Генератор

Диагностика акпп: что, где, когда. Пошаговая инструкция по самостоятельной проверке акпп при покупке подержанного авто Как проверить состояние коробки передач


Если бы Вы увидели как устроена АКПП и представили, что износ одной из многочисленных деталей и сальников приводит к некорректной работе всего агрегата, ответ стал бы очевидным. Автоматические коробки также чувствительны к перегреву трансмиссионного масла – стоит залезть в глубокий снег и побуксовать на месте 20-30 минут хватит, чтобы сжечь коробку. Примеров тому предостаточно. В автомате много прецизионных поршней. Стоит одному из них застопориться, как трансмиссия перестает работать правильно. Многие рабочие части автомата подвержены естественному износу. В масляном поддоне установлен магнит, который притягивает к себе металлический порошок. Даже после 150,000 км он будет покрыт толстым слоем металлического налета. Проверьте такой же магнит на механической коробке, и он будет совершенно чистым после аналогичного пробега. Кроме того, автоматы редко долго живут после ремонта – в них слишком много точных частей, и малейшая ошибка или песчинка грязи вызывают поломку снова.
Из всего выше сказанного делаем вывод: автомат – агрегат, требующий особенно тщательного внимания при покупке подержанного автомобиля.

Да, автоматы стали надежнее сегодня, но они все еще остаются самыми уязвимыми и склонными к поломкам узлами с последующим сложным и дорогим ремонтом.

При неправильной эксплуатации автомат можно угробить за полчаса. Один клиент пытался освободить свою новенькую Audi из сугроба и сжег коробку в первый день покупки! Ремонт обошелся в $2000, а через год коробка сломалась снова.
Автомат сильно зависит от качества трансмиссионного масла и его состояния. Неверный тип масла может привести к поломке уже через полчаса.

Попробуем рассмотреть, на что надо обращать внимание при тестировании автомата, покупая подержанный автомобиль. Кроме того, мы настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному специалисту, чтобы протестировать подержанный автомат – очень разумный вклад денег.

Первое, проверьте историю машины, если это возможно. Вы сэкономите время и деньги. Если история машины говорит о том, что она использовалась в прокате или была восстановлена после серьезной аварии, даже не смотрите на нее. Спросите продавца или предыдущего хозяина, проводился ли ремонт автомата. Если автомат уже перебирался, лучше не покупать такую машину. Дело не в том, что все ремонтные трансмиссии имеют проблемы – некоторые из них работают лучше, чем до ремонта. Проблема в том, что не все ремонтные мастерские в состоянии починить квалифицированно АКПП. А так как невозможно определить, насколько качественным был ремонт, лучше вообще отказаться от такой машины. Еще один повод побеспокоится – . Транспортировка прицепа вызывает дополнительный износ АКПП .

Как проверить автомат подержанной машины

Первое, проверьте уровень масла в автомате и его состояние
Двигатель работает на холостых оборотах, АКПП в положении «Park». Вытащите щуп трансмиссии и протрите его чистой тряпкой. Вставьте назад и вытащите щуп снова. Внимательно рассмотрите масло. Протрите щуп белой бумагой, чтобы оценить состояние масла. След на бумаге должен быть чистым и прозрачным без каких-либо металлических частиц или инородных хлопьев. Новое масло обычно красного цвета. Со временем оно становится немного коричневатым, но не должно быть черным. Понюхайте масло. Не должно быть жженого запаха.
Сначала эта проверка будет казаться непростой, но после нескольких машин, Вы поймете, что здесь нет ничего сложного.
Итак, если Вы обнаружите, что масло автомата слишком темное, имеет металлические частицы или пахнет гарью, то лучше не покупать такую машину.
Учитывайте то, что многие современные автоматы идут без масляного щупа, и проверка уровня масла возможна только в специализированном техцентре. В этом случае для контроля автомата остается только тестовый заезд.

Тестовый заезд с целью проверки автомата
Будьте крайне осторожны, когда ведете чужую машину. Предварительно настройте сиденье и зеркала, проверьте работу тормозов.
Первый признак дефектного автомата – задержка между моментом, когда Вы выбирает передачу «D» (Drive) или «R» (Reverse), включением передачи.
Немного прогрейте машину с трансмиссией в положении «P» (паркинг) до тех пор, пока обороты не упадут до 650 - 850 /мин.
Нога на педали тормоза, переключаете на «D» (Drive). Автомат должен немедленно выбрать этот режим - по ощущениям он начинает тащить машину вперед. Процесс включения должен происходить мягко без толчков и стуков.
Переключите на «N» (Neutral), и коробка должна отключиться. Теперь включите «R» (Reverse). Снова автомат должен включиться мгновенно – Вы чувствуете, что машина хочет ползти назад. Опять не должно быть никаких толчков или стуков.
Теперь, удерживая тормоз, переключайтесь из D в R и обратно. Снова никаких толчков или стуков.
Если происходит задержка более 1 с при включении передачи, то коробка либо изношена, либо уже требует ремонта.

Теперь надо покататься
Рычаг АКПП в положении «D» (Drive), убираете ногу с тормоза и мягко ускоряетесь. До скорости 50-60 км/ч передачи должны переключиться минимум дважды (с первой на вторую, со второй на третью).
Все переключения должны быть мягкими без толчков и задержек.

Момент переключения передачи определяется легким изменением уровня шума двигателя и падением его оборотов. Если АКПП чрезмерно изношена, то она переключается с толчком или задержкой и даже ударом (особенно с 1-й на 2-ю).
На скорости 40-50 км/ч надавите газ до упора, при правильном состоянии автомат перейдет на передачу ниже и обороты повысятся.

