, по общим математическим и естественно научным дисциплинам - за последние 10 лет. Думаю, этот критерий останется и для электронной учебной литературы.

Цена при выборе поставщика ЭБС остаётся довольно сложной проблемой для библиотеки. Всегда будет существовать переходный этап при внедрении новых технологий по обеспечению студентов электронной учебной литературой. Библиотека научится оптимально перераспределять финансовые средства на приобретение учебников в печатной и электронной формах. Но прежде, чем выработать ценовой критерий при выборе поставщика ЭБС, необходимо будет ответить на следующие вопросы. Какое количество студентов предпочтёт электронный учебник печатному учебнику? Какое количество наименований электронных учебников преподаватель включит в список рекомендованной литературы к дисциплине? Какое количество наименований включает в свой ассортимент та или иная ЭБС? Сколько стоит предоставление доступа к электронному учебнику в год? Сколько лет необходим электронный учебник для использования? Самый предпочтительный формат работы с контентом - это предоставление доступа к онлайновому просмотру с условиями удобства и простоты использования, возможности неограниченного доступа студентов и преподавателей ко всем книгам выбранной ЭБС, в любое время, с любого автоматизированного рабочего места университета и домашних компьютеров посредством сети Интернет.

Можно констатировать, что на российском книжном рынке (в широком понимании) появился новый продукт - электронно-библиотечные системы. Переход в среду ЭБС обусловлен научно-техническим прогрессом и имеет необратимый характер. Это огромный пласт работ, который предстоит сделать библиотекам - разработать критерии отбора поставщиков ЭБС и в течение двух-трёх лет перейти в эту среду с наиболее полным охватом ассортимента ЭБС и рациональным использованием денежных средств. Конечно, будем приобретать. Обдуманность и точный расчёт - главные правила при внедрении чего-то нового.

Выбор предоставления контента через доступ к онлайновому просмотру ресурсов электронно-библиотечной системы не потребует дополнительного технического оснащения Научной библиотеки Томского государственного университета.

ЭБС в Томском государственном университете начала создаваться с 2005 года и имеет в своём составе достаточное количество элект ронных учебных изданий наших авторов. Основные проблемы - это скорость пополнения новыми электронными изданиями и вопросы авторского права.

Если начинать работу по выбору поставщиков ЭБС, то нужно начать, как я считаю, с сотрудничества с самими издательствами, которые производят как печатные, так и электронные версии учебных и учебно-методических изданий для высших учебных заведений, такими как «Академия», «Лань», «Инфра-М», «Альпина Бизнес» и др. Это обеспечит постепенность и обдуманность перехода в среду ЭБС, системный характер работе. Думаю, что издательству, которое издаёт большое количество названий учебной и учебно-методической литературы, необходимо создавать собственную ЭБС. Это перспективный и, самое главное, подконтрольный бизнес. Но процесс создания ЭБС не должен быть дорогостоящим. Для этого законодателям необходимо разработать методические рекомендации по созданию издательской ЭБС или взять за основу уже существующее перспективное програм мное обес печение и распространять среди российских издателей бесплатно. Следует определиться с термином «Электронно-библиотечные системы». Законодателям по рекомендую синхронизировать приказ Мин обрнауки РФ от 07.06.2010 № 588 с выделением достаточного финансирования для вузов на приобретение такого информационного ресурса, как ЭБС.
_____________________________________________________


Марина Эдуардовна КАРПОВА, заместитель директора Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета

При выборе поставщика ЭБС в порядке важности мы выделяем следующие критерии.
1. Количество контента и полноту ассортимента.
2. Разумную цену из расчёта «одна книга на одного пользователя», сравнимую со стоимостью одного учебника (примерно 300 руб.). Стоимость доступа к одному электронному изданию для определённого количества студентов не должна превышать в разы стоимость покупки аналогичного количества бумажных учебников для студентов, изучающих данную дисциплину.
3. Дополнительные сервисы.

Для пользователей СПбГУ удобен доступ к онлайновому просмотру. Основные недостатки существующих ЭБС - количество и качество контента, формат предоставления (pdf-файлы) и формирование цены исходя из количества лицензий на пользование одной копией.

В связи с присвоением Указом Президента РФ особого статуса Санкт-Петербургскому государственному университету приказы Министерства образования и науки носят для СПбГУ рекомендательный характер. Приказ № 588, надеемся, никак не повлияет на решение о приобретении электронных ресурсов.

