Генератор

Панель приборов газ 21 чертеж с деталировкой.

Для начала стоит усвоить вот что: ГАЗ-21 - это не игрушка, а автомобиль, требующий ухода, внимания, вложения средств, сил и затрат времени. И финансовые затраты на его содержание никак не меньше, чем на содержание и обслуживание современного авто. Да и трудности бывают разные.

Зачастую автомобилисты обращают внимание на очень тяжелое управление ГАЗ-21. Это немного неверно. Да, действительно, процесс управления «Волгой» сильно отличается от вождения других автомобилей, как правило, за счет непривычного расположения большинства органов управления. Кроме того, некоторые элементы управления автомобилем довольно специфичны. На рис.1 показана панель управления полностью аутентичной машины:

Рис.1 - Панель приборов и органы управления ГАЗ-21 «Волга»

  1. ручка регулировки притока воздуха;
  2. рукоятка управления системой обогрева и вентиляции;
  3. переключатель режима работы вентилятора;
  4. центральный переключатель света;
  5. кнопка теплового предохранителя цепей освещения;
  6. контрольная лампа стояночного тормоза (ручника);
  7. контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости;
  8. включатель зажигания и стартера;
  9. включатель стеклоочистителя;
  10. радиоприемник;
  11. рукоятка управления дроссельной заслонкой (подсосом);
  12. пепельница;
  13. головка часов для перевода стрелок;
  14. прикуриватель;
  15. ручка насоса омывателя ветрового стекла;
  16. контрольная лампа дальнего света;
  17. амперметр;
  18. указатель уровня топлива;
  19. спидометр;
  20. одометр (счетчик пройденного пути);
  21. указатель температуры охлаждающей жидкости;
  22. указатель давления масла в системе смазки;
  23. контрольная лампа указателей поворотов;
  24. кнопка воздушной заслонки карбюратора;

Положения рычага показаны на рис.2:


Рис.2 - Положения рычага штатной коробки переключения передач ГАЗ-21

Как видим, на самом деле, не все так сложно, как некоторые описывают. Необходима всего лишь небольшая практика.

Вообще, проблемность ГАЗ-21 несколько надумана. Почему? Рассмотрим основные претензии к автомобилю, которые представляют собой просто распространенные мифы:

Миф номер 1: тугое рулевое колесо

Это может показаться странным, но на новых моделях ГАЗ, даже на самых современных (кроме моделей с гидроусилителем), крутить руль тяжелее, чем на ГАЗ-21. Здесь надо учесть немалый диаметр рулевого колеса, тщательный расчет передаточного числа рулевого механизма и небольшую колесную базу. Все это делает рулевое управление относительно легким. Конечно, если сравнить «Волгу» с «Калиной» или любой иномаркой, их превосходство очевидно. Но ведь речь идет о полноразмерном седане, длина которого около 5-ти метров, и который, ни в коем случае, не претендует на роль дамского автомобиля.

Миф номер 2: рычаг коробки передач расположенный на руле и всего три передачи создают неудобства в управлении

На всех «Волгах», за редким исключением, установлена трехступенчатая коробка переключения передач, с рычагом управления на рулевом валу. Однако усилие, прилагаемое к механизму переключения передач (если он, конечно, исправен) минимально, а руки водителя все время находятся на рулевом колесе. Для большинства водителей это гораздо удобнее, чем тянутся к рычагу на полу.
Что касается трех передач, то такое количество уменьшает количество переключений и облегчает управление. Снижение скорости и разгон можно выполнять, не переключая передачи, а используя великолепные тяговые качества двигателя. Обслуживание же четырехступенчатой коробки с рычагом переключения передач на полу сложнее, более трудоемко и в случае выхода из строя требует приобретения дорогостоящих запасных частей. В то время как «родная» КПП демонстрирует потрясающую отказоустойчивость и долговечность.

Да, не надо забывать и о том, что подобная коробка передач - своеобразная визитная карточка ГАЗ-21, без которой автомобиль сразу потеряет свой неповторимый стиль.

Миф номер 3: динамика автомобиля просто ужасна

Тут нужно понимать, что динамика - это не основное достоинство любого автомобиля, влияющее на выбор. Да, действительно, определенные проблемы с разгонной динамикой у ГАЗ-21 присутствуют. Но при этом автомобиль вполне пригоден для движения по городу в современных условиях. Кстати, если говорить о третьей серии, то «Волга» с исправным штатным двигателем мощностью 75 л.с. по динамике приближается к классическим моделям ВАЗ, превосходя Оку и Ниву.