Далее: проверьте overdrive (если он имеется). Эта кнопочка сбоку слева рычага АКПП для японских и американских автомобилей.
На скорости 60-70 км/ч на ровной дороге переключитесь на режим ON нажатием кнопки овердрайв. Автомат должен переключиться на передачу вверх. Переключите в положение «OFF,» автомат опустится на одну передачу.
Еще одна проблема автомата – пробуксовка передач. Вы давите газ, обороты растут, скорость не увеличивается.

Даже одного из выше указанных недостатков достаточно, чтобы отказаться от покупки машины.
Тестовый заезд должен быть по возможности долгим. Часто коробки работают нормально в холодном состоянии, а в прогретом начинают бастовать и наоборот. Поэтому лучше потратить больше времени на проверку, чем потом заниматься серьезным ремонтом. Рабочая коробка передач не дергается, не стучит, не буксует и не производит шумов при переключении на любой скорости и любой температуре масла. Если продавец начинает Вас уверять, что толчки, вибрация и тому подобные вещи «обычное явление» для данной машины, потому что она не прогрелась или что-то в этом роде, не доверяйте ему. Если « » или мигающий овердрайв появится во время теста, обсудите проблему со своим механиком.

Привет всем читателям моего блога!

Сегодняшняя моя статья расскажет вам о том, как проверить АКПП при покупке подержанного авто.

Одним из самых проблемных узлов Б/У автомобиля является автоматическая коробка переключения передач (АКПП). Ввиду повышенной сложности и ранимости данного механизма он очень часто выходит из строя.

А замена или ремонт этой важнейшей части трансмиссии являются одними из самых затратных по прейскурантам станций техобслуживания. Из-за этого покупка подержанного автомобиля с АКПП может из с виду очень выгодной, вскорости перейти в разряд крайне убыточной сделки.

Поэтому, если вы решили приобрести транспорт с подобным механизмом, воспользуйтесь моей инструкцией для самостоятельного определения состояния АКПП.

Коробки передач у автотранспорта бывают разные:

  • Механическая (МКПП);
  • Вариаторная (ВКПП, СУТ);
  • Роботизированная (РКПП);
  • Автоматизированная (гидромеханическая) (АКПП).

Внимание! В силу исторических условностей именно автоматизированную (гидромеханическую) разновидность таких редукторов принято называть АКПП.

АКПП так же как и РКПП освобождает водителя от необходимости постоянно переключать скорости и принцип работы тут вот какой: водитель устанавливает селектор (рычаг) переключения передач в нужное положение и далее все переходы между скоростями в выбранном диапазоне происходят автоматически.

Положений селектора на современных АКПП несколько, и они могут различаться на разных марках/моделях. Но основные режимы обычно следующие:

  • Режим парковки (Р);
  • Задняя передача (R);
  • Нейтральный режим (N);
  • Режим движения вперед (D);
  • Пониженная передача (L).

АКПП отличается очень плавным переключением скоростей. Она удобна, но, в то же время, это весьма сложное и очень уязвимое устройство, правильно отремонтировать которое сможет далеко не каждый автослесарь.

Мало того, ремонтировать их вообще не любят, т. к. за примерно то же время и с меньшими хлопотами мастер может поработать с несколькими обычными редукторами, за большую совокупную оплату. Поэтому на СТО обычно стараются склонить автовладельцев именно к замене АКПП, а не к ее ремонту.

Самостоятельная проверка АКПП

Шаг первый: опрос продавца машины

Сразу нужно расспросить хозяина машины. Возможно, что после разговора с ним осматривать авто уже не будет надобности – вы поищите другой вариант.

Спрашивать нужно:

Расспросите об особенностях использовании автомобиля

Если владельцев было много, или хозяин использовал авто в качестве такси или для перевозки различных тяжестей на фаркопе (само его наличие большой минус), а также для охоты, рыбалки, разъездов по природе, и т. п., то от такого транспорта лучше отказаться, даже если другие узлы машины находятся в хорошем состоянии.

Кстати, если фаркопа нет, то проверьте возможные следы от его установки, а также следы от троса на буксировочных проушинах – буксировка для АКПП также очень вредна.

Машины с АКПП мало приспособлены для экстремальных условий. К примеру 15-30 минутная пробуксовка в снегу или грязи может привести к перегреву трансмиссионного масла и малопоправимой порче редуктора.

Расспросите о техническом обслуживании АКПП

Спросите проводилась ли замена трансмиссионного масла. Если не проводилась, а пробег более 80 тыс. км, то в ближайшей перспективе (на рубеже пробега в 100 тыс. км и более) проблемы с АКПП будут обязательно, даже если вы сразу смените масло.

Если масло менялось, то поинтересуйтесь при каком пробеге, на какое именно масло производилась замена и кто его менял. Был ли при этом сменен фильтр в поддоне.

По регламенту большинства автопроизводителей замена масла в трансмиссии должна проводиться на рубеже, не превышающем пробег в 60 тыс. км, а оптимально при 35-45 тыс. Масло обязано быть специальным трансмиссионным: обычно это ATF – специальный состав для АКПП (Automatic Transmission Fluid). Заниматься такой заменой должны только сертифицированные СТО, которые выдают чек, заказ-наряд, а в лучшем случае еще и гарантию. Если с маслом менялся и фильтр, то это дополнительный весомый плюс.