Исходя из требований приказа каждый вуз должен иметь тысячи компьютеризированных пользовательских мест. Конечно, нам потребуется дополнительное техническое оснащение.

Основная проблема при создании ЭБС в вузе - соблюдение требований 4-й части ГК РФ. Законодателям нужно обеспечить правовую поддержку создания ЭБС, предусматривающую возможность вузам формировать собственные ЭБС в рамках действующего законодательства. Также необходимо сосредоточить работу с биб лиотеками вузов на уровне крупных агрегаторов, берущих на себя юридические формальности и обеспечивающих удобный формат доступа к ресурсам. Производителям контента следует внимательно изучить зарубежный опыт по предоставлению доступа к электронным изданиям для библиотек и уйти от попыток при формировании цены исходить из продажи количества пользовательских лицензий, т.е. продавать «электронный тираж», боясь потерять бумажный.
________________________________________________________


Вера Алексеевна СВЕТЛОВА, директор библиотеки Санкт-Петербургской академии управления и экономики

- Основными критериями при выборе ресурса являются следующие: русский язык, качество контента (соответствие требованиям ФГОС и образовательным программам вуза), возможность частичного копирования, цитирования.

Как показывает практика, представления о «разумности» цены у агрегаторов и пользователей весьма различны. Библиотеки вузов живут в условиях постоянного отсутствия финансирования, и поэтому приобретение доступа к ресурсу сопровождается большим «торгом».

В основном цену удается снизить за счёт ограничения периода (времени) подписки, либо усечения количества доступного контента. Тем не менее даже при этом условии цена доступа весьма высока. Из опыта общения с компанией «КнигаФонд» мне вообще непонятно, откуда берутся такие цены на услуги, кто имеет возможность их приобретать? Утверждение «КнигаФонда», что «он покроет всё комплектование» как-то не убеждает, а цена в 1,5-2,75 млн рублей просто нереальна для вузовской библиотеки при всех прочих вопросах к данной организации.

Можно много говорить об инновационных технологиях в библиотеке, но при этом помнить, что никто не отменял традиционную бумажную книгу. Поэтому, на мой взгляд, очень важно в этом вопросе придерживаться принципов разумности и постепенности в изменении существующего сегодня комплектования библиотечных коллекций. Как показывает опыт, нельзя идти на поводу у регламентирующих документов в ущерб качеству и доступности, так как в основном доступ к ресурсам осуществляется по IP-адресам, т.е. в рамках организации подписчика, но этого явно недостаточно для обеспечения образовательного процесса и особенно для самостоятельной работы студента вне вуза. Предоставляемый сервис, как правило, позволяет работать с ресурсом в течение 1-2 часов, так как чисто физиологически пользователь не может полноценно работать на компьютере дольше, а нам предлагается полностью или частично обеспечить студента электронными текстами. Вопросов очень много: и по интерфейсу представляемого контента, и по возможностям работы с ним. Думаю, эта тема требует отдельного рассмотрения и обсуждения с поставщиками ресурсов.

Дополнительное техническое оснащение нам не потребуется, академия прекрасно оснащена.

При создании ЭБС я не вижу больших проблем, если речь идёт об электронной библиотеке вуза в её прежнем понимании. Но законодателям, агрегаторам и другим участникам рынка нужно слушать народ и не ставить телегу впереди лошади.


Университетская библиотека онлайн

Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека онлайн".

Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» — современная образовательная платформа со множеством сервисов, расширяющих границы информационного пространства вуза и обеспечивающая доступ высших и средних учебных заведений, публичных библиотек и корпоративных пользователей к наиболее востребованным материалам учебной и научной литературы по всем отраслям знаний от ведущих российских издательств. ЭБС сертифицирована на соответствие стандартам ГОСТ, удовлетворяет всем требованиям ФГОС 3+ (включая размещение ВКР).

Ресурс содержит учебники, учебные пособия, монографии, периодические издания, справочники, словари, энциклопедии, видео- и аудиоматериалы, иллюстрированные издания по искусству, литературу нон-фикшн, художественную литературу.

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» предоставляет доступ к более 100 000 изданиям по всем отраслям знаний. Более 400 издательств, представленных в ЭБС обеспечат обучающихся изданиями по основным и узкопрофильным предметам.

В базовую часть ЭБС не входит доступ к издательским коллекциям "Дашков и К", "Лаборатория знаний", "Теревинф", "Машиностроение", "Манн, Иванов и Фербер", "Проспект", "Флинта", "Гиорд" и ряду других.