Миф номер 4: неэффективная тормозная система

ГАЗ-21, как впрочем, и все автомобили «Волга» , выпущенные до 90-го года, оснащался тормозной системой барабанного типа. Разумеется, дисковые тормоза гораздо эффективнее, но с учетом скоростей, развиваемых ГАЗ-21 эффективность штатной тормозной системы (в исправном состоянии) вполне приемлема. Более того, в случае установки вакуумного усилителя тормозов от автомобиля ГАЗ-24, эффективность работы тормозов многократно повышается.

Миф номер 5: высокий расход топлива

Это в корне неверно - на самом деле ГАЗ-21 расходует бензина не больше, чем современные модели ГАЗ. Во всяком случае, при исправном двигателе это на самом деле так. Средний расход топлива при вождении в городском режиме колеблется от 12.5 до 15 литров на сто километров. На трассе эта цифра гораздо ниже - примерно 10.5 литров на сотню. Что же, вполне приемлемо для столь габаритного и тяжелого автомобиля.

Но не стоит думать, что проблем с Волгой совсем нет. Они имеются, и к этому надо быть готовым. А теперь поговорим о .

Органы управления у всех моделей автомобиля «Волга», кроме ГАЗ–21Н и ГАЗ–22Н (с правым расположением управления), одинаковы. Рулевое колесо имеет кольцевую кнопку сигнала.

Рукоятка переключателя указателей поворота расположена на рулевой колонке с левой стороны. Перемещением рукоятки в верхнее положение указывается правый поворот, при этом загорается мигающий свет в подфарнике и заднем фонаре с правой стороны автомобиля. Левый поворот указывается перемещением рукоятки в нижнее положение, при этом мигающий свет загорается с левой стороны автомобиля. При включении указателя поворота на щитке приборов с правой стороны загорается мигающая сигнальная лампочка. Выключение указателей поворота осуществляется автоматически при выходе автомобиля из поворота.

Рычаг переключения передач расположен на рулевой колонке с правой стороны. Поворотом рычага против часовой стрелки включается вторая передача, поворотом по часовой стрелке - третья прямая передача. Перемещением рычага на себя до отказа с последующим поворотом его по часовой стрелке включается первая передача. Задний ход включается таким же перемещением рычага, но с последующим его поворотом против часовой стрелки. При включении заднего хода в задних фонарях загораются дополнительные лампы, освещающие дорогу сзади автомобиля.

Педаль тормоза, педаль сцепления и педаль дроссельной заслонки расположены в соответствии с общепринятым стандартом.

Рукоятка привода замка капота находится под панелью приборов с левой стороны. Для открытия капота рукоятку нужно вытянуть на себя.

Рукоятка внутреннего люка вентиляции находится под панелью приборов, в средней части. Люк открывают перемещением рукоятки от себя.

Кнопка ножного переключателя света расположена с левой стороны на наклонной части пола. Нажатием на кнопку в зависимости от положения кнопки центрального переключателя света осуществляется переход с ближнего света на подфарники или с дальнего света на ближний. При включении дальнего света на панели приборов загорается контрольная лампочка.

Кнопка насоса опрыскивателя ветрового стекла расположена слева на наклонной части пола.

Рукоятка тормоза стоянки расположена под панелью приборов, слева от рулевой колонки. Для затормаживания автомобиля рукоятку вытягивают до отказа на себя. При этом, если включено зажигание, на панели приборов загорается красная сигнальная лампа. Поворачиванием рукоятки против часовой стрелки и перемещением ее от себя тормоз отпускается. При этом сигнальная лампа гаснет.

Рукоятка привода створок радиатора находится с левой стороны под панелью приборов. При перемещении рукоятки до отказа на себя створки полностью закрываются, при перемещении до отказа от себя - полностью открываются. Для лучшей регулировки охлаждения имеется несколько промежуточных фиксированных положений рукоятки, позволяющих иметь различную степень открытия створок радиатора.

