Генератор

Гибель игоря ткаченко русские витязи. Пилот игорь ткаченко увел гибнущий самолет от жилых домов

Названа причина гибели командира пилотажной группы «Русские витязи» Игоря Ткаченко

Текст: Андрей Резчиков

В результате столкновения двух истребителей Су-27 во время тренировочного полета в Жуковском погиб командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. По мнению экспертов, Ткаченко оттягивал момент катапультирования, чтобы отвести самолет от домов, поэтому в последний момент ему не хватило высоты. Между тем источник в следственной группе сообщил, что командир «Русских витязей» успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

В воскресенье на территории Летно-исследовательского института им М. Н. Громова проходила репетиция показательных полетов авиасалона МАКС-2009. Во время выступления пилотажной группы «Русские витязи» произошла . В воздухе столкнулись два истребителя Су-27.

По предварительной информации, столкновение произошло из-за ошибки пилота во время исполнения фигуры высшего пилотажа. Все трое пилотов смогли катапультироваться (одна из столкнувшихся в воздухе машин была двухместной). Источник в Минобороны России на условиях анонимности сообщил, что один из них погиб. Им оказался командир пилотажной группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Два других летчика, одного из которых зовут Виктор Шпак, находятся в больнице, их здоровью ничего не угрожает.

Позже информацию о гибели Ткаченко подтвердил телеканалу «Вести» заслуженный летчик-испытатель Анатолий Квочур. По его словам, гибель Ткаченко связана с тем, что тот оттягивал принятие решения на катапультирование, пытаясь увести самолет от жилых построек.

«Скорее всего, ему не хватило высоты при катапультировании. Думаю, когда он принимал решение на катапультирование, у него были мысли о том, куда упадет самолет и нельзя ли его увести подальше от построек», – сказал господин Квочур.

Летчик-испытатель добавил, что если летчик катапультировался на малой высоте, а самолет вращался вокруг своей оси, то вероятность неблагополучного исхода увеличивается в разы. Он не исключил, что летчик после столкновения самолетов надеялся спасти машину и посадить ее. «Вы же знаете, какое сейчас положение с авиационной техникой в ВВС. И такой летчик, как Ткаченко, не мог об этом не думать», – предположил Анатолий Квочур.

Между тем источник, принимающий участие в расследовании катастрофы, сообщил РИА «Новости» , что Игорь Ткаченко успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

«Мы опросили свидетелей и очевидцев произошедшего. Один из жителей дачного поселка, над которым произошел инцидент, отчетливо видел, что парашют одного из катапультировавшихся пилотов загорелся еще в воздухе, так как истребитель к этому моменту горел. Впоследствии, оказалось, что погибшим пилотом был Игорь Ткаченко», - сказал источник.

Гвардии полковник, начальник 237-го гвардейского центра показа авиационной техники, заслуженный военный летчик России Игорь Ткаченко родился 26 июля 1964 года в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. В 1985 году он окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В. П. Чкалова, в 2000 году – Военно-Воздушную академию им. Ю. А. Гагарина. Проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы пилотировал такие машины, как Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27, Су-35. Налетал на этих типах самолетов 2 300 часов.

Летал на самолетах зарубежного производства Мираж-2000, F-16. Высшим пилотажем занимается с 1989 года. Ведущий и соло-пилот пилотажной группы «Русские витязи». Женат. У него остались сын и дочь. Увлекался нетрадиционной медициной и автомобилями.

«Русские витязи» – авиационная группа высшего пилотажа Военно-воздушных сил России. Создана 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России. Входит в состав Центра показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба.

Пилоты группы выполняют одиночный и групповой пилотаж в составе четырех, пяти и шести истребителей четвертого поколения Су-27. Самолеты окрашены в цвета государственного флага России. Каждое выступление «Русских витязей» считается верхом мастерства. За рубежом неоднократно подчеркивали, что «витязей» можно смело называть одними из лучших мастеров своего дела во всем мире.