В некоторых автомобилях, оснащенных бортовым компьютером, просто так масло не поменять – нужно подключение к «мозгу» машины.

Расспросите о ремонте АКПП

Если на вопрос о ремонте АКПП вы получите утвердительный ответ, то от подобного транспорта лучше отказаться т. к. тут много больше шансов получить «кота в мешке», даже если хозяин, ко всей прилагает и документы по ее ремонту. Именно в случае с АКПП лучше не рисковать: шансов на повторный ремонт будет больше, чем на беспроблемную езду. Но если редуктор был не отремонтирован, а заменен на новый в сертифицированном СТО, то это, конечно, хорошо, однако поинтересуйтесь причиной такой замены.

Еще понаблюдайте за реакцией продавца на грамотные вопросы о редукторе, часто именно она дает подозрение на какой-то подвох или же вообще .

После опроса, если вы намерены продолжить обследование, переходите к следующему шагу.

Шаг второй: осмотр коробки и трансмиссионного масла

Визуальный осмотр автоматической коробки

Для осмотра используйте только светлое время суток, желательно это делать в день с сухой и ясной погодой.

Попросите хозяина хорошо прогреть машину. Летом для этого достаточно 3-5, а в зимнее время 10-15 мин. Установите авто на как можно более ровное место и передвиньте селектор в парковочный режим – Р (на некоторых марках необходим режим N).

Внимание! Все тесты для АКПП проводятся только после прогревания автомобиля.

Когда машина прогреется, при работающем моторе (при холостых минимальных оборотах), откройте капот и осмотрите коробку визуально. На ней не должно быть подтеков от масла, и она не должна выделяться уровнем загрязненности от всего остального двигательного отсека. Не поленитесь и осмотрите коробку со стороны днища.

Осмотр трансмиссионного масла

Теперь можно приступать к осмотру трансмиссионного масла. Тут вы должны знать, что существуют две разновидности АКПП:

  • Необслуживаемая – пробка не имеет масляного щупа;
  • Обслуживаемая – на пробке имеется масляный щуп.

Однако оба названия условны и все АКПП по факту являются обслуживаемыми (иначе и быть не может). Но некоторые продавцы, на вопрос о том почему так долго тянули с заменой масла, ничтоже сумняшеся отвечают: «так необслуживаемая же коробка!», мол, чего же ты еще хотел.

И если человек не очень в этом разбирается, то его такой ответ может вполне устроить. Был даже случай, когда покупатель приобрел автомобиль с полностью убитой АКПП, которая работала только в двух режимах. Хозяин покупателя эмоционально «просветил», что это все абсолютно нормально: «Ведь автомат же берешь, дарагой, да? Как по-другому быть может, сам подумай?».

Трансмиссионное масло нужно исследовать по следующим критериям:

  • Уровень;
  • Консистенция;
  • Цвет;
  • Твердые и взвешенные включения;
  • Запах.

В случае с необслуживаемой коробкой о качестве масла можно судить только лишь по запаху от пробки, а все остальное придется проверять уже на СТО.

Если АКПП обслуживаемая, то щуп с маслом может многое рассказать.

Уровень на щупе обязан оставаться в пределах от HOT до COOL – недостаток и даже избыток уровня вредит АКПП.

Нормальное масло имеет густую консистенцию – оно не должно сбегать со щупа как вода.

Цвет масла должен быть от красного и до темно-красного. Если оно коричневое, но имеет прозрачность и в нем нет взвешенных включений, то такой цвет тоже допускается – АКПП в нормальном состоянии, но требуется срочная замена ATF. Если цвет масла темный и непрозрачный или же совсем черный, то от покупки данной машины нужно отказаться.

Если в масле любого цвета заметны какие-то посторонние взвеси (лохмотья, металлические включения и т. п.), то это авто также брать не рекомендуется – скорее всего хитрый хозяин сменил ATF перед продажей.

Запах у масла должен быть характерно технический. Если же от него идет запах гари, то от такого авто нужно отказываться – в АКПП подгорели фрикционные диски (аналог сцепления). Запах же протухшей рыбы говорит о долгом сроке использования трансмиссионной жидкости.

Вот и все по осмотру и проверке масла. Не очень все и сложно, не правда ли?

Шаг третий: тест-драйв для АКПП

Проверка АКПП на холостом ходу

Теперь нужно проверить АКПП в работе: на холостом ходу и в движении. Перед этим обязательно приглушите все посторонние источники шума в машине (магнитола, громкий разговор и т. п.).

На холостом ходу редуктор проверяется следующим образом:

  • Выжимается педаль тормоза.
  • Селектор АКПП переключается на все режимы с промежутком в 3-5 секунд – все передачи должны включаться сразу. Максимальное время запаздывания – 1 секунда. Не должно быть слышно никаких сильных толчков, скрипов, пинков и т. п.
  • Селектор АКПП (при выжатом тормозе) прогоняется по всем режимам еще раз, но в этом случае почти без задержки между режимами. При этом также не должно происходить ничего подозрительного.
  • При выжатой педали тормоза быстро проведите селектором комбинацию: Драйв – Реверс – Драйв. Тут допускается максимальная задержка в 1.5 секунды. Обращайте внимание на толчки, рывки, пинки, посторонние звуки.

Допускаются только легкие и плавные толчки (более всего это ощущается в положении Revers и Drive), но они ни в коем случае не должны быть сильными, короткими и прерывистыми. Исправная АКПП отличается тем, что к ней невозможно придраться – она работает тихо и идеально.

Проверка АКПП в динамике

Вторая часть проверки проводится уже в движении.