Рукоятка воздухопритока и рукоятка привода заслонки отопления кузова расположены в левой части на панели приборов. При левом крайнем положении рукоятки воздухопритока «О» наружный люк вентиляции открыт. При этом наружный воздух либо непосредственно поступает на вентиляцию кузова (если внутренний люк открыт), либо через радиатор отопителя подается вентилятором на обогрев кузова и обдув ветрового стекла (если внутренний люк закрыт). При правом крайнем положении рукоятки воздухопритока «3» наружный люк вентиляции закрыт. При правом положении рукоятки отопления кузова заслонка открыта. Теплый воздух поступает на обогрев кузова и частично на обдув ветрового стекла. При левом положении рукоятки отопления заслонка закрыта. Теплый воздух поступает только на обдув ветрового стекла.

Включатель вентилятора отопления находится с левой стороны под панелью приборов. Имеет три положения: выключено; включена малая подача воздуха; включена полная подача воздуха. При включенном вентиляторе внутри рукоятки включателя загорается сигнальная лампа.

Центральный переключатель света расположен слева от рулевой колонки. Имеет три положения: кнопка полностью вдвинута - выключено; кнопка вытянута до половины - освещение при городской езде: в зависимости от положения ножного переключателя света включены подфарники, задние фонари и освещение номерного знака или фары (ближний свет), задний свет и освещение номерного знака; кнопка полностью вытянута - освещение при загородной езде: в зависимости от положения ножного переключателя света включены фары (дальний свет), задние фонари и освещение номерного знака или фары (ближний свет), задние фонари и освещение номерного знака. Поворотом кнопки переключателя производится включение и регулируется интенсивность освещения приборов.

Кнопка теплового предохранителя находится под панелью приборов с левой стороны от рулевой колонки. Тепловой предохранитель размыкает цепь освещения автомобиля при коротком замыкании. После устранения неисправности кнопку надо нажать до щелчка.

Комбинация приборов размещена в левой части панели перед водителем. В комбинацию приборов входят: спидометр со счетчиком пройденного пути; амперметр; указатель уровня топлива. имеющий шкалу с делениями 0; 0,5 и П, соответствующими пустому баку, половине емкости и полной емкости бака; указатель температуры воды, показывающий температуру воды в рубашке головки блока, и указатель давления масла, который показывает давление масла в системе смазки двигателя в кг/см2. На комбинации приборов слева расположена сигнальная лампочка дальнего света и справа - лампочка указателя поворота. Контрольные лампы (красная) ручного тормоза и температуры воды (зеленая) расположены под комбинацией приборов по обе стороны рулевой колонки. Включатель зажигания и стартера расположен справа от рулевой колонки на панели приборов. Имеет четыре положения ключа: среднее положение - выключено; первое правое положение - зажигание и цепь радиоприемника включены; второе правое положение - цепь радиоприемника выключена, включены зажигание и стартер; крайнее левое положение - включена только цепь радиоприемника (для пользования радиоприемником при неработающем двигателе).

Включатель стеклоочистителя расположен под панелью приборов справа от рулевой колонки. Имеет три положения: выключено, медленный ход и быстрый ход.

Кнопка воздушной заслонки карбюратора расположена справа от включателя зажигания. Вытягиванием кнопки производится частичное или полное прикрытие воздушной заслонки («подсос»). При нажатии на кнопку заслонка открывается.

В средней части панели приборов размещен радиоприемник. Управление радиоприемником производится с помощью рукояток и кнопок. Левая рукоятка двойная: меньшего диаметра служит для включения радиоприемника и регулировки громкости, большего диаметра для регулировки тембра, Правая рукоятка служит для настройки приемника на нужную станцию. При помощи кнопок осуществляется переключение диапазонов, а также фиксированная настройка на данную станцию. Кнопки с буквой «Д» включают станции длинноволнового диапазона, с буквой «С» - средневолнового диапазона, с буквой «У» - ультракоротковолнового диапазона.

Кнопка ручного управления дроссельной заслонкой расположена слева от часов. При вытягивании кнопки заслонка открывается, при нажатии до отказа - закрывается.

Головка для перевода часов находится под панелью приборов против часов. Для перевода стрелок головку надо нажать вверх и повернуть до нужного положения стрелок.

Пепельница расположена под часами. Для пользования следует вытягивать ее на себя, для очищения от мусора - вытащить, нажав на пружину внутри корпуса пепельницы. Прикуриватель расположен справа от часов.