В свою очередь, комиссия по расследованию причин столкновения двух истребителей Су-27 рассматривает все возможные причины случившегося. «Не исключены различные версии, в том числе попадание птицы в двигатель самолета, а также ошибка в пилотировании», – сказал «Интерфаксу» источник, близкий к комиссии. Он отметил, что пилотирование тяжелых истребителей Су-27 в плотном строю – чрезвычайно трудный элемент группового высшего пилотажа.

«Такое пилотирование чревато также попаданием одного или нескольких самолетов в воздушную струю впереди летящего самолета. В этом случае аэродинамика полета нарушается, и самолет может бросить в сторону», – добавил источник. По его словам, возможность технической неисправности в полете не исключается. Но она «маловероятна, поскольку самолеты пилотажной группы «Русские витязи» проходят постоянные регламентные работы и за их состоянием следят с особой тщательностью».

Последний инцидент в Жуковском не первое происшествие с самолетами «Русских витязей». 12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя этой группы. В результате погибли четыре летчика.

Президент России Дмитрий Медведев в воскресенье выразил глубокие и искренние соболезнования родным и близким Игоря Ткаченко в связи с его трагической гибелью.



СЮЖЕТ

Крушение истребителей Су-27 над Жуковским

16.08.2009 Два истребителя столкнулись в небе над Жуковским

16.08.2009 Один из Су-27 упал на жилой дом садового товарищества «Белозериха»

16.08.2009 В столкновении Су-27 погиб командир группы «Русские витязи» Игорь Ткаченко

Во время тренировочного полета авиасалона МАКС-2009 столкнулись два самолета Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». По данным Минобороны, три летчика катапультировались. Один из пилотов погиб. Им оказался командир одной из лучших пилотажных групп России «Русские витязи» Игорь Ткаченко. Один из Су-27 упал на садовое товарищество, в результате чего пять человек получили ожоги разной степени. Организаторы авиасалона не намерены переносить дату его открытия.

16.08.2009 Названа причина гибели Игоря Ткаченко

По мнению экспертов, Ткаченко оттягивал момент катапультирования, чтобы отвести самолет от домов, поэтому в последний момент ему не хватило высоты. Между тем источник в следственной группе сообщил, что командир «Русских витязей» успел катапультироваться, но погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

Ткаченко Игорь Валентинович родился 26 июля 1964 года в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края, РСФСР, СССР.

Российский военный лётчик-снайпер, воздушный ас, заслуженный военный лётчик России, начальник 237 гвардейского Проскуровского Краснознамённого орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка 16-й воздушной армии командования специального назначения, центра показа авиационной техники имени маршала авиации И.Н. Кожедуба.

Гвардии полковник Игорь Ткаченко - ведущий и соло-пилот пилотажной группы "Русские Витязи".

Награждён орденом Мужества (2005).

Погиб 16 августа 2009 года при выполнении учебно-тренировочного полёта вблизи аэропорта города Жуковский, Московская область, Россия.

Игорь Ткаченко окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков им. В.П. Чкалова (ВВАУЛ, 1985) и Военно-воздушную Академию имени Ю.А.Гагарина (2000).

В Борисоглебском училище служил в качестве лётчика-инструктора, затем поступил на авиабазу города Кубинка Одинцовского района Московской области (с 1987).

Освоил самолеты "Л-29", "МиГ-21", "МиГ-29", "Су-27", "Су-35", а также летал на французском многоцелевом истребителе "Мираж-2000" ("Dassault Mirage 2000") и на американском лёгком истребителе "F-16 Файтинг Фалкон" (General Dynamics F-16 Fighting Falcon). Налетал 2 300 часов.

Высшим пилотажем занимается с 1989 года, в составе пилотажной группы "Русские Витязи" ("Russian Knights") числится с 1993 года, командиром группы стал в мае 2002 года.

