Тормоза

Заповеди офицера российской империи. Кодекс чести русского офицера царской армии

.
В Русской Императорской Армии существовал неформальный свод правил поведения офицера. Хотя правила эти были неписанными, каждый русский офицер знал о них и в каждом полку поддерживалось их соблюдение. Например, считалось непозволительным офицеру иметь в жёнах актрису или певицу. Знаменитый казачий генерал и Донской Атаман, герой Белого движения П. Н. Краснов ещё будучи в чине подъесаула женился на дочери действительного статского советника Лидии Фёдоровне Гринейзен, которая на тот момент выступала в качестве камерной певицы. Она пожертвовала своей карьерой и своим любимым увлечением, потому что в противном случае подъесаулу Краснову пришлось бы покинуть гвардейский полк по негласному кодексу чести. .
.
Так высоко ценилась честь военной службы Государю Императору, что никакая компрометирующая связь, никакая сомнительная публичность, ничего, что могло бы бросить тень на офицера Его Императорского Величества — не допускалось не только уставами, но и коллективным сознанием полкового офицерства.

К началу XX века, когда Императорская Армия окончательно перестала быть сословной и уже более 20 лет действовал закон о всеобщей воинской повинности, сознание этой высокой чести стало постепенно утрачиваться, офицерская среда становилась всё более неоднородной, общая культура Армии упала, неписанные правила уже не пользовались большим почтением, а их соблюдение требовало всё больших усилий со стороны «кастовой» части офицерства. Поэтому неслучайно именно в это время — в 1904 году — в свет вышла брошюра «Советы молодому офицеру», составленная ротмистром В. М. Кульчицким. Книга оказалась очень популярной и выдержала вплоть до 1917 года шесть переизданий. Многие из правил поведения, перечисленных в «Советах», универсальны и остаются актуальными по сей день. Приводим здесь эти правила:

— Если ты резок и заносчив, все тебя будут ненавидеть.
— Будь вежливым и скромным в обхождении со всеми людьми.
— Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
— Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
— Будь выдержанным, корректным и тактичным всегда, со всеми и везде.
— Будь учтивым и предупредительным, но не назойливым и льстивым. Умей вовремя уйти, чтобы не быть лишним.
— Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и где начинается низкопоклонство.
— Не кути — этим лихость не докажешь, а скомпрометируешь себя.
— Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
— Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
— Не делай долгов: не рой себе ямы. Живи по средствам.
— Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди — не проиграешь, а избавишься от скандала.
— Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
— Ничьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же последовать ему или нет останется за тобой.
— Суметь воспользоваться хорошим советом другого — искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.
— Начальник, не щадящий самолюбия своих подчиненных, подавляет в них благородное желание прославиться и тем роняет их нравственную мощь.
— Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
— В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
— Руководствуйся в жизни инстинктом, чувством справедливости и долгом порядочности.
— Будь всегда начеку и не распускайся.
— Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.
— Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.
— Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.
— Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
— Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.
— Самые сильные заблуждения — это те, которые не имеют сомнения.
— Умно кстати молчать.
— Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям.

«Русский офицер» - это определение особой породы людей. Скорее титул, чем звание, объединяющий сразу несколько эпох нашей истории. И далеко не каждый российский военный может действительно считаться русским офицером. Вероятно, все помнят эту цитату: «…что такое честь офицера я знаю - на фронте этому быстро учились»? Реплика Владимира Шарапова из «Места встречи изменить нельзя». Хотя формально офицером он был советским, но по духу - русским.

Дело, конечно, не в прирождённых качествах. Стойкость, благородство - всему этому учат. Как учили быть русским офицером. Для этого существовал особый свод правил, который - пусть и неформально - должен был соблюдаться. В русской армии со времён Петра I существовал устав. Уже петровский «Артикул воинский» 1715 года регламентировал основные правила воинской науки, армейской дисциплины и субординации.

Однако существовал и другой, неформальный свод правил поведения офицера. Те правила, которые делали из офицера настоящего джентльмена. Долгое время какого-то единого писаного военного кодекса чести, наподобие японского «Бусидо», в России не было. Он появился - совпадение или нет? - в 1904-м, в год Русско-японской войны. «Советы молодому офицеру» написаны ротмистром Валентином Михайловичем Кульчицким. Фактически это набор уже существовавших неписаных правил, Кульчицкий лишь свёл их воедино. В своё время это была популярнейшая брошюра, сейчас основательно забытая: в период с 1915 по 1917 год она выдержала шесть изданий.