Для пользования прикуривателем нажать на его кнопку и отпустить руку. Отдача кнопки назад со щелчком говорит о том, что спираль прикуривателя накалилась.

Проблемы остались, жор бензина, в принципе, тоже. Хотя последнее не такое и большое. Перед двигателем есть такая необходимая в зимнее время вещь, как жалюзи. Перед прогревом закрываешь их, запускаешь и ждешь, пока нагреется двигатель. Главное их потом открыть, иначе до кипения не далеко – машина изначально на воде была.

Под капотом все оригинально – родной бензовасос, фильтр с отстойником, а также масляный фильтр.
В паре с эти двигателем работает механическая коробка передач с переключением на руле. Особенностью, помимо способа управления, является еще и то, что отсутствует синхронизатор на передний и задний ходы, поэтому такая вещь как двойной выжим сцепления для этого автомобиля не редкость. Алгоритм работы таков: первая передача – на себя и вниз, вторая – от себя и вверх, третья – от себя и вниз. Задняя передача – на себя и вверх.

По вариациям здесь ничего, кроме этих двигателей не стояло. Разве только в первой серии, небольшая часть машин оснащалась нижнеклапанным двигателем от «Победы». Коробка передач тоже всегда была механической, но было выпущено примерно 700 автомобилей первой серии с автоматическими коробками. Но они не прижились из-за недостаточной культуры обслуживания и отсутствия необходимого гипоидного масла.
На экспорт шли с импортными дизелями «Пежо-Инденор», «Перкинс» и «Ровер» с теми же механическими коробками. Или же были родные бензиновые, но мощностью уже 80-85 лошадиных сил.

Такими же немногочисленными были и версии «догонялки» ГАЗ 23 - у этих «Волг» под капотом уютно располагался V-образный 8-цилиндровый двигатель на пять с половиной литра от «Чайки» с трехступенчатой АКПП. Для маскировки управление также было на руле, но была и маленькая табличка с положением скорости. Многие сейчас корчуют 21 «Волги», устанавливая в нее газоновские движки на 4,2 литра вкупе с четырехступенчатой механикой от 24-ки. Кстати – байки про плиту в багажнике. У этих «догонялок» там находилось специальное оборудование для прослушивания. Плиты и ящики с песком пошли на других моделях этих спецмашин.

«Волга» одна из тех машин, у которой можно спокойно сделать фото дна и деталей подвески без какого либо труда.

Спереди здесь независимая подвеска на пружинах, в рулевом управлении применены уже давно архаичные шкворня и отсутствие усилителя. До 60-го года применялась централизованная система смазки подвески, но она была крайне сложна и оставляла пятна на асфальте. Смазывать приходиться и довольно часто. Особенно 21 точка, маятник, это нечто. Вполне приятно, что спереди есть такая вещь как стабилизатор поперечной устойчивости. Именно в третьей серии на машине появились и телескопические амортизаторы, вместо архаичных рычажных. Сзади – разрезной мост на продольных рессорах с телескопическими амортизаторами. Минус этого моста в том, что после разъединения чулков, сборка происходит довольно затруднительно, особенно выставлять пятно контакта. Тормоза по кругу барабанные, без усилителя на педаль. Стояночный тормоз на трансмиссии, как и у «Победы», ГАЗ 69 и всех предыдущих машин. Это значит, блокируется карданная передача. Но и здесь есть свой минус – если машина одним колесом на обычном покрытии, а другим на мокром или скользком и в горку, она может покатиться.

Расположение органов управления автомобиля Волга показано на фиг. 15.


Рукоятка 2 переключателя указателей поворота расположена на рулевой колонке с левой стороны. При включении указателей поворота на щитке приборов с правой стороны загорается мигающая контрольная лампочка. Указатели поворотов выключаются автоматически при выходе автомобиля из поворота.

Педаль тормоза 10, педаль сцепления 11 и педаль 9 дроссельной заслонки расположены в соответствии с общепринятым стандартом. У автомобилей Волга с автоматической коробкой передач педаль сцепления отсутствует.

Рукоятка 15 привода замка капота находится под панелью приборов с левой стороны;

на части автомобилей она находится с правой стороны. Для открытия капота рукоятку надо вытянуть на себя.