Авиационная группа высшего пилотажа "Русские Витязи" была создана 5 апреля 1991 года из лучших лётчиков авиабазы Кубинка, в совершенстве освоивших технику высшего пилотажа на истребителях 4-го поколения Су-27. "Русские Витязи" - единственное пилотажное подразделение в мире, которое выполняет групповой высший пилотаж на самолётах класса тяжёлых истребителей. "Русские Витязи" не раз демонстрировали комплекс фигур высшего пилотажа, таких как петля Нестерова, "бочка", вираж на форсаже, роспуск "тюльпан", "колокол" на встречных курсах, косая петля в "стреле". Мастер одиночного и группового пилотажа Игорь Ткаченко выполнял сложные фигуры на предельных режимах истребителя "Су-27": повороты на "горке", проходы на скорости менее 170 км/ч. Выполнение таких фигур пилотажа выходит за рамки руководства по лётной эксплуатации боевых машин. Среднегодовой налёт лётчиков пилотажной группы "Русские витязи" составляет 130-150 часов.

12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань потерпели крушение сразу три истребителя "Русских Витязей". Погибли гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой. Через два года после этой трагедии был сформирован новый состав пилотажной группы из шести самолетов (1997). Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым - Иван Кирсанов.

16 августа 2009 года во время подготовки к авиасалону "МАКС-2009" проходила тренировка пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи". В ходе перестроения столкнулись два истребителя "Су-27", одним из которых управлял Игорь Ткаченко. Пилоты обеих машин катапультировались. Игорь Ткаченко погиб из-за воспламенения парашюта, загоревшегося в воздухе от объятого пламенем самолета.

недавно исполнилось 45 лет. У него остались жена и двое детей. Соболезнования родным и близким пилота выразили президент и премьер . Заслуженный военный летчик России, Ткаченко имел огромный полетный опыт. О нем, как и обо всей его прославленной группе, всегда говорили, что эти люди своим постоянным благородным риском, на который идут сознательно, расширили возможности как человека, так и всей мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют "Русские витязи", не могут повторить нигде в мире.

Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью. Таким его запомнят многие - спокойный, веселый, уверенный в себе, летчик-ас. Хотя Игорь Ткаченко перед телекамерами появлялся нечасто. Лишь по необходимости, по долгу службы. Во время Парада Победы, например, или сразу после него. Как во время интервью "Вестям", снятом 9 мая 2008. Самолеты только приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делится впечатлениями: "Первые впечатления - наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали".

Игорь Ткаченко стал заслуженным военным летчиком России, потому что летчиков такого класса, в стране, да и в мире, очень немного. Пилотажные группы есть во Франции, Италии, в США. Но там летают либо на учебных самолетах, либо на переделанных и облегченных боевых. Наши летают на настоящих истребителях, на таких же, какие уходили на задания в небо Афганистана или Кавказа, разве что раскраска другая.

Управлять такой машиной при выполнении фигур высшего пилотажа чрезвычайно сложно, именно поэтому "Русские витязи" считаются уникальной группой. И в этом - огромная заслуга командира.

"Он - настоящий русский мужик - здоровый, умный, преданный авиации, - говорит о Ткаченко почетный президент Международного авиационно-космического салона "МАКС" Магомет Толбоев. - Настоящий мужик!"

Гвардии полковник Игорь Ткаченко родился в 1964 году, в Краснодарском крае. В 1985 году - закончил училище, в 1987 - пришел на авиабазу в Кубинку. Летал на наших "МиГах", "сушках", летал и на импортных самолетах F-16 и "Фантомах".

Даже глядя с земли, поражаешься, как летают "Витязи", но чтобы, действительно, понять уровень профессионализма этих людей, лучше всего посмотреть кадры Парада 9 мая 2008 года. Из кабины Су-27 пилот снимает на камеру транспортник Ан-124. Расстояние такое, что кажется: еще немного, и "нос" истребителя коснется турбины Ан-124.

"Он, действительно, был маэстро в своем деле - как летчик, как человек, - рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. - И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним - сказал: "Привет, маэстро" (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало".