Книги сгруппированы в целостные тематические коллекции, представлены в едином издательском формате, адаптированном для чтения с экрана и приспособленном к целям научного цитирования, текст разбит постранично, без возможности копирования всего произведения. Копирование или распечатка текста - постранично. Для ряда изданий необходимо установить бесплатную программу («plug-in») для чтения формата DJVU.

Доступ к изданиям осуществляется через размещенные на сайте каталоги: «Каталог книг по разделам», «Дисциплины», «Авторы».

«Университетская библиотека онлайн» для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

«Университетская библиотека online» соответствует федеральным государственным стандартам обучения третьего поколения, в том числе в отношении требований, предъявляемых к процессу обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При чтении масштаб страницы можно увеличить, можно использовать полноэкранный режим отображения книги или включить озвучивание непосредственно с сайта при помощи программ экранного доступа , например, Jaws , «Balabolka».

Скачиваемые фрагменты в формате pdf, содержащие подтекстовый слой, достаточно высокого качества и могут использоваться тифлопрограммами для голосового озвучивания текстов, быть загружены в тифлоплееры (устройств для прослушивания книг), а также скопированы на любое устройство для комфортного чтения.

В ЭБС представлена медиатека, которая включает в себя около 3000 тематических ауд иокни г различных издательств . Аудиоучебник - один из основных актуальных инструментов образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями. В 2012 году издательство «Директ-Медиа» перевело в аудиоформат учебники ведущих издательств: Флинта, Дашков, Юнити-Дана и других.

В 2017 году контент ЭБС начал пополняться книгами и учебниками в международном стандартизированном формате Daisy для незрячих , основу которого составляют гибкая навигация и защищенность контента.
Количество таких книг и учебников в ЭБС увеличивается ежемесячно.

Запущено мобильное приложение ЭБС «Университетская библиотека онлайн», которое осуществляет доступ ко всему контенту подписки.

Приложение позволяет как полноценно пользоваться ЭБС с мобильных устройств, так и загружать отдельные книги в виде файлов на свое устройство или ПК. Книги можно читать с полным комфортом: загружая с ПК и читая со смартфона

Читайте книги онлайн или загружайте их на свое устройство для чтения без по подключения к интернету!

В приложении сохранены важные функции сайта - личный кабинет, закладки, моя библиотека и т.д. Для вашего удобства работы с контентом предусмотрен функционал закладок и цитат.

Приложение доступно для любого устройства, работающего на Android (от версии 4.1) и для IPad c IOS (от версии 8.0) .

Скачать приложение можно здесь:

Весь контент в приложении защищен от копирования: как загружаемые книги, так и издания для чтения онлайн.

Условия доступа:

Доступ предоставлен по IP-адресам Финуниверситета со всех компьютеров, имеющих выход в Интернет.

Уважаемые пользователи, если вы зайдете в ЭБС "Университетская библиотека онлайн" с территории Финансового университета , у вас появится возможность зарегистрировать свой персональный аккаунт с тем, чтобы пользоваться ЭБС из любой точки, имеющей доступ к сети интернет. Процедуру регистрации нужно пройти ТОЛЬКО ОДИН РАЗ. Доступ будет предоставлен после подтверждения Вашей заявки ответственным представителем от Финансового университета.

Обращаем Ваше внимание, что разглашение данных для персонального доступа недопустимо. Просьба предпринять меры по обеспечению сохранности Ваших данных для авторизации.

Адрес для работы

Вы находитесь за пределами Финуниверситета. К данному ресурсу удаленный доступ возможен после индивидуальной регистрации в медиатеке финансового университета.

Электронно-библиотечная система издательства «Лань» - это ресурс, созданный с целью обес- печения вузов необходимой учебной и научной литературой профильных направлений. ЭБС вклю- чает в себя как электронные версии книг издательства «Лань», так и коллекции полнотекстовых файлов других издательств и постоянно пополняется новыми изданиями. Принципы работы электронной библиотеки: неограниченное количество пользователей; доступ в любое время и из любого места посредством сети Интернет. Электронные учебники собраны в разделах – математи- ка, физика, теоретическая механика, инженерные науки, лесное хозяйство и лесоинженерное дело, нанотехнологии, информатика, экономика и менеджмент, право, психология и педагогика.
Технические возможности ресурса позволяют одновременно посещать электронную библиотеку неограниченному количеству пользователей.