Рукоятка 8 внутреннего люка вентиляции находится под панелью приборов в средней части. Перемещением рукоятки от себя люк открывается, при этом наружный не подогретый воздух поступает в кузов. Перемещением рукоятки на себя люк закрывается.

Кнопка 13 ножного переключателя света расположена с левой стороны, на наклонной части пола. Нажатием на кнопку, в зависимости от положения рукоятки центрального переключателя света, осуществляется переход с ближнего света на подфарники или с дальнего света на ближний свет и обратно.

Кнопка 12 насоса приспособления для обмыва ветрового стекла находится слева, под панелью приборов. Для обмыва надо включить стеклоочиститель и нажать кнопку.

Рукоятка 16 тормоза стоянки расположена под панелью приборов, слева от рулевой колонки. Для затормаживания автомобиля рукоятку надо вытягивать на себя. Если при этом включено зажигание, на панели приборов загорается красная контрольная лампа. Поворачиванием рукоятки против часовой стрелки и перемещением от себя тормоз отпускается. При этом контрольная лампа гаснет.

Рукоятка 14 привода створок радиатора находится слева от рукоятки тормоза стоянки, под панелью приборов. При перемещении рукоятки на себя створки закрываются. При перемещении от себя - открываются. Для лучшей регулировки охлаждения имеется несколько промежуточных фиксированных положений рукоятки, позволяющих иметь определенное открытие створок радиатора.

Рукоятка 1 (рис. 16) воздухопритока и рукоятка 2 заслонки отопления расположены в левой части панели приборов. Левое крайнее положение О рукоятки 1 - наружный люк вентиляции открыт. Правое крайнее положение рукоятки воздухопритока 3 - наружный люк вентиляции закрыт.

При правом положении О рукоятки 2 отопления заслонка отопителя открыта и теплый воздух поступает на обогрев кузова и частично на обдув ветрового стекла. При левом положении 3 заслонка закрыта и теплый воздух поступает только на обдув ветрового стекла.

Переключатель 3 электродвигателя вентилятора отопления имеет три положения: выключено, включена малая подача воздуха, включена полная подача воздуха. При включенном электродвигателе внутри рукоятки переключателя загорается лампочка.

Центральный переключатель света 4 имеет три положения: 1-е - выключено (рукоятка полностью вдвинута); 2-е - городское освещение (рукоятка вытянута до половины), при этом в зависимости от положения ножного переключателя света включены подфарники или ближний свет фар; 3-е - загородное освещение (кнопка полностью вытянута), при этом в зависимости от положения ножного переключателя света включен ближний или дальний свет фар. Поворотом рукоятки переключателя включается освещение приборов и регулируется его интенсивность.

Кнопка 5 теплового предохранителя освещения находится под панелью приборов с левой стороны от рулевой колонки. Тепловой предохранитель выключает при коротком замыкании освещение автомобиля. После устранения неисправности кнопку надо нажать до щелчка.

Комбинация приборов состоит из спидометра 19 с суммарным счетчиком пройденного пути 20, амперметра 17, указателя 18 уровня бензина, указателя 21 температуры воды и указателя 22 давления масла. Слева от приборов расположена контрольная лампочка 16 дальнего света, справа - лампочка 23 указателей поворота.

Контрольные лампы: красная 6 ручного тормоза, загорающаяся при затянутом ручном тормозе, и зеленая 7 температуры воды, загорающаяся при повышении температуры воды в верхнем бачке радиатора до 92-98°С,- расположены под комбинацией приборов по обе стороны рулевой колонки. Обе лампы могут загораться только при включенном зажигании.

Включатель 8 зажигания и стартера имеет четыре положения ключа: среднее - выключено, первое правое - включены зажигание и радиоприемник, второе правое - радиоприемник выключен, включены зажигание и стартер, крайнее левое - включен только радиоприемник.

Включатель 9 стеклоочистителя имеет три положения: выключено, медленный ход и быстрый ход.

Кнопка 24 воздушной заслонки карбюратора расположена справа от включателя зажигания. Вытягиванием кнопки частично или полностью прикрывается воздушная заслонка (подсос). При нажатии на кнопку заслонка открывается.

Радиоприемник с рукоятками и кнопками управления находится в средней части панели приборов.

Над ветровым стеклом в средней части (фиг. 15) расположена рукоятка установки антенны 5. Для приведения антенны в рабочее состояние рукоятку следует, вытянув на себя, повернуть влево, через боковое окно рукой вытянуть антенну и установить ее в верхнее положение.