Нелепым кажется то, что случилось сегодня в небе над Жуковским . И непонятно, как вышло, что Игорь Ткаченко погиб. Но, по всей видимости, полковник до конца пытался либо спасти самолет, либо увести его в сторону от жилых строений. И катапультировался он уже довольно поздно, высота оказалась недостаточной. Впрочем, есть и другая версия - парашют не сработал вовсе. Такое может быть вполне - износ техники в войсках большой, даже в таких уникальных подразделениях как "Русские витязи".

В декабре 1995 года три истребителя этой пилотажной группы разбились в горах Вьетнама. Но там все было понятно: заходили на посадку в Камрани, метеоусловия были сложные - горы, вьетнамские диспетчеры были слабо подготовлены. Тогда погибли 4 летчика.

Именно под командованием Ткаченко "Русские витязи" впервые совершили уникальные пролет на высоте 300 метров над главной площадью страны. И уже только поэтому имя гвардии полковника Игоря Ткаченко навсегда останется в истории русской военной авиации.

16 августа 2009 года в День воздушного флота России, который традиционно отмечается в третье воскресенье августа, неподалеку от аэродрома в подмосковном Жуковском произошла авиакатастрофа. В ходе выполнения учебно-тренировочного полета в преддверии авиасалона МАКС-2009, в воздухе столкнулись два истребителя пилотажной группы «Русские Витязи». Погиб начальник 237-го ЦПАТ и ведущий пилотажной группы «Руские Витязи» гвардии полковник Игорь Валентинович Ткаченко .

В тренировочном полете принимали участие четверка истребителей МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи» и 4 самолета (Су-27УБ и 3 Су-27) пилотажной группы «Русские Витязи». После разделения со «Стрижами», примерно в 13 часов четверка «Витязей», завершала программу традиционным и давно отработанным «тюльпаном» - роспуск истребителей в форме симметрично расходящихся в стороны лепестков цветка. При последующем сборе над поймой Москва-реки в походный строй, которым летчики собирались идти на аэродром базирования в Кубинку, на высоте около 1200 м произошло столкновение Су-27УБ с б/н «18» (Игорь Ткаченко, Игорь Куриленко) и Су-27 Виталия Мельника с б/н «14» (должен был быть замыкающим, но заменил левого в ромбе б/н «08», вернувшегося с отказом на Кубинку).

Вот как описывают очевидцы сам момент катастрофы: «Один самолёт другому в сопло попал носом, он пустил дым, пошёл разворачиваться и упал. Лётчики катапультировались. Потом был страшный взрыв.» , «Спарка "догнала" Су-27, повредила нос и переднюю кабину, у Су-27 возгорание двигателя.» , «Начал наблюдать группу где-то за минуту до столкновения. Все происходило у меня на глазах... Ужас... Могу только подтвердить, что один из пилотов просто "догнал" предыдущего.» , «3 первых самолета шли визуально с одинаковой скорстью. Четвертый отставал и шел немного другим курсом. Затем он ускорился, догнал группу и вспышка...» , «Тройка сушек шла от Раменского почти прямо на нас, они прошли под большим таким кучевым облаком и начали маневр, а а четвертый нагонял их сзади-сверху, это облако пробил и упал на ведущего аки стервятник (...) после столкновения один выпустил факел из двигателя и медленно начал уходить влево за реку в сторону Бронниц, а второй почти потерял нос и крутясь падал направо на Белозериху. Почти сразу появились два оранжевых купола (судя по всему очевидец говорит о потерянных тормозных парашютах б/н «14» - РС), пока они опускались, третий ходил кругами высоко над ними, потом сместился к Соснам и минут 15-25 нарезал круги над местом падения, пока не появились пожарные вертушки...» , «Боевой Су-27 проскочил вперед над командирской спаркой, затем резко сдал вниз, ударив хвостом по ее передней части...» .