ЭБС предоставляет возможности поиска книги по автору или названию. Поиск по содержимому позволяет производить поиск по текстам книг. Возможно скачивание приложения к книгам (CD- и DVD-диски), а также сохранять или распечатывать фрагменты книг для дальнейшего использова- ния. Любую книгу или ее отдельную страницу можно добавить в избранное, создав для нее замет- ку.

Для читателей нашей библиотеки академия приобрела право на бесплатный доступ к тематическому пакету электронных учебников «Лесное хозяйство и лесоинженерное де- ло» в Электронно-библиотечной системе « Лань».

Для этого необходимо:

Зарегистрировать свой ЛОГИН и ПАРОЛЬ для доступа в Личный кабинет ЭБС «ЛАНЬ» в Зале электронных ресурсов библиотеки (ауд. 166 ).

После успешной Регистрации на сайте вы можете работать с тематическим пакетом «Лесное хо- зяйство и лесоинженерное дело» ЭБС по своему Логину и Паролю с ЛЮБОГО компьютера не только в ВГЛТУ, но и за её пределами .

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Информационная система "Единое окно доступа к образо-вательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") обеспечивает бесплатный и неограниченный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. В разделе Библиотека представлено более 27 000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образо-вательных порталов, а также изданных в университетах, ВУЗах и школах России. Более половины учебно-методических материалов разработаны и переданы в "Библиотеку" ведущими университе-тами и ВУЗами России, а также издательствами, отдельными преподавателями и авторами. Расширенный поиск в "Каталоге" осуществляется по названию, автору, аннотации, ключевым сло-вам с возможной фильтрацией по тематике, предмету, типу материала, уровню образования и аудитории.

Электронные учебные издания доступны в режиме просмотра. Для скачивания издания на свой домашний или рабочий компьютер необходимо получить разрешение у правооб- ладателей электронных учебников и иных учебных материалов, представленных в биб- лиотеке "Единого окна".

Информация для авторов ВГЛТУ. К размещению в электронной библиотеке ИС "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" принимаются электронные версии печатных учебных, учеб- но-методических и методических материалов: учебник, учебное пособие, текст лекций, энциклопе- дия, словарь, задачник, тест, лабораторный практикум, а также научные статьи и работы по педа- гогике и проблемам образования. Авторам выдаётся "Свидетельство о публикации" установленно- го образца, подтверждающее, что электронная копия образовательного ресурса принята для пуб- ликации в электронной библиотеке. Регламент размещения электронных изданий учебно-образова- тельного назначения . Адрес редакции [email protected] .

Библиотека специализируется на учебных материалах для вузов и полностью соответствует требованиям разрабатываемых федеральных государственных образова-тельных стандартов (ФГОС ВПО) к библиотекам по части формирования фондов основной и допол-нительной литературы.

Основу «Университетской библиотеки онлайн» составляют более 37 тысяч электронных книг по следующим разделам – естественные науки, информационные технологии, история, культуроло- гия, языкознание, правоведение, социология, философия, экономика.
«Университетская библиотека онлайн» выполняет функции: полнотекстового поиска, работы с ката- логом, безлимитного постраничного просмотра изданий, копирования или распечатки текста (постранично), изменения параметров текстовой страницы, создания закладок и комментариев.


ЭБС znanium.com издательства «ИНФРА-М»

В ЭБС представлены более 50 тысяч наименований электронных изданий по базовым и вариативным дисциплинам - учебники и учебные пособия, диссертации и авторефе-раты, монографии и статьи, сборники научных трудов, энциклопедии, научная периодика и про-фильные журналы. Электронные учебники сгруппированы по разделам: физико-математические науки, естественные науки, гуманитарные науки, социальные науки, образование и педагогика, экономика и управление, информационная безопасность, машиностроение и материалообработка, транспортные средства, автоматика и управление, информатика и вычислительная техника, архи-тектура и строительство, безопасность жизнедеятельности, защита окружающей среды.

Предоставляется доступ студентам, аспирантам и профессорско-преподавательскому составу вуза к ЭБС «ИНФРА-М» через сеть Интернет с расширенными функциональными возможностями для пользователей - установка «закладки» для быстрого возвращения к прерванной работе (зак-ладка на страницу; автоматическое формирование списка используемой литературы; отправка конспекта по электронной почте для дальнейшего использования. Удобная навигация в системе позволит провести быстрый поиск по автору, наименованию, издательству, а также дисциплинам и направлениям подготовки.ки.