Кнопка 11 (фиг. 16) ручного управления дроссельной заслонкой карбюратора расположена слева от часов. При вытягивании кнопки заслонка открывается, при нажатии до отказа - закрывается.

Пепельница 12 расположена под часами. Для пользования ее надо вытянуть на себя. Для очистки от мусора пепельницу нужно вытащить, нажав на пружину внутри ее корпуса.

Головка 13 для перевода стрелок часов находится под панелью приборов против часов. Для перевода стрелок головку надо нажимать вверх и поворачивать до нужного положения стрелок. Прикуриватель 14 расположен справа от часов.

Расположение органов управления автомобиля Волга показано на рисунке 1.

Рулевое колесо 3 расположено с левой стороны. Имеет кольцевую кнопку сигнал 2. Рукоятка переключения указателя поворота 1 расположена на рулевой колонке с левой стороны. Перемещением рукоятки в верхнее положение указывается правый поворот, при этом загорается мигающий свет в подфарнике и заднем фонаре с правой стороны автомобиля. Левый поворот указывается перемещением рукоятки в нижнее положение, при этом мигающий свет загорается с левой стороны автомобиля. При включении указателя поворота на щитке приборов с правой стороны загорается мигающая сигнальная лампочка. Выключение указателей поворотов осуществляется автоматически при выходе автомобиля из поворота.

Рычаг переключения передач 4 расположен на рулевой колонке с правой стороны.

Поворотом рычага против часовой стрелки включается вторая передача, поворотом по часовой стрелке — третья прямая передача. Перемещением рычага на себя до отказа с последующим поворотом его по часовой стрелке включается первая передача.

Задний ход включается таким же перемещением рычага, но с последующим его поворотом против часовой стрелки (рис. 2) При включении заднего хода в заднем фонаре загорается дополнительное освещение.

Перемещение рычага вдоль оси рулевой колонки переключения не производит (нейтральное положение).

Педаль тормоза 7, педаль сцепления 8 и педаль дросселя 6 расположены в соответствии с общепринятыми стандартом.

Рукоятка привода замка капота находится под панелью приборов с правой стороны (на рисунке не показана). Для открытия капота рукоятку нужно вытянуть на себя.

Рукоятка внутреннего люка вентиляции 5 находится под панелью приборов в средней части. Наружный воздух через радиатор отопителя поступает в кузов. Перемещением рукоятки на себя люк закрывают.

Педаль насоса централизованной смазки 10 расположена на щитке передка слева от педали сцепления. Для смазки шасси надо трижды нажать педаль до отказа.

Кнопка ножного переключателя света 9 расположена с левой стороны на наклонной части пола.

Нажатием на кнопку, в зависимости от положения кнопки центрального переключателя света, осуществляется переход с ближнего света на подфарники или с дальнего света на ближний.

Рукоятка тормоза стоянки 11 расположена под панелью приборов, слева от рулевой колонки. Для затормаживания автомобиля рукоятку вытягивать до отказа на себя. При этом, если включено зажигание, на панели приборов загорается красная сигнальная лампа. Поворачиванием рукоятки против часовой стрелки и перемещением ее от себя тормоз отпускается. При этом сигнальная лампа гаснет.

Рукоятка привода створок радиатора 12 находится с левой стороны от рукоятки ручного тормоза, под панелью приборов. При перемещении рукоятки до отказа на себя створки полностью закрываются, при перемещении до отказа от себя — полностью открываются. Для лучшей регулировки охлаждения имеется несколько промежуточных фиксированных положений рукоятки, позволяющих иметь различную степень открытия створок радиатора.

На рисунке 3 показано расположение кнопок управления и приборов.

Рукоятка воздухопритока 1 и рукоятка привода заслонки отопления кузова 2 расположены в левой части панели приборов.Левое крайнее положение рукоятки 1 воздухопритока О-наружный люк вентиляции открыт. При этом наружный воздух либо поступает на вентиляцию кузова (если внутренний люк открыт), либо через радиатор отопителя подается вентилятором на обогрев кузова и обдув ветрового стекла (если внутренний люк закрыт).

Правое крайнее положение рукоятки воздухопритока З-наружный люк вентиляции закрыт.