При столкновении удар пришелся по «передней кабине, где сидел Ткаченко. Удар получился сверху внахлест по движению, вперед и вниз» , - отмечает источник Infox.ru в Минобороны. Задняя кабина, в которой находился Куриленко, при ударе не пострадала. Он привел в действие катапульту - самолет уже был неуправляем и падал. (Для Куриленко это уже второй случай катапультирования - предыдущий был на МиГ-29 в 2006 году.) «Если передняя или задняя кабина приводят катапульту, то выстреливаются обе с интервалом 0,6 секунды. В данном случае не важно, кто дернет» , - пояснил эксперт. «У кресла Ткаченко от удара заголовник отвалился сразу, а в заголовнике - стабилизирующий парашют. Игорь - камнем вниз. Но он уже был мертв» , - отмечает источник.

«Три самолета летели практически над нашими участками, вдруг мы услышали глухой удар и увидели, что столкнулись два из них. Посыпались искры, сразу же катапультировался пилот из одного самолета. Потом самолеты разлетелись в разные стороны: один с огневым хвостом полетел в сторону Бронниц (...), а другой стал резко снижаться, почти перпендикулярно земле... когда из самолета уже совсем около земли катапультировался пилот, и самолет вошел носом в землю, и поднялся столб из черного дыма и огня, поняли, что произошла трагедия. Все произошло в какие-то секунды.» , «Самолёт который упал на дома отстрелил пилота метров за 100 до земли, а сам рухнул справа от моего участка.» , «Мы видели как самолёт без носа, сваливаясь в штопор резко набрал высоту, выбросил одного пилота и потом рухнул...» , «Спарка, сразу после удара, никуда не маневрировала, а просто рухнула вниз. Это то, что я видел.» , «Упавший Су-27УБ. Раскрылся только один купол. Второго небыло точно.» , «Белых парашютов в небе было всего ДВА...!!! Один слева от нас, где мы стояли на Старой Рязанке у В. Велино... другой справа - опускался в поле...» .

«Тело одного из пилотов обнаружено в поле в районе деревни Малаховка» , - сказал собеседник РИА Новости. По словам 72-летней москвички Нины П., летчик был без шлема и при падении сильно разбил голову. «Ткаченко лежал в поле и без кресла и парашюта - он разбился. Огня в месте падения не было. Когда он падал, парашюта я не видел. Видел только, что отдельно кресло летело и отдельно пилот.» «Ни кресла-катапульты, ни парашютного купола рядом не было. Не обнаружил я и каких-либо следов его крепления вроде оборванных строп или лямок на теле летчика» , - рассказал «Ъ» житель Захарихи Владимир, нашедший тело пилота на поле за крайними домами и вызвавший к месту происшествия спасателей. По словам свидетеля, на теле пилота также не было открытых ран, которые он мог бы получить при столкновении - только травмы, характерные для падения с большой высоты: труп был как бы распластан по земле, а его руки и ноги неестественно вывернуты.

Спарка, упавшая почти вертикально на садоводческое товарищество «Сосны-2», расположенное недалеко от деревни Белозериха, полностью разрушила трехэтажный кирпичный коттедж и несколько близлежащих строений, пострадали автомобили владельцев дачных домиков. Фрагменты самолета разлетелись на десятки метров. Возник сильный пожар. «Всего с ожогами госпитализированы пять человек, четверо - в состоянии средней степени тяжести, еще одна женщина находится в реанимации» , - сказал представитель МЧС Московской области (51-летняя Ольга Елизарова умерла от полученных ожогов на 6-е сутки после катастрофы). У земли парашют Куриленко зацепился за ветки густых деревьев. Примерно через 40 минут лётчик был эвакуирован с сотрясением головного мозга, ушибом позвоночника и коленного сустава.

В результате столкновения б/н «14» потерял отсек фюзеляжа с тормозным парашютом. У самолета возник пожар правого двигателя. Мельник выключив двигатели катапультировался. При приземлении лётчик получил ушиб обеих стоп. Его машина упала в поле около деревни Тяжино. На земле обошлось без разрушений. «Загоревшийся самолет потушен, пострадавших нет» , - сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах Подмосковья.