Перед тест-драйвом желательно выбрать прямой участок дороги, где нет возможных препятствий для непрерывного разгона до 100 км/ч (светофоры, посты ДПС и т. п.).

Вам нужно будет провести тесты во всех основных режимах, связанных с движением автомобиля. Это, примерно, вот какие проверки:

  • Плавный старт и разгон;
  • Быстрый разгон и торможение;
  • Свободное движение с понижением передач;
  • Проверка функции Overdrive.
Плавный старт и разгон

В режиме Drive (на него делаете переход из режима Parking) плавно трогаете авто с места и так же плавно выжимаете педаль газа до достижения скорости в 50-60 км/ч. До этой отметки исправная АКПП должна переключиться как минимум два раза (с первой на вторую, а потом на третью). Особое внимание уделите моменту перехода с первой скорости на вторую – тут не должно быть резких рывков и сильных пинков, допускается только легкий и плавный толчок.

Продолжайте плавное ускорение в щадящем режиме до скорости около 90 км/ч. К этой отметке автомат должен будет перебрать все передачи. Вы должны внимательно наблюдать за наличием и характером толчков при переключениях, присутствием каких-либо звуков и т. п. Исправный автомат работает практически бесшумно, с легкими и плавными толчками при переключении скоростей.

Наблюдайте также за показаниями тахометра. Например, при 4-х ступенчатой АКПП и скорости в 85-95 км/ч, тахометр должен показывать не менее 3000 оборотов, а при 6-и ступенчатом редукторе, чуть более 2000 оборотов.

Быстрый разгон и торможение

Для резкого разгона при старте с места переключите селектор в положение Drive и резко вдавите педаль газа (только без излишнего фанатизма). Авто с исправной АКПП без проблем даст хороший старт с места и быстро наберет обороты (5-6 тыс.). Данную динамику полезно сверить с заявленной от производителя: например, там прописано 10-12 сек. разгона до 100 км/ч – вот около данного показателя и должен быть результат теста.

Если же вы вжимаете газ, агрегат дает обороты, а само авто не производит ожидаемой динамики, то это говорит о пробуксовке фрикционов, и данную АКПП скорее всего нужно будет вскорости ремонтировать или менять.

Проверив динамику быстрого разгона и уменьшив скорость до 40 км/ч, резко вдавите педаль тормоза, для проверки экстренного торможения – если все в порядке, то АКПП без проблем сбросит скорости, а автомобиль остановится.

Свободное движение с понижением передач

Этот тест нужен для проверки того, как АКПП понижает передачи. Некоторые данную проверку считают излишней, но при тестировании автомата лишних проверок не бывает, поэтому выполняйте по возможности все тест-драйвы.

Тут вам нужно разогнать машину до 90-100 км/ч и отпустить педаль газа, пуская машину в накат. Пока авто будет идти по инерции, редуктор должен плавно (почти незаметно) переключаться с передачи на передачу к понижению, с соответствующим уменьшением показателя индикации по тахометру.

Проверка функции Overdrive

При наличии в системе трансмиссии повышающей передачи (функция овердрайв – аналог пятой передачи для МКПП) она также подлежит проверке.

Разгонитесь до 60-70 км/ч и нажмите кнопку овердрайва (ON), при этом АКПП сразу перейдет на более высокую передачу. Выключите данный режим (OFF) – передача должна без проблем понизиться на один уровень.

Если при включенном овердрайве начнет загораться индикатор Check Engine, то это может свидетельствовать о неисправности АКПП.

Ну вот и все тесты для проверки АКПП в полевых условиях. Не такие уж они и сложные и если их выполнять в полном объеме, то вы можете быть более чем на 80% уверены в исправности автоматического редуктора и заодно всей трансмиссии.

Тем же, кто желает получить более детальное представление о самостоятельной проверке АКПП я советую просмотреть вот это видео, где все детали тестов освещаются опытным владельцем автомашины с коробкой-автоматом:

  • При осмотре автомобиля обратите внимание на его шины, особенно при покупке внедорожника. Если вы увидите, что машина «обута» в какой-либо вид резины повышенной проходимости, то это может быть лишним стимулом к тщательной проверке АКПП и более пристрастному опросу хозяина.
  • При тест-драйве набора скорости с места вы должны понимать, что если у машины имеется слабая двигательная установка, то такой тест будет закономерно провален – авто физически не сможет его выполнить. Имейте это в виду.
  • Вы должны знать, что электронный мозг АКПП анализирует команды от водителя в основном на основе анализа поведения педали газа. То есть для автомата есть разница как именно вы выжимаете педаль (резко, плавно, немного, «до полика» и т. д.) – на основе этого система определяет в какой последовательности будут переключаться передачи.

Заключение

Ну вот, вы теперь имеете представление о самостоятельной проверке АКПП. Вы усвоили, что подержанные машинам с таким редуктором нужно проверять особенно тщательно, не проникаться верой на всевозможные уверения продавца, а основное внимание уделить исследованию трансмиссионного масла и проведению всех пунктов тест-драйва.

А как проверяйте данный агрегат вы? Расскажите мне об этом в комментариях. Если инфа окажется интересной либо полезной, то дополню ею данную статью.

На этом я заканчиваю публикацию и желаю всем самого свежего автомобильного драйва! Оформляйте подписку на блог и делитесь заинтересовавшими вас статьями через социальные кнопки.

До следующей встречи, друзья!