Многие из правил поведения, перечисленных в «Советах…», универсальны и пригодятся любому мужчине. Приводим некоторые из них:

  1. Если ты резок и заносчив, все тебя будут ненавидеть.
  2. Будь вежливым и скромным в обхождении со всеми людьми.
  3. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
  4. Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.
  5. Будь выдержанным, корректным и тактичным всегда, со всеми и везде.
  6. Будь учтивым и предупредительным, но не назойливым и льстивым. Умей вовремя уйти, чтобы не быть лишним.
  7. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и где начинается низкопоклонство.
  8. Не кути - этим лихость не докажешь, а скомпрометируешь себя.
  9. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
  10. Избегай денежных счётов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
  11. Сам, если можешь, помоги товарищу денежно, но лично избегай брать, так как это роняет твоё достоинство.
  12. Не делай долгов: не рой себе ямы. Живи по средствам.
  13. Не принимай на свой счёт обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди - не проиграешь, а избавишься от скандала.
  14. Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
  15. Ни чьим советом не пренебрегай - выслушай. Право же последовать ему или нет останется за тобой.
  16. Суметь воспользоваться хорошим советом другого - искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.
  17. Честь закаляет мужество и облагораживает храбрость.
  18. Начальник, не щадящий самолюбия своих подчинённых, подавляет в них благородное желание прославиться и тем роняет их нравственную мощь.
  19. Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.
  20. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать своё сердце и жить рассудком.
  21. Руководствуйся в жизни инстинктом, чувством справедливости и долгом порядочности.
  22. Будь всегда начеку и не распускайся.
  23. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.
  24. Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.
  25. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернёшь.
  26. Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
  27. Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.
  28. Самые сильные заблуждения - это те, которые не имеют сомнения.
  29. Умно кстати молчать.
  30. Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям.

Подготовил Александр Рязанцев.

Если обратиться к истории, в военных рядах была введена при Петре I. По его указу было составлено «Юности честное зерцало , или Показания к житейскому обхождению». Источником послужили разные русские и переводные тексты, в том числе трактат Эразма Роттердамского и «Домострой» Кариона Истомина. При Петре же был выпущен «Устав воинский «, где были прописаны правила построения военных , надлежащего порядка в армии и обязанности военнослужащих .

Документов же, не имеющих отношения к строевому порядку , о чести и совести фактически не было. Только в 1904 году ротмистр Кульчинский В.М. составил «Советы молодому офицеру «, приведенное ниже, собрание Кодекса чести.

Кодекс чести русского офицера

  1. Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.
  2. Держи себя просто, с достоинством , без фатовства.
  3. Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.
  4. и рапортов сгоряча.
  5. Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой.
  6. Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
  7. Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
  8. с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
  9. Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед. Что часто бывает на улицах и . Будь выше этого. Уйди - не проиграешь, а избавишься от скандала.
  10. Если о ком-то не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.
  11. Ни чьим — выслушай. Право же, последовать ему или нет, остается за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого - это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.
  12. Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
  13. Береги репутацию , кто бы она ни была.
  14. В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.
  15. Тайна, сообщенная тобой хотя бы одному человеку, перестает .
  16. Будь всегда начеку и не распускайся.
  17. На публичных офицерам не принято танцевать.
  18. Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды.
  19. Разговаривая, избегай жестикуляции и не повышай голос.
  20. Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым , то здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать. Не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не подает повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.
  21. Ничто так не научает, как . Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
  22. Когда два человека ссорятся, всегда оба виноваты.
  23. Авторитет приобретается знанием дела и службы . Важно, чтобы подчиненные , а уважали. Где страх - там нет любви, а есть затаенное недоброжелательство или ненависть.
  24. Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.
  25. Тот, более могуществен, чем тот, кого боятся все.
  26. Лучшая часть храбрости - осторожность.
  27. Самые сильные заблуждения - это те, которые не имеют сомнения.
  28. Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям.

Всю жизнь он своими яркими статьями боролся за укрепление русского государства, отважно разоблачая продажных чиновников, либеральных демократов и революционеров, предупреждая о нависшей над страной угрозе. Захватившие в России власть большевики ему этого не простили. Меньшикова расстреляли в 1918 году с крайней жестокостью на глазах у его жены и шестерых детей.

Михаил Осипович родился 7 октября 1859 г. в Новоржеве Псковской губернии близ озера Валдай, в семье коллежского регистратора. Окончил уездное училище, после чего поступил в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Потом участвовал в нескольких дальних морских походах, писательским плодом которых явилась вышедшая в 1884 году первая книга очерков – «По портам Европы». Как морской офицер, Меньшиков высказал идею соединения кораблей и аэропланов, предсказав тем самым появление авианосцев.

Чувствуя призвание к литературному труду и публицистике, в 1892 году Меньшиков вышел в отставку в чине штабс-капитана. Устроился корреспондентом в газету «Неделя», где вскоре обратил на себя внимание своими талантливыми статьями. Затем стал ведущим публицистом газеты консервативного толка «Новое время», где проработал вплоть до революции.