Самолет Су-27 с б/н «01» (Игорь Шпак), будучи замыкающим, получил повреждения от обломков столкнувшихся истребителей, но долго не покидал зону проишествия, кружа над ней с одним работающем двигателем и наводя поисковые группы. После этого Шпак благополучно приземлился в Кубинке «на самолете в котором в крыльях дыры с пару кулаков, кили все в копоти» .

Почетный президент авиасалона, Заслуженный летчик-испытатель России, Герой РФ Магомет Толбоев видел столкновение двух истребителей своими глазами. «Я просто оказался случайно, как бы свидетелем. Отлетали нормально. Свою программу показали. Потом был роспуск, потом ведомый должен был присоединиться к своему ведущему. Ну, на большой скорости зацепил его, вот и самое страшное, что ведомый катапультировался, а ведущий Ткаченко, командир базы Кубинки, он погиб. Он был самый опытный, один из опытнейший, мы с ним очень много летали, и 10 лет назад, еще когда он молодой был. Но, к сожалению, это не его ошибка. Ведомый, видите как, не рассчитал... Ведомый отстал от ведущего на огромной скорости и, равняясь, на расстоянии 1,5..2 метра от хвоста самолета к носу второго, по-видимому, в него врезался... Видимо, тут произошло превышение скорости сближения. У нас никогда не было отказа техники, это редчайший случай; в основном, играет роль человеческий фактор, к сожалению, 80% - это человек; это несчастный случай» , - сказал Толбоев.

Бывший главком ВВС России Владимир Михайлов считает, что авария произошла из-за неосторожности одного из ведомых Ткаченко. «В этой катастрофе Игорь не виноват. На него сзади наехали, а дальше все произошло, вы знаете больше, наверное, чем я» , - сказал Михайлов.

Сотрудник аэродрома в Жуковском, отвечающий за техническую сторону испытаний истребителей, на условиях анонимности, сообщил GZT.RU, что, скорее всего, причиной катастрофы стала ошибка в пилотировании. «Не попадала птица в турбину, пилоты неудачно выполнили фигуру , - сказал он. - Это такая работа, где никто не застрахован от таких вещей.»

«Для расследования причин происшествия создана комиссия, которая состоит из представителей министерства обороны РФ и главнокомандования ВВС России» , - сказал начальника службы информации и общественных связей ВВС России Владимир Дрик. Обнаружены «черные ящики» разбившихся самолетов. Бортовые самописцы находятся в удовлетворительном состоянии. Следственными органами военно-следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Московскому военному округу по факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Президент РФ Дмитрий Медведев выразил глубокие и искренние соболезнования родным и близким командира «Русских Витязей» Игоря Ткаченко. В свою очередь, премьер-министр Владимир Путин назвал гибель летчика «невосполнимой утратой не только для российской, но и мировой авиации» . Обязательно будет рассмотрено предложение министра обороны о представлении к государственной награде Игоря Валентиновича Ткаченко, сказал Владимир Путин на встрече с пилотажной группой «Русские Витязи». Как сообщили в Минобороны, Ткаченко посмертно наградят за «мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга» . Какой именно награды будет удостоен погибший, пока не уточняется.

По иронии судьбы, 16 августа в Калужской области потерпел катастрофу учебно-спортивный самолет Як-52 на котором находились Чемпионка мира по высшему пилотажу 37-летняя пилот-инструктор Светлана Федоренко и сын бывшего пилота «Русских Витязей» Дмитрия Михайловича Хачковского (в 2003 году старший штурман ЦПАТ ушел в запас) - курсант Ульяновского Высшего авиационного училища гражданской авиации Антон Хачковский. Катастрофа произошла в 12:50 мск недалеко от деревни Гурьево. Самолет вылетел с аэродрома Дракино (руководитель полётов - муж Светланы), расположенного в Серпуховском районе Московской области, и спустя некоторое время упал на землю, члены экипажа погибли на месте происшествия. На земле жертв и разрушений нет. По факту авиакатастрофы Як-52 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 («нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта») Уголовного кодекса РФ. Причины авиакатастрофы выясняются.