При правом положении О рукоятки 2 отопления кузова заслонка открыта. Теплый воздух поступает на обогрев кузова и частично на обдув ветрового стекла. При левом положении З рукоятки отопления заслонка закрыта.

Теплый воздух поступает только на обдув ветрового стекла.

Включатель вентилятора отопления 3 находится с левой стороны под панелью приборов. Имеет три положения: выключено; включена малая подача воздуха; включена полная подача воздуха. При включенном вентиляторе внутри рукоятки включателя загорается сигнальная лампочка.

Центральный переключатель света 4 расположен слева от рулевой колонки. Имеет три положения:

1. Выключено (кнопка полностью вдвинута).

2. Освещение при городской езде (кнопка вытянута до половины). В зависимости от положения ножного переключателя света включены подфарники, задние фонари и освещение номерного знака или фар (ближний свет), задний свет и освещение номерного знака.

3. Освещение при загородной езде (кнопка полностью вытянута). В зависимости от положения ножного переключателя света включены фары (дальний свет), задние фонари и освещение номерного знака или фары (ближнего света), задние фонари и освещение номерного знака. Поворотом кнопки переключателя производится включение и регулируется интенсивность освещения приборов.

Кнопка теплового предохранителя 5 находится под панелью приборов с левой стороны от рулевой колонки. Тепловой предохранитель размыкает цепь освещения автомобиля при коротком замыкании. После устранения неисправности кнопку надо нажать до щелчка.

Комбинация приборов 19 состоит из спидометра 20 с суммарным счетчиком пройденного пути, амперметра 17, показывающего силу тока, заряжающего аккумуляторную батарею (стрелка отклоняется вправо к знаку +) или разряжающего ее (стрелка отклоняется влево к знаку -), указатель уровня бензина 18, имеющим шкалу с делениями 0,05 и П, соответствующим пустому баку, половине емкости и полной емкости бака, указателя температуры воды 21, показывающего температуру воды в рубашке головки блока, и указателя давления масла 22, который показывает давление масла в системе смазки двигателя в кг/см2.

Слева от приборов расположена сигнальная лампочка 16 дальнего света, справа — лампочка 23 указателя поворота.

Контрольная лампа: красная 6 ручного тормоза (загорается при затянутом ручном тормозе) и зеленая 7 температура воды (загорается при повышении температуры воды в верхнем бачке радиатора до 92-98°С) — расположены под комбинацией приборов по обе стороны рулевой колонки.

Включатель зажигания и стартера 8 расположен справа от рулевой колонки на панели приборов. Имеет четыре положения ключа:

Среднее положение — включено.

Первое правое положение — зажигание и цепь радиоприемника включены.

Второе правое положение — цепь радиоприемника выключена, включены зажигание и стартер.

Крайнее левое положение — включена только цепь радиоприемника (для пользования радиоприемником при неработающем двигателе).

Включатель стеклоочистителя 9 расположен под панелью приборов справа от рулевой колонки. Имеет три положения: выключено, медленный ход и быстрый ход.

Кнопка воздушной заслонки карбюратора 10 расположена справа от включателя зажигания. Вытягиванием кнопки производится частичное или полное прикрытие воздушной заслонки (подсос). При нажатии на кнопку заслонка открывается.

Рукоятки и кнопки управления радиоприемником 11 находится в средней части панели приборов. Левая наружная рукоятка служит для включения приемника и регулировки громкости, левая внутренняя — для регулировки тона.

Правая наружная рукоятка служит для настройки приемника. Кнопка с буквой Д — для включения станций длинноволнового диапазона, кнопка с буквой С — средневолнового диапазона.

Кнопка ручного управления дроссельной заслонкой 12 расположена слева от часов. При вытягивании кнопки заслонка открывается, при нажатии до отказа — закрывается.

Головка для перевода стрелок часов 14 находится под панелью приборов против часов. Для перевода стрелок головку надо нажать вверх и повернуть до нужного положения стрелок.

Пепельница 13 расположена под часами. Для пользования следует вытянуть ее на себя. Для очищения от мусора — вытащить, нажав на пружину внутри корпуса пепельницы.

Прикуриватель 15 расположен справа от часов. Для пользования прикуривателем — нажать кнопку и отпустить руку. Отдача кнопки назад со щелчком говорит о том, что спираль прикуривателя накалилась и им можно пользоваться.