Инструкция

Автоматическая коробка передач – очень сложное устройство, состоящее из многочисленных деталей и сальников. Износ всего одного элемента приводит к некорректной работе всего агрегата. Также АКПП чувствительна к перегреву. Полчаса буксования в глубоком достаточно, чтобы сжечь коробку. Масло в автоматической коробке следует менять чаще, чем в механической, и езды на «старом» масле более плачевны. Неверный выбор заливаемого в коробку масла способен испортить ее в первый же день эксплуатации. Кроме того, автоматы плохо переносят ремонт и недолго служат после него. Поэтому практичные американцы и европейцы не ремонтируют коробку, а меняют узел в сборе.
Также следует помнить, что ремонт автоматической коробки очень сложен и очень дорог.

Перед проверкой автоматической коробки передач полезно выяснить машины. Это может сэкономить затраты времени и денег. Если машина использовалась в прокате или была восстановлена после серьезной аварии, АКПП долго не прослужит. То же можно сказать про уже ремонтированную коробку. Все ремонтные автоматические коробки передач имеют проблемы. И далеко не все мастерские могут квалифицированно починить АКПП. Наличие может означать повышенный износ автомата, вызванный транспортировкой прицепа.

Проверка автоматической коробки.
Во-первых, следует проверить уровень масла в коробке и его состояние. При этом двигатель должен работать на холостых оборотах, селектор автомата стоять в положении «парковка». Щуп трансмиссии вынимается, протирается чистой тряпкой и вставляется обратно. Теперь следует вновь вытащить щуп. Чтобы оценить состояние масла, щуп протирается белой бумагой. На бумаге должен остаться чистый и прозрачный след без металлических или инородных частиц. Новое масло имеет красный цвет. Не новое может быть коричневатым, но никак не черным. И не иметь жженого запаха.
Следует учитывать, что современные автоматические коробки передач не имеют масляного щупа. Проверка уровня и состояния масла возможна только в специализированном техническом центре.

Тестирование АКПП на ходу.
Задержка между моментами выбора положения селектора «D» или «R» и перед включением этих положений селектора – признак дефекта. Сначала следует прогревать автомобиль и коробку в положении «Р» (парковка), пока обороты не снизятся до 600-800. Удерживая автомобиль на месте педалью тормоза, селектор переключается на «D» (движение). Автомат немедленно должен выбрать этот режим и начать пытаться тащить машину вперед. Все должно произойти мягко, без толчков и стуков. Далее, при переключении на «N» (нейтраль), коробка должна отключиться. Теперь, при включении «R» (задний ход), АКПП должна также включаться мгновенно, без щелчков и стуков. Автомобиль должен пытаться поползти назад.
Удерживая педаль тормоза, следует проверить коробку, переключаясь из «D» в «R» и обратно. Никаких толчков и стуков быть не должно. Задержка более 1 сек. при включении какого-либо режима свидетельствует об износе или поломке коробки.

Для дальнейшей проверки коробки на ходу, необходимо развить скорость до 50-60 км/час. Передачи должны переключиться не менее двух раз, мягко, без толчков и задержек. Факт переключения передачи определяется по легкому изменению шума мотора и падению его оборотов. При чрезмерном износе АКПП чувствуется толчок, задержка или удар в момент переключения.
На скорости 40-50 км/час следует утопить педаль акселератора до упора. Правильно работающий автомат переключится на передачу ниже, обороты двигателя увеличатся.
При наличии режима overdrive (кнопка слева от селектора АКПП на японских и американских машинах), проверяется и он. Для этого на скорости 60-70 км/час включается режим ON нажатием кнопки overdrive. Передача должна переключиться на одну вверх. При выключении overdrive передача переключается на одну вниз.
Проблема пробуксовки передач выглядит следующим образом: при нажатии педали газа обороты растут, но скорость не прибавляется.

Пренебрежительное отношение мужской половины многомиллионной армии автомобилистов к коробке-автомату кануло в лету: сегодня этот тип трансмиссии уже не ставится в соответствие с недостаточными навыками вождения. Более того, постепенно уже механическая трансмиссия становится моветоном, и ею оснащают преимущественно начальные комплектации. Но у АКПП есть серьёзный недостаток, ослабляющий её главное достоинство, простоту управления автомобилем. Это – высокая стоимость ремонта. Вот почему при покупке подержанной машины так важно убедиться, что вы в скором времени не попадёте на такой дорогостоящий ремонт. Сегодня мы расскажем, как самостоятельно проверить состояние АКПП при покупке подержанного авто, что поможет без привлечения специалистов решить вышеназванную проблему.

Разговор с продавцом

Рассчитывать на откровенность владельца машины можно далеко не всегда, но делать это нужно обязательно – часто именно после разговора с автовладельцем становится ясно, что нужно заняться поисками другого варианта.

Вас должны интересовать три вещи:

  • в каких режимах/условиях эксплуатировался автомобиль;
  • проводилось ли регламентное техобслуживание АКПП;
  • имел ли место ремонт автоматической трансмиссии.

С большим подозрением следует относиться к автомобилю, у которого:

  • было много хозяев;
  • если он использовался (например, как такси);
  • при наличии фаркопа (это означает, что машина часто использовалась для перевозки тяжестей, что для автоматической коробки очень плохо);
  • если хозяин авто – активный охотник, рыболов или любитель дальних путешествий.

Проверьте наличие потёртостей на буксировочных проушинах – для АКПП буксировка ещё более вредна, чем перевозка грузов. Отметим, что этот тип трансмиссии непригоден для эксплуатации в экстремальных условиях: даже 15-20 минут активной пробуксовки достаточно для перегрева трансмиссионного масла с последующей поломкой редуктора.