ЭБС «КнигаФонд»

Электронный ресурс, на котором можно найти литературу, соответствующую современным требо- ваниям и стандартам обучения, в том числе федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения. В ЭБС представлены более 107 тысяч электронных книг по следующим разделам: экономика, информа- ционные технологии, юридические науки, история, иностранные языки, промышленность и транс- порт, естественные науки, научная периодика.

Возможности работы с текстом для пользователей ЭБС - создание неограниченного количества собственных конспектов, копирование цитаты из книги в конспект с автоматическим созданием точ- ной библиографической ссылки на издание и страницу; создание меток, позволяющих быстро на- ходить нужные страницы книги; возможность составления подборки постоянно используемых книг.

ЭБС BOOK.ru

Электронная библиотечная система (ЭБС) BOOK.ru – единая система доступа к постоянно обновляемой коллекции электронных версий книг современной учебной литературы. Фонд электронной библиотеки комплектуется на основании новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Система пол-ностью соответствует требованиям к обеспеченности вузов доступом к электронным библиотечным системам.

Учебная литература представлена разделами - безопасность жизнедеятельности, естественные науки, информатика и вычислительная техника, история, общественные науки, право, языкознание, экономика, лесное хозяйство, технические науки.

ЭБС IPRbooks

Электронно-библиотечная система IPRbooks - это лицензионная библиотека по всем отраслям наук (ОКСО), в полном объеме соответствующая ФГОС, библиотека содержит более 5 000 изда- ний.

В ЭБС IPRbooks Вы найдете учебники и учебные пособия, монографии, производственно-прак- тические, справочные издания, а также деловую литературу для практикующих специалистов. В настоящее время в ЭБС IPRbooks представлено более 100 ведущих федеральных издательств, в ЭБС включены издания за последние 10 лет (по гуманитарным, социальным и экономическим нау- кам за последние 5 лет), перечень их постоянно растет. Контент ЭБС IPRbooks ежемесячно обнов- ляется новыми электронными изданиями, периодикой (в т.ч. ВАК), статьями ведущих российских ученых.
Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно для неограниченного количества пользователей.

ЭБС IQ library

ЭБС IQlib – это электронно-библиотечная система, которая полностью отвечает критериям совре- менного ресурса информационно-образовательной направленности.

ЭБС IQlib формируется в соответствии с действующим законодательством в области авторских и смежных прав, а также на основе прямых договоров с авторами и правообладателями.

Каталог IQlib включает более 80 тысяч полнотекстовых цифровых версий печатных изданий. Представлены как актуальные востребованные издания (учебники, учебные пособия, монографии) так и редкие издания прошлых лет. Каталог комплектуется согласно общепринятым направлениям современного высшего и профессионального образования.
ЭБС IQlib предлагает пользователям сервисные возможности поиска и обработки информации, позволяющие работать на больших массивах с высокой скоростью и эффективностью.


ЭБС издательства "ЮРАЙТ"

Открыт доступ к Электронно-библиотечной системе издательства "ЮРАЙТ".

В арсенале ЭБС "ЮРАЙТ" учебники для бакалавров и магистров по самым различным дисциплинам, словари. Теперь вы можете узнавать о новинках издательства в реальном времени, проводить поиск по интересующим дисциплинам.

Сайт ЭБС "ЮРАЙТ" является отличной виртуальной выставкой и помощником при выборе необходимых книг для закупки печатных и электронных изданий, т.к. каждую книгу на сайте можно пролистать, добавить в избранное и щелчком одной клавиши выгрузить в Excel.

С появлением более жестких требований к электронным библиотечным ресурсам в ВУЗах, а именно требовании обеcпечить доступ к электронно-библиотечной системе, возник ряд технологических и организационных вопросов, как же этим требованиям можно соответствовать. В прошлый раз на основе доклада с конференции "Менеджмент ВУЗовских библиотек" мы затронули тему внешних электронно-библиотечных систем. Сегодня хотелось бы остановиться уже на создании собственной электронно-библиотечной системы в ВУЗе. Заметим, что это будет внутренняя ЭБС, основанная как правило на электронной библиотеке ВУЗа, на уже накопленных электронных изданиях, но в то же время принадлежащая библиотеке и как внешняя ЭБС соответствующая всем требованиям ФГОС ВПО. Кроме того, данную проблему я собираюсь осветить на ближайшей конференции в Екатеринбурге «Университетская библиотека: отвечая на вызовы времени» . Поэтому данный пост носит некий обобщающий характер, предоставляя общую информацию и основные особенности. В свою очередь от читателей хотелось бы услышать как можно больше вопросов, касающихся данной тематики. Так проработка вопроса будет более глубокой, и у нас получится совместить онлайн с оффлайном, вынося коммуникацию в оба формата общения.