В этой газете он вел свою знаменитую рубрику «Письма к ближним», которая привлекала внимание всего образованного общества России. Некоторые называли Меньшикова «реакционером и черносотенцем» (а кто-то называет до сих пор). Однако все это – злостная клевета.

В 1911 году в статье «Коленопреклоненная Россия» Меньшиков, разоблачая происки западной закулисы против России, предупреждал:

«Если в Америке собирается огромный фонд с целью наводнения России душегубами и террористами, то нашему правительству об этом стоит подумать. Неужели и нынче государственная наша стража ничего вовремя не заметит (как в 1905 году) и не предупредит беды?».

Никаких мер в этой связи власти тогда не приняли. А если бы приняли? Вряд ли тогда смог бы приехать в Россию в 1917 году с деньгами американского банкира Джекоба Шифа Троцкий-Бронштейн, главный организатор Октябрьского переворота!

Идеолог национальной России

Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов консервативного направления, выступая идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского Национального Союза (ВНС), для которого разработал программу и устав. В эту организацию, которая имела свою фракцию в Госдуме, вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, священнослужители, известные учёные. Большинство из них были искренними патриотами, что потом доказали многие из них не только своей борьбой против большевиков, но и мученической смертью...

Сам Меньшиков ясно предвидел национальную катастрофу 1917 года и, как истинный публицист, бил в набат, предупреждал, стремился предотвратить её. «Православие, – писал он, ­– нас освободило от древней дикости, самодержавие – от анархии, но возвращение на наших глазах к дикости и анархии доказывает, что необходим новый принцип, спасающий прежние. Это – народность... Только национализм в состоянии вернуть нам потерянное благочестие и могущество».

В статье «Кончина века», написанной в декабре 1900 года, Меньшиков призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа:

«Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри… Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей».

Возможность избежать революции Меньшиков видел в усилении государственной власти, в последовательной и твёрдой национальной политике. Михаил Осипович был убеждён в том, что народ в совете с монархом должен управлять чиновниками, а не они им. Со страстью публициста он показывал смертельную опасность бюрократизма для России: «Наша бюрократия... свела историческую силу нации на нет».

Необходимость коренных перемен

Близкие отношения Меньшиков поддерживал с великими русскими писателями того времени. Горький признавался в одном из писем, что любит Меньшикова, потому что он его «враг по сердцу», а враги «лучше говорят правду». Со своей стороны Меньшиков называл «Песнь о соколе» Горького «злой моралью», потому что, по его словам спасает мир не «безумство храбрых», несущих восстание, а «мудрость кротких», вроде чеховской Липы («В овраге»).

Известно 48 писем к нему Чехова, который относился к нему с неизменным уважением. Меньшиков бывал в Ясной у Толстого, но при этом критиковал его в статье «Толстой и власть», где писал, что он опаснее для России, чем все революционеры вместе взятые. Толстой отвечал ему, что во время прочтения этой статьи он испытал «одно из самых желательных и дорогих мне чувств – не просто доброжелательства, а прямо любви к вам...».

Меньшиков был убеждён, что России нужны коренные перемены во всех без исключения областях жизни, только в этом было спасение страны, но иллюзий он не испытывал. «Людей нет – вот на чём Россия гибнет!» – восклицал в отчаянии Михаил Осипович.

До конца своих дней давал беспощадные оценки самодовольному чиновничеству и либеральной интеллигенции: «В сущности, всё красивое своё и великое вы давно пропили (внизу) и прожрали (наверху). Размотали церковь, аристократию, интеллигенцию».

Меньшиков считал, что каждая нация должна настойчиво бороться за свою национальную идентичность. «Когда речь зайдет, – писал он, – о нарушении прав еврея, финна, поляка, армянина, подымается негодующий вопль: все кричат об уважении к такой святыне, как национальность. Но лишь только русские обмолвятся о своей народности, о своих национальных ценностях: подымаются возмущенные крики - человеконенавистничество! Нетерпимость! Черносотенное насилие! Грубый произвол!».

Выдающийся русский философ Игорь Шафаревич писал: «Михаил Осипович Меньшиков – один из небольшого числа проницательных людей, живших в тот период русской истории, который иным казался (и сейчас еще кажется) безоблачным. Но чуткие люди уже тогда, на рубеже XIX и XX веков видели главный корень надвигающихся бед, обрушившихся потом на Россию и переживаемых нами до сих пор (да и не видно, когда еще придет им конец). Этот основной порок общества, несущий в себе опасность будущих глубоких потрясений, Меньшиков усматривал в ослаблении национального сознания русского народа...».

Портрет современного либерала

Еще много лет назад Меньшиков энергично разоблачал тех в России, кто, как и сегодня, поносил ее, уповая на «демократический и цивилизованный» Запад. «Мы, – писал Меньшиков, – глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут "порядочные" люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы. Чтобы удовлетворить свои возросшие потребности, образованный слой предъявляет к русскому народу все большие требования.