Попытайтесь выяснить, проводилась ли замена на понравившейся автомашине трансмиссионного масла. Если нет, то при пробеге, превышающем 80 000 км., в скором времени неизбежны проблемы с коробкой, даже если вы сразу же масло поменяете.

В случае положительного ответа поинтересуйтесь, сколько раз и при каких пробегах производилась замена, кто менял масло, и на какое именно, менялся ли фильтр, расположенный в поддоне. Большинство производителей рекомендует проводить эту операции при пробеге не более 60 000 км., оптимальным считается значение порядка 35 000-45 000 км. В АКПП заливается трансмиссионное масло типа ATF, но продукция далеко не всех производителей совместима между собой. Сама процедура не столь проста, как замена моторного масла, а в моделях с бортовым компьютером эта операция требует обязательного подключения к «мозгам» авто, иначе будут проблемы.

Следует отказаться от покупки и в том случае, когда автоматическая коробка подвергалась ремонту – даже если автовладелец продемонстрирует документы, подтверждающие факт выполнения таких работ в автосервисе, как поведёт себя коробка в будущем, неизвестно. Повторная поломка практически не оставит шансов на успешный ремонт, а замена АКПП полностью – удовольствие очень сомнительное. В качестве исключения можно назвать полную замену редуктора, да и то, если такая работа выполнялась на сертифицированном автосервисе. В любом случае поинтересуйтесь, что стало причиной замены редуктора.

Если в ответах хозяина на ваши расспросы вы заметили признаки неискренности, следует обязательно продолжить обследование.

Проверка состояния масла

И начать нужно с проверки качества трансмиссионного масла. Формально все автоматические коробки делятся на два типа, обслуживаемые и необслуживаемые. Но если отбросить в сторону формализм, то следует уяснить, что все АКПП без исключения нуждаются в обслуживании. Поэтому любые аргументы против несоблюдения сроков замены смазочной жидкости типа «коробка же необслуживаемая» являются несостоятельными.

Увы, но многие автовладельцы пребывают в неведении в этом вопросе, что в большинстве случаев становится основной причиной преждевременных .

Итак, что можно понять, изучив образец трансмиссионного масла, взятый из коробки? Его можно исследовать по пяти важным критериям, без необходимости проводить лабораторные анализы:

  • проверить уровень масла;
  • цвет жидкости;
  • консистенцию;
  • запах;
  • чистоту (наличие/отсутствие взвешенных частиц).

Если тип трансмиссии – необслуживаемая, то вам будет сложно получить образец масла (из-за отсутствия необходимого технологического отверстия), так что придётся ограничиться изучением запаха от заливной пробки. Все остальные анализы без посещения СТО провести не получится.

У обслуживаемых АКПП есть щуп, который и позволяет выполнить все .

Первая из них – анализ уровня ТЖ. Он должен находиться между крайними рисками (обычно они обозначаются словами Cool и Hot). Излишки масла столь же вредны, как и его недостаток.

Цвет должен быть близким к оригинальному, то есть варьироваться от красного до тёмно-красного оттенка. Коричневый цвет без наличия взвешенных примесей тоже можно считать вариантом нормы, но в этом случае тянуть с заменой смазочной жидкости не стоит. Чем темнее масло, тем хуже, а если оно ещё и непрозрачное, то такой автомобиль лучше не покупать.

В норме ТЖ имеет густую консистенцию. Если оно стекает со щупа как вода, о каких смазочных свойствах можно говорить?

Обычно трансмиссионное масло имеет характерный запах, который таковым и должен оставаться. Если вы чувствуете запах гари, это свидетельствует о подгорании фрикционных дисков. Запах протухшей рыбы – доказательство того, что масло не меняли длительное время. В обоих случаях от покупки нужно отказаться.

Наконец, если в исследуемой жидкости видны посторонние взвеси, независимо от происхождения, это говорит о том, что она была заменена совсем недавно, то есть перед продажей. И это тоже повод призадуматься.

Проверка АКПП на ХХ

Косвенные признаки всего лишь свидетельствуют о потенциальных проблемах, реальные же можно выявить, проверив работу автоматической коробки в реальных условиях. Причём начинать нужно с диагностики на холостом ходу, предварительно выключив все электрические приборы, являющиеся источниками шума в автомашине.

Алгоритм проверки работы автоматической коробки передач на машине на ХХ:

  • выжимаем тормозную педаль;
  • прогоняем рычаг селектора по всем режимам, с небольшой временной задержкой между переключениями (в пределах 3-5 секунд). Включение передач должно происходить чётко, без запаздываний свыше одной секунды. И – никаких дополнительных симптомов типа скрипа, дёрганий, пинков;
  • повторите ту же операцию с выжатой тормозной педалью, но без временных задержек. Опять же, все должно происходить чётко, без подозрительных проявлений;
  • ещё один способ проверки – переключение селектора в последовательности: «Драйв» – «Реверс» – «Драйв» с максимальной задержкой между переключениями в полторы секунды. В этом режиме тоже не должно быть никаких толчков, рывков и непонятных звуков. Плавные толчки с небольшой амплитудой при этой проверке допустимы, но если они прерывистые и короткие, если при переключениях слышны щелчки и иные звуки, покупать машину с такой АКПП мы не рекомендуем.

Исправная коробка-автомат должна работать тихо, без нареканий.