19 августа при большом стечении народа в гарнизонном доме офицеров п. Новый городок (Никольское сельское поселение Одинцовского района) состоялось прощание с гвардии полковником, Заслуженным летчиком России, командиром 237 ЦПАТ Игорем Валентиновичем Ткаченко. Он был предан земле на Никольском кладбище, рядом с погибшими в Камрани товарищами. У летчика остались жена Галина Александровна, дочь, студентка Дарья и сын Игорь - курсант пятого курса Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.

19 августа врио замглавкома по вооружению генерал-майор Олег Бармин сообщил, что «предварительно никаких претензий к техническому состоянию самолетов нет. "Черные ящики" найдены, они целые, полетная информация будет расшифрована и представлена в комиссию. Как только комиссия завершит работу, она озвучит истинные причины» . Эксперты ВВС установили предварительно причину столкновения, официально она озвучена будет позже, а к катастрофе, как и в большинстве случаев, привело «трагическое стечение обстоятельств» , добавил Бармин. На следующий день Главком ВВС РФ Александр Зелин так же не стал сообщать какие-либо итоги расследования комиссии по выяснению причин столкновения 16 августа двух истребителей Су-27 под Жуковским, но сообщил, что есть объективные данные контроля полета, которые помогут расследовать этот инцидент. «Существует видеосъемка столкновения, она арестована, ею занимается комиссия по расследованию. Она поможет сделать объективный вывод о причинах катастрофы» , - заявил главком РИА Новости.

23 августа ромб пилотажной группы «Русские Витязи» в составе Андрея Алексеева, Игоря Шпака, Олега Ерофеева и Александра Богдана выполнил прощальный проход с долгим отстрелом ЛТЦ на МАКС-2009, в знак памяти ушедшему командиру. «Они вернулись, чтобы проводить своего командира в самый бесконечный, последний полет» , - объявил диктор. Самолеты ромбом совершили два круга над летным полем, после чего взяли курс на аэродром постоянного базирования в Кубинке. Прощаясь со зрителями, летчики подарили гостям и участникам салона небольшой фейерверк, осветив хмурое подмосковное небо яркими бело-желтыми огнями.

22 сентября власти Москвы приняли решение о выплате компенсации в размере 150 тыс. рублей родственникам Ольги Елизаровой, которая не приходя в сознание, скончалась 21 августа в отделении реанимации ожогового центра московской городской больницы №36. Она была доставлена в московскую больницу с сильными ожогами. Врачи констатировали у нее 80% ожога кожного покрова. Средства будут выделены из городского бюджета по программе социальной защиты жителей Москвы, сообщили «Вести».

29 сентября комиссия по расследованию причин столкновения двух истребителей Су-27 из пилотажной группы «Русские витязи» назвала причину трагедии. Как сообщили информационным агентствам источники в Минобороны, по мнению экспертов, виной катастрофы стал человеческий фактор, а именно - ошибка пилота одной из машин. То, что самолеты были исправны, специалисты заявили практически сразу после аварии, а ее причиной поначалу называли загадочное «стечение различных обстоятельств», не объясняя, что именно это были за обстоятельства. Впрочем, официально причину трагедии пока так никто и не подтвердил. В ВВС вчера заявили, что она будет обнародована не ранее ноября, сообщило «Время новостей».

Как тогда утверждали эксперты ВВС, оба истребителя были исправны и «отработали штатно». Как заявил временно исполняющий обязанности заместителя главкома ВВС России по вооружению генерал-майор Олег Бармин, причиной трагедии стало «трагическое стечение различных обстоятельств». Тогда же он заявил, что версия катастрофы уже установлена и будет озвучена в ближайшее время. Но произошло это лишь спустя полтора месяца после ЧП, да и то «неофициально».