Вся работа по созданию собственной электронно-библиотечной системы сводится к трем взаимодополняемым направлениям: организационное , контентное и технологическое .

Организационная часть включает в себя прежде всего обеспечение регистрационных требований. Сюда относят регистрацию электронного средства массовой информации и регистрацию базы данных материалов . С первым проблем возникает минимум. Регистрация осуществляется в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Готовится пакет документов. Вместе с заявлением набирается порядка 5 документов, которые направляются в РосКомНадзор. В данном случае в качестве СМИ регистрируется сайт. Основные трудности могут возникнуть только при заполнении заявления. Регистрацию БД осуществляет федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Также требуется собрать около 4 различных документов. Однако здесь возникает интересный нюанс, на который уже успел обратить внимание один из читателей нашего сообщества. Подробнее о нем в комментариях к посту. Очевидно, что база данных создается на основе трудов преподавателей: книг, методических пособий и прочей учебно-методической литературы. Это уже контентная сторона вопроса, мы ее коснемся отдельно. Также в регистрационных требованиях нельзя забывать про программное обеспечение , обеспечивающее работу ЭБС. Фактически это софт электронной библиотеки. Если это собственная разработка университета, то такая программа должна быть аналогичным образом как и БД зарегистрирована (в РосПатенте регистрация БД и программ для ЭВМ рассматриваются совместно). Причем стоит обратить внимание, что любые open source программы зарегистрировать нельзя. А сейчас многие электронные библиотеки ВУЗов зачастую используют как раз бесплатное ПО, как например DSpace. Если используется проприетарное ПО, то должна быть соответствующая лицензия на его использование.

Контентная часть - самая важная составляющая, ведь электронно-библиотечной системой мы собираемся поддерживать образовательный процесс, а учебные материалы являются основным его звеном. К сожалению, формальные требования добрались и сюда. В собственной ЭБС в качестве контента в первую очередь выступают труды преподавателей университета. Причем по требованиям они должны охватывать все основные изучаемые дисциплины. Это немаловажный момент, про который не стоит забывать. Любопытно, что в требованиях конкретное количество изданий по каждой дисциплине не указано, главное чтобы хоть что-то было. Однако есть ограничения на "свежесть" литературы - 5 или 10 лет в зависимости от ее профиля. Еще одним важным моментом является правильное оформление прав на учебную литературу. Не во всех ВУЗах этот процесс поставлен. Здесь надо обратить внимание либо на заключение договоров с авторами, либо на выстраивание правильных политик, касающихся служебного произведения. Также в электронно-библиотечной системе можно использовать внешний контент. Однако здесь надо быть внимательным при его покупке. Одно из требований к ЭБС - обеспечение доступа к каждому изданию 25% обучающихся. Соответственно в момент покупки это должно учитываться.

Технологическая часть состоит из обеспечения программно-аппартным комплексом вашей ЭБС. В регистрационной части мы затронули момент, касающийся программного обеспечения для ЭБС. Так вот, данный софт также должен закрывать некоторые требования, а именно, чтобы обращение к вашей ЭБС осуществлялось через Интернет и ЭБС выдерживала нагрузку одновременного индивидуального доступа 25% обучающихся. Это все относится непосредственно к требованиям. С практической точки зрения разрабатываемая система должна быть понятна и доступна пользователям. Все базовые функции - добавление новой книги, редактирование метаданных, поиски и тд - не должны вызывать трудностей. Система обязательно должна взаимодействовать с АБИС, где-то что-то заимствовать/передавать; пользователь, просматривая каталог, должен знать, есть ли данная книга в электронном виде или нет. Конечно же, у выбранного ПО должен быть потенциал для развития, т.е. должно быть выбрано масштабируемое решение, в которое библиотека может вкладываться и которое можно постоянно улучшать. Плюс должны быть некие свободные серверные мощности для развертываемой системы.

Создание собственной ЭБС несомненно имеет ряд объективных преимуществ для библиотеки и конечного пользователя. Создается что-то свое, приводится в порядок вузовский электронный учебно-методический материал, используются уже имеющиеся наработки в области электроннных библиотек. Но все эти достоинства требуют тщательной работы и поставленного процесса, что и необходимо учитывать принимая решение об ЭБС.