Проверка при движении

Но максимум информации можно получить только при тестировании в реальных условиях. Только такая проверка автоматической коробки автомобиля даст представление о состоянии гидротрансформатора.

Испытания проводят на всех четырёх основных режимах работы АКПП: нейтральном, драйвовом, реверсном и в режиме паркинга. Перед переключением рычага селектора необходимо выжимать и отпускать педаль тормоза. Так, если выбрать режим Drive, машина должна тронуться плавно, без пробуксовок и резких рывков. При выборе режима N коробка должна отключиться, причём без временной задержки.

Признаки нормального состояния автоматической трансмиссии – мягко, плавное и практически мгновенное переключение во всех режимах. Если между нажатием селектора и переключением имеется пауза, можно говорить о неточности работы устройства, но когда длительность паузы превышает секунду, можно сделать вывод, что коробка изношена очень сильно.

В режиме D проверяйте наличие пробуксовок: если в результате активного нажатия на педаль акселератора скорость машины остаётся неизменной, это говорит об изношенности фрикционов или иной неисправности автоматической трансмиссии, препятствующей её нормальной работе.

Stall speed test

Ещё один довольно показательный тест, проводимый на холостом ходу при нажатой педали акселератора. Суть его состоит в определении максимального значения количества оборотов на всех режимах, кроме N и P. Рекомендуется выполнять stall speed test в кооперации с опытным специалистом, который сможет определить все возможные проблемы в работе АКПП.

Быстрый разгон и торможение

Проверку эффективности срабатывания переключений режимов движения лучше всего осуществлять именно таким способом. Его суть заключается в следующем: осуществляется .

При падении оборотов до уровня 800-850 нажимаем педаль тормоза и затем столь же плавно – на педаль газа. До достижения скорости порядка 60 км/час коробка должна перейти с первой скорости на вторую, а затем на третью. Последующий разгон до 80 км/час должен сопровождаться ещё одним переключением. При каждом таком действии должно происходить снижение количества оборотов, момент переключения можно отслеживать и по звуку.

При резком торможении коробка должна сразу переходить на первую передачу.

Если такая проверка переключения АКПП при покупке б/у авто проблем не выявила, можно переходить к оставшимся режимам тестирования.

Проверка кикдаун

Под термином kickdown следует понимать резкое нажатие на педаль газа во время движения автомашины. При этом должен произойти переход на одну-две передачи в сторону уменьшения. Режим нужен для более активного ускорения авто (например, при обгоне). Повышение передачи произойдёт автоматически только при достижении силовым агрегатом максимальных оборотов. Такая проверка при покупке авто позволяет выявить перемены в АКПП, свидетельствующие о её износе.

Проверка утечек масла

Ещё один тип проверки не требует даже пуска мотора. Речь идёт об исследовании автомобиля и места его стоянки на наличие пятен трансмиссионного масла. Впрочем, их наличие далеко не всегда позволяет правильно локализовать место потери герметичности, но сам факт наличия утечек будет красноречиво свидетельствовать о наличии проблем с автоматической коробкой. Безусловно, уровень ТЖ можно подкорректировать, убрать пятна на коробке и моторе – тоже, но если утечка есть, она проявится масляными пятнами, обнаруживаемыми под машиной. Если владелец откажется переставить авто под вымышленным предлогом – призадумайтесь, стоит ли иметь дело с такой машиной.

Краткий итог

Если вы твёрдо намереваетесь приобрести подержанный автомобиль только с автоматической трансмиссией, стоит очень скрупулёзно отнестись к проверке её работоспособности, используя все доступные способы. Не предоставление автомобиля для проверки во время движения – явный признак того, что автовладелец что-то скрывает. Помните, что проблемная коробка-автомат практически гарантирует вам дорогостоящий ремонт в краткосрочной перспективе, и стоимость этого мероприятия может в некоторых случаях достигать 25-40% от цены машины. Так что лучше ищите экземпляр с заведомо исправным автоматом, даже если .

К покупке подержанного автомобиля с автоматической коробкой необходимо отнестись ответственно. В этом деле важно не принимать поспешное решение, а тщательно проверить работу АКПП.

Если вы решились на покупку машины с автоматом, то нужно знать, как выявить возможные дефекты. В этом поможет данная статья. В ней описаны несколько способов, которые лучше применять последовательно. Начинать проверку нужно всегда с масла.

Проверка масла в АКПП

Оценивать состояние трансмиссионной жидкости удобно с помощью щупа. Но не все автоматы имеют конструкцию, снабженную щупом. Чтобы проверить масло в такой коробке, съездите с продавцом на станцию обслуживания. Специалист проведет полную диагностику и точно скажет, в каком состоянии находится АКПП.

Если коробка имеет щуп, то ее жидкость получится проверить самостоятельно. Делать это необходимо в режиме паркинга (Р) и на заведенном моторе. Пока двигатель работает нужно вынуть щуп из коробки, вытрите его тряпочкой и вставьте на место. Затем снова вытащите и посмотрите уровень, цвет, понюхайте запах.

Уровень
В холодной коробке масло должно находиться на отметке «Cool». А после прогревания автомата до рабочей температуры в 65 градусов - уровень поднимется ближе к метке «Hot». Если видно, что масла на щупе меньше положенной нормы, это может свидетельствовать о вспенивании, вытекании жидкости или о некачественном ремонте.

Избыток трансмиссионной жидкости вреден для автомата, так же как и недостаток. На высоких оборотах масло вспенивается и вытекает через сопла. Впоследствии его станет меньше положенной нормы, и внутренние детали коробки будут перегреваться.