Как заявил информагентствам источник в Министерстве обороны РФ, комиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы стал человеческий фактор. Вместе с тем он сообщил, что официальные итоги расследования будут обнародованы не раньше ноября. Он также опроверг появившиеся в последние дни сообщения некоторых СМИ о том, что авария произошла из-за отсутствия связи пилотов с диспетчерами, назвав это «выдумкой». «В это время диспетчеры работали наиболее интенсивно, и потеря связи диспетчера и самолета в это время исключена. Тем более что вторая пилотажная группа - «Стрижи» - также уже была в воздухе», - заявил он.

По мнению специалистов, наиболее вероятной причиной трагедии стала ошибка пилота Виталия Мельника, а именно - потеря им ориентации в пространстве, когда самолеты проходили облака. Как посчитали эксперты, г-н Мельник, судя по всему, перепутал направление и совершил ошибочный маневр, пойдя наперерез «спарке» Ткаченко. В результате его Су-27 задел носовую часть «спарки», подытожили «Время новостей».

Следствие проверит деятельность всех должностных лиц Минобороны России, имевших отношение к функционированию пилотажной группы "Русские витязи", сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в комиссии по расследованию авиакатастрофы в Подмосковье 16 августа.

В настоящее время следствие проверяет всех должностных лиц, так или иначе имевших отношение к пилотажной группе "Русские витязи". Проверка коснется всех, начиная с инженеров и механиков, поддерживающих техническое состояние самолетов, до командиров высшего звена, отдававших приказы, среди которых и командование Военно-воздушных сил, сказал источник.

По его словам, следователи запросили всю документацию, имеющуюся в ВВС и Минобороны России, которая имеет хоть какое-то отношение к пилотажной группе, рассказал 30 сентября сайт AVIA.RU.

По сообщению Балтийского Информационного агентства от 26 августа 2010 года, два истребителя Су-27 столкнулись в воздухе на авиасалоне «МАКС-2009» в августе 2009 года из-за нарушения правил полетов, допущенного командиром «Русских витязей» Игорем Ткаченко. Об этом сообщает Следственный комитет при прокуратуре РФ. Уголовное дело по факту авиакатастрофы расследовалось Военным следственным управлением СКП.

Как отмечается, военными следователями были изъяты и осмотрены фрагменты обоих самолетов, бортовые самописцы, необходимая техническая и полетная документация, другие материалы. Допрошены сотни свидетелей, проведены все необходимые экспертизы, изучены и проанализированы все документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение показательных полетов.

«На основании материалов уголовного дела, включая заключение экспертов Межгосударственного авиационного комитета и Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил России, следствие пришло к выводу, что непосредственной причиной авиакатастрофы явился ряд нарушений правил полетов, допущенных самим Игорем Ткаченко» , - говорится в сообщении СКП.

27 апреля 2010 года уголовное дело прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - в связи со смертью летчика. Данное решение военным прокурором Московского военного округа признано законным и обоснованным.

Кроме того, следствие внесло в адрес главнокомандующего Военно-воздушными силами представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Как следует из полученного ответа, по фактам, изложенным в представлении, в ВВС принят комплекс мер организационного и профилактического характера.

«На момент вынесения постановления о прекращении данного уголовного дела всем пострадавшим, за исключением родственников Ольги Елизаровой, причиненный материальный ущерб был возмещен. Согласно имеющейся информации, вопрос о размере компенсационных выплат семье погибшей Елизаровой рассматривается в Министерстве обороны РФ» , - добавили в СКП.

Малая планета - астероид главного пояса 269390 (2009 QA34), открытый в августе 2009 года - названа в честь российского военного летчика, командира пилотажной группы "Русские витязи" Игоря Ткаченко, погибшего в 2009 году, сообщил 24.09.2013 г. СМИ первооткрыватель астероида, астроном Леонид Еленин. Сейчас в базе данных малых тел Солнечной системы Лаборатории реактивного движения NASA указывается, что этот объект носит также название Igortkachenko.

  • Учебно-боевой истребитель Су-27УБ

    Источники :
    1. Интернет-СМИ, блоги