Интеллигенция и дворянство не хотят понять, что высокий уровень потребления на Западе связан с эксплуатацией им значительной части остального мира. Как бы русские люди ни работали, они не смогут достичь уровня дохода, который на Западе получают путем перекачки в свою пользу неоплаченных ресурсов и труда других стран…

Образованный слой требует от народа крайнего напряжения, чтобы обеспечить себе европейский уровень потребления, и, когда это не получается, возмущается косностью и отсталостью русского народа».

Не нарисовал ли Меньшиков более ста лет назад со своей невероятной прозорливостью портрет нынешней русофобствующей либеральной «элиты»?

Отвага для честного труда

Ну а разве не к нам сегодня обращены эти слова выдающегося публициста? «Чувство победы и одоления, – писал Меньшиков, – чувство господства на своей земле годилось вовсе не для кровавых только битв. Отвага нужна для всякого честного труда. Все самое дорогое, что есть в борьбе с природой, все блистательное в науке, искусствах, мудрости и вере народной – все движется именно героизмом сердца.

Всякий прогресс, всякое открытие сродни откровению, и всякое совершенство есть победа. Только народ, привыкший к битвам, насыщенный инстинктом торжества над препятствиями, способен на что-нибудь великое. Если нет в народе чувства господства – нет и гения. Падает благородная гордость – и человек становится из повелителя рабом.

Мы в плену у рабских, недостойных, морально ничтожных влияний, и именно отсюда – наша нищета и непостижимая у богатырского народа слабость».

Разве не из-за этой слабости рухнула Россия в 1917 году? Разве не потому развалился в 1991-м могучий Советский Союз? Не та ли опасность грозит нам и сегодня, если мы уступим глобальному натиску на Россию со стороны Запада?

Месть революционеров

Те, кто подрывал основы Российской империи, а потом в феврале 1917 года захватили в ней власть, не забыли и не простили Меньшикову его позиции стойкого государственника и борца за единение русского народа. Публицист был отстранён от работы в «Новом времени». Лишившись дома и сбережений, конфискованных вскоре уже большевиками, зиму 1917–1918 гг. Меньшиков провел на Валдае, где у него была дача.

В те горькие дни он в своем дневнике писал:«27 февр.12.III.1918. Год русской великой революции. Мы еще живы, благодарение Создателю. Но мы ограблены, разорены, лишены работы, изгнаны из своего города и дома, обречены на голодную смерть. А десятки тысяч людей замучены и убиты. А вся Россия сброшена в пропасть еще небывалого в истории позора и бедствия. Что дальше будет и подумать страшно,- т. е. было бы страшно, если бы мозг не был уже досыта и до бесчувствия забит впечатлениями насилия и ужаса».

В сентябре 1918 года Меньшикова арестовали, и уже через пять дней расстреляли. В заметке опубликованной в «Известиях» говорилось: «Чрезвычайным полевым штабом в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению советской власти».

В этом сообщении не было ни слова правды. Не было никакого заговора и никакую газету Меньшиков тогда уже не выпускал.

Ему мстили за его прежнюю позицию стойкого русского патриота. В письме жене из тюрьмы, где он просидел шесть дней, Меньшиков писал, что чекисты не скрывали от него, что этот суд есть «акт мести» за его статьи, печатавшиеся до революции.

Казнь выдающегося сына России произошла 20 сентября1918 года на берегу Валдайского озера напротив Иверского монастыря. Его вдова, Мария Васильевна, ставшая вместе с детьми свидетелем расстрела, написала потом в своих воспоминаниях: «Придя под стражей на место казни, муж стал лицом к Иверскому монастырю, ясно видимому с этого места, опустился на колени и стал молиться. Первый залп был дан для устрашения, однако этим выстрелом ранили левую руку мужа около кисти. Пуля вырвала кусок мяса. После этого выстрела муж оглянулся. Последовал новый залп. Стреляли в спину. Муж упал на землю. Сейчас же к нему подскочил Давидсон с револьвером и выстрелил в упор два раза в левый висок. <…> Дети расстрел своего папы видели и в ужасе плакали. <…> Чекист Давидсон, выстрелив в висок, сказал, что делает это с великим удовольствием».

Сегодня могила Меньшикова, чудом сохранившаяся, находится на старом городском кладбище города Валдай (Новгородская область), рядом с церковью Петра и Павла. Только много лет спустя родные добились реабилитации знаменитого писателя. В 1995 году новгородские писатели при поддержке администрации общественности Валдая открыли на усадьбе Меньшикова мраморную мемориальную доску со словами: «Расстрелян за убеждения».

В связи с юбилеем публициста в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете прошли всероссийские Меньшиковские чтения. «В России не было и нет равного Меньшикову публициста», – подчеркнул в своем выступлении председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.

Владимир Малышев