Запах
В исправном автомате масло имеет естественный запах. Если оно пахнет гарью, это признак перегрева трущихся деталей в коробке. Низкое давление масла в гидравлической системе является причиной плохого сжатия фрикционов между собой. В результате они проскальзывают и стираются.

Эта проблема имеет далеко идущие последствия, связанные с появлением металлической стружки. Частицы металла способны забить каналы в гидроблоке, что приводит к масляному голоданию. Постепенно элементы конструкции сотрутся, и коробка полностью выйдет из строя.

Цвет
По цвету трансмиссионной жидкости тоже можно судить о состоянии коробки. При небольшом пробеге масло приобретает темно-красный или темно-коричневый оттенок. Это считается хорошим состоянием, смазочной жидкости.

Большой пробег АКПП на одном и том же масле изменяет его на черный цвет. Такая трансмиссионная жидкость теряет смазочные свойства. Если масло имеет черный цвет, то, скорее всего, внутренние элементы уж серьезно повреждены и автомату требуется дорогостоящий ремонт.

Убедившись в хорошем состоянии масла, сядьте в машину и проверьте переключение передач. Делать это нужно после прогревания двигателя. Перед переключением передач нажмите на тормоз. Внимательно смотрите и прислушивайтесь к работе автомата. Оцените плавность переключений и убедитесь в отсутствие рывков, толчков и задержек.

  1. Плавность. Чтобы проверить этот параметр, передвигайте рычаг. Сначала включите заднюю скорость, потом нейтраль и режим драйв. Первый раз, двигайте рычаг медленно по всем передачам. А во второй, повторите переключения, но в ускоренном темпе.
  2. Рывки, толчки, задержки. Автомат с дефектами выдаст свое состояние во время работы. Переключая передачи, вы не должны ощущать рывки или толчки. Обратите внимание и на задержку. В исправном автомате передачи включаются быстро. Если задержка длится более одной секунды, это признак износа коробки.

Проведение «Stall speed test»

Stall speed test - проводится после прогревания двигателя до рабочей температуры. Тест помогает выявить дефекты коробки в режиме драйв (D) и задней передачи (R). Во время проверки определяется количество максимальных оборотов двигателя при заблокированных колесах и полностью открытом дросселе. По этим значениям можно судить о состоянии АКПП.

Результаты тестирования у разных марок автомобилей отличаются. Конкретные значения указаны в сервисной книжке машины. Желая провести тест, учитывайте, что он заставляет работать автомат на пределе возможностей. Но stall speed test безопасен и не сможет навредить коробке при следующих условиях:

  • длительность испытания не должна превышать пяти секунд;
  • автомат изначально находится в исправном состоянии.

Поэтому прежде чем проводить тестирование АКПП спросите разрешение у продавца. Отказ можно расценивать, как неуверенность в том, что автомат пройдет испытание. А если даст свое согласие, придерживайтесь, ниже описанной техники.

Техника проведения теста

  1. Разогрейте двигатель до 90–100 градусов Цельсия.
  2. Полностью заблокируйте колеса, для этого установите противооткатными упорами, поднимите ручник и нажмите педаль тормоза.
  3. Переключите рычаг АКПП в режим драйв (D).
  4. Нажмите до пола педаль газа на пять секунд.
  5. Смотрите на тахометр и запомните количество оборотов, показанных на последней секунде.
  6. Переведите рычаг автомата в нейтральное положение (N), и отпустите педаль тормоза.
  7. Сверьте результат со значениями, указанными, в технической книжке этого автомобиля.

Такое же тестирование нужно проделать на задней передаче (R). Но сначала сделайте перерыв на несколько минут, чтобы масло в коробке остыло. Для этого дайте мотору поработать на холостом ходу.

Результаты теста

  1. Если значения теста меньше нормы, то это говорит о плохом состоянии двигателя, который не может развить достаточную мощность.
  2. Если результат тестирования превысил допустимые границы оборотов, это свидетельствует о стертых фрикционах передней и задней передач.

Проведя вышеописанные, предварительные проверки, приступите к испытаниям коробки в движении. Предложите продавцу прокатиться. Найдите безопасную и просторную территорию, где не ездит много машин. Во время движения проверьте несколько режимов работы автомата:

  1. Плавный разгон. Совершите плавный разгон до 60 км/ч. Пока машина набирает эту скорость, автомат должен переключиться не меньше двух раз. Если этого не происходит, значит, коробка имеет проблемы.
  2. Резкий разгон. Обратите внимание на динамику разгона. Если обороты двигателя высокие, но автомобиль медленно набирает скорость, значит, коробка пробуксовывает. Автомобиль с исправным автоматом разгоняется быстро и без рывков.
  3. Резкое торможение. После разгона совершите резкое торможение. Если коробка исправна, то скорости быстро сбросятся с четвертой до первой. При этом не должны ощущаться рывки и задержки.
  4. Включение режима OverDrive. Разгонитесь до 70 км/ч. На этой скорости АКПП включит четвертую передачу. Нажмите на кнопку OverDrive, автомат должен перейти в режим пониженной передачи, т. е. сбросить скорость на одну ступень ниже. Если этого не происходит, то коробка опять же имеет проблемы.

Теперь вы знаете, как самостоятельно проверить АКПП перед покупкой машины. Вышеописанные способы, помогут определить общее состояние коробки, сохранить в дальнейшем приличную сумму. Главное, не ленитесь их применять и тогда найдете ту машину, которая вас не подведет.

Видео: как самостоятельно определить состояние